Система работы по развитию речевого дыхания в коррекции заикания дошкольников


МБДОУ детский сад № 44 «Родничок» Пономарева Светлана Владимировнаучитель – логопедОбразование: высшее.Категория: перваяСтаж: 32 года САРОВ Тема творческой работы:Система работы по развитию речевого дыхания в коррекции заикания у дошкольников Обоснование возникновения противоречия В теории и практике логопедической науки существуют системы работы по развитию у детей с различными речевыми патологиями речевого дыхания, но применение их не всегда возможно без специальной адаптации к условиям, периодам и этапам воспитания плавной речи у заикающихся дошкольников. ИдеяВ результате разрешения противоречия возникла идея: из существующих методик и технологий создать адаптированную системуработы по развитию речевого дыхания в коррекции заикания у дошкольников. Для реализации идеи были поставлены следующие цель и задачи: Цель: Осуществление эффективной коррекции тяжелого нарушения речи – заикания у дошкольников через тренировку речевого дыхания. Задачи:Развивать диафрагмально – реберное дыхание у детей.Развивать длительный фонационный (озвученный) выдох.Развивать собственное речевое дыхание. Технология опытаОбследование, составление характеристики детей группы Группа детей старшего возраста (5 – 6 лет).Количество воспитанников 11.Заикание у 100% детей.Осложнено другими речевыми нарушениями у 91% (10) детей.Средние показатели ЖЕЛ у девочек 900мл при норме 1100 – 1400мл,У мальчиков 850мл при норме 1100 – 1500мл мл Основные различия физиологического и речевого дыхания Физиологическое дыхание Речевое дыхание Фазы: вдох-выдох-пауза Фазы: вдох-пауза-выдох Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо Назначение: осуществление газового обмена Назначение: является основой голосообразования, формирования разных звуков, речевой мелодики Вдох и выдох через нос Вдох и выдох через рот Время, затраченное на вдох и выдох примерно одинаковое (4:5) Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фраза тем длиннее выдох Смена фаз дыхания однообразно - ритмическая В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет Система работы по развитию речевого дыхания у заикающихся дошкольников Ⅰэтап – постановка диафрагмально–реберного дыхания Задачи: увеличить жизненную емкость легких, развить ощущение движения диафрагмы, научить детей бесшумно производить вдох и рационально расходовать воздух на выдохе. Ⅱэтап – развитие фонационного выдоха Задачи: научить детей на выдохе длительно петь один, несколько гласных звуков, добиваясь одинаковой длительности их произнесения, без добора воздуха и плавного перехода от одного звука к другому Задачи: научить детей в процессе удлиненноговыдоха произносить слоги, слова и фразы. Ⅲ этап – развитие речевого дыхания на материале слогов, слов, фраз Ⅳ этап – развитие речевого дыхания на материале стихов и прозаических текстов Задачи: научить детей на одном выдохе плавно и слитно, произносить фразы из 3 – 5 слов,а фразы из 6 – 7 и более слов членить на речевые отрезки, производить добор воздуха,распределяя паузы с учетомсодержания текста Взаимодействие специалистов ДОУ по проблеме ребенок учитель-логопед воспитатель музыкальныйруководитель медицинскийработник Педагогпсихолог Инструктор поФизическойкультуре Результаты работы У всех детей удалось сформировать диафрагмально-реберный тип дыхания У 100% детей повысилась ЖЕЛСредние показатели ЖЕЛ у девочек составили 1300млСредние показатели ЖЕЛ у мальчиков составили 1400мл Улучшились показатели плавности речи.Плавная речь у 63% (7) детей.Из них у 45% (5) детей – норма речи, а у17% (2) ребенка – ремиссия заикания.Легкое заикание у 37% (4) детей. мл % Выводы Использованная нами система работы позволила: увеличить силу и длительность внеречевого выдоха у детей удлинить выдох в процессе фонации звуков произносить большее количество слов на одном выдохе правильно использовать выдох в процессе самостоятельного высказывания повысило результативность коррекционной работы по преодолению заикания у детей В результате работы удалось реализовать поставленные цель и задачи и разрешить возникшие противоречия.