Конспект выступления на III Республиканских Педагогических Чтениях Учитель. Школа будущего. Передача педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ Лицей №145 г. Казани.

Передача педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Лицей 145» г. Казани Гарифуллиной Эльвиры Ильшатовны

Работая над данным эссе, я пришла к выводу, что одной из интересных и заслуживающих внимания форм передачи педагогического опыта является проведение мастер-классов.
Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения. Мастер передает свой опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.
В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:
- квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
- руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области:
- человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
- специалист, достигший высокого искусства в своем деле.
Ближе всего для педагога два последних определения.
Мастерство трактуется Ожеговым как высокое искусство в какой-нибудь отрасли.
Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег считал, что педагог – мастер, и только он имеет «развитие познавательных способностей, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания». А.С. Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
- психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
- профессиональные способности;
- педагогическую технику.
Разумеется, для педагога важно иметь определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.
Фундамент педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:
1) Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей.
2) Мастерство убеждения.
3) Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности.
4) Мастерство владения педагогической техникой.
Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя.
Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.). Моя педагогическая техника наработана на протяжении не только тех десяти лет, что я занимаюсь преподавательской деятельностью, но в течение всего срока развития и становления моей личности. Понимая основные задачи своей педагогической деятельности, я ни в коей мере не отказываюсь от решения задач, напрямую не связанных с преподаванием русского языка и литературы. Например, организация внеурочных мероприятий: театрализованная постановка «Станция Чеховская», съемки фильма «Театр здоровья», участие в спортивных мероприятиях «Турнир по настольному теннису», «Турнир по мини-футболу» и многих других. В каждом из подобных мероприятий я участвую не «для галочки», а потому, что они являются прекрасным способом дополнительного общения с детьми, раскрытия их творческого потенциала. Это сплачивает их, развивает в них массу полезных качеств.
Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:
- комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи конкретному педагогу;
- оригинальные действия, взаимосвязанные между собой и обеспечивающие эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Методические приемы – это конкретное проявление определенного метода воспитания. Они определяют своеобразие используемых методов и подчеркивают индивидуальный стиль работы воспитателя. Методы и приемы диалектически между собой связаны: они могут дополнять и заменять друг друга. Эффективность использования тех или иных приемов зависит от индивидуально-психологических особенностей как педагога, так и воспитанника, от сложившейся психолого-педагогической ситуации. Например, требование воспитателя может быть выражено в форме совета, приказания, выражения доверия, авансирования, просьбы, рекомендации. Это все разнообразные приемы, с помощью которых педагог может обогатить палитру используемых методов воспитания. Раскрывая смысл понятия «метод воспитания», мы охарактеризовали и другое понятие, имеющее прямое отношение к педагогической технике, – «метод воздействия» как деталь метода воспитания. Метод воздействия нацелен на получение немедленного, сиюминутного результата: ошибся – исправь ошибку, обидел товарища - извинись, нарушил что-то – поправь... Богатство методов воздействия (следовательно, эффективность и неординарность методов воспитания) зависит от богатства палитры методических приемов воспитания. Рассмотрим подробнее понятие «воспитательное воздействие», обратившись к педагогическому наследию И.П. Иванова (Иванов И.М. Воспитывающая деятельность и воспитательное воздействие // Народное образование. 1998. № 9-10), уделившему пристальное внимание этому педагогическому феномену:
«Позитивное педагогическое воздействие на ребенка может осуществляться стихийно в широкой социальной среде: в семье, в школе, детском лагере, через средства массовых коммуникаций, произведения культуры..
·. Жизненно-практическое воздействие направляет деятельность детей на решение практических задач в сфере быта, отдыха, учебы, самовоспитания. Воспитательное воздействие предполагает направление разных видов деятельности на решение воспитательных задач». И.П. Иванов создал классификацию воспитательных воздействий, которая поможет педагогу-практику правильно отобрать необходимые и целенаправленно их инструментовать. По типам воспитательные воздействия могут быть открытые (воспитательные задачи ставятся как главные, а жизненно-практические – как производные, вспомогательные) и скрытые (решение воспитательных задач является следствием от решения задач жизненно-практических). Пример скрытых воздействий: перед Днем Победы выпустили сборник сочинений учеников «Дети Великой» об их родственниках, которые, будучи детьми и подростками, пережили Великую Отечественную войну – решили задачу патриотического и трудового воспитания, сплочения детского коллектива. Ведь это уникальная возможность для ребенка - возможность получить настоящую книгу, в которой напечатано твое произведение. Это возможность, благодаря которой ты имеешь право сказать: «Я – писатель». По способам воспитательные воздействия могут быть информационные (в сознание детей вносится новая информация, происходит переориентация на новые ценности, переубеждение в чем-то) и организационные (непосредственная организация разнообразных видов деятельности детей). В практике воспитания используются два пути воспитательного воздействия: прямой (в личном общении «воспитатель о «воспитанник») и косвенный, или опосредованный (через других людей, через обстоятельства, через специально созданные воспитывающие ситуации, через произведения искусства и литературы). По характеру И.П. Иванов выделяет воздействия товарищеские (направленные на общую творческую заботу) и передаточно-потребительские (направленность воздействия лишь на потребление готового передаваемого опыта, на послушание и исполнительность воспитанника). Однако воздействие, неправильно инструментованное или выраженное в грубой, бестактной форме, превращается поначалу в своеобразный тормоз развития положительных взглядов, поступков, оценок, а потом и в общую тенденцию «сопротивления воспитанию». Ярким примером такого «антиметода» является обычная бытовая зарисовка. В начале июня уже школьные каникулы, по крайней мере, у младших классов. Через парк иду на работу. В парке гуляет группа детей из пришкольного лагеря. Им очень хочется на качели, но молодая строгая учительница не пускает «всю толпу», а начинает строить детей парами. Одной девочке пары не хватило. Дети при построении в шеренгу шумят и спорят. Девочка пытается встать третьей рядом со своими подружками, образовавшими пару. Учительница, уставшая от гвалта, гневно кричит: «Смирнова, почему у тебя нет пары?» Вопрос явно риторический: детей в группе нечетное количество. Гвалт и шум усиливаются, но задача по построению так и не выполнена. Учительница, окончательно разозленная поведением детей, кричит: «Все! Никаких вам качелей! Уходим в школу!» Нестройная шеренга плетется по жаре в душные классы мимо свежей зелени, ярких клумб и таких недосягаемых качелей. Смотрю на лица детей. Они четко знают, кто виноват в их общей беде. Бедная девочка Смирнова, бедные дети, бедная учительница В приведенном мной примере мы видим, как средство развития (воздействие природы, теплых человеческих отношений) подменяется «средством торможения». А разве школа не изобилует примерами подавления, подминания, нивелирования детской воли, радости, движения, жизни, превращаясь из воспитательного учреждения в учреждение надзора и подавления?
Признаками системы работы учителя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.
«Мастер-класс» как форма обучения является средством создания трех типов условий:
- обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
- стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
Осуществляется индивидуальный поход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого ученика.
Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.
Цель мастер-класса  – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.
Основные научные идеи – личностно-ориентированный и исследовательский подходы.
Последовательность действий – пошаговый алгоритм авторской системы работы учителя.
Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).
Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.
Структура проведения «Мастер-класса»:
1) Презентация педагогического опыта педагога-мастера.
2) Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем.
3) Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки).
4) Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера.
5) Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом.
6) Представление урока или системы уроков.
Одним из таких «Мастер-классов» является фрагмент урока, посвященного творчеству русских поэтов начала ХХ века, который я адаптировала под сценарий внеурочного мероприятия «Театр здоровья».




Заголовок 115