Комплект контрольно-оценочных средств по химии для специальности Сестринское дело

Департамент здравоохранения Ивановской области
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Кинешемский медицинский колледж»













Комплект контрольно-оценочных средств

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ОД. 10. Химия

Специальность 34.02.01 Сестринское дело
базовой подготовки





























КИНЕШМА 2016 г.




Рассмотрено
на заседании ЦМК
Протокол № _______________
от «_____»______________2016 г.

Председатель ЦМК____________






Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе:
______________ С.А. Краснова

« _____ »_____________ 2016 г.








Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, Положения о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОГБПОУ «КМК», рабочей программы учебной дисциплины ОД. 10. Химия.











Организация-разработчик: ОГБПОУ «КМК»





Разработчики:

Мелентьева Н.А., преподаватель ОГБПОУ «КМК».


СОДЕРЖАНИЕ



стр.

I.
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
4


1.1. Область применения комплекта контрольно-оценочных средств
4


1.2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
4


1.3. Форма промежуточной аттестации по учебной дисциплине
5

((.
Контрольно-оценочные средства для текущего контроля
5

(((.
Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации
10

(V.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы для самостоятельной подготовки студентов к текущему контролю и промежуточной аттестации
10




Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

Область применения комплекта контрольно-оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины ОД. 10. Химия.

Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
Результатом освоения учебной дисциплины являются освоенные умения и усвоенные знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:
уметь:
У.1. называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам;
У.2. определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам неорганических веществ и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
У.3. характеризовать: s-, p-, d- элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов).
У.4. объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения, природу химической связи, зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
У.5. выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ, получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
У.6. проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
У.7. осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
У.8. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
знать:
З.1. роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
З.2. важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
З.3. основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро;
З.4. основные теории химии: строение атома, химической связи, электролитической диссоциации кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений, химическую кинетику и химическую термодинамику;
З.5. классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
З.6. природные источники углеводородов и способы их переработки;
З.7. вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводы, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Форма промежуточной аттестации по учебной дисциплине: дифференцированный зачет.


Контрольно-оценочные средства для текущего контроля
Формы и методы текущего контроля:
тестовые задания,
решение расчётных задач,
решение упражнений,
химический диктант,
устный или письменный опрос.


Образцы типовых заданий:
1. Образец тестовых заданий (РАЗДЕЛ 1. Общая и неорганическая химия, тема 1.8. Растворы)
Проверяемые результаты обучения: З.2.
1. Укажите слабый электролит
а) СаCl2 б) CH3COONa в) HNO2 г)MnSO4
2. Какая из солей не подвергается гидролизу?
а) NaCl;
б) K2CO3;
в) Al2S3;
г) Na2S.

3. Какое вещество при диссоциации образует силикат – анион:
а) H2SiO3 б) BaSiO3 в) FeS г) Na2SiO3

4. Молекула какого вещества при диссоциации по первой ступени образует катион с зарядом +1?
а) хлорид железа (III) б) сульфат меди (II)
в) фосфат кальция г) хлорид калия

5. Какая из перечисленных реакций возможна в водном растворе
а) КCl +Na2SO4 =
б) ZnSO4 +BaCl2 =
в) Сr(ОН)2+КОН =
г) Cu(NO3)2+CaCl2 =

6. Сущность какой реакции выражена следующим сокращенным ионным уравнением
Ag+ +Br– =AgBr

а) AgNO3 +HBr =AgBr +HNO3 в) AgCl+KBr = AgBr+KCl
б) AgCl+HBr =AgBr+HCl г) Ag2S+FeBr2 = 2AgBr+FeS

7. Укажите слабый электролит
а) HCl б) CH3COOH в) NaCl г) K2SO4

8. Массы воды и соли , которые потребуются для приготовления 50г раствора 0,5%:
а) 49,5г и 0,5г
б)50г и 0,5г
в)47,5г и 2,5г
г)49,75г и 0,25г

9. Какие ионы совместно могут находиться в растворе?
а) Na+ и ОН;        б) Zn2+ и ОН;         в) Al3+ и ОН;           г) Cu+ и ОН.

10. Сколько граммов 30%-го раствора уксусной кислоты нужно прибавить к 250мл воды, чтобы получить 10%-ный раствор?
а) 250;         б) 500;         в) 125;         г) 175. 

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
1 - в, 2 - а, 3 - г, 4 - г, 5 - б, 6 - а, 7 - б, 8 - г, 9 - а, 10 - в.
Критерии оценки тестового контроля знаний:
5 «отлично» – 90-100% правильных ответов
4 «хорошо» – 81-90% правильных ответов
3 «удовлетворительно» – 71-80% правильных ответов
2 «неудовлетворительно» - 70% и менее правильных ответов

2. Образец расчётной задачи (РАЗДЕЛ 1. Общая и неорганическая химия, тема 1.8. Растворы)
Проверяемые результаты обучения: У.6.
При ожогах щелочами пораженный участок кожи в течение 10-15 минут обмывают водой, а затем нейтрализуют раствором с массовой долей уксусной кислоты 2%. Сколько воды и какая масса уксусной эссенции с массовой долей кислоты 60% необходимы для приготовления 2%-ного раствора массой 600г.?

ЭТАЛОН ОТВЕТА
Для решения задачи применяем «диагональную схему»:
60 2

2

0 58
Расчёт массы 60%-ной уксусной кислоты:
m(60%р-ра) = 2
· 600/60 = 20 г.
Расчёт массы воды:
m (Н2О) = 58
· 600/60 = 580 г.
Ответ: m (60%р-ра) = 20 г, m (Н2О) = 580 г.
Критерии оценки решения расчётной задачи
5 «отлично» – Ответ правильный. В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
4 «хорошо» - Ответ правильный. В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
3 «удовлетворительно» - в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах. Ответ неверный.
2 «неудовлетворительно» - Ответ неверный. Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

3. Образец упражнения (РАЗДЕЛ 1. Общая и неорганическая химия, тема 1.7. Химические реакции)
Проверяемые результаты обучения: У.2, У.7, З.2, З.4.
Закончите уравнения реакций, запишите их в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде:
Pb(NO3)2 + Ba(OH)2 =
CaCl2 + Na3PO4 =
MgCO3 + HNO3 =
Na2SO3 + KNO3 =
ЭТАЛОН ОТВЕТА
Pb(NO3)2 + Ba(OH)2 = Pb(OH)2+ Ba(NO3)2
Pb2+ + 2NO3– + Ва2+ + 2OH- = Pb(OH)2+ Ва2+ 2NO3–.
Pb2+ + 2OH- = Pb(OH)2
3CaCl2 +2Na3PO4 = Ca3 (PO4)2+6NaCI
3Ca2+ + 6CI- + 6Na+ + 2PO43- = Ca3 (PO4)2  + 6Na+ + 6CI- 3Ca2++ 2PO43- = Ca3 (PO4)2
К2CO3 + 2HNO3 = 2КNO3+H2O+CO2
2К++CO32-+2H++2NO3- 2К++2NO3-+H2O+CO2
CO32-+ 2H+ H2O+CO2
Na2SO3 + KNO3 = реакция не идёт
Критерии оценки решения расчётной задачи
5 «отлично» – Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
4 «хорошо» - Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
3 «удовлетворительно» - Работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
2 «неудовлетворительно» - Работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

4. Образец вопросов для химического диктанта (РАЗДЕЛ 1. Общая и неорганическая химия, тема 1.8. Растворы)
Проверяемые результаты обучения: У.7, З.2, З.5.
Как называется однородная система, состоящая из молекул растворителя, частиц растворённого вещества и продуктов их взаимодействия?
Напишите формулу любого малорастворимого вещества.
Как называются вещества, растворы и расплавы которых проводят электрический ток?
Как называются электролиты, при диссоциации которых в качестве катионов отщепляются только ионы водорода?
Как называется химическая реакция, протекающая между сильной кислотой и щелочью?
Укажите цвет индикатора лакмуса в растворах щелочей.
Как называются электролиты, при диссоциации которых в водных растворах образуются катионы металла и анионы кислотного остатка?
Напишите формулу объёма раствора, если известны масса раствора и плотность раствора.
Вещества, какого класса не являются электролитами?
Напишите формулу массовой доли растворённого вещества в растворе.
ЭТАЛОН ОТВЕТА
раствор,
Ca (ОН)2,
электролиты,
кислоты,
реакция нейтрализации,
синий,
соли,
V = m/p, где V – объем раствора(мл), m – масса раствора(г), p – плотность раствора(г/мл),
оксиды,

· = m р.в./ mр-ра
· 100 %
Критерии оценки химического диктанта:
5 «отлично» – 90-100% правильных ответов
4 «хорошо» – 81-90% правильных ответов
3 «удовлетворительно» – 71-80% правильных ответов
2 «неудовлетворительно» - 70% и менее правильных ответов

5. Образец вопроса для устного или письменного опроса студентов (РАЗДЕЛ 1. Общая и неорганическая химия, тема 1.12. Химия элементов).
Проверяемые результаты обучения: У.3, У.8.
Общая характеристика щелочных металлов. Роль калия и натрия в организме человека. С какими продуктами питания можно получить эти микроэлементы?
ЭТАЛОН ОТВЕТА
Щелочны
·е мета
·ллы  это  элементы I группы главной подгруппы.  В группу щелочных металлов входит следующий ряд элементов: литий Li, натрий Na, калий К, рубидий Rb, цезий Cs, франций Fr.
Щелочные металлы – вещества серебристого цвета, тепло и электропроводны. Щелочные металлы легко режутся ножом. Все щелочные металлы при обычных условиях представляют собой серебристо-белые кристаллические вещества. У атомов щелочных металлов большой атомный радиус, а на внешнем энергетическом уровне находится 1 электрон. Поэтому щелочные металлы в реакциях стремятся отдавать свой электрон, проявляя свойства восстановителей. Щелочные металлы очень активны. Типичные металлы, очень сильные восстановители. В соединениях проявляют единственную степень окисления +1. Восстановительная способность увеличивается с ростом атомной массы. Все соединения имеют ионный характер, почти все растворимы в воде. Гидроксиды   R–OH – щёлочи, сила их возрастает с увеличением атомной массы металла.
На воздухе щелочные металлы мгновенно окисляются. Поэтому их хранят под слоем органических растворителей (керосин и др.). С водородом образуют солеобразные гидриды. Продукты сгорания чаще всего пероксиды. Щелочные металлы активно взаимодействуют с водой, кислотами, кислородом, а в реакциях с другими неметаллами образуют бинарные соединения (хлориды, сульфиды и т.д.). качественными реакциями на щелочные металлы является окрашивание пламени в различные цвета (н-р, катион натрия окрашивает пламя в жёлтый цвет).
Для получения щелочных металлов используют в основном электролиз расплавов их галогенидов, чаще всего  хлоридов.

Натрий и калий – жизненно необходимые элементы, постоянно содержатся в организме, участвуют в обмене веществ. Калий – основной внутриклеточный ион, поддерживает работу сердечной мышцы, улучшает работу кишечника, помогает при ревматизме. В организм калий поступает главным образом с растительной пищей. Взрослый человек должен в сутки потреблять с пищей 2-3 г ионов калия. Больше всего калия содержится в растительных продуктах (фасоль, сухофрукты, картофель, горохи др.), мясе и морской рыбе.
Натрий – главный внеклеточный ион. Входит в состав плазмы крови и лимфы, спинномозговой жидкости, пищеварительных соков, костных тканей. Этот микроэлемент поддерживает осмотическое давление и водный баланс в жидкостях организма, участвует в транспорте аминокислот, глюкозы и некоторых неорганических веществ через мембрану клеток. Ежедневная потребность организма в натрии – 1г. Натрий содержится практически во всех продуктах питания в количестве 15-80 мг на 100 г, однако наибольшее количество натрия человек получает с поваренной солью (хлоридом натрия).

Критерии оценки устного ответа:
5 «отлично» – Ответ правильный, полный, допускаются лишь мелкие неточности, не влияющие на существо ответа.
4 «хорошо» - Ответ правильный, но не совсем полный, допускаются мелкие неточности и не более двух ошибок, которые после уточнения студент способен исправить самостоятельно.
3 «удовлетворительно» - Ответ в целом правильный, но не полный, поверхностный, ошибки и неточности студент способен исправить после наводящих вопросов. Допускаются не более двух неисправленных ошибок.
2 «неудовлетворительно» - Ответ неверный. После наводящих вопросов никаких исправлений не дано. Кроме определений и дефиниций студент не может дать никаких пояснений.

Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации

Образец тестовых заданий для дифференцированного зачёта

1. Атом брома имеет следующую конфигурацию валентного слоя
1) 2s22р5
3) 3s23р4

2) 5s25р2
4) 4s24р5

2. Степень окисления хлора в СaCl2 равна
1) -1 2) -3 3) + 3 4) +5
3. Среди приведенных реакций обратимой является
1) КОН + НСl = КСl + H2O
3) FeCl3 + 3NaOH = Fe(ОН)3 + 3NaCl

2) N2 + 3Н2 = 2 NН3
4) Na2O + 2НСl = 2NaCl + H2O

4. На внешнем энергетическом уровне у атома алюминия находится
1) 5 электронов
3) 2 электрона

2) 3 электрона
4) 6 электронов

5. Оксид, образующийся на поверхности алюминиевых предметов, относится к
1) основным
3) амфотерным

2) кислотным
4) соленеобразующим

6. Продуктом реакции углерода с кальцием является
1) карбид
3) силицид

2) карбонат
4) силикат

7. Реакции, уравнение которой 4NН3 + 5О2 = 4 NО + 6 H2O, соответствует схема превращения азота
1) N+3 N+2
3) N+3 N-3

2) N-3 N-2
4) N-3 N+2

8. Степень окисления, равную +6, атом хрома имеет в соединении
1) CrCl3 2) К2Cr2О7 3) Cr2S3 4) КCrО2
9. Степень окисления, равную +7, атом марганца имеет в соединении
1) K2MnO4 2) Mn(OH)4 3) KMnO4 4) MnCl2
10. С увеличением заряда ядра атома окислительные свойства атомов в ряду химических элементов F – Cl – Br – I
1) усиливаются
3) не изменяются

2) ослабевают
4) изменяются периодически


ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
1 - 4, 2 - 1, 3 - 2, 4 - 2, 5 - 3, 6 - 1, 7 - 4, 8 - 2, 9 - 3, 10 - 2.
Критерии оценки тестового контроля знаний:
5 «отлично» – 90-100% правильных ответов
4 «хорошо» – 81-90% правильных ответов
3 «удовлетворительно» – 71-80% правильных ответов
2 «неудовлетворительно» - 70% и менее правильных ответов



(V. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы для самостоятельной подготовки студентов к текущему контролю и промежуточной аттестации

Основные источники:

1. Чернобельская Г.М. Химия: учебник для студентов медицинских училищ. –М.: Медицина, 2015. – 576с.
2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2014.

Дополнительные источники:
1. Ерохин Ю. М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класса/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.,2010. – 240с.
4. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии:11 класса: в2ч./ О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М.,2015. – 220с.

Интернет-ресурсы
1. www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
2. www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
3. www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
4. www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
5. www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).
6. www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
7. www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).
8. www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»).








13PAGE \* MERGEFORMAT141015




/ђ Заголовок 215