Программа элективного курса по биологии Биология: в вопросах и ответах


УЧЕБНО - Т ЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.пНаименование тем Кол. часов
1. Углубление и систематизация знаний по теме «Царство Бактерии»
Решение текстовых заданий 1
2. Углубление и систематизация знаний по теме «Царство Грибы» Решение текстовых заданий 1
3. Дополнительный материал по теме «Симбиотические организмы - лишайники» Решение текстовых заданий 1
4. Углубление и систематизация знаний по теме «Органы и ткани высших растений. Корень» Решение текстовых заданий 1
5. Углубление и систематизация знаний по теме «Органы и ткани высших растений. Побег» Решение текстовых заданий 1
6. Углубление и систематизация знаний по теме «Органы и ткани высших растений. Цветок. Классы Покрытосеменных растений.» Решение текстовых заданий 1
7. Углубление и систематизация знаний по теме «Систематический обзор царства Растения: мхи, плауны, хвощи» Решение текстовых заданий 1
8. Углубление и систематизация знаний по теме «Систематический обзор царства Растения: голосеменные, покрытосеменные» Решение текстовых заданий 1
9. Расширение и систематизация знаний по теме «Водоросли – самые простые растения» Решение текстовых заданий 1
10. Углубление и систематизация знаний по теме «Царство Животные. Подцарство Одноклеточные, или Простейшие» Решение текстовых заданий 1
11. Углубление и систематизация знаний по теме «Царство Животные. Тип Кишечнополостные» Решение текстовых заданий 1
12. Углубление и систематизация знаний по теме «Царство Животные. Сравнительная характеристика представителей типа Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви» Решение текстовых заданий 1
13. Углубление и систематизация знаний по теме «Царство Животные. Тип Моллюски» Решение текстовых заданий 1
14. Углубление и систематизация знаний по теме «Царство Животные. Тип Членистоногие» Решение текстовых заданий 1
15. Углубление и систематизация знаний по теме «Царство Животные. Тип Хордовые. Класс Рыбы. Класс Земноводные» Решение текстовых заданий 1
16. Углубление и систематизация знаний по теме «Царство Животные. Классы пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие» Решение текстовых заданий 1
17. Углубление и систематизация знаний по теме «Анатомия и физиология человека» Решение текстовых заданий 1
18. Углубление и систематизация знаний по теме «Строение и функции пищеварительной и дыхательной системы» Решение текстовых заданий 1
19. Углубление и систематизация знаний по теме «Строение и функции кожи и опорно – двигательного аппарата человека» Решение текстовых заданий 1
20. Углубление и систематизация знаний по теме «Строение и функции выделительной и половой системы человека» Решение текстовых заданий 1
21. Углубление и систематизация знаний по теме «Строение и функции системы кровообращения и лимфообращения» 1
22. Углубление и систематизация знаний по теме «Строение и функции нервной и эндокринной систем человека» 1
23. Углубление и систематизация знаний по теме «Органы чувств человека 1
24. Дополнительный материал по приемам оказания первой доврачебной помощи человеку при неотложных ситуациях 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
         На уроках биологии в 9 классе недостаточное количество часов отведено для  тщательной отработки  знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении факультативного  курса особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых  школьниками знаний   из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: биология как наука, признаки живых организмов, система, многообразие и эволюция живой природы,  человек и его здоровье, взаимосвязи организмов и окружающей среды. Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы, учащиеся должны научиться распознавать на рисунках основные органоиды клетки, органы и системы органов растений, животных, человека.
            Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к  ОГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоценоза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных, взаимосвязи организмов и окружающей среды.           Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.            В ходе занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
 Курс рассчитан на учащихся 9 классов.
Занятия проводятся  1 раз в неделю по 1 часу.
Курс рассчитан на 1 год занятий,  24 часа.
В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ОГЭ за текущий и прошедший год.
Итого, полный курс включает 24 часа.
 Цель: Подготовка к успешной  сдачи  ОГЭ учащихся 9 класса.
  Задачи:
повторить и закрепить наиболее значимые темы   из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;
закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ
формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
 научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);