Логопедическое занятие для учащихся 3 класса с нарушением чтения и письма, обусловленное ОНРIII уровня «Путешествие по музеям»
Предмет, класс: логопедическое занятие, учащиеся 3 класса (6 детей).
Характеристика группы: дети с общим недоразвитием речи (3-4 уровень).
Название занятия: «Путешествие по музеям».
Тема занятия по программе: составление описательного рассказа о предметах быта.
Метапредмет «проблема» с реализацией метапредметной категории «роль и позиция».
Цель: Развитие связной речи у детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Задачи: 1. Обучающие:
учить составлять описательный рассказ с использованием синквейна.
Коррекционно - развивающие:
уточнить и обогатить лексический словарь по теме «музей»;
развивать связную речь, через умение пользоваться схемой синквейна;
развивать коммуникативные навыки путём вовлечения в процесс общения, путём взаимодействия в группе;
развивать психологическую основу речи и метапредметные знания в процессе описания музейных экспонатов;
развивать умение планировать свою деятельность.
Воспитательные:
прививать интерес к истории родного края;
воспитывать бережное отношение к предметам старины.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение:
мультимедийный проектор;
компьютер;
презентация в POWER POINT;
магнитная доска.
Результаты деятельности:
метапредметные:
учащиеся применят алгоритм составления рассказа – описания в самостоятельной деятельности в других предметных областях.
предметные:
учащимися будут составлены 2 рассказа - описания.
Этапы, содержание.
Самоопределение к деятельности.
В перемену звучит музыка. Дети входят в класс.
- Придумано кем – то просто и мудро, при встрече здороваться: « доброе утро!»
- Доброе утро дети и гости! Пусть наше утро будет не только добрым, но еще и интересным!
- Прошу занять свои места!
Я люблю путешествовать! Я была во многих музеях (Кремля, музей Эрмитаж), но в мире так много музеев, в которых я еще не была.
Я приглашаю вас в путешествие по музею.
- Любите ли вы посещать музеи? (ответы детей: да или нет)
В каких музеях вы уже были, и в каких хотели бы побывать? (ответы детей)
Хотелось ли вам узнать больше о музеях? Почему получились разные желания? (Высказывание позиций, отношения учащихся).
Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности, постановка учебной задачи.
- Какая тема нашего занятия?
Что такое музей?
- Музей – это………..
Логопед: Ну что, начинаем путешествие!
Музеи бывают разные. Каждый музей хранит свои предметы, свои истории.
- Если музей хранит картины художников, он будет называться художественный;
- А теперь попробуйте отгадать загадку, посмотрите на слайд: (дети отгадывают) если предметы театра – театральный;
Еще загадка! музыки – музыкальный;
- Как одним словом можно назвать предметы, которые хранят в музеях? (экспонаты). При затруднении логопед объясняет слово.
-А следующая загадка спряталась в конвертах, определите ваши экспонаты в нужный музей. (Даны картинки с экспонатами различных музеев и надписи названий музеев, кроме краеведческого).
- Что вы заметили? (остались картинки).
- Что же нам нужно решить сегодня на занятии? (к какому музею подойдут экспонаты). Что для этого нужно знать?
Построение проекта выхода из ситуации. Присвоение ролей.
- Послушайте (прочитайте) рассказ одного предмета о себе:
Я жил у своих хозяев много лет, разгладил много рубашек, брюк, платьев, но был очень тяжел и неуклюж, и поэтому хозяева мне на смену предпочли более легкого, подвижного брата. Но я не сержусь, т.к хозяева в благодарность за мою работу отнесли меня в музей родного края, где у меня много друзей, таких же, как и я. Теперь хозяева ходят в гости и любуются мной.
- Что это был за предмет? Где он теперь хранится? Как он назвал это место? А мы с вами как можем назвать этот музей правильно?
- В школе, где я работаю, тоже хранятся предметы родного края.
- Сейчас я приглашаю вас заглянуть в зал нашего музея.
- Подойдите, посмотрите, какие предметы прибыли к вам. Что они вам рассказали? А разве предметы сами умеют говорить? Получается противоречие. Вы только что сказали, что предметы вам рассказали, а теперь говорите, что они не говорят. Какой еще вопрос нам нужно сегодня решить? А как мы поможем им заговорить и рассказать о себе? С помощью кого экспонаты смогут заговорить?
Кто из вас хотел бы сегодня выступить в роли экскурсоводов?
Продолжаем путешествие! Давайте узнаем, кто кроме экскурсоводов еще работает в музее. И мы оказались около комнаты, с надписью «Хранилище». Посмотрим? Сегодня в наш музей поступили новые экспонаты. Их нужно принять. А кто принимает экспонаты?(ответы детей) Работник музея, профессия которого – хранитель, принимает предметы, составляет описание предметов, ухаживает и хранит их. Кто из вас желает сегодня стать хранителем?
Иногда, в музей попадают вещи, грязные, расколотые, сломанные, но они очень нужны музею. Кто же здесь приходит на помощь? Выяснение совместно с детьми и объяснение слова «реставратор».
Прошу вас разделиться на две группы так, чтобы в каждой был экскурсовод, хранитель и реставратор.
- К нам прибыл очень важный экспонат, он требует особого внимания обеих групп. Согласны принять его?
- Что с ним нужно сделать сначала? (осмотреть). Кто выполнит эту работу? (Выходят хранители). Подойдите, внимательно осмотрите упаковку. Что вы заметили? Прочитайте информацию: («Кашу зачерпнет и отправит в рот). Что это может быть? Озвучьте свою работу. Кому передаем дальше? –( реставраторам).
- Подойдите, озвучьте свою работу. Кому передаем?
- Расскажите о нем, используя схему. (Хранители и реставраторы помогают).
Рассказ по синквейну. (Запись на доске). Получился ли рассказ? Почему не получился? (Дополняют, исправляют все вместе).
Первичное закрепление во внешней речи.
Поменяйтесь ролями.
К нам прибыли еще 2 экспоната (раздача конвертов). Чтобы работа у нас пошла быстрее, предлагаю работать в двух группах.
Обсудите в группах план своей работы. Озвучьте свою работу (Дети озвучивают свою работу по ролям).
- Какие экспонаты у вас получились?
Ваши самовары необычные, они любят петь и танцевать. Давайте с ним познакомимся и станцуем. (Упражнения логоритмики)
- ФИЗМИНУТКА
Работа в группах по синквейну, рассказ детей
- Обратите внимание – слово одно, предмет один, а выглядят одинаково? (Нет). Используя схему, расскажите о своих экспонатах.
- А вы знаете достоинства вашего самовара? Проверим это в конкурсе. Опишите достоинства именно вашего самовара, добавив новую информацию (команда синих и красных самоваров).
Вы справились и с этой работой! Я довольна вами! Скажите, для чего нам нужен самовар сейчас, в наше время? Сделайте вывод, для чего нужно хранить старые вещи?
Итог деятельности.
В наше время появляются новые музеи: музеи спорта, музеи кукол, есть даже музей воздуха и музей мышки.
Недавно, мальчик из 3 класса в одном из городов России создал музей вещей времен того времени, когда его бабушка и дедушка были молодыми.
Проект музея - результат!
А вы ребята, смогли бы создать свой музей? Какие экспонаты вы бы представили там? Нарисуйте свой музей дома.
В каких музеях мы с вами побывали?
К какому музею отнесем картинки, которые у вас остались?
Смогли ли мы помочь вещам заговорить и рассказать о себе? Получился ли у нас рассказ о ложке, самоварах?
А, теперь, вы бы хотели побывать еще в каких – нибудь музеях? (Высказывание позиции).
Рефлексия.
На доске предложены 3 зала
Наше путешествие подошло к концу. Подумайте и решите, как для вас прошло занятие. Прикрепите наклейку в тот зал, который отвечает вашим ощущениям.
Благодарю вас за работу, приглашаю в музей школы №8! Примечание
Слайд с музыкой
Слайд музеев
Слайд – определение «музей»
Надписи на доске
(худ, театр, музык)
Слайд (худож)
Слайд (театральный)
Слайд(музыкальный)
Слово «экспонат»
Конверты с экспонатами
Слайд (рассказ)
Слайд краев. музей
Слайд – панорама музея
Выставка (открыть)
Экскурсовод (надпись)
Слайд «ХРАНИЛИЩЕ»
Хранитель (надпись)
Реставратор – надпись
Коробка с ложкой, на коробке надпись.
Загадка на коробке.
Синквейн - схема
2 конверта с пазламиПесня «самовар»
Слайд самовары
Слайды музеев
.
Залы с надписями
Приглашения
.