Контрольно-измерительные материалы переводного экзамена по русскому языку (6 класс)

Демонстрационный вариант
контрольных измерительных материалов
экзамена 2015 года
по русскому языку
6 класс

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

Работа состоит из трех частей, включающих 30 заданий.
Часть 1 состоит из 22 заданий. В заданиях № 7, 12, 15 нужно выписать правильный ответ. К остальным даны 4 варианта ответа, один из которых правильный.
Часть 2 включает 7 заданий с кратким ответом. Ответы к этим заданиям нужно сформулировать самостоятельно.
Часть 3 включает 1 задание творческого характера. Нужно написать небольшое сочинение на заданную тему.
При выполнении работы необходимо внимательно читать каждое задание и предлагаемые варианты ответа.
Ребята, отвечайте только после того, как поймете вопрос и проанализируете все варианты ответа!


ЧАСТЬ 1
1. Укажите слово, в котором одинаковое количество букв и звуков.
1) радостный 3) отдать
2) костью 4) смеяться

2. В каком слове верно выделен ударный звук?
1) предсЕдатель 3) экспрЕсс
2) фАнтазия 4) арОмат

3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) к..сари, ск..льзкий, к..сание
2) ж..вопись, муж..к, ж..лание
3) сторо.., ло..ка, варе..ка
4) р..яно, под..юбочник, с..езд

4. В каком ряду во всех словах нужен мягкий знак?
1) юноша широкоплеч.., напиток шипуч..
2) лошадиная упряж.., превозмоч.. боль
3) манеж.. для малыша, мощ.. страны.
4) много неудач.., сладкий корж..

5. В каком слове на конце приставки пишется буква С?
1) во..гордиться 3) и..нывать
2) в..бежать 4) ро..пись

6. Укажите слово, в котором пишется буква И.
1) перест..лите 3) заб..рется
2) приб..рать 4) переб..рет

7. Какую гласную (и или ы) нужно писать в словах ц..кнуть и сестриц..н? Объясните, почему.
______________________________________________________________________________________________________________________________

8. В каком во всех словах пропущена буква О?
1) чист душ..й, лист крыж..вника
2) с большим сердц..м, гордился отц..м
3) тяж..лый чемодан, крутым вираж..м
4) печ..т пироги, родился левш..й

9. Какое слово имеет в своем составе приставку, корень, суффикс, окончание?
1) полевой 3) чмокнул
2) наряжалась 4) выкупает

10. В каком все существительные единственного числа будут иметь окончание -И?
1) в знойной Африк.., прочитал инструкци..
2) принес в банк.., машина на стоянк..
3) на самом донышк.., печать на виз..
4) стоял у двер.., поместил на ладон..

11. Укажите слово, форма множественного числа которого образована правильно.
1) торт – торта
2) центнер – центнера
3) шофер – шофера
4) хлеб – хлеба

12. Выпишите из предложения прилагательное в краткой форме.
И как же этот лес хорош поздней осенью, когда в багрянец и золото оделись молодые и старые березки и осинки.
__________________________________________________________________

13. Укажите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно.
1) И тонок, и долог, а сядет, в траве (не)видать.
2) Семеро одного (не)ждут.
3) Внешний вид его выдавал в нем (не)ряху.
4) Кто (не)дружил, тот (не)поймет.

14. Укажите предложение, в котором имеется глагол совершенного вида.
1) Кирюша идет и внимательно смотрит под ноги.
2) Шум усиливался, приближался, переходил в раскат.
3) Лишь сосны и ели надели нарядные шапки из снега..
4) Опасно передвигаться по льду во время оттепели.

15. Выпишите из предложения глагол 2 спряжения, 3 лица, единственного числа.
Обольешься холодной водой рано утром, послушаешь рожок пастушка, и радость посетит тебя.
_________________________________________________________________

16. В каком во всех глаголах в окончании пишется буква И?
1) догон..шь, леч..тся
2) прыгн..те, обид..шь
3) бор..шься, познаком..шься
4) свет..т, привстан..т

17. Укажите глагол, в суффиксе которого пишется буква Е.
1) не забот..лся 3) ненавид..л
2) стро..л 4) брос..л

18. Укажите глагол,' в котором перед -ся не пишется мягкий знак.
1) вернет..ся на родину
2) не могут дождат..ся
3) построит..ся вряд
4) надорват..ся от тяжести

19. В каком предложении надо поставить тире между сказуемым?
1) Чтение книг помогает сформировать взгляд на жизнь.
2) Чтение лучшее учение.
3) В учении всегда 'поможет чтение.
4) Очень важно чтобы чтение книг приносило радость.

20. В каком предложении есть обращение?
1) Волк ужасно разъярен: съесть ежа не может он.
2) Объегорил ежик волка: выставил вовремя иголки.
3) Эй ты, волк, оставь ежа.
4) Посмотри по сторонам и увидишь много интересного.

21. В каком предложении необходимо поставить запятую перед союзом И? (Знаки препинания не расставлены)
1) В цирке звери танцуют и выделывают разные номера.
2) Встало солнце и день занялся.
3) Ребята собрались у школы и отправились в поход.
4) Чаще всего наша ученая ворона таскала печенье и копченую колбасу.

22. Укажите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены) .
1) Я знал что осенью в лесу много грибов.
2) По моим словам надо честно жить и хорошо работать.
3) Как много ягод на этой полянке.
4) Смотри внимательно под ноги приказала бабушка.


ЧАСТЬ 2

Прочитайте текст и выполните задания 23-29

(1)Лес надо беречь!
(2)Особенно страшны лесные пожары. (3)Они возникают от небрежного обращения с огнем. (4)Кто-то бросил окурок, кто-то горящую спичку, а кто-то оставил тлеющие угли костра. (5)Набежит легкий ветерок, раздует пламя. (6)Синий огонек лизнет сухую ветку, зажжет ее и побежит по высохшей листве и по траве. (7)Огонь охватывает кусты и деревья. (8)Начинается пожар. (9)Сколько деревьев уничтожит он! (10)Сколько погибнет лесных обитателей! (11)А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки леса! (12)Черная земля, черные стволы.
(13)Много лет пройдет, пока снова вырастет молодой лес.

23. Какой тип речи используется в тексте?
________________________________________________________________

24. В каком предложении наиболее полно раскрывается основная мысль текста? Напишите его номер.
________________________________________________________________

25. Как возникают лесные пожары?
1) Ветер раздувает пламя.
2) Огонь охватывает кусты и деревья.
3) Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнём.
4) Огонь лизнёт сухую ветку и траву.

26. Из предложения 6 выпишите слова, употребленные в переносном значении.
__________________________________________________________________

27. Из предложения 5 выпишите все словосочетания.
__________________________________________________________________

28. Найдите в тексте нераспространенное предложение. Напишите его номер.
__________________________________________________________________

29. Из предложения 4 выпишите его грамматическую основу.
__________________________________________________________________


ЧАСТЬ 3

30. Напишите небольшое сочинение (5-7 предложений) на тему «Осенний лес».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15