Интегрированное занятие по коррекции заикания В волшебном лесу
Интегрированное занятие
по коррекции заикания у детей «В волшебном лесу»
педагог-психолог Рябых К.С
Цель занятия Способствовать преодолению заикания
Задачи занятия Учить снимать мышечные и речевые зажимы;
Способствовать гармонизации психоэмоционального состояния;
Развивать координацию речи и движений;
Учить изображать эмоциональные состояния;
Учить приемам преодоления заикания в потоке речи;
Развивать коммуникативные навыки.
Инструментарий Диск релаксационной музыки, цветочки из бумаги, «ветерок» для дыхательной гимнастики, чудесный мешочек, маски животных, грецкий орех, муляжи фруктов, поролоновые штампы, трафареты диких животных, картинки с изображением диких животных, гуашевые краски.Ход занятия:
1. Ритуал приветствия Психолог, дети стоят в кругу, здороваются ладошками, обращаясь друг к другу по имени.
Правила занятия:
- говорить по очереди, поднимая руку;
- слушать внимательно друг друга;
- выполнять задания взрослых;
- не обижать друг друга, нельзя драться.
Основная цель встреч: учиться говорить правильно и красиво.
2. Релаксация
- Сегодня мы с вами отправимся в волшебный лес. Чтобы там очутиться, нужно закрыть глазки, внимательно слушать и выполнять то, что я вам говорю (звучит спокойная музыка, дети ложатся на пол).
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхаем, засыпаем…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать.
3. Дыхательная гимнастика
) Мы с вами очутились на чудесной лесной полянке. Будем собирать цветочки, вдыхать их аромат (дети изображают, что собирают букет, глубоко вдыхая через нос аромат цветов, и выдыхая через рот). Вдруг подул ветер (раздать детям «ромашки-вентиляторы») – дети свободно передвигаются по комнате.
4. Мешочек с загадками
) Дети стоят в кругу
- Посмотрите, что мы нашли на нашей волшебной полянке – чудесный мешочек. Давайте посмотрим, что же там лежит? (в мешочке лежат маски диких животных – зайца, лисы, медведя, белки). Попробуем догадаться?
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - … (волк)
Белый и пушистый,
В лесу живет,
Скачет прыг-скок.
Кто это? (заяц)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
Как зовут ее – лиса!
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной… медведь.
По мере отгадывания животных, педагог достает маски из мешочка и примеряет детям. Вспоминают, кто такие дикие животные, где живут, чем питаются и т.д.
5. Психогимнастика и интонационная зарядка
- Покажите, как волк рыщет по лесу…, выискивает свою добычу в кустах…, – на длинном выдохе произнести звук «щ».
- Изобразите трусливого зайку, который прячется под кустиком…дрожит…зайка грустит…, машет ушками – произнести короткий звук «Т» несколько раз.
- Лиса крадется по лесу, заметает хвостом дорожки…, у нее мягкие лапки, осторожно оставляет на снегу следы – несколько раз на длинном выдохе произнести звук «Ф».
- Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, выходит из берлоги. Произнесите как большая медведица – «мама», а теперь как маленький медвежонок…
6. Коммуникативная игра
«Передай орешек другу» Дети стоят в тесном кругу.
- Давайте угостим лесных животных. А чем, попробуйте догадаться. Мы будем передавать предмет по кругу за спинкой из рук в руки, по часовой стрелке и обратно, не подглядывайте, на ощупь определите, что это?
7. Речевая игра «Расскажи о своем животном» Дети садятся за стол, перед ними картинки с животными. Выбирают свои изображения, составляют небольшой рассказ о своем животном. Важно добиваться связной и плавной речи без заикания.
8. Динамическая пауза "Звериная зарядка" (по стихотворению А. Барто)
Дети стоят в кругу, выполняя движения по тексту.
Раз – присядка.
Два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Начинаем все сначала!
9. Пальчиковая гимнастика
( Дети садятся за стол. Прежде чем заняться продуктивной деятельностью, разминают пальчики:
Это зайчонок, это бельчонок, (дети загибают пальчики по одному на каждой ручке)
Это лисенок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок, (сжимают – разжимают кулачки)
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок (рисуют круги большим пальчиком)
10. Продуктивная деятельность
Рисование с помощью поролоновых штампов и трафаретов диких животных. В ходе рисования дети комментируют свои действия.
- Ребята, вы сегодня гуляли в чудесном лесу, изображая лесных жителей. А теперь мы с вами будем рисовать зверей необычным способом, а поролоновой губкой. И помогут нам трафареты животных.
- Каким цветом нарисуешь лису? (Добиваться ответа полным предложением). Чем питается заяц? И т.д.
11. Коммуникативное упражнение «Доброе животное»
Психолог тихим голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.
Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе.
12. Ритуал прощания
Стоя в кругу, на вдохе участники делают хлопок над головой, на выдохе опускают руки и произносят «До свидания!»