Рабочая программа по математике 11 класс для вечерней школы (заочная форма обучения)


Администрация города Соликамска Пермского края
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3»
ПРИНЯТО
На заседании методического объединения учителей естественно – математического цикла протокол
№______ от_________
Руководитель МО
_______
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР:
______
«_____»_______2015г. УТВЕРЖДАЮ
Директор школы:
_____
«_____»_______2015г.
Рабочая программа
по математике
группы 11 класса
( заочная форма обучения)
Разработала
Иванова Татьяна Николаевна
учитель математики
первой категории
г. Соликамск
Пояснительная записка
к рабочей программе по математике группы 11 класса
Программа учебной дисциплины «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» предназначена для изучения математики в МБОУ «ВСШ» № 3 г. Соликамска Пермского края.
Вечерняя школа реализует образовательную программу среднего (полного) общего образования. 
        При составлении данной рабочей  программы были использованы следующие нормативные документы:
Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г.
Базисный учебный план для образовательных учреждений
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. (Приказ МО и науки от 5 марта 2004 г. № 1089).
Программа  для общеобразовательных учреждений. Математика 5-11 классы. / Под редакцией Т.А.Бурмистровой– М.: Просвещение, 2010 год.
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки. Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно федеральному  базисному учебному  плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения учебного предмета «Математика» на этапе среднего (полного) общего образования отводится 280 часов.  
 В связи с особенностями базисного учебного плана вечерней (сменной) общеобразовательной школы на преподавание математики на третьей ступени обучения предусмотрено 216 часов. В том числе в 11 классе – 72 часа ( 36 часов – алгебра и 36 часов – геометрия) (из расчёта 1 учебный час в неделю – алгебра и 1 учебный час в неделю - геометрия) в том числе контрольных работ – 6 включая итоговую контрольную работу. Этим обусловлено перераспределение часов внутри тематических блоков.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных и самостоятельных работ. Итоговая аттестация – согласно Уставу МБОУ «ВСШ №3».
Программа составлена в соответствии с последовательностью изучения теоретического материала в следующих учебниках:
 Колмагоров А.Н. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011
Погорелов А.В. Геометрия. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений – М: Просвещение, 2011
   Учебники имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся осужденных.
Данная программа составлена по двум модулям: «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия». При этом предполагается построение курса в форме последовательности тематических блоков с чередованием материала по алгебре и геометрии.
При изучении курса математики в группе 11 класса продолжаются и получают развитие содержательные линии: «Алгебра», «Функции», «Начала анализа», «Геометрия».
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
  Данная программа ориентирована на достижение следующих целей:
формирование представлений о математике как универсальном языке науки; средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности: отношение к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
При изучении программного материала решаются следующие задачи:
- систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
- расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
- изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач;
В результате изучения математики в 11 классе на базовом уровне обучающийся должен знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, возникновение и развитие геометрии;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств;
проводить по известным формулам и правилам преобразование буквенных выражений, включающих показательные, степенные, логарифмические;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
строить графики изученных функций;
описывать по графику и по формуле поведение и свойства функций, находить у функции наибольшее и наименьшее значения;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений уравнений и их систем;
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
пользоваться формулами для вычисления площади поверхности многогранников и тел вращения;
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
практических расчетов по формулам, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
исследования несложных практических ситуаций на основе изучения формул и свойств фигур;
владеть компетенциями:
ключевые образовательные компетенции через развитие умений применять алгоритм решения уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, текстовых задач, решения геометрических задач;
компетенция саморазвития через развитие умений поставить цели деятельности, планирование этапов урока, самостоятельное подведение итогов;
коммуникативная компетенция через умения работать в парах при решении заданий, обсуждении вариантов решения, умение аргументировать свою точку зрения;
интеллектуальная компетенция через развития умений составлять краткую запись к задаче
компетенция продуктивной творческой деятельности через развитие умений перевода заданий на математический язык
информационная компетенция через формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию посредством ИКТ
Формы организации учебного процесса.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
При организации учебного процесса используется следующие виды занятий:
Урок – консультация с изучением нового материала и закреплением знаний и способов действий.
Основным типом урока - консультации является комбинированный. Комбинированный урок – предполагает выполнение работ и заданий разного вида
Урок решения задач – вырабатываются у обучающихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовки.
Урок – тест – тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, тренировки технике тестирования
Урок – самостоятельная работа – предлагаются разные виды самостоятельных работ
Урок – контрольная работа – урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний обучающихся по пройденной теме.
При изучении курса проводится 2 вида контроля:
текущий – контроль в процессе изучения темы;
формы: устный опрос, тестирование, самостоятельные работы
итоговый – контроль в конце изучения зачетного раздела;
формы: устные и письменные зачетные работы по отдельным темам, собеседование, практические работы.
Формы занятий:
групповая консультация
индивидуальная консультация
зачет
Типы индивидуальных консультаций
Выявление и ликвидация пробелов в знаниях обучающихся
Подготовка к изучению нового материала
Решение задач практического содержания и задач повышенной трудности
Подготовка к контрольной работе
Формы и методы проведения зачета:
устно-индивидуальный опрос по карточкам-заданиям
тест
групповое собеседование
письменный зачет
устно-письменный зачет
письменные ответы на вопросы
Технологии обучения.
технологии разноуровневого обучения
личностно-ориентированные технологии
компьютерные технологии
информационно-коммуникативные технологии
проблемное обучение (проблемное изложение изучаемого материала)
технологии развития критического мышления через чтение и письмо
технология обучения смысловому чтению учебных естественнонаучных текстов
технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
здоровьесберегающие технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Личностными результатами обучения математике являются:
сформированность ценностей образования, личностной значимости математического знания независимо от профессиональной деятельности, научных знаний и методов познания, творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического, толерантного общения, смыслового чтения;
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к научной деятельности людей, понимания математики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте;
мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе личностно-ориентированного подхода.
Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия:
- личностные;
- регулятивные, включающие действия саморегуляции;
- познавательные, включающие логические, знаково-символические;
- коммуникативные.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностей структуры сознания личности.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.
Общеучебные УУД – это самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические УУД включают в себя способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а так же составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.Результатом формирования универсальных учебных действий будут являться умения:
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
владеть общим приемом решения учебных задач;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п.ПТема Кол. час В том числе
Творческие, практические работы Контрольные
работы, зачеты.
I Геометрия 36 1.1 Двугранный, трехгранный, многогранный углы 3 1.2 Многогранники. Призма. Пирамида. 15 Контрольная работа и зачет №1
по теме: «Многогранники»
1.3
1.4 Тела вращения. Цилиндр. Конус. Шар, сфера.
Итоговое повторение. 16
2 Контрольная работа и зачет №2 по теме: «Тела вращения»
Итоговая контрольная работа
II Алгебра 36 2.1 Приращение функции. Понятие производной. Формулы и правила дифференцирования. Производная сложной функции 11 Контрольная работа №1, по теме: «Производная функции»
2.2
2.3
Применения непрерывности функции. Геометрический и физический смысл производной.
Применение производной к исследованию функции 6
8 Контрольная работа №2 по теме: «Применения непрерывности и производной. Применение производной к исследованию функции»
2.4 Первообразная. Три правила нахождения первообразной. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. Применение интеграла. 9 Контрольная работа №3 по теме: «Первообразная. Интеграл»
2. 3 Итоговое повторение 2 Итоговая контрольная работа
ИТОГО: 72 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА  11 класс
ГЕОМЕТРИЯ (36 час.)
Многогранники
Многогранные углы. Выпуклые многогранники и их свойства. Правильные многогранники. Площадь поверхности многогранника.
Основная цель – сформировать у учащихся представление об основных видах многогранников и их свойствах; рассмотреть правильные многогранники; познакомить учащихся с понятиями многогранного угла и выпуклого многогранника, рассмотреть теорему Эйлера и ее приложения к решению задач, сформировать представления о правильных, полуправильных и звездчатых многогранниках, показать проявления многогранников в природе в виде кристаллов.
Цилиндр, конус, шар, сфера
Основные элементы сферы и шара. Взаимное расположение сферы и плоскости. Многогранники, вписанные в сферу. Многогранники, описанные около сферы. Цилиндр и конус. Фигуры вращения. Площадь поверхности цилиндра, конуса, усеченного конуса.
Основная цель – сформировать представления учащихся о круглых телах, изучить случаи их взаимного расположения, научить изображать вписанные и описанные фигуры;
решать большое количество задач, что позволяет продолжить работу по формированию логических и графических умений.
Обобщающее повторение.
Основная цель – повторить и обобщить знания и умения, учащихся через решение задач по следующим темам: многогранники; тела вращения; площади поверхности многогранников и тел вращения; повторить и обобщить материал, изученный в 11 классе.
АЛГЕБРА (36 час.)
Производная
Понятие о непрерывности функции. Понятие о производной функции. Производные основных элементарных функций. Производные суммы и разности. Производные произведения, частного. Производная сложной функции.
Основная цель — ввести понятие производной; научить находить производные функций применяя правила и формулы дифференцирования в случаях, не требующих трудоемких выкладок.
Геометрический и физический смысл производной
Уравнение касательной к графику функции. Физический и геометрический смысл производной. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой или графиком.
Основная цель — ознакомить с понятием геометрического и физического смысла производной, их применением к решению задач.
Применение производной к исследованию функций
Промежутки возрастания и убывания функции. Точки экстремума (локального максимума и минимума). Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значения функции. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах. Вторая производная и её физический смысл.
Основная цель — выработать умение применять производную для исследования функций и построения графиков.
Первообразная
Первообразная. Простейшие правила нахождения первообразных. Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона- Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии
Основная цель — ознакомить с интегрированием как операцией, обратной дифференцированию; показать применение интеграла к решению геометрических задач.
условия реализации программы дисциплины
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета математики:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным оборудованием и мультимедиапроектор.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Для учащихся
 Колмагоров А.Н. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011
Погорелов А.В. Геометрия. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений – М: Просвещение, 2011
Колмагоров А.Н. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2009
Погорелов А.В. Геометрия. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений – М: Просвещение, 2008
Ивлев Б.М.,Саакян С.М., Шварцбург С.И. Дидактические материалы по Алгебре и началам анализа для 10 класса – М: Просвещение, 2005
Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы для средней школы – М: Дрофа, 2002
Для учителя
 Колмагоров А.Н. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011
Погорелов А.В. Геометрия. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений – М: Просвещение, 2011
Звавич Л.И.,Рязановский А.Р.,Такуш Е.В. Контрольные работы по геометрии 10 – 11 классы. Методическое пособие – М: Дрофа, 2005
Алтынов П.И. Тесты. Алгебра и начала анализа 10 – 11 классы. Учебно-методическое пособие – М: Дрофа, 2004
Алтынов П.И. Тесты. Геометрия 10 – 11 классы. Учебно – методическое пособие – М: Дрофа 2004
Дидактический материал по математике для 9, 10, 110, 12 классов вечерней (сменной) общеобразовательной школы. Пособие для учителя – М: Просвещение, 1988
Б.Г.Зив и др. Задачи по геометрии для 7-11 классов.- М.: Просвещение, 1991.
Саакян С.М и др. Задачи по алгебре и началам анализа для 10-11 классов - М.: Просвещение, 1990.
Л.О.Денищева и др Зачёты в системе дифференцированного обучения математике.-М.: Просвещение, 1993.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:
Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru
Тестирование online: 5 - 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo
Педагогическая Сеть «Методисты.ру» Математика в школеНовые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru
сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/Учителю вечерней школы - Главная страницаКонтрольные работы по геометрии. 11 класс
Контрольная работа №1
по теме: «Многогранники»
Вариант 1.
Основанием прямой треугольной призмы является прямоугольный треугольник с катетами 5 см и 12 см, боковое ребро призмы равно 10 см. Найдите площадь боковой и полной поверхности призмы.
Высота правильной четырехугольной пирамиды равна 8 см, сторона ее основания 12 см. Вычислите длину бокового ребра пирамиды и апофему. Найдите объем пирамиды.
В прямоугольном параллелепипеде стороны основания равны 7 и 24 см, а высота параллелепипеда равна 8 см. Найдите площадь диагонального сечения.
Контрольная работа №2
по теме «Тела вращения»
Цилиндр получен вращением прямоугольника со сторонами 5 см и 3 см вокруг большей стороны. Найдите площадь боковой и полной поверхности цилиндра?
Высота конуса 12 см, образующая 13 см. Найдите радиус основания конуса. Вычислите площадь боковой поверхности конуса.
Диаметр шара равен 8 см. Найдите, чему равна площадь большого круга. Вычислите площадь поверхности шара.
Радиус основания цилиндра равен 12 см. Его сечение плоскостью, параллельной оси и удаленной от нее на 6 см, является квадрат. Найдите высоту цилиндра.
Осевым сечением конуса является равносторонний треугольник со стороной 4 см. Найдите высоту, образующую и радиус . Вычислите площадь полной поверхности конуса.
Найдите площадь сечения шара плоскостью, удаленной от центра шара на расстоянии 3 см, если радиус шара равен 5 см.
Контрольная работа №1
по теме: «Производная функции»
Вариант 1
Используя правила дифференцирования найдите производную данной функции:
y =5x5-8x-5 y=x2+x(2x+3) ;
y=3x2+23x-5y=3sinx+cos5xy=(4x3+3x2-12)4Вычислите значение производной в заданной точке:
f(x)=4x3-3x2-x-1 при x=1Решите неравенство: f'(x)>0, если fx=5x2-3x+2Контрольная работа №2
по теме: «Применение производной к исследованию функций»
Составьте уравнение касательной к графику функции y=x2-6x+5 в точке с абсциссой x=4.
Зависимость пути от времени при прямолинейном движении точки задана уравнением S= 13t3+2t2-3. Вычислите ее скорость в момент времени t=4сек.
Дана функция y=x3-6x2+9x-3. Найдите промежутки возрастания и убывания , точки максимума и минимума. Найдите наибольшее и наименьшее значения данной функции на отрезке -1;2.
Контрольная работа №3
по теме «Первообразная функции. Интеграл»
Найти множество первообразных для функции y=x4+8x2.
Для функции fx=2x3-x-3 найти первообразную, график которой проходит через точку М(0; 4)Вычислите площадь фигуры, ограниченной графиком функции
y=x2+3, осью ОХ и прямыми х= - 1 и х=2.
Вычислите интегралы π4π3(sinx-2cosx)dx.
125x+3x-2dx01(x3+3x5)dxИтоговая контрольная работа по математике. 11 класс.
Укажите наименьшее целое решение неравенства:
7(x – 3) + 4(x – 5) > 3.
Дана функция f(х)=. Найдите f ′ (х).
Найдите промежутки монотонности графика функции y=x2- 4x+10, экстремумы. Постройте график.
Вычислите : 134x-1dx.
Найти множество первообразных для функции y=3x2+x3-5.
Длина образующей прямого конуса 6 см и образует
с плоскостью основания угол равный 60°.Найдите площадь
полный поверхности конуса.
Диаметр цилиндра равна 4 см и высота 3 см.
Найдите диагональ осьевого сечения цилиндра, пощадь диагонального сечения, площадь полной поверхности.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка
(Согласно Методическому письму «Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы»)
Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.
Нормы оценки:
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
1) работа выполнена полностью;
2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
2)допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
1) допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
1)работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4»,
если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5»,
но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Итоговая оценка знаний, умений и навыков
1. За учебное полугодие и за год знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются одним баллом.
2. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.
3. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.