Статья ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Каждый человек время от времени запинается в процессе речи, но заикающийся не может, как большинство из нас, контролировать свой речевой аппарат, и напряжение мышц вызывает у него неспособность выговорить очередной звук или слово. Это затрудняет его речевое общение.
Нередко, вследствие заикания ухудшается процесс социализации ребенка, возникают вторичные нарушения: страх общения со сверстниками, поиск способов самореализации в других видах деятельности. Ребёнок начинает всё чаще обращать внимание на свой дефект, и это влияет на развитие психических процессов, которые также влияют на формирование его самооценки. Это часто вызывает тревогу у родителей и смущение у самих детей.
В связи с этим организация логопедической помощи дошкольникам и взрослым должна быть немедленной и обязательной.
Основное обучение у логопедов, идет через упражнения по произношению, развитию речи. На занятиях широко используются игровые приемы обучения. Мы считаем, что именно они обеспечивают успех занятия, делают их увлекательными и желанными для детей.
Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д. Б. Эльконин делает вывод: «…игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных психических процессов до самых сложных.»
Нами был проведен и проанализирован один очень интересный опыт по данной проблематике. Главная цель опытно-экспериментальной работы заключалась в обосновании необходимости использования игровых технологий для повышения эффективности процесса устранения заикания у детей дошкольного возраста.
Проведённое первичное диагностирование детей позволило прийти к выводу о том, что у 60% исследуемых детей с заиканием уровень развития коммуникативных навыков недостаточный.
Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он позволяет организовать на высоком уровне кoррекционно - развивающую работу с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи в дошкольном образовательном учреждении.
Методика игровой деятельности способствует созданию единого подхода к детям, тесной связи между логопедической и воспитательной работой, что обеспечивает условия для закрепления инициативного поведения и правильной речи детей вне специальных занятий. В системе различных игр дети усваивают правила поведения в игровых и мнимых, но отражающих реальные, жизненные явления и отношения людей ситуациях. Усвоенные формы взаимоотношений способствуют перестройке поведения и речи заикающихся детей и устранению дефекта.
Безусловно, исследуемая мною проблема имеет дальнейшие перспективы, поскольку ориентация психолого - педагогического процесса на развитие ребёнка, реализацию потенциала каждого ребёнка становится в современных условиях, в период гуманизации дошкольного образования, особенно актуальной и значимой.