Конспект урока математики в 5 классе по теме Упрощение выражений

"Упрощение выражений" 5-й класс 
Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 22-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007.
Тип: урок первичного предъявления новых знаний.
Место темы по планированию: первый из 3 уроков данной темы по программе (5 часов в неделю).
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Цели урока:
Познакомиться с распределительным свойством умножения.
Научится находить и применять сочетательное и распределительное свойство умножения при упрощении выражений.
Формировать и развивать познавательную мотивацию учащихся к получению новых знаний при работе с ИКТ.
Совершенствовать вычислительные навыки учащихся, логическое мышление.
Развивать культуру речи при произношении математических терминов.
Воспитывать внимательность и аккуратность при вычислениях, самостоятельность, умение адекватно оценивать свои знания.
Цели использования ИКТ:
Повысить интерес к математике у различных групп учащихся.
Разнообразить деятельность учащихся на уроке.
Оборудование:  проектор, экран, доска.
Раздаточный материал: листы самооценки, черновики, цветные смайлики настроения, карточки с текстом самостоятельной работы.
Структура урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания по образцу.
Устный счет. Сообщение темы урока.
Актуализация опорных знаний.
Изучение и применение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Физкультминутка.
Работа по теме урока, самостоятельная работа с проверкой по образцу.
Подведение итогов учебной деятельности, домашнее задание.
Приложения:
Презентация к уроку «Упрощение выражений», созданная в программе PowerPoint из пакета программ Microsoft Office 2007г (Презентация);
Листы самооценки для учеников ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]);
Цветные смайлики настроения. (Приложение 2);


План проведения урока

Этапы урока
Время

I.
Организационный момент.
2 мин

II.
Устный счет. Сообщение темы урока, целей.
3 мин

III
Актуализация опорных знаний.
5 мин

1
Переместительное и сочетательное свойство умножения.
2 мин

2
Применение этих свойств для упрощения выражений.
3 мин

IV
Изучение и применение нового материала.
13 мин

1
Распределительно свойство умножения.
1 мин

2
Применение распределительного свойства для вычислений
5 мин

3
Применение распределительного свойства для упрощения выражений
7 мин

V
Закрепление изученного материала.
5 мин

1
Упрощение выражений в тетрадях.
4 мин

2
Проверка ответов на экране.
1 мин

VI
Физкультминутка.
2 мин

VII
Работа по теме урока, контроль.
10 мин



5 мин

1.
Решение уравнений. Проверка уравнений у соседа по парте.
5 мин

VIII
Итог урока. Задание на дом. Рефлексия.
5 мин



ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель:
Эй, дружок, ты готов начать урок. Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручки, книжки и тетрадки. Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Лишь одну оценку пять?
– Хорошо! Садитесь. – Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас.
- Ребята, мы с вами знаем, что: (СЛАЙД 3)
«ПУТЬ ПОЗНАНИЯ УВЛЕКАТЕЛЕН, НО НЕ УСАПАН РОЗАМИ»
Я хочу пожелать всем удачи на нашем уроке, надеюсь, вам будет интересно работать и узнавать новое. (СЛАЙД 4)
У вас на столах лежат смайлики с мордашками-настроениями: веселое, грустное, безразличное. (СЛАЙД 5) Поднимите, пожалуйста, ту, которая соответствует вашему настроению сейчас (ребята поднимают).  – Ещё перед вами листки самооценки с этапами нашего урока. (СЛАЙД 6) По ходу урока напротив каждого этапа мы будем ставить себе оценку. 
II. Проверка домашнего задания.
Давайте проверим домашнюю работу. Откройте тетради, поменяйтесь с соседом по парте. Проверьте работу по образцу на экране. Карандашом исправьте ошибки, если есть и на полях поставьте оценку. (СЛАЙДЫ 7-8). Обменяйтесь тетрадями. Перенесите свою оценку в лист контроля. Тетради сдадите в конце урока.
III. Устный счет. Сообщение темы урока
Учитель: А теперь проведём устную разминку (Слайды 9-11). (Ребята отвечают по порядку, ответы появляются в ячейках по щелчку).
Учитель: В своих листах самооценки ставим +, кто ни разу не ошибся.
Ребята, произошло что-то странное. Слоги в словах перепутались. Получились СЛОВА-ПЕРЕВЕРТЫШИ. Давайте расставим все по местам. (СЛАЙД 12)
Скажите, пожалуйста, какое слово можно считать лишним и почему? Какую же тему мы будем сегодня изучать? («Упрощение выражений»).
(СЛАЙД 13) Сегодня на уроке мы повторим правила, которые вы изучали в начальной школе, дадим им новое название и будем учиться применять их при упрощении выражений. Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока «Упрощение выражений». 
Учитель: 
IV. Актуализация опорных знаний
Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие свойства умножения мы с вами уже изучали?
Дети отвечают: переместительное и сочетательное (вместе с учителем дают определение). (СЛАЙД 14)
Учитель: А сегодня мы познакомимся ещё с одним свойством умножения и научимся применять его при решении примеров и упрощении выражений.
Учитель: Вспомним применение сочетательного свойства умножения (Слайд 15).
Дети поднимают руку и отвечают (ответы появляются по щелчку).
V. Изучение и применение нового материала
Учитель: А теперь перейдём к изучению нового свойства.
(СЛАЙД 16

Дети читают и записывают в тетради распределительное свойство с помощью букв, решают устно примеры на экране (Слайды 9-11 ответы появляются по щелчку).
Учитель: Используя распределительный закон, мы с вами узнали как можно устно умножать большие числа и научились упрощать выражения. Например, выражение 23а + 27а мы записали в более простом виде или, как говорят математики, упростили. Такие преобразования, в результате которых получается более простое выражение, называют упрощением выражений.  Рассмотрим выражение 60а. Это произведение числа 60 и буквы а. Говорят, что число 60 – это числовой множитель или коэффициент,  а буква а – буквенный множитель. Упрощая выражение 23а + 27а, мы сложили коэффициенты 23 и 27 , а буквенный множитель оставили без изменения. Упростите: Слайд 12.
Дети отвечают с места, учитель комментирует (для проверки ответы возникают по щелчку).
Закрепление изученного материала
Учитель: Следующее задание выполняем в тетрадях на оценку. Упростите выражение и найдите его значение Слайд 13. Проверка на Слайде 14.
Учитель: В листах самоконтроля не забываем поставить себе оценку, если допустили ошибку, то оценка на балл ниже.
VI. Физкультминутка (гимнастика для глаз, физ. упражнения. Слайды 15-19).
VII. Работа  по теме урока, контроль на ПК
Учитель: Следующее задание – решение уравнений. Пока 1 вариант садится за ПК и выполняет тест по теории, второй вариант решает уравнения в тетрадях, применяя упрощение выражений, затем меняемся. Уравнения вы потом проверите друг у друга и поставите оценку в лист самооценки. А за тест на ПК компьютер вам сам выдаст оценку, её тоже выставляем в лист самооценки (решения уравнений затем разбираем на доске, они появляются на экране по щелчку, тест на ПК можно пройти повторно тем, кто получил низкий балл). Слайды 20-21.
Тест ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
VIII. Итог урока. Задание на дом (Слайды 22-23)
Учитель задаёт вопросы, дети отвечают:
Задание на дом: стр. 87 № 574 (а, б) и № 576 (а, б)
Используемая литература: (Слайд 24)
Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 22-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2007.
Жохов В.И. Преподавание математики в 5-6 классах – М: Вербум-М, 2000;
Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев математика 5-11 классы – М: Дрофа, 2004.
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса.– М.: Классикс Стиль, 2007.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Коллекция картинок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Коллекция анимаций.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Презентация открытого урока. Автор Червякова О.Ю.











Приложение 1
Фамилия, имя:

1.
Домашняя работа.


2.
Устный счет.


3.
Работа у доски.


4.
Самостоятельная работа.


5.
Решение уравнений.


Фамилия, имя:

1.
Домашняя работа.


2.
Устный счет.


3.
Работа у доски.


4.
Самостоятельная работа.


5.
Решение уравнений.


Фамилия, имя:

1.
Домашняя работа.


2.
Устный счет.


3.
Работа у доски.


4.
Самостоятельная работа.


5.
Решение уравнений.


Фамилия, имя:

1.
Домашняя работа.


2.
Устный счет.


3.
Работа у доски.


4.
Самостоятельная работа.


5.
Решение уравнений.


Фамилия, имя:

1.
Домашняя работа.


2.
Устный счет.


3.
Работа у доски.


4.
Самостоятельная работа.


5.
Решение уравнений.





Приложение 2


Объект 4вђ Заголовок 1вђ Заголовок 2вђ Заголовок 3вђ Заголовок 415