Урок на тему государство Караханидов

«Средняя школа №» ОО акимата г.Лисаковска





урок в 7 классе по теме
"Государство Караханидов"
(история Казахстана)




Учитель Базарбаева У.С.




г.Лисаковск

Самоанализ урока (7 класс)

Моя методическая тема: " Воспитание толерантности и патриотизма на уроках истории." Урок построила, исходя из данной темы.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: традиционная.
Форма обучения - исследовательская деятельность с элементами проблемного изложения.
Основная цель урока:
1) Познакомить учащихся с общественным строем, политическим положением, хозяйством и культурой государства Караханидов - разносторонне развитым феодальным государством.
2) Развивать навыки системного мышления, анализа, умение работать в группах.
3) Воспитывать у учащихся любовь и уважение к истории народа, чувство коллективизма, патриотизм, толерантность, взаимовыручку.
Я начну анализ с краткой характеристики класса. В классе 28 учащихся, на уроке присутствовало 25 человек. Класс по своему составу и возможностям - сложный, но активный. Есть учащиеся, которые очень успешны в обучении, легко усваивают новый материал, имеют высокую скорость выполнения заданий. Эти учащиеся на уроке выполняли роль консультантов и работали по заданиям 3 уровня. Однако на фоне успешных ребят выделяется группа учащихся, которым трудно дается изучение предметов школьного цикла:
- семь обучающихся по программе специально-коррекционного обучения(эти учащиеся работали по карточке с заданиями 1 уровня.)
- есть учащиеся с недостаточной подготовкой к урокам, пропускающим уроки по состоянию здоровья, учащиеся с особенностями характера: медлительность, рассеянность внимания. Поэтому при подготовке к уроку стараюсь учесть все перечисленные аспекты и подобрать задания таким образом, чтобы у каждого была возможность реализовать себя.
Над проблемным вопросом и методической темой работала на протяжении всего урока. На каждом этапе использовала задания научные, доступные, понятные. Работа с морфологической картой знаний дает возможность ученику четко определить цель работы на уроке, установить межпредметную связь без особого труда, определить место этого урока в учебном процессе. Урок соответствует темпераменту, уровню учебной подготовки учащихся, специфике класса. Деятельность учащихся была адекватной, носила обучающий, развивающий, воспитывающий характер. Ученики были активны и справились с заданиями. Смена видов деятельности была организована с учетом возрастных особенностей обучающихся. Задания проверялись. Все учащиеся получили оценки за урок. На уроке была доброжелательная обстановка. Учащимся было комфортно и все понятно. Время было распределено рационально. Соблюдена здоровьесберегающая технология. Урок цели достиг.


.





.







Эпиграф урока
.Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]т
" У всех народов мира всегда ценились порядочность, честность,, уважения к старшим, уважение к женщинам, верность к дружбе, любовь к родной Отчизне. Эти категории всегда будут в цене. Воспитывайте в себе именно такие качества."
Н. Назарбаев.
Урок: Государство Караханидов.7 класс история Казахстана.
(2012 год 21 ноября).
Цель:
1) Познакомить учащихся с общественным строем, политическим положением, хозяйством и культурой государства Караханидов- разносторонне развитым феодальным государством.
2) Развивать навыки системного мышления, анализа, умение работать в группах.
3) Воспитывать у учащихся любовь и уважение к истории народа, чувства коллективизма, патриотизм ,толерантность, взаимовыручку.
 Тип урока: комбинированный.
  Метод исследовательской деятельности
- проблемное изложение изучаемого материала; Оборудование: карта,, карточки с текстами, карточки с терминами, интерактивная доска
 Ход урока.
 I.Организационный момент: объявление темы  урока, психологический настрой.
Работа с эпиграфом (связать эти 2 эпиграфа).
2.Повторение пройденного материала по следующим заданиям.
1.Флипчарт Соотнесите имена и события:
Тюркскийкаганат Тардуш
Государство Огузов Сулу каган
Карлукский каганат Бильге каган
Западнотюркский каганат хан Шахмалик
Тюргешский каганат Бумынь


2.Флипчарт. Расставьте в хронологической последовательности:
552-603гг 603-704гг
704-756гг
756-940гг
542 г.
Тюркский каганат Государство Огузов Западно-тюркский каганат Карлукский каганат
Государство Огузов Тюргешский каганат

Посмотрите на буквы - определите тему урока и цель урока.
Формируется проблема урока.
Проблема урока.
Докажите, что государство Караханидов является разносторонне развитым феодальным государством?( сильным государством политическим и экономическим.).
 II.Вступительное слово учителя. для того, чтоб достичь цель урока будем
Работать с морфологической картой знаний.
Устно делаем 3 этапа. 4 этап будем работать в группах.
Задания: даются в группах.
1 группа Образование государства. стр.50 учебника.
Задания:
1.Выяснить как был образовано государство Караханидов?
2.Найти и показать на карте территорию этого государства?
3.Найти и записать основателя государства, столицу.
4.Указать этнический состав государства.
5.Найти все новые понятия по параграфу. Глоссарий.
2 группа. Общественный строй стр. 50- 51.
1.Составьте схему общественного строя Караханидов.
2.Указать разновидность землевладения и формы гнета.
3.Сделать вывод.
3.группа. Политическое положение. стр.-52-51
1.Составьте схему управления в государстве.
2.Охарактеризуйте Западное и Восточное ханства.
3.Какие произошли изменения в 30 годах у Караханидов?
4.Что произошло вследствие усиления государства Хорезм?
5.Назовите причины распада государства государства Караханидов?
4 группа. Хозяйство и культура Караханидов. стр.52-53.
1.Определите основные занятия Караханидов и представьте в виде схемы.
2.По таблице сделайте вывод о развитии культуры в Караханидах.
Работают в группах (15 минут).
Затем от каждой группы выступают по одному ученику.
Вывод. Дается 1 минута на каждого выступающего.
Валеологическая пауза.
1.Вы по утрам с радостью идете в школу- Помашите правой рукой.
2.Цените в людях дружбу- сделайте шаг вперед.
.3.Считаетели вы, что мы должны уважать права других людей- поднимите левую руку.
4. Считаете ли вы, что мы должны проявлять сострадание к окружающим - хлопните в ладоши.
5.Вас волнует судьба нашей Родины - сделайте шаг вперед!
6.Вы верите ,что Казахстан займет достойное место в мире - поднимите обе руки вперед.!.
7.Вы считаете себя патриотами своей страны поднимите руки вверх!.
В валеологической паузе объединила те, качества которые необходимы для каждого член нашего общества.Назовите эти качества одним словом.
Да это слово - (терпимость)Толерантность.
Мы продолжаем работать
Я вам раздаю вопросы на которые надо очень быстро ответить.
Вопросы мозгового штурма.
«Мозговой штурм» (обсуждение 2мин.)
1. Назовите основателя государства Караханидов? (Сатук Богра-хан)
2. Назовите временные рамки существования Государства Караханидов?(942-1212г.)
3.Как называлась ставка хакана? (орда)
4.Как назывался земельный надел, пожалованный ханом? (икта)
5.Как называли тех, кто владел иктой? (иктадарами)
6. Как назывались земельные наделы выделяемые религиозным учреждениям?(вакф)
7.Кто такие барзигары? (мелкие крестьяне)
8.Кто пришел к власти после Сатук Богра-хана? (его сын Муса)
9.В каком году была принята исламская религия? (960г.)
10.Какой город стал столицей в 960 году? (Кашгар)
11.Из скольких владений состояло государство Караханидов? (двух)
Из-за чего оно распалось на эти владения? (борьба за власть между потомками сыновей С.Богра-хана)
12.Назовите их(Вост.ханство и Зап. ханство)
Дополнительные вопросы для всех.
13.Как звали султана сельджуков, который воспользовался междусобицами Караханидов и захватил столицу Зап. ханства Самарканд? (Малик-шах.)
14.Кто способствовал распаду государства караханидов? (сельджуки Малик-шах, каракитаи, хорезмцы Мухаммед-шах).
Вернемся к проблемному вопросу.
 Работа с флипчартом. По закреплению. В этих заданиях идет закрепление изученного материала.
VII. Рефлексия
Встаньте те, кому понравился урок
Если вам урок понравился, похлопайте
Улыбнитесь друг другу и садитесь
 VIII .Итоги урока, выставление оценок,


I уровень.
1.Когда возникло государство Караханидов?
2.Назовите имя основателя государства Караханидов.
3. Кто относился к представителям знати?
4. Что такое икта?
5. Какие земли назывались вакуфными?
6. Кто объявил религию ислам государственной религией?
7. Какими видами хозяйственной деятельности занималось население в государстве
Караханидов?
8. Назовите архитектурные памятники эпохи Караханидов.

II уровень.
1. Какую территорию занимало государство Караханидов?
2. Какие племена входили в состав государства Караханидов?
3. Охарактеризуйте государственное устройство каганата Караханидов.
4. Какие виды земельной собственности существовали при Караханидах?
5. Расскажите о завоеваниях Караханидов.
6. Когда и как пало государство Караханидов?
7. Расскажите о хозяйственной деятельности населения.
8. Что вам известно о культуре эпохи Караханидов?

III уровень.
1. В результате каких событий образовалось государство Караханидов?
Благодаря чему Сатуку Бога –хану удалось захватить власть?
2.Охарактеризуйте территориальный и этнический состав Караханидского государства.
Сравните его с раннесредневековыми государствами на территории Казахстана.
3. На основании каких фактов ученые делают выводы о появлении феодального уклада в
период правления Караханидов? Вспомните, что вам известно о феодальном строе из
курса всемирной истории средних веков и сделайте выводы.
4. Охарактеризуйте особенности политического положения Караханидского государства.
Назовите причины его гибели.
5. В чем вы видите особенности развития хозяйства и культуры населения
Тест.
1. Когда было создано государство Караханидов?
А) начало 9 века Б) начало 10 века В) конец 9 века Г) середина 10 века.
2. Кто был основателем династии Караханидов?
А) Огулшак Б) Бильге Кул Кадыр –хан В) Сатук Богра –хан Г) Хасан Богра-хан
3. Как называлась ставка хана?
А) Орда Б) Вакуф В) Икта Г) Коммендация.
4. Как назывался земельный надел, пожалованный хаканом своим приближенным?
А) Баргизар Б) Мукта В) Тамгач Г) Икта.
5. Кто объявил ислам государственной религией?
А) Мусса Б) Сулейман илик В) Бурахан Г) Сатук Богра –хан.
6. Какое государство завоевали Караханиды?
А) государство Сасанидов Б) государство Саманидов
В) государство Каракитаев Г) государство Хорезм.
7. Кто выиграл битву в Катуанской степи?
А) Караханиды Б) Саманиды В) Сельджуки Г) Каракитаи.
8. Когда пало государство Караханидов?
А) в 1121г. Б) в 1221г. В) в 1212г. Г) в 1122г.
9. Что являлось, по словам Юсуфа Баласугани, основой скотоводческого хозяйства тюрков?
А) овцеводство Б) коневодство В) верблюдоводство Г) разведение крупного рогатого скота
10. Какая особенность была присуща городам Караханидов?
А) развитие гончарного дела Б) поселение согдийцев в городах
В) развитие городской архитектуры Г) строительство множества бань.























 1 группа
Образование государства. стр.50
Задания:
1.Выяснить как было образовано государство Караханидов?
2.Найти и показать на карте территорию этого государства?
3.Найти и записать основателя государства, столицу.
4.Указать этнический состав государства.
5.Найти все новые понятия по параграфу. Глоссарий(понятия записать).


2 группа.
Общественный строй.стр. 50- 51.
1.Составьте схему общественного строя Караханидов.
2.Указать разновидность землевладения и формы гнета.
3.Сделать вывод.




3 группа.
Политическое положение. ».стр.-52-51
1.Составьте схему управления в государстве.
2.Охарактеризуйте Западное и Восточное ханства.
3.Какие произошли изменения в 30 годах у Караханидов?
4.Что произошло вследствие усиления государства Хорезм?
5.Назовите причины распада государства государства Караханидов?


4 группа.
Хозяйство и культура Караханидов. стр.52-53.
1.Определите основные занятия Караханидов и представьте в виде схемы.
2.По таблице сделайте вывод о развитии культуры в Караханидах.
Работают в группах (15 минут).
Затем от каждой группы выступают по одному ученику




15