Программа факультативного занятия Орыс тілін ?йренейік для 5 класса казахской школы
КГУ Кызылкайынская СШ с дошкольным миницентромПрограмма факультативного занятия по русскому языку для 5 класса казахской школы "Орыс тілін үйренейік"
Составил: учитель русского языка и литературы Сулейменов Серикболат АлпысовичКызылкайынская СШ-2016 год
Пояснительная записка
Учебная программа составлена в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080.
Целями обучения предмету являются:
формирование посредством языкового и речевого материала коммуникативной компетенции учащихся, основанной на владении системой разноуровневых языковых средств, соблюдении норм русского литературного языка, правил речевого этикета и употребления семантически связанных языковых единиц в речевой деятельности, ориентированной на ситуацию общения, осведомленности о культуре и реалиях жизни русского и казахского народов, умении пользоваться русской речью при параллельном двуязычии/полиязычии;
воспитание в учащихся на основе тематического содержания речевого материала языковой личности, придерживающейся активной гражданской позиции, ориентирующейся на нравственно-духовные ценности, проявляющей толерантное отношение к другим культурам, готовой к сохранению и приумножению природного богатства, ведущей и пропагандирующей здоровый образ жизни, имеющей навыки творческой деятельности и обладающей технологической культурой.
Задачами обучения предмету являются:
формирование языковой компетенции, проявляющейся в умении учащихся системно характеризовать языковые средства на фонетическом, лексико-фразеологическом, морфемико-словообразовательном, морфологи-ческом и синтаксическом уровнях;
формирование и совершенствование речевой компетенции, отражающейся в умении учащихся понимать смысл высказываний на русском языке в устной и письменной формах, читать на русском языке с соблюдением орфоэпических и акцентологических норм, оформлять речь в соответствии с нормами и правилами русского литературного языка, создавать структурно и содержательно правильное речевое высказывание на уровне предложения, текста;
формирование и совершенствование коммуникативной компетенции, включающей умения учащихся реализовывать стратегию и соответствующие ей тактики общения средствами русского языка на основе учета ситуации общения и заданных сфер деятельности (учебной, социально-бытовой, социально-культурной, профессионально-трудовой); соблюдать правила речевого этикета в общении на русском языке;
формирование этнокультуроведческой компетенции, проявляющейся во владении основными сведениями о национальных особенностях лингвокультуры русского и казахского народов;
формирование страноведческой компетенции, выражающейся в знании о Казахстане и России как государствах, на территории которых функционирует русский язык в качестве средства межнациональной и межкультурной коммуникации или /и родного языка, о специфике русского речевого этикета;
формирование толерантного отношения к языкам и культурам разных народов, определяющегося перспективами развития дву-/полиязычной и поликультурной личности;
развитие языковой личности, характеризующейся вербальными, когнитивными, энциклопедическими, прагматическими, коммуникативными знаниями и умениями выражать патриотические чувства к Родине и родной природе, проявлять стремление к созидательности и процветанию, пропагандировать духовно-нравственные ценности и здоровый образ жизни;
формирование у учащихся умений пользоваться современными информационно-коммуникационными и компьютерными технологиями на основе интегрированных уроков по русскому языку.
Содержание программы учитывает межпредметные связи предмета «Русский язык»:
«Русская литература» (совершенствование умений и навыков культуры устной и письменной речи на текстовой основе, через изучение художественных произведений русской, казахской и зарубежной литературы);
«Казахский язык», «Иностранный язык» (формирование языковой личности на основе изучения языков, проведение параллелей при изучении языковых фактов, раскрытие диалога культур в глобальном культурном контексте);
«История Казахстана», «Всемирная история» и «Человек, общество, право» (понимание роли языка в государстве, в развитии и становлении государственности, получение сведений о языках народов мира, месте русского языка в славянских языках, статусе русского и казахского языков в Республике Казахстан);
«Информатика» (понимание коммуникативной функции языка в сети Интернет, формирование умений обрабатывать, систематизировать, сохранять и транслировать информацию путем использования новейших информационных технологий).
Объем учебной нагрузки составляет:
в 5 классе – в неделю 1 час, всего – 34 часа;
Тематический минимум представлен тремя блоками:
«Человек» (Человек и жизнь: физическое и внутреннее состояние, эмоциональный мир. Психологические и нравственные качества человека. Моральные качества человека. Поступки. Поведение. Оценка действий человека. Способности, склонности, увлечения, интересы человека. Здоровый образ жизни. Человек в языке и речи. Речь человека. Эмоциональный мир человека. Внешний вид человека. Воспитать в себе человека. Призвание – быть человеком. О возможностях человека. Человек и его окружение);
«Общество» (Сферы жизни общества: социальная, государственная, экономическая, политическая, культурная. Социальная сфера жизни. Общественное питание. Сфера обслуживания: ателье, парикмахерский салон, фотостудия, химчистка. Государственная сфера жизни. Города, деревни. Мой Казахстан. Россия и Казахстан. Золотое кольцо России. Древнейшие города Казахстана. Экономическая сфера: промышленность, сельское хозяйство. Денежная система. Здравоохранение. Язык – история народа. Роль языка в жизни человека. О взаимосвязи разных языков. Любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Казахский язык – государственный язык Республики Казахстан. Русский язык в Казахстане. Русский язык – язык межнационального общения. Мир в зеркале русского языка. Русский язык и мировые языки. Казахско-русское двуязычие как основа полиязычия. Из истории тюркской и славянской письменности. Образование. Роль знаний в жизни человека. Образованный человек. Образование – условие прогресса. Мир знаний. Образование в Казахстане. Образование за рубежом. Родина. Мир науки. Наука и техника. Наука и жизнь. Нет предела научным открытиям. Наука и фантастика. Ученый – человек науки. Известные ученые: образ жизни. Человек и научно-технический прогресс. Культура. Народные обычаи, обряды и традиции. Музеи. Культурное наследие. Национально-культурные ценности. Искусство. Живопись, графика. Музыка. Театр и кино. Цирк. Хореография. Скульптура, архитектура. Декоративное прикладное искусство. Литература. Роль литературы в жизни человека. Труд писателя. Стиль писателя. В мире слов. Книга – источник знаний. Труд. Техника вокруг нас. В мире профессий. Современные профессии. Профессиональная ориентация. Физическая культура и спорт. Здоровый образ жизни. Олимпийские и неолимпийские виды спорта. Известные спортсмены. Из истории спорта. Путешествие и туризм. Вокруг света. Чудеса света. Средства массовой информации. Эпоха информационного общества. О технологиях: биотехнологии, нанотехнологии, агротехнологии, химтехнологии и др.);
«Природа» (Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Животный мир. Растительный мир. Погода и климат. Загадки и тайны природы. Прекрасное в природе. Люди и среда обитания. Охрана природы. Земное пространство. Водное пространство. Роль воды в жизни человека. Экологические проблемы. Экологическая культура и грамотность).
В 5 классе система русского языка представлена линейно-концентрическим способом.
Систематическая взаимосвязь разноуровневого языкового материала на семантической основе позволяет формировать не только языковую, но и речевую и коммуникативную компетенции.
Для достижения указанных уровней владения русским языком в данном классе определено содержание материала, обеспечивающее следующие виды компетенции:
языковая компетенция находит отражение в способности учащихся анализировать изученные языковые средства как в описательном аспекте (разряд, форма и т.д.), так и в функциональном плане (стилистическая маркированность, эмоциональная окраска, этикетная значимость);
речевая компетенция обнаруживается в умениях аудирования, чтения, говорения, письма;
коммуникативная компетенция выявляется на основе умений учитывать статус собеседника, обстановку общения, соблюдать правила речевого этикета, вступать свободно в коммуникативный процесс в рамках заданного тематического минимума;
этнокультуроведческая компетенция учащихся формируется на основе представления соответствующего материала в рамках каждой речевой темы: активизируются в речи пословицы и поговорки, высказывания известных личностей России, приводятся сведения из истории и культуры страны изучаемого языка.
Соответственно Европейской системе уровней владения языком (А – элементарное владение; В – самостоятельное владение; С – свободное владение) и в соответствии с государственной задачей развития полиязычия в Казахстане владение русским языком как вторым должно быть на базовом уровне – 5 класс
1 подуровень (А 2 – А 2.2) – 5 класса
Требования к уровню подготовки учащихся
Уровень подготовки обучающихся оценивается с учетом предметных, личностных, системно-деятельностных результатов.
Предметные результаты отражены в двух аспектах: должны уметь и должны знать.
Учащиеся 5 класса учащиеся должны знать:
классификационную характеристику гласных и согласных звуков;
изученные орфографические правила и основные орфоэпические нормы;
нормы пунктуации в рамках простого предложения;
типы значений слова и лексическую характеристику слова;
характеристику частей слова, основные способы словообразования;
грамматическую характеристику имени существительного и имени прилагательного;
особенности изменения слов изученных частей речи;
грамматическую характеристику простого предложения;
структурную и смысловую характеристику текстов описания и повествования;
орфографический и толковый словари;
Учащиеся 5 класса учащиеся должны уметь:
характеризовать гласные звуки по признаку ударности/ безударности, соблюдать нормы произношения и написания безударных гласных, использовать способы проверки безударных гласных в слове;
характеризовать согласные звуки по звонкости/глухости, мягкости/твердости;
соблюдать нормы произношения и написания непарных согласных по мягкости/твердости, звонкости/глухости;
при произношении и написании правильно оперировать знаниями о соотношении русских букв и звуков, звуковых значениях букв е, ё, ю, я;
осуществлять фонетический анализ слова;
правильно писать слова с буквами ь,ъ и оформлять соответственно правилам прописные и строчные буквы;
соблюдать нормы обозначения гласных и согласных звуков в корнях слов и правописания суффиксов и приставок;
орфографически правильно оформлять существительные и прилагательные в рамках тематического минимума (правильное написание окончаний, приставок, суффиксов имени существительного; приставок, суффиксов и окончаний глаголов; приставок, суффиксов и окончаний прилагательных);
владеть навыками работы с орфографическими словарями при написании словарных слов;
владеть умениями: определять тип значения слова (прямое и переносное); разграничивать слова и фразеологизмы; работать с толковым словарем и словарями антонимов, синонимов, справочниками по омонимам, тематическим словарем, фразеологическим словарем; выявлять смысловое соответствие русских и казахских фразеологизмов;
владеть навыками единообразного оформления частей слова, учета чередований в корнях слов;
владеть умениями выявлять закономерности образования русских слов на основе наблюдений за словообразовательным гнездом в словообразовательных словарях;
владеть системой знаний об имени существительном как части речи, умениями оперировать падежными формами существительного в единственном и множественном числе, определять родовую принадлежность существительного, умениями осуществлять морфологический анализ существительного;
владеть системой знаний об имени прилагательном как части речи, умениями оперировать формами прилагательного, осуществлять морфологический анализ прилагательного;
владеть системой знаний о глаголе как части речи, умениями оперировать глагольными формами, определять спряжение глагола, умениями осуществлять морфологический анализ глагола;
владеть навыками выявления главных и второстепенных членов предложения и расстановки знаков препинания в простом предложении;
17) владеть навыками синтаксического разбора простого предложения;
18) владеть навыками аудирования текстов в объеме текстов для подробного и сжатого изложения (60-140 слов);
владеть навыками чтения с соблюдением орфоэпических и акцентологических норм;
владеть навыками письма на основе продуцирования текстов: описания, повествования, рассуждения;
уметь продуцировать высказывания в рамках речевых тем;
оперировать разными синтаксическими конструкциями (простым предложением, простым предложением, осложненным однородными членами; сложными предложениями) в речи;
владеть нормами русского литературного языка в рамках тематического минимума.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п№ Часов Сроки Прим
1 1 Повторение пройденного в начальных классах. 1 6.09 2 2 Общие сведения о русском языке. 1 13.09 Фонетика. Орфоэпия. 3 3 Классификация звуков. Гласные и согласные. 1 20.09 4 4 Классификация согласных звуков. 27.09 5 5 Слог. Ударение. Нормы произношения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. 1 4.10 6 6 Особенности произношения специфических русских сочетаний букв (-ого/ -его, -ци-, жи-, ши-,чт-,чн- и др. ) 1 11.10 7 7 Фонетический разбор слова. 1 18.10 Графика 8 8 Алфавит. Соотношение букв и звуков. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных звуков и согласных звуков. 1 25.10 9 9 Звуковое значение букв е,ё,ю,я. Функции букв ь и ъ. Правила обозначения мягкости согласных. 1 1.11 Орфография 10 10 Орфограмма. Орфографическое правило. Звукобуквенные написания. Принципы обозначения на письме звуков. Правила обозначения гласных и согласных звуков в корнях слов. 1 15.11 11 11 Написание ь и ъ в частях и между частями слова. 1 22.11 Лексика и фразеология. 12 12 Слово как основная единица языка. Лексическое значение слова. 1 29.11 13 13 Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. 1 6.12 14 14 Омонимы. Синонимы. Синонимические ряды слов и их употребление в речи. Антонимы. Тематические группы слов русского языка. 1 13.12 15 15 Фразеологизмы и их значение. Смысловое соответствие русских и казахских фразеологизмов. Пословицы и поговорки как разновидность фразеологизмов, их этнокультурное значение. 1 20.12 16 16 Лексикография. 1 27.12 Состав слова 17 17 Состав слова. Основа слова и окончание. 1 18 18 Корень слова и его варианты. Однокоренные слова. 1 19 19 Приставка и ее варианты. Суффикс и его варианты. Окончание. 1 20 20 Морфемный словарь русского языка. Единообразное оформление русских морфем. Морфемный анализ слова. 1 Словообразование 21 21 Роль словообразования в развитии лексического состава. Однокоренные слова. Анализ гнезд однокоренных слов, данных в словообразовательном словаре. Выявление чередований букв в однокоренных словах. 1 22 22 Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Словообразовательные словари. Словообразовательный анализ. 1 23 23 Грамматика. Морфология. Лексическое и грамматическое значения слов. Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи в русскоя языке. 1 Морфология. Имя существительное 24 24 Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. 1 25 25 Собственные и нарицательные имена существительные. 1 26 26 Род имен существительных. Число имен существительных. 1 27 27 Изменение существительного по падежам. 1 28 28 Склонение имен существительных. 1 29 29 Морфологический анализ. 1 Имя прилагательное. 30 30 Имя прилагательное как часть речи. 1 Глагол 31 31 Категория времени. Изменение глаголов. 1 32 32 Понятие о спряжении глаголов. 1 Синтаксис. Пунктуация 33 33 Грамматическая основа предложения. Простое предложение. Типы предложений по цели высказывания, по интонации. Главные члены предложения Второстепенные члены предложения 1 Стили речи 34 34 Сведения о речи. Цель порождения речи. Реплика как высказывание. Диалогическая и монологическая речь. Текст как высказывание. Тема и соновная мысль, план текста. 1