Рабочая программа по математике 12 класс для вечерней школы (заочная форма обучения)
Администрация города Соликамска Пермского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3»
ПРИНЯТО
На заседании методического объединения учителей естественно – математического цикла протокол
№______ от_________
Руководитель МО
_______
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР:
______
«_____»_______2015г. УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
_____
«_____»_______2015г.
Рабочая программа
по математике
группы 12 класса
( заочная форма обучения)
Разработала
Иванова Татьяна Николаевна
учитель математики
первой категории
г. Соликамск
Пояснительная записка
к рабочей программе по математике группы 12 класса
Программа учебной дисциплины «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» предназначена для изучения математики в МБОУ «ВСШ» № 3 г. Соликамска Пермского края.
Вечерняя школа реализует образовательную программу среднего (полного) общего образования.
При составлении данной рабочей программы были использованы следующие нормативные документы:
Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г.
Базисный учебный план для образовательных учреждений
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО и науки от 5 марта 2004 г. № 1089).
Программа для общеобразовательных учреждений. Математика 5-11 классы. / Под редакцией Т.А.Бурмистровой– М.: Просвещение, 2010 год.
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки. Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Математика» на этапе среднего (полного) общего образования отводится 280 часов.
В связи с особенностями базисного учебного плана вечерней (сменной) общеобразовательной школы на преподавание математики на третьей ступени обучения предусмотрено 216 часов. В том числе в 12 классе – 72 часа ( 36 часов – алгебра и 36 часов – геометрия) (из расчёта 1 учебный час в неделю – алгебра и 1 учебный час в неделю - геометрия) в том числе контрольных работ – 7 включая итоговые контрольные работы. Этим обусловлено перераспределение часов внутри тематических блоков.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ. Итоговая аттестация – согласно Уставу МБОУ «ВСШ №3».
Программа составлена в соответствии с последовательностью изучения теоретического материала в следующих учебниках:
Колмагоров А.Н. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011
Погорелов А.В. Геометрия. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений – М: Просвещение, 2011
Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся.
Данная программа составлена по двум модулям: «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия». При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре и геометрии.
При изучении курса математики в группе 12 класса продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Начала математического анализа», «Геометрия».
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Данная программа ориентирована на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки; средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношение к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
При изучении программного материала решаются следующие задачи:
- систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
- расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
- изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
В результате изучения математики в 10 классе на базовом уровне обучающийся должен знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, возникновение и развитие геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств;
проводить по известным формулам и правилам преобразование буквенных выражений, включающих тригонометрические функции;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций, находить функции наибольшее и наименьшее значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
иррациональные, показательные , логарифмические уравнения и неравенства, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и их систем;
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
исследования несложных практических ситуаций на основе изучения формул и свойств фигур;
Формы организации учебного процесса.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
При организации учебного процесса используется следующие виды занятий:
Урок – консультация с изучением нового материала и закреплением знаний и способов действий.
Основным типом урока - консультации является комбинированный. Комбинированный урок – предполагает выполнение работ и заданий разного вида
Урок решения задач – вырабатываются у обучающихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовки.
Урок – тест – тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, тренировки технике тестирования
Урок – самостоятельная работа – предлагаются разные виды самостоятельных работ
Урок – контрольная работа – урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний обучающихся по пройденной теме.
При изучении курса проводится 2 вида контроля:
текущий – контроль в процессе изучения темы;
формы: устный опрос, тестирование, самостоятельные работы
итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела;
формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование, практические работы.
Формы занятий:
групповая консультация
индивидуальная консультация
зачет
Типы индивидуальных консультаций
Выявление и ликвидация пробелов в знаниях обучающихся
Подготовка к изучению нового материала
Решение задач практического содержания и задач повышенной трудности
Подготовка к контрольной работе
Формы и методы проведения зачета:
устно-индивидуальный опрос по карточкам-заданиям
тест
групповое собеседование
письменный зачет
устно-письменный зачет
письменные ответы на вопросы
Технологии обучения.
технологии разноуровневого обучения
личностно-ориентированные технологии
компьютерные технологии
информационно-коммуникативные технологии
проблемное обучение (проблемное изложение изучаемого материала)
технологии развития критического мышления через чтение и письмо
технология обучения смысловому чтению учебных естественнонаучных текстов
технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
здоровьесберегающие технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Личностными результатами обучения математике являются:
сформированность ценностей образования, личностной значимости математического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к научной деятельности людей, понимания математики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте;
мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе личностно-ориентированного подхода.
Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия:
- личностные;
- регулятивные, включающие действия саморегуляции;
- познавательные, включающие логические, знаково-символические;
- коммуникативные.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностей структуры сознания личности.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.
Общеучебные УУД – это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические УУД включают в себя способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а так же составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.Результатом формирования универсальных учебных действий будут являться умения:
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
владеть общим приемом решения учебных задач;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п.ПТема Кол. час В том числе
Творческие, практические работы Контрольные
работы, зачеты.
I Геометрия 36 1.1
1.2 Повторение. Многоугольники. Площадь многоугольника.
Понятие объема. Объем прямоугольного и наклонного параллелепипеда. Объем призмы. Объем пирамиды. 2
10 Контрольная работа и зачет №1
по теме: «Объемы многогранников»
1.3
Объем и поверхности тел вращения 14 Контрольная работа и зачет №2
по теме: «Объемы тел вращения»
1.4 Повторение за курс геометрии. Решение задач. 9
1 Итоговая контрольная работа
II Алгебра 36 2.1
2.2
2.3
Корень n-ой степени.
Иррациональные уравнения.
Степень с рациональным показателем. Действия над степенями 2
2
2 Контрольная работа №1, по теме: «Обобщение понятия степени»
2.4
2.5 Показательная функция. Показательные уравнения и неравенства
Логарифмы и их свойства. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства 5
9 Контрольная работа №2 по теме: «Показательная и логарифмическая функции»
2.6
2.7
2.8 Производная показательной функции. Число е. Производная логарифмической функции.
Степенная функция.
Понятие о дифференциальных уравнениях. 6
2
2 Контрольная работа №3 по теме: «Производная показательной и логарифмической функций»
2. 9 Итоговое повторение 2 Итоговая контрольная работа за курс 12 класса
Контрольные и итоговая работы 4 ИТОГО: 72 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА 12 класс
ГЕОМЕТРИЯ (36 час.)
Объёмы тел
Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел. Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема и площади поверхности цилиндра, конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Основная цель — продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов, завершить систематическое изучение тел вращения в процессе решения задач на вычисление площадей их поверхностей.
АЛГЕБРА (36 час.)
Корни и степени. Корень степени n>1 и его свойства. Степень с рациональным показателем и ее свойства. Понятие о степени с действительным показателем. Свойства степени с действительным показателем.
Функции. Показательная функция (экспонента), ее свойства и график. Логарифмическая функция, её свойства и график. Обратная функция. Область определения и область значения обратной функции. График обратной функции.
Уравнения и неравенства. Решение показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Решение иррациональных уравнений.
Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Логарифм произведения, частного, степени; переход к новому основанию. Десятичный и натуральный логарифмы, число е.
Преобразования простейших выражений, включающих арифметические операции, а также операцию возведения в степень и операцию логарифмирования.
Основная цель — привести в систему и обобщить сведения о степенях; ознакомить с показательной, логарифмической функциями и их свойствами; научить выполнять действия над логарифмами, решать несложные показательные, логарифмические и иррациональные уравнения, неравенства и их системы.Производная показательной и логарифмической функции
Производная показательной и логарифмической функции. Первообразная показательной функции. Степенная функция с натуральным показателем, её свойства и график.
Вертикальные и горизонтальные асимптоты графиков. Графики дробно-линейных функций. Вторая производная и ее физический смысл.
Основная цель — ввести понятие производной; научить находить производные функций в случаях, не требующих трудоемких выкладок.
Итоговое повторение.
Простейшие тригонометрические уравнения. Методы решения тригонометрических уравнений. Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника, боковая поверхность. Тела и поверхности вращения.
Основная цель — повторить, систематизировать и обобщить знания по курсу алгебры 10-12 классов. Подготовить обучающихся к успешному прохождению итоговой аттестации.
условия реализации программы дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета математики:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным оборудованием и мультимедиапроектор.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Для учащихся
Колмагоров А.Н. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2009
Погорелов А.В. Геометрия. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений – М: Просвещение, 2008
Ивлев Б.М.,Саакян С.М., Шварцбург С.И. Дидактические материалы по Алгебре и началам анализа для 10 класса – М: Просвещение, 2005
Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы для средней школы – М: Дрофа, 2002
Для учителя
А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская Контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10 – 11 классов общеобразовательных школ. - М: Мнемозина, 2006
Б. Г. Зив. Дидактические материалы. Алгебра и начала анализа. 11 класс.
М. И. Шабунин. Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы для 10-11 классов.
А. П. Ершова. Самостоятельные и контрольные работы. Алгебра 10-11 класс.
П.И. Алтынов Тесты. Алгебра и начала анализа, 10 – 11. Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2000.
Б.И.Вольфсон, Л.И.Резницкий Геометрия. Подготовка к ЕГЭ ГИА-9. Учимся решать задачи и повторяем теорию, ЛЕГИОН, Ростов-на-Дону, 2013.
Ивлев Б.И., Саакян С.И., Шварцбург С.И., Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса, М., 2000;
Лукин Р.Д., Лукина Т.К., Якунина И.С., Устные упражнения по алгебре и началам анализа, М.1989;
Шамшин В.М. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ по математике, Феникс, Ростов-на-Дону,2004;
Д.А.Мальцев, А.А.Мальцев, Л.И.Мальцева ЕГЭ 2014. Все задания чати В. Упражнения по заданиям В1 – В15 + тематический контроль, Народное образование, М., 2014.
Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;
Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
Денищева Л. О. Алгебра и начала анализа. 10 - 11 класс: Тематические тесты и зачеты для общеобразовательных учреждений. /Л. О.Денищева и др.: под ред. А. Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2005
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Готовимся к ЕГЭ. МатематикаРепетитор по алгебре 11 классОбразовательная коллекция 1С: Алгебра 7-11классАлгебра и начало анализа 10-11 классАлгебра и начало анализа 11 класс. Итоговая аттестация1С: Школа. Математика 5-11класс. Практикум1С Репетитор"Математика" + Варианты ЕГЭ 2005Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru
Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo
Сайт Александра Ларина (подготовка к ЕГЭ): http://alexlarin.narod.ru/ege.htmlПедагогическая Сеть «Методисты.ру» Математика в школеНовые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru
сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/досье школьного учителя математики: http://www.mathvaz.ru/Контрольные работы по алгебре и началам математического анализа.
12 класс
Контрольная работа №1
по теме: «Корни. Степени. Иррациональные уравнения».
Вариант 1
Решите уравнение:
x2- 4x= 6-3x
3x+1=x-1Вычислить:
3-3 ∙ 39+ 4( -2)475- 26 ∙ 75+ 26323∙81343-13( 10-13∙0.0113)-1Вынесите множитель из-под знака корня:
481x5y9Внесите множитель под знак корня: 2x5xПредставьте выражение в виде степени числа x:
5x3 ∙ xx0.5(4x)2Найдите значение выражения x-6∙x8x0 при x = 2.
Найдите значение выражения 35-4,7∙75,75-3,7Контрольные работы по геометрии. 12 класс
Контрольная работа №1
по теме: «Объем многогранников» (12 класс)
1 вариант
Часть 1
Измерения прямоугольного параллелепипеда равны 3, 4 и 5 см. Найдите его объем.
Найдите объем куба, если площадь его полной поверхности равна 96 см2.
Найдите объем фигуры, изображенной на рисунке.
Основанием пирамиды является прямоугольник со сторонами 3 и 4 см. Длина каждого бокового ребра равна 10 см. Найдите объем этой пирамиды.
Часть 2
Объем параллелепипеда равен 240 см3. Площадь одной боковой грани равна 24 см2. Найдите ребро параллелепипеда, перпендикулярного этой грани.
Основанием пирамиды является прямоугольник , длины сторон которого равны 5 и 12 см. Найдите объем пирамиды, если каждое боковое ребро наклонено к плоскости основания под углом 450.
Основанием прямой призмы является треугольник со сторонами 8, 15 и 17 см. Высота призмы равна меньшей высоте основания. Найдите объем призмы.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка
(Согласно Методическому письму «Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы»)
Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.
Нормы оценки:
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
1) работа выполнена полностью;
2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
2)допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
1) допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
1)работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,
если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5»,
но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминуологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
1. За учебное полугодие и за год знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются одним баллом.
2. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
3. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.