Рабочая программа по информатике 3 класс начальное общее образование на 2015–2016 учебный год (ФГОС)
Комитет по образованию города Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Принято»
Заведующая кафедрой
__________/____________/
ФИО
Протокол № ____________
от «____»__________20___г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УР МБОУ «Гимназия №45»
________/_______________/
ФИО
«____»____________20___г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Гимназия №45»
__________/______________/
ФИО
Приказ № _____________ от «_____»____________20___г.
«Гимназия №45» г. Барнаула
Рабочая программа
по информатике 3 класс
начальное общее образование
на 2015–2016 учебный год
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Е.П.Бененсон, А.Г.Паутовой «Программа по предмету « Информатика и информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)» М.:АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2013
Составитель Кустова
Наталья Викторовна
информатика
1 квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № __________
от «_____»______________20___ г.
Барнаул
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по предмету «Информатика» для 2 класса составлена на основе авторской программы Е.П.Бененсон, А.Г.Паутовой «Программа по предмету « Информатика и информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)» М.:АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2013 и ориентирована на преподавание предмета по УМК авторов Е.П.Бененсон, А.Г.Паутовой «Информатика и ИКТ» 3 класс М.:АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2013.
Образовательная область, включающая данный учебный предмет.
Информатика входит в образовательную область «математика».
Обоснование выбора УМК.
Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на широкое применение в любых образовательных учебных заведениях и рассчитан на обучение с применением компьютера.
Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий.
Цели и задачи курса.
Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также формирование навыков работы с информацией (как с применением компьютеров, так и без них).
Основные задачи курса:
научить обучающихся искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ними задач;
сформировать первоначальные навыки планирования целенаправленной учебной деятельности;
дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
подготовить обучающихся к самостоятельному освоению новых компьютерных программ на основе понимания объектной структуры современного программного обеспечения;
дать представление об этических нормах работы с информацией, информационной безопасности личности и государства.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:
- с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;
- с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества;
- с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией учащихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим.
Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).
Непрерывность обучения информатике со 2 по 11 класс это необходимый шаг в развитии общего образования. В начальной школе важно пробудить у детей интерес к информационной деятельности в различных информационно-предметных практикумах, учебной проектной деятельности с межпредметными связями. Это становится возможным при использовании вариативной составляющей с формированием различных траекторий обучения информатике и развития информационной активности детей. Выбор траекторий обучения информатике задается приоритетами профиля школы.
Место и роль курса в обучении.
В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», учебный предмет «Информатика и ИКТ» представлен в предметной области «Математика и информатика», изучается со 2 по 4 класс по одному часу в неделю. Рекомендуемый объем учебного времени на изучение предмета составляет 102 часа.
Основные принципы отбора материала.
Общая характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ» раскрывается через описание основных содержательных линий:
информационная картина мира,
компьютер - универсальная машина по обработке информации,
алгоритмы и исполнители,
объекты и их свойства,
этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность,
Информационная картина мира
В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания.
Отсюда вытекает первая задача курса «Информатика и ИКТ»: научить обучающихся поиску, отбору, организации и использованию информации для достижения стоящих перед ними целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех разделов курса.
Обучение начинается с введения следующих понятий: информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации.
Понятие «информация» рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом ее содержания и смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сообщение о происходящих в нем процессах.
При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. Прежде всего, изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода: клавиатура, мышь, сканер); обрабатывают ее (процессор); хранят (оперативная и внешняя память); передают человеку (устройства вывода: монитор, принтер).
В 3 классе информация рассматривается в контексте понятия «объект». Совокупность свойств объекта понимается как статическая информационная модель объекта, а алгоритмы изменения значения свойств - как динамическая информационная модель процесса.
В 3 классе обсуждаются различные способы организации информации: список, таблица. Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата обучающиеся выполняют практические задания, связанные:
- со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией её различными способами;
- поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
- обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся. В 3 классе большое внимание уделяется заданиям по сбору информации путём непосредственного наблюдения за природными объектами и явлениями в процессе общения с окружающими людьми (опросы, интервью, беседы). Первостепенное значение уделяется сбору информации в семье, в классе, на пришкольном участке. Собранная информация фиксируется письменно и организуется в виде списков, таблиц, деревьев с помощью компьютера или без него.
Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебник «Информатика и ИКТ». При наличии оборудования с этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса.
В 3 классе с этой целью используются также учебники по другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники. При наличии оборудования могут быть использованы мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые документы.
Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». В процессе выполнения алгоритмов (созданных для формальных исполнителей) у обучающихся формируются учебные действия по использованию информации, содержащейся в разработанном другими людьми плане. Составляя такие алгоритмы, обучающиеся учатся самостоятельно формулировать цели и составлять план достижения этих целей на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.
Компьютер универсальная машина по обработке информации
Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различ
ных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела: фундаментальные знания о компьютере и практическая работа на компьютере. Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии необходимого оборудования, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.
К фундаментальным знаниям о компьютере относятся:
представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
название и назначение основных устройств компьютера;
представление о двоичном кодировании информации;
представление о программном управлении компьютером;
представление о профессиях компьютера.
Представление о компьютере как машине для обработки информации и двоичном кодировании текстовой информации и черно-белых рисунков в компьютере формируется параллельно с изучением способов работы с информацией. Сопоставляется хранение информации с использованием и без использования компьютера, обработка информации человеком и компьютером.
Изучению устройства компьютера также отведено время. Часть устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначения не представляет трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, системная плата) скрыты в корпусе и в силу особенностей конструкции плохо доступны для обозрения. В то же время именно представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти имеют практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих устройств, а также формирование на наглядном уровне представления об открытой архитектуре компьютера опирается на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную программу, моделирующую процесс сборки компьютера, а также на изготовление макета компьютера из бумаги. В учебнике имеются заготовки для макета и алгоритм его изготовления. Работа по созданию макета может быть осуществлена на уроках информатики. Однако предпочтительно организовать эту работу на уроках по технологии или в условиях внеурочной деятельности. Представление о программном управлении компьютером постепенно формируется во 2 и 3 классах. Во 2 классе вводится понятие программы как инструкции по обработке информации, а в 3 классе (основываясь на опыте, приобретенном обучающимися в процессе изучения раздела
·Алгоритмы и исполнители
·) обсуждается представление о программе как об алгоритме, записанном на языке, понятном компьютеру. Обсуждаются программы обработки текстовой и графической информации, программы решения вычислительных задачи области их применения в жизни. В этот же подраздел учебников включены гигиенические нормы работы за компьютером. Для практической работы на компьютере рекомендуется использовать пакет программ, входящий в учебно-методический комплекс. Так же могут дополнительно использоваться различные графические и текстовые редакторы, клавиатурные тренажеры без навязанного ритма, калькулятор из набора стандартных приложений Windows.
Алгоритмы и исполнители
Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе - формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности. Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях: планирование деятельности человека и управление формальными исполнителями. При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности обучающихся, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков. Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями обучающийся умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитие алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса. При наличии необходимого оборудования можно использовать компьютерные программы, которые позволяют, используя систему команд исполнителя, управлять исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления алгоритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.
Знакомство с приемами планирования деятельности начинается во 2 классе. Вводится понятие алгоритма как плана достижения цели или решения задачи, состоящего из дискретных шагов.
Освоению учебного материала на этом этапе присущи следующие особенности:
- рассматриваются только линейные алгоритмические конструкции;
- перед обучающимися не ставится задача самостоятельно формулировать цель алгоритма, она определена в постановке каждой задачи;
- исходную информацию для выполнения практических заданий по составлению алгоритмов деятельности человека обучающиеся получают из учебника по информатике, наблюдений за деятельностью других людей и из личного практического опыта.
На основе опыта составления алгоритмов, накопленного учеником, обсуждается влияние на результат выполнения алгоритмов как набора инструкций, так и порядка их следования в алгоритме.
Рассматривается более сложная алгоритмическая конструкция ветвление. Это позволяет усложнить составляемые алгоритмы деятельности человека. На данном этапе учащиеся составляют алгоритмы решения учебных задач из разных предметов школьного курса, что дает возможность использовать учебники по всем предметам как источники информации, необходимой для составления алгоритмов. Процесс поиска и отбора нужной информации интегрируется с процессом постановки целей и составлением алгоритмов достижения этих целей.
В рамках раздела «Объекты и их свойства» учащиеся знакомятся с такими понятиями, как объект, класс объекта, свойства объекта.
Объекты и их свойства
Современные офисные программы, настольные издательские системы, графические редакторы имеют объектную структуру. Вследствие этого формирование универсальных учебных действий является необходимым условием для успешного освоения современных информационно-коммуникативных технологий.
Изучение содержательного направления «Объекты и их свойства» начинается в 3 классе. Вводится понятие объекта и его свойств. Рассматриваются объекты различной природы: объекты живой и неживой природы, абстрактные объекты (логические высказывания, геометрические фигуры), информационные объекты (текстовые документы, табличные модели, изображения). При этом различаются понятия «имя свойства объекта» и «значение свойства объекта». На основании общности свойств различных объектов вводится понятие класса и подклассов объектов.
Этические нормы работы с информацией и информационная безопасность личности
Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро ставит задачу этических норм поведения в сети. Однако обсуждение этих проблем доступно учащимся начальной школы, только если у них есть практический опыт работы в сети.
В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся, а именно правила поведения в компьютерном классе, правила использования коллективных носителей информации.
К содержанию этого материала следует возвращаться постоянно, добиваясь не только знания этих правил, но и их сознательного выполнения. Важно с первого урока информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса, осознание ценности как информации коллективного пользования, так и личной информации ученика. Учащиеся должны принять сознательные самоограничения при удалении и изменении файлов.
Логические связи предмета с остальными предметами учебного плана.
Социальная сущность информатики заключается в способности интегрировать различные сведения из различных сфер деятельности человека. Данный предмет логически связан с такими предметами, как математика, русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности.
Критерии оценки ответов учащихся.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка 5 ставится, если ученик полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию и символику; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Оценка 4 ставится, если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков: в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя; допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Оценка 3 ставится, если неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии по информатике, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации.
Оценка 2 ставится, если не раскрыто основное содержание учебного материала, обнаружено незнание или непонимание учеником наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, терминологии по информатике, в рисунках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких вопросов учителя.
Оценка письменных контрольных работ учащихся.
Оценка 5 ставится, если работа выполнена полностью; в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в решении нет ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Оценка 4 ставится, если работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки), допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Оценка 3 ставится, если допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Оценка 2 ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Оценка практического задания.
Критерии оценивания практических заданий, выполняемых за компьютером, приведены для каждого занятия в методическом пособии А.Г.Паутовой «Информатика и ИКТ. Комплект компьютерных программ к учебнику». М.: Академкнига/Учебник, 2009.
Инструментарий для оценивания результатов.
Оцениваются знания и умения учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений, учащихся по информатике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение практической работы на компьютере.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах – как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и практических задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по четырехбалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Методы и формы обучения.
Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, здоровьесберегающего, и деятельностного подходов к обучению информатики и ИКТ.
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по информатике в начальной школе является урок. В соответствии с рекомендациями об организации практических работ по информатике и ИКТ на каждом уроках предполагается работа учащихся за компьютером со специальными программами (15 мин). Практические работы, направлены на отработку отдельных технологических приемов.
Для реализации целей и задач применяются разнообразные формы организации рабочего процесса: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Выбор используемых методов обучения и форм проведения уроков зависит от того, какие цели реализуются на занятии, элементы каких методик и технологий применяются.
Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на широкое применение в любых образовательных учебных заведениях и рассчитан на обучение с применением компьютера. Компьютер используется учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того, он применяется при организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера, для организации компьютерного практикума, во время которого школьники получают первичные навыки работы на компьютере.
Средства обучения.
Учебник (тетрадь), персональный компьютер, аудиовизуальные средства.
Формы контроля знаний.
Для организации промежуточного контроля проводятся четыре контрольные работы по итогам каждой четверти. Для проведения контрольных уроков используется тетрадь «Информатика и ИКТ. 3 кл.: тетрадь для самостоятельной работы/ Е.П.Бененсон, А.Г.Паутова - М.: Академкнига/Учебник, 2015.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
Рабочая программа по информатике для учащихся 3 класса МБОУ «Гимназия № 45» рассчитана на один год обучения 35 учебных часа (1 час в неделю).
О внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, поэтому в данную рабочую программу не внесено изменений.
Индивидуальное обучение на дому.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.П.Бененсон, А.Г.Паутовой «Программа по предмету « Информатика и информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)» М.:АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2013 для учащихся общеобразовательных учреждений, получающих образование на дому. Рабочая программа соотносится с федеральным государственным образовательным стандартом и рассчитана на один год обучения. Программа разработана с учетом специфики обучения на дому и количества часов (0,5 часа в неделю) в соответствии с учебным планом.
Планируемые результаты освоения учебной программы.
Обучающиеся должны иметь представление:
об организации информации в виде списка и таблицы;
о структуре таблиц (строки, столбцы, ячейки);
о программе как наборе инструкций, необходимых для работы компьютера;
о переменной, ее имени и значении, о присваивании переменной значения;
о выборе продолжения действий в условном алгоритме;
об объектах и их свойствах;
об имени и значении свойства;
о классах объектов.
Обучающиеся научатся:
осознанно применять правила пользования различными носителями информации коллективного пользования;
фиксировать собранную информацию в виде списка;
упорядочивать короткие списки по алфавиту;
фиксировать собранную информацию в виде таблицы, структура которой предложена учителем;
находить нужную информацию в таблице;
находить нужную информацию в источниках, предложенных учителем;
находить нужную информацию в коротких гипертекстовых документах;
находить среди готовых алгоритмов линейные и условные;
составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
при помощи учителя ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
приводить примеры объектов и их свойств;
находить и конструировать объект с заданными свойствами;
выделять свойства, общие для различных объектов;
определять истинность сложных высказываний;
на клетчатом поле находить клетку с заданным адресом;
на клетчатом поле определять адрес указанной клетки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
составлять и исполнять условные алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;
ставить учебные задачи и составлять условные алгоритмы их решения;
находить и конструировать объект с заданными свойствами;
объединять объекты в классы, основываясь на общности их свойств.
Основные виды учебной деятельности обучающихся.
В программе представлены виды учебной деятельности обучающихся при освоении основных содержательных линий курса:
Информационная картина мира:
поиск информации в справочном разделе учебника, в справочном разделе компьютерных программ, в гипертекстовых документах и т.д.;
отбор информации, необходимой для решения учебной задачи из текста, упорядоченного списка, таблицы, дерева, рисунка, схемы;
сбор информации, необходимой для решения задачи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования. Фиксация собранной информации;
поиск закономерностей в собранной информации;
составление знаково-символических моделей;
создание упорядоченных списков объектов;
создание таблиц (описание класса объектов, фиксация результатов компьютерного эксперимента, решение логических задач);
создание информационных объектов с помощью компьютерных программ (текстовые документы, рисунки, презентации).
Компьютер универсальная машина по обработке информации:
работа с компьютерными программами, входящими в методический комплект, в целях формирования умения пользоваться клавиатурой, мышью, графическим интерфейсом компьютера;
прохождение компьютерных мини тестов;
ввод информации в программу с помощью кнопок множественного выбора и радиокнопок;
создание информационных объектов на компьютере, сохранение файлов в личную директорию;
поиск файлов в файловой системе компьютера и открытие файлов;
самостоятельное освоение ранее незнакомых компьютерных программ;
выполнение компьютерного эксперимента. Фиксация результатов эксперимента. Анализ результатов эксперимента и формулирование выводов.
Алгоритмы и исполнители:
исполнение алгоритмов формальных исполнителей;
исполнение алгоритмов организации учебной деятельности ученика;
составление алгоритмов перевода обучающей информационной среды из начального состояния в конечное состояние;
создание алгоритмов выполнения творческого задания;
составление алгоритмов для формальных исполнителей;
отладка алгоритмов (сличение результатов исполнения алгоритма в целях обнаружения рассогласования, изменения алгоритма);
определение истинности простых и сложных логических высказываний;
составление простых и сложных логических высказываний для выбора продолжения действий в условном и циклическом алгоритмах;
выполнение лабораторной работы в соответствии с данным алгоритмом;
составление алгоритмов выполнения лабораторной работы;
создание графической модели последовательности действий на компьютере.
Объекты и их свойства:
анализ объектов окружающего мира в целях выявления их свойств;
поиск объекта по описанию его свойств;
упорядочение списка объектов по убыванию или возрастанию значения свойства;
деление набора объектов на классы на основе общности свойств. Создание дерева деления на подклассы;
деление информационного объекта на объекты, из которых он состоит (определение структуры информационного объекта);
использование объектной структуры информационного объекта для освоения новых компьютерных программ.
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность:
соблюдение: гигиенических норм работы за компьютером; правил поведения в компьютерном классе; правил работы с общими и личными файлами;
составление списка использованных в проекте информационных источников.
Система заданий, ориентированных на формирование УУД.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
Правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией обучающегося. Формирование умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, выделять нравственный аспект поведения при работе с любой информацией и при использовании компьютерной техники коллективного пользования.
Нравственно-этическое оценивание
Усвоение основного содержания разделов «Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности».
Соблюдение правил работы с файлами в корпоративной сети, правил поведения в компьютерном классе, цель которых сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.
Самоопределение и смыслообразование
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, умения находить ответы на вопросы: «Какой смысл имеет для меня учение? Какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и в условиях самообразования?» Использование в курсе «Информатика» специальных обучающих программ, формирующих отношение к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Система заданий, целью которых является формирование у обучающихся умений ставить учебные цели; использовать внешний план для решения поставленной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; сличать результат с эталоном (целью); вносить коррективы в действия в случае расхождении результата решения задачи с ранее поставленной целью и т.д.
Планирование и целеполагание
Система заданий, непосредственно связанных с определением последовательности действий при решении задачи или достижении цели (задания типа «Составь алгоритм», «Заполни пропуски в алгоритме»), с формированием действий самостоятельного целеполагания, анализом нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) в целях выделения необходимой информации.
Контроль и коррекция
Система заданий типа «Составь алгоритм и выполни его» как создание информационной среды для составления плана действий формальных исполнителей алгоритмов по переходу из начального состояния в конечное. Сличение способа действия и его результата (соответствие конечного состояния исполнителя поставленной в задании цели). Внесение исправлений в алгоритм в случае обнаружения отклонений способа действия и его результата от заданного эталона.
Оценивание
Система заданий из раздела «Твои успехи», а также все задания, для самостоятельного выполнения которых необходимо использовать материал, изученный за полугодие.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Общеучебные универсальные действия
1. Поиск и выделение необходимой информации в справочном разделе учебников (выдержки из справочников, энциклопедий, интернет сайтов с указанием источников информации, в том числе адресов сайтов), в гипертекстовых документах, входящих в состав методического комплекта, а также в других источниках информации.
2. Знаково-символическое моделирование:
- использование готовых графических моделей процессов для решения задач («Алгоритмы и исполнители. Ветвление», «Алгоритмы перехода объектов из начального состояния в конечное состояние»);
- табличные модели (для записи условия и решения логической задачи, описания группы объектов живой и неживой природы и объектов, созданных человеком).
3. Смысловое чтение: работа с различными справочными информационными источниками.
4. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий: составление алгоритмов формальных исполнителей.
ЛОГИЧЕСКИЕ УУД
1. Анализ объектов в целях выделения признаков: выполнение заданий, связанных с развитием смыслового чтения, при изучении тем «Объекты и их свойства», «Действия объектов».
2. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов: темы «Классы объектов», «Таблицы», «Порядок записей в таблице».
3. Составление алгоритмов исполнителя «Художник», цель которых собрать архитектурные сооружения русской деревянной архитектуры из конструктивных элементов.
Построение логической цепи рассуждений: сложные высказывания (задания на определение истинности сложных высказываний и составление сложных высказываний как условия выбора продолжения действий в алгоритме, образованном с помощью действий логического сложения и умножения).
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1. Выполнение практических заданий, предполагающих работу в парах, лабораторных работ, предполагающих групповую работу.
2. Деятельность обучающихся в условиях внеурочных мероприятий (детский компьютерный фестиваль - командные соревнования).
Содержание курса (34 ч)
Информационная картина мира (9 ч)
Способы организации информации
Организация информации в виде списка. Упорядочение списков по разным признакам (в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию численных характеристик). Сбор информации путем наблюдения. Фиксация собранной информации в виде списка. Организация информации в виде простых (не содержащих объединённых ячеек) таблиц. Структура простой таблицы (строки, столбцы, ячейки), заголовки строк и столбцов. Запись информации, полученной в результате поиска или наблюдения, в таблицу, предложенную учителем. Запись решения логических задач в виде таблиц. Создание различных таблиц (расписание уроков, распорядок дня, каталог книг личной или классной библиотеки, и т.д.) вручную и с помощью компьютера.
Компьютер универсальная машина для обработки информации (3 ч)
Фундаментальные знания о компьютере
Компьютер как исполнитель алгоритмов. Программа алгоритм работы компьютера, записанный на понятном ему языке. Подготовка к знакомству с системой координат, связанной с монитором (продолжение).
Гигиенические нормы работы на компьютере.
Практическая работа на компьютере (при наличии оборудования)
Использование метода Drag-and-Drop.
Поиск нужной информации в гипертекстовом документе.
Набор текста с помощью клавиатуры (в том числе заглавных букв, знаков препинания, цифр). Алгоритмы и исполнители (11 ч)
Линейные алгоритмы с переменными
Имя и значение переменной. Присваивание значения переменной в процессе выполнения алгоритмов. Команды с параметрами для формальных исполнителей. Краткая запись команд формального исполнителя.
Создание алгоритмов методом последовательной детализации
Создание укрупненных алгоритмов для формальных исполнителей и для планирования деятельности человека. Детализация шагов укрупненного алгоритма.
Условный алгоритм (ветвление)
Выбор действия в условном алгоритме в зависимости от выполнения условия. Запись условного алгоритма с помощью блок-схем. Использование простых и сложных высказываний в качестве условий.
Создание и исполнение условных алгоритмов для формальных исполнителей. Планирование деятельности человека с помощью условных алгоритмов.
Объекты и их свойства (10 ч)
Объекты
Объект и его свойства. Имя и значение свойства (например, имя свойства цвет, значение свойства красный). Поиск объекта, заданного его свойствами. Конструирование объекта по его свойствам. Описание объекта с помощью его свойств как информационная статическая модель объекта. Сравнение объектов.
Понятие класса объектов
Понятие класса объектов. Примеры классов объектов. Разбиение набора объектов на два и более классов.
Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность (1 ч)
Носители информации коллективного пользования
Библиотечные книги, журналы, компакт-диски, дискеты, жесткие диски компьютеров как носители информации коллективного пользования.
Правила обращения с различными носителями информации.
Формирование ответственного отношения к сохранности носителей информации коллективного пользования.
Учебно - тематическое планирование уроков информатики во 3 классе на 2015 – 2016 уч. год
Учитель Кустова Н.В.
Учебник Е.П.Бененсон, А.Г.Паутовой «Информатика и ИКТ» 3 класс М.:АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2014
Программа рассчитана на 1 час в неделю
№
Тема урока
Материал урока
Компьютерная программа
1 четверть (9 ч)
1
Информация (что мы о ней знаем)
Теория на с. 4;
Задания 1, 2, 3, 4
Кодирование текста
2
Компьютер (что мы о ней знаем)
Теория на с. 7;
Задания 5, 6, 7, 8
Сборка компьютера
3
Объекты и их свойства. Список
Теория на с. 10, 11;
Задания 9, 10, 11, 12
В магазине
4
Объекты и их свойства. Список
Задания 13, 14, 15, 16
В магазине
5
Порядок элементов в списке
Теория на с. 19;
Задания 17, 18, 19, 20;
Справочный раздел с. 96
Самый-самый
6
Упорядоченные списки
Задания 21, 22, 23, 24
Самый-самый
7
Многоуровневые списки
Теория на с. 26;
Задания 25, 26, 27, 28
На вокзале
8
Простые и многоуровневые списки
Задания 29, 30, 31, 32
На вокзале
9
Простые и многоуровневые списки
Задания 33, 34, 35, 36;
3-я страница обложки
Цветочные
часы
91
Твои успехи
Задания 1–10 раздела
«Твои успехи»
Не используется
2 четверть (7 ч)
10
Классы объектов
Теория на с. 35;
Задания 37, 38, 39, 40
На вокзале
11
Таблицы
Теория на с. 39;
Задания 41, 42, 43, 44
В магазине
12
Таблицы
Задания 45, 46, 47, 48
Логика
13
Порядок записей в таблице
Теория на с. 46, 47;
Задания 49, 50, 51, 52
Самый-самый
14
Поиск информации в таблице
Задания 53, 54, 55, 56
Природные
зоны
15
Итоговое обобщение по теме «Списки и таблицы»
Задания 57, 58, 59, 60
Не используется
16
Твои успехи
Задания 11–19 раздела
«Твои успехи»
Не используется
3 четверть (10 ч)
17
Алгоритмы. Что ты о них знаешь?
Теория на с. 4, 5;
Задания 1, 2, 3, 4;
3-я страница обложки
Переливайка
18
Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной
Теория на странице 10, 11
Задания 5, 6, 7, 8
Считайка
19
Имя и значение переменной.
Задания 9, 10, 11, 12
Считайка
20
Блок-схема алгоритма. Ветвление
Теория на с.17, 18, 19; Задания 13, 14, 15, 16
В магазине
21
Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление
Задания 17, 18, 19, 20
Считайка
22
Простые и сложные высказывания
Теория на с. 26, 27;
Задания 21, 22, 23, 24
Рассказ с продолжением
23
Составление и выполнение алгоритмов
с ветвлением
Теория на с. 19;
Задания 25, 26, 27, 28
Рассказ с продолжением
24
Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением
Задания 29, 30, 31, 32
В магазине
25
Исполнитель алгоритмов Чертёжник. Команды с параметрами
Теория на с. 40, 41;
Задания 33, 34, 35, 36
Чертежник
26
Составление и выполнение алгоритмов Чертёжника
Задания 37, 38, 39, 40
Чертежник
4 четверть (10 ч)
27
Повторение материала III четверти
Задания 1–8 раздела «Твои успехи»
Не используется
28
Исполнитель алгоритмов Пожарный
Теория на с. 46;
Задания 41, 42, 43, 44
Пожарный
29
Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар»
Теория на с. 49;
Задания 45, 46, 47, 48
Пожарный
30
Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный
Задания 49, 50, 51, 52
Пожарный
31
Метод последовательной детализации
Теория на с. 57, 58, 59; Задания 53, 54, 55, 56; рисунок задания 52
Пожарный
32
Простые и сложные условия в алгоритмах
Задания 57, 58, 59, 60
В магазине
33
Итоговое повторение и обобщение
Задания 9–16 раздела «Твои успехи»
Не используется
34
Резервный урок
Дополнительные задания
Поурочное планирование уроков информатики в 3 классе на 2015 – 2016 уч. год
п/п
Тема урока
Тип урока,
формы, методы, методики
Планируемые предметные результаты
Планируемые результаты (личностные и метапредметные)
Формы, методы и средства контроля
Д/З
ИКТ
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
1
Информация (что мы о ней знаем)
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Повторение материала 2 класса по теме «Информация вокруг нас» и правила техники безопасности
Формирование навыка работы на ПК.
Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с информацией, встречающейся в жизни. Проблемы ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни
Развитие умения поиска нужной информации в повествовательном тексте, работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком
Развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Опрос, практическая работа
Задание 4,
стр. 6
Презентация к уроку,
проектор, ПК
Кодирование текста
2
Компьютер (что мы о ней знаем)
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Повторение названия и назначения устройств компьютера
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата на основе примеров из личного опыта
Развитие умения использовать знаково – символические средства
Формирование умений формулировать аргументированные ответы
Умение принимать и сохранять учебную задачу
Опрос, практическая работа
Задание 8,
стр. 9
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Сборка компьютера»
3
Объекты и их свойства. Список
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Формирование представления о понятиях: объект, свойство объекта, список, элемент списка
Формирование навыка работы на ПК.
Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Доброжелательное отношение к окружающим
Развитие умения работать с информацией
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и того, что еще не известно
Опрос, практическая работа
Задание 12,
стр. 15
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «В магазине»
4
Объекты и их свойства. Список
ОСЗ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Закрепление понятия: имя и значение свойства объекта
Формирование навыка работы на ПК.
Стремление к приобретению новых знаний и умений
Формирование умений анализа объектов, выбора оснований и критериев для сравнения, классификации
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Развитие навыков анализа и сравнения
Опрос, практическая работа
Задание 16,
стр. 18
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «В магазине»
5
Порядок элементов в списке
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Знакомство с понятием «упорядоченный список» и различными способами упорядочивания
Формирование навыка работы на ПК.
Понимание роли информационных процессов в современном мире, готовность и способность обучающихся к саморазвитию
Уметь анализировать, сравнивать, группировать различные объекты
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Формирование умения выбора эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Опрос, практическая работа
Задание 20,
стр. 22
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Самый - самый»
6
Упорядоченные списки
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Формирование умения использования упорядоченных списков
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование учебной мотивации
Уметь анализировать, сравнивать, группировать различные объекты
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и того, что еще не известно
Опрос, практическая работа
Задание 24,
стр. 25
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Самый - самый»
7
Многоуровневые списки
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Умение определять структуру многоуровневого списка; продолжить формирование умений определения свойств объектов
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата на основе примеров из личного опыта
Уметь анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и того, что еще не известно
Опрос, практическая работа
Задание 28,
стр. 29
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «На вокзале»
8
Простые и многоуровневые списки
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Формирование умения работы со списками
Формирование навыка работы на ПК.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию
Уметь анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и того, что еще не известно
Опрос, практическая работа
Задание 32,
стр. 31
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «На вокзале»
9
Простые и многоуровневые списки
ОСЗ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Формирование умения работы со списками
Формирование навыка работы на ПК.
Знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения
Уметь анализировать, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Развитие навыков анализа и сравнения
Опрос, практическая работа
Задание 36,
стр. 34
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Цветочные часы»
10
Твои успехи
ПКЗУ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Оценивание уровня усвоения учебного материала 1четверти
Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей
Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Формирование способности к мобилизации сил и энергии, осознания качества и уровня усвоения
Самостоятельная работа
Презентация к уроку,
проектор, ПК
11
Классы объектов
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Понятие класса объектов; формирование умения выбора объектов по их свойствам
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации, интереса к изучению информатики
Умение формулировать проблему и решать ее
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и того, что еще не известно
Опрос, практическая работа
Задание 40,
стр. 38
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «На вокзале»
12
Таблицы
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Знакомство со структурой таблицы. Развитие умения делить объекты на классы.
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации
Умение составлять модель и преобразовывать ее в случае необходимости
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и того, что еще не известно
Опрос, практическая работа
Задание 44,
стр. 43
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «В магазине»
13
Таблицы
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Использование таблицы для записи решения логических задач
Формирование навыка работы на ПК.
Оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор
Умение структурировать найденную информацию в нужной форме
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Развитие навыков анализа и сравнения
Опрос, практическая работа
Задание 48,
стр. 45
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Логика»
14
Порядок записей в таблице
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Ввести понятие запись для таблицы. Развивать умения находить информацию в таблицах с упорядоченными записями
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации, интереса к изучению информатики
Формирование умений анализа объектов, выбора оснований и критериев для сравнения, классификации
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и того, что еще не известно
Опрос, практическая работа
Задание 52,
стр. 49
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Самый - самый»
15
Поиск информации в таблице
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Развивать умения поиска информации в таблицах и заполнения таблиц
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации, интереса к изучению информатики
Умение структурировать найденную информацию в нужной форме
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и того, что еще не известно
Опрос, практическая работа
Задание 56,
стр. 53
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Природные зоны»
16
Итоговое обобщение по теме «Списки и таблицы»
ПКЗУ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Развивать умения поиска информации в таблицах и заполнения таблиц
Формирование навыка работы на ПК.
Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей
Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Развитие навыков анализа и сравнения
Опрос, практическая работа
Задание 60
стр. 57
Презентация к уроку,
проектор, ПК
17
Твои успехи
ПКЗУ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Оценивание уровня усвоения учебного материала 1четверти
Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей
Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Формирование способности к мобилизации сил и энергии, осознания качества и уровня усвоения
Самостоятельная работа
Презентация к уроку,
проектор, ПК
18
Алгоритмы. Что ты о них знаешь?
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Повторение материала 2 класса по теме «Алгоритмы и исполнители»
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации, интереса к изучению информатики
Умение самостоятельно предлагать информацию, которая нужна для обучения
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и того, что еще не известно
Опрос, практическая работа
Задание 4,
стр. 9
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Переливайка»
19
Исполнитель алгоритмов Считайка. Имя и значение переменной
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Ввести и провести первичное закрепление понятий «переменная», «имя и значение переменной», «присваивание значения»
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации, интереса к изучению информатики
Умение формулировать проблемы и решать их
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и того, что еще не известно
Опрос, практическая работа
Задание 8,
стр. 13
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Считайка»
20
Имя и значение переменной.
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Формирование умений работы с переменными, оценки истинности высказываний, содержащих отрицание
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации, интереса к изучению информатики
Умение формулировать познавательную цель
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Развитие навыков анализа и сравнения
Опрос, практическая работа
Задание 12,
стр. 16
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Считайка»
21
Блок-схема алгоритма. Ветвление
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Познакомить с алгоритмами, содержащими проверку условия и выбор следующего шага алгоритма; ввести понятие блок-схема
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации, интереса к изучению информатики
Умение устанавливать причинно – следственные связи
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и того, что еще не известно
Опрос, практическая работа
Задание 16,
стр. 22
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «В магазине»
22
Выполнение и составление алгоритмов, содержащих ветвление
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Умение составлять алгоритмы с ветвлением и формировать навык их выполнения; формирование умения работы с таблицей
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации, интереса к изучению информатики
Умение устанавливать причинно – следственные связи
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Развитие навыков анализа и сравнения
Опрос, практическая работа
Задание 20,
стр. 25
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Считайка»
23
Простые и сложные высказывания
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Ввести понятие простых и сложных высказываний, логического сложения и логического умножения
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации, интереса к изучению информатики
Умение построить логические цепи рассуждений
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и того, что еще не известно
Опрос, практическая работа
Задание 24,
стр. 32 - 33
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Рассказ с продолжением»
24
Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Формировать умения составления и выполнения алгоритмов с ветвлением
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации, интереса к изучению информатики
Умение устанавливать причинно – следственные связи
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и того, что еще не известно
Опрос, практическая работа
Задание 28,
стр. 36
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Рассказ с продолжением»
25
Составление и выполнение алгоритмов с ветвлением
ОСЗ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Формировать умение составления и выполнения алгоритмов с ветвлением; определения истинности сложных высказываний
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации, интереса к изучению информатики
Умение устанавливать причинно – следственные связи
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Развитие навыков анализа и сравнения
Опрос, практическая работа
Задание 32,
стр. 38 - 39
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «В магазине»
26
Исполнитель алгоритмов Чертёжник. Команды с параметрами
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Познакомить с новым исполнителем алгоритмов. Ввести понятие «команда с параметром»
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации, интереса к изучению информатики
Умение формулировать познавательную цель
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и того, что еще не известно
Опрос, практическая работа
Задание 36,
стр. 42
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Чертежник»
27
Составление и выполнение алгоритмов Чертёжника
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Формировать умения использования команд с параметрами; выполнения алгоритмов
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации, интереса к изучению информатики
Умение устанавливать причинно – следственные связи
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Развитие навыков анализа и сравнения
Опрос, практическая работа
Задание 40,
стр. 45
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Чертежник»
28
Повторение материала III четверти
ПКЗУ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Напомнить детям, как выполняется алгоритм с ветвлением, записанный с помощью блок-схемы.
Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей
Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Формирование способности к мобилизации сил и энергии, осознания качества и уровня усвоения
Самостоятельная работа
Презентация к уроку,
проектор, ПК
29
Исполнитель алгоритмов Пожарный
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Познакомить с системой команд исполнителя Пожарный. Продолжить формирование умений исполнения и составления алгоритмов
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации, интереса к изучению информатики
Умение формулировать познавательную цель
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и того, что еще не известно
Опрос, практическая работа
Задание 44,
стр. 48
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Пожарный»
30
Свойства объектов «Пожарный» и «Пожар»
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Показать, как значения свойств объектов могут влиять на алгоритм
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации, интереса к изучению информатики
Умение выбрать основания и критерии для сравнения, классификации объектов
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и того, что еще не известно
Опрос, практическая работа
Задание 48,
стр. 52
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Пожарный»
31
Алгоритм с ветвлением для исполнителя Пожарный
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Учить составлять и исполнять алгоритмы с ветвлениями
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации, интереса к изучению информатики
Умение построить логическую цепь рассуждений
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Развитие навыков анализа и сравнения
Опрос, практическая работа
Задание 52,
стр. 56
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Пожарный»
32
Метод последовательной детализации
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Познакомить с методом последовательной детализации для решения алгоритмических задач
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации, интереса к изучению информатики
Умение построить логическую цепь рассуждений
Формирование умения формулировать точные и правильные ответы на вопросы
Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и того, что еще не известно
Опрос, практическая работа
Задание 56,
стр. 62
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «Пожарный»
33
Простые и сложные условия в алгоритмах
ОНМ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Развивать умение оценивать истинность сложных высказываний и использовать сложные высказывания в алгоритмах
Формирование навыка работы на ПК.
Формирование понятийного аппарата, навыков самоорганизации, интереса к изучению информатики
Умение формулировать познавательную цель
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и того, что еще не известно
Опрос, практическая работа
Задание 60,
стр. 65
Презентация к уроку,
проектор, ПК
программа «В магазине»
34
Итоговое повторение и обобщение
ПКЗУ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Обобщить материал второго полугодия и проверить усвоение материала
Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей
Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
Развитие умений с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Формирование способности к мобилизации сил и энергии, осознания качества и уровня усвоения
Самостоятельная работа
Задание 15,
стр. 78
Презентация к уроку,
проектор, ПК
35
Резервный урок
ПКЗУ
Наглядный метод
Деятельностный подход
Формирование навыка работы на ПК.
Оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей
Поиск и выделение информации
Умение слушать и понимать других, исправлять ошибки, работать в паре
Презентация к уроку,
проектор, ПК
Используемая в тексте программы система условных обозначений:
В столбце «Тип урока»:
ОНМ – ознакомление с новым материалом
ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
ПКЗУ – проверка и коррекция знаний и умений
Материально-техническое и учебно – методическое обеспечение.
Учебно-методическая литература
для учащихся: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Учебник в 2-х ч. М.: Академкнига/Учебник, 2014
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: тетрадь для самостоятельной работы М.: Академкнига/Учебник, 2015
для учителя: Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Методическое пособие для учителя. М.: Академкнига/Учебник, 2012
Паутова А.Г. Информатика и ИКТ. 3 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + СД. М.: Академкнига/Учебник, 2012
Оборудование и приборы
Для того чтобы полностью обеспечить планируемые результаты изучения курса «Информатика и ИКТ», учебный процесс должен быть обеспечен: компьютерами, обучающими компьютерными программами, входящими в методический комплект авторов Бененсон Е.П., Паутова А.Г., программами по обработке информации различного вида (текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций, калькулятор).
При делении класса на группы требуется 13 компьютеров.
Обучающие программы методического комплекта работают со следующими операционными системами: Windows 98/200/XP/Vista/7, MacOS X, Linux.
При отсутствии достаточного количества компьютеров можно использовать методический комплект и для бескомпьютерного преподавания курса. В учебнике имеются практические задания, заменяющие работу за компьютером. При этом будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные универсальные учебные действия, непосредственно не связанные с использованием компьютера.
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы.
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа- возможности: видео- изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять резульпаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Устройства вывода звуковой информации – колонки, для вывода звуковой информации для всего класса.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
По предмету информатика
Учитель Кустова Н. В.
Класс,
№ п/п
Дата внесения изменений
Характеристика изменений
Реквизиты документа, которым закреплено изменение
Ф.И.О. сотрудника, внесшего изменения и причина
Заголовок 115