Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой работы по русскому языку (9 класс)


Контрольно-измерительные материалы для проведения итоговой работы по русскому языку
9 класс
Цель проведения работы - оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 9 класса.
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание итоговой работы определяет Федеральный компонент
государственного стандарта основного общего образования по русскому языку.
Содержание работ соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту основного общего образования
Форма и структура работы
Итоговая работа состоит из двух частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности.
Часть А (тест) содержит задания с выбором ответа, часть В
содержит задания с кратким ответом.
Задания различаются по форме и уровню трудности, который
определяется характером проверяемого знания, уровнем умения и способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких
интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение,
извлечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте) и др. Задания повышенного уровня сложности предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.Продолжительность итоговой работы
На выполнение итоговой работы отводится 45 минут.
Критерии оценивания работы
Правильно выполненная работа оценивается 20 баллами.
Каждое правильно выполненное задание оценивается 1 баллом
1 вариант 2 вариант Баллы
А11 3 1
А24 3 1
А3 3 2 1
А42 3 1
А5 2 4 1
А63 4 1
А72 2 1
А8 3 3 1
А92 3 1
А10 1 1 1
А11 3 1 1
А12 3 3 1
В1Сейчас сторонятся (отказываются) 1
В2ступени из камня варенье из яблок 1
В3 разрушение не могло обойтись книга перестала быть учителем 1
В47 9 1
В5 1 2, 3 1
В63 2 1
В75 4 1
В8 6 3 1
Шкала перевода первичных баллов в оценки
Отметки «2» «3» «4» «5»
Интервал баллов 0-6 7 -12 13-17 18-20
Обучающимся предоставляется контрольно-измерительный материал, бумага для черновика, бумага для ответов. Титульный лист ответов содержит штамп школы, названия работы и данные ученика.
Итоговая работа проводится с 9 .00 в течение 45 минут. Организатором является педагог, не преподающий русский язык и литературу.
При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по русскому языку даётся 1 урок (40 минут).
К каждому из заданий А 1 – А12 дано 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы к заданиям В1 – В8 нужно сформулировать самостоятельно.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ оценивается одним баллом. Максимально количество баллов за всю работу – 20. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха!
Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Разрушение традиционной и классической культуры не могло обойтись без посягательств на русский язык. (2) Это всегда взаимосвязано. (3) Варварская культура конца 20 – начала 21 века, в отличие от классического искусства 19 века, заговорила и запела грубо, пошло, безграмотно, и этот «базарный» уровень нынче утверждается как норма. (4) Тут же, разумеется, явились и «реформаторы» русского языка. (5) Предлагают, например, писать «как слышится»: «корову» через «а», а «парашют» через «у». (6) Я был в двух комиссиях по русскому языку при президенте РФ и знаю, что это не досужие выдумки, такое правописание готовилось всерьёз. (7) Видно, для удобства иностранцев, пользующихся русским языком, и наших родных митрофанушек.
А1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?
1 2) 4 3) 6 4) 7
А2. К какому типу речи относится прочитанный текст?
описание
описание с элементами рассуждения
описание с элементами повествования
рассуждение
А3. В каком значении употреблено слово ПОСЯГАТЕЛ ЬСТВО в предложении № 1?
заговор
интрига
покушение
ухищрение
А4. Укажите предложение, в котором средством выразительности является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
1) 2 2) 3 3) 4 4) 7
А5. Укажите ошибочное суждение
В слове НИЗКИЙ буква З обозначает глухой звук
В слове БЫСТРЫЙ букв больше, чем звуков
3) В слове МГНОВЕНИЕ все согласные звуки звонкие
4) В слове ВЕСТНИК буква Т обозначает непроизносимый согласный
А6. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
разогревать
артиллерия
3) прикасаться
4) приближение
А7. В каком слове правописание приставки определяется её значением, близким по значению ОЧЕНЬ?
президент
преинтересный
3) преломление
4) преступление
А8. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) каменный
2) серебряный
3) стеклянный
4) кожаный
А9. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Перед путниками расстилалась (не)обозримая равнина.
2) Эти территории до сих пор (не)исследованы.
3) Этот поступок выглядит абсолютно (не)лепо.
4) Сегодня вы, надо сказать, (не)плохо справились с заданием.
А10. В каком слове на месте пропуска пишется буква У?
1) грохоч..щий поезд
2) стро..щийся дом
3) леч..щий врач
4) они уч..т правила
А11. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.
2) Есть научные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.
3) Артист виртуозно владеет техникой как классического так и современного танца.
4) Рыцари то завоевывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.
А12. Какая морфологическая характеристика слова ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ из предложения № 7 является верной?
1) деепричастие
2) прилагательное
3) причастие
4) наречие
В1. Замените слово «НЫНЧЕ» в предложении № 3 синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Замените словосочетание «каменные ступени», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения № 1.
В4. Среди предложений 4 - 7 найдите предложение с обособленным распространенным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
В5. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятые при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.
Может, (1) я хотел подольше задержаться там, (2) на мирной и тихой Волге, (3) представляя героя книжки, (4) моего сверстника, (5) самим собой?
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении № 6.
В7. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.
Он спрашивает это уже, (1) наверное, (2) в сотый раз и заранее знает всё: как отец окончил школу, (3) потом работал на сибирской стройке – водил здоровенные самосвалы, (4) потом поступил в автостроительный и там встретил маму. И пока отец с удовольствием вспоминает молодость, (5) Серёжка думает о своём…
В8. Среди предложений 3 – 7 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.
Вариант 2
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Дискуссия о чтении? (2) А что тут дискутировать? (3) Какие бы цифры ни выставлялись сегодня, мы-то знаем, что лет 20-30 назад вокруг нас читали все – а сейчас мало кто к книге прикасается. (4) Помните миллионные тиражи «Роман-газеты», «Нового мира», ночные дежурства за подписными изданиями, объявления в газетах: меняю «Жигули» на 100-томную Библиотеку всемирной литературы? (5) В те времена читатель искал книгу – теперь книга гоняется за читателем. (6) Книга перестала быть учителем жизни. (7)Общество, всё вокруг себя превратившее в товар, уронило и значение книги. (8) Девять десятых сегодняшней книжной продукции надо бояться, она безнравственна, безъязыка и художественно убога. (9) И, держась подальше от такого рода макулатуры, люди чураются вообще всякой книги.А1. В каком предложении текста наиболее полно отражена основная мысль?
1) 3 2) 4 3) 8 4) 9
А2. К какому типу речи относится текст?
повествование
описание
рассуждение
повествование с элементами описания
А3. Какое значение имеет слово ДИСКУССИЯ в прочитанном тексте (предложение № 1)?
1) разговор
2) спор
3) рассуждение
4) обсуждение
А4. Укажите предложение, в котором средством выразительности является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
1) 3 2) 4 3) 5 4) 8
А5. Укажите ошибочное суждение.
В слове ПРАЗДНИК буква Д обозначает непроизносимый согласный
В слове РЕДКИЙ буква Д обозначает глухой звук
В слове СТЕПЬ все согласные звуки глухие
В слове ЕЛЬНИК букв больше, чем звуков.
А6. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
потрясение
обаяние
мировой
блеснуть
А7. В каком слове правописание приставки определяется её значением, близким по значению приставке ПЕРЕ-?1) прескучный
2) прерывать
3) превосходный
4) престиж
А8. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила.
соломенный
революционный
ветреный
серебряный
А9. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?
1) Это были (не)высокие горы, а пологие холмы.
2) Никто (не)должен платить за чужие ошибки.
3) Его убеждения (не)изменны.
4) Сегодня вы, надо сказать, отнюдь (не)плохо справились с домашним заданием.
А10. В каком слове на месте пропуска пишется буква У?
1) колыш..щиеся травы
2) они знач..т3) они всё слыш..т
4) гранич..щий с Россией
А11. Укажите предложение, в котором нужно поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
Цвет топаза как при дневном так и при вечернем освещении остается тем же.
В степях и пустынях некоторые рептилии и млекопитающие впадают в спячку.
3)На экзамене предлагалось прочесть басню или рассказ.
4)Везде на стенах домов беседках оградах лепился плющ.
А12. Какая морфологическая характеристика слова ПРЕВРАТИВШЕЕ из предложения № 7 является верной?
деепричастие
прилагательное
причастие
наречие
В1. Замените слово «ЧУРАЮТСЯ» в предложении № 9 синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Замените словосочетание «яблочное варенье», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения № 6.
В4. Среди предложений 4 - 9 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
В5. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ВВОДНОЙ КОНСТРУКЦИИ.
Мышка усаживается на край Катиного кресла,(1) а Алина,(2) как всегда,(3) устраивается на подоконнике. Динка долго возит по комнате стул: ей обязательно надо видеть лицо дяди Лёки, (4) когда он поёт. Наконец она усаживается, (5) обхватив руками колени.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении № 8.
В7. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.
Ну, (1) как она тебе?.. Правда, (2) хороша?
- Девчонка вроде меня, (3) – ответила Ленка.
Николай Николаевич сначала не понял, (4) что она имела в виду.
В8. Среди предложений 1 – 5 найдите сложное предложение с придаточным обстоятельственным уступки. Напишите номер этого предложения.