ВЫСТУПЛЕНИЕ на методическом совете на тему: «Современные подходы к обучению орфографии в начальной школе»
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на методическом совете
на тему:
«Современные подходы к обучению
орфографии в начальной школе»
Подготовила:
учитель начальных классов
ГБОУ ЦО №1925
Полухина Е.А.
« Перед человеком три пути:
Путь размышления – это самый благородный;
Путь подражания – это самый легкий;
Путь личного опыта – это самый тяжелый путь».
Конфуций.
Как интересно проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать, изучать его по кирпичикам, рассматривать в разных ракурсах и аспектах, ощущать в нем тепло, таинственный блеск.
Как тут не вспомнить слова Н.В. Гоголя: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценнее самой вещи».
Мы так привыкли к словам: читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем Язык нам нужен, как воздух. Поэтому одной из самых актуальных проблем современной методики преподавания русского языка является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. Ибо здесь, в начальной школе, закладываются основы грамотности, здесь сталкиваются с понятиями «правильность речи», «литературная языковая норма». От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и реальная грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Культура речи – это одежда мысли, по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека.
Сегодняшний и завтрашний человек должен быть культурным во всех отношениях, должен стремиться овладеть духовными народными богатствами национального языка, культурой национальной речи.
Благодаря достижениям языкознания и психологии в обучении правописанию утвердилось направление, учитывающее в первую очередь языковую природу орфографических единиц, опирающееся на принципы орфографии и на типы орфограмм.
В центр обучения правописанию поставлено правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Такой метод логичен, он требует очень точного знания и самих правил, и грамматических условий их применения.
Однако методика обучения правописанию в начальной школе должна опираться не только на правило, но и на всю систему языкового развития и на развитие орфографических навыков. Грамотное письмо не может быть усвоено вне системы языковых знаний и умений. Механический путь обучения правописанию может дать видимость успеха лишь по отдельным видам орфографии. Поэтому обучающему детей основам орфографии необходимо знать, во-первых, природу русской орфографии как предмета обучения и, во-вторых, основные пути и способы усвоения орфографии учащимися. И то, и другое - это объективные явления, не зависящие от случайных обстоятельств. Закономерности действуют и в орфографической системе русского языка, и в процессе ее усвоения каждым учеником. Зная эти закономерности, природу орфографии, пути и способы овладения ею, учитель сможет сознательно руководить формированием соответствующих знаний и навыков у детей.
Орфография – это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С другой стороны, практическая направленность орфографии не делает ее теорию менее сложной, поскольку истинная орфографическая грамотность возникает лишь как результат изучения всех других разделов науки о языке. По этой причине наибольшие затруднения встречаются у учащихся на первом этапе формирования орфографического навыка, т. е. в начальной школе.
Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, безударные в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданиями на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно; чтобы вставить букву, ученику нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно, правильно написать слово в своем тексте, ему нужно сначала поставить эту задачу, то есть найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Но орфографическая зоркость- это не только умение обнаружить орфограмму в написанном слове, но и в первую очередь умение обнаружить орфограмму в слове, воспринятом на слух. Неумение выделять орфограммы в слове - одна из причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Орфография и ребенок младшего возраста. Орфография и интерес младшего школьника к изучению русского языка. Орфография и качественные результаты обучения детей правилам правописания. Как «соединить» одно с другим? Как соединить науку о законах русской орфографии с детьми семи - десяти лет так, чтобы это «соединение» было оптимальным не только для науки, но и для ребенка?
К.Г. Житомирский в своей книге о правописании, вышедшей в Москве в 1915 году, показал свое отношение не к самой русской орфографии, а к орфографии в школе того времени. «На специальное обучение орфографии в низшей школе ухлопывается почти все время обучения»- писал он. Каждый учитель нашего двадцать первого века может согласиться с этим утверждением двадцатого века. Любой практикующий учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками своих учеников. Это всегда обидно, досадно, порой опускаются руки. К тому же из года в год мы чувствуем, что грамотность наших воспитанников неумолимо падает. Что же делать? В чем причина? Как научить детей писать без ошибок?
Абсолютного и окончательного ответа на эти вопросы мы, наверное, не получим никогда, но это не значит, что поиски следует прекратить. Наоборот, сейчас они актуальны как никогда ранее. Свидетельство тому - появление довольно большого количества книг о русской орфографии, методике ее преподавания, как в средней, так и в начальной школе. Кстати, если со взрослыми, давно закончившими школу людьми, доведется разговориться о русском языке, то первое, что всплывает в памяти взрослого человека- это именно правила. Русский язык- значит правила. Никакой другой ассоциации термин «русский язык», увы, не вызывает. Сами себя по отношению к правилам взрослые делят на два «вида»:
Правила никогда не учил, но пишу правильно.
Правила помню наизусть, но пишу с ошибками.
Следует отметить, что абсолютно грамотных людей нет.
Одной из целей изучения русского языка в начальной школе является овладение умениями правильно писать и читать. При этом следует отметить, что мировое сообщество сегодня оценивает не академическую, а функциональную грамотность, то есть владение минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Как сделать так, чтобы правила не страшили ученика начальной школы своим количеством? Как сделать так, чтобы правила не разлетались по разным уголкам детского сознания? Кто может их объединить? Сама орфография.
Важно все изученные ребенком орфографические правила объединить в его сознании более или менее определенные группы в соответствии с логикой языка, с законами русской орфографии. Проследим, как это происходит в работе по курсу «К тайнам русского языка» (по учебникам М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко), важнейшей особенностью которого является внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1 класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Ядро орфографической работы в 1 классе составляет формирование умения обнаруживать орфограммы безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных. Термин «орфограмма» в 1 классе не вводится. До 2 класса он заменяется выражением «опасное при письме место».
Центральным направлением работы во втором классе является обучение орфографии. Орфографические темы сгруппированы в 2 блока: первый – «Главные опасности письма. Как писать без ошибок?»; второй – «Учимся решать главные орфографические задачи в корне слова».
2. В рамках первого раздела учащиеся знакомятся с понятием «орфограмма» и уточняют признаки сильных и слабых позиций фонем (понятия «позиционное чередование звуков», «сильная, слабая позиции фонем» не вводятся – работа ведется с опорой на них, но на практическом уровне).
Для объединения орфограмм безударных гласных и парных по глухости – звонкости согласных в одну группу, которую они составляют как орфограммы слабых позиций, используется выражение «главные опасности письма». «Главными» они признаются в силу их частотности, в чем учащиеся убеждаются, проведя подсчеты всех известных орфограмм в двух – трех текстах.
На данном этапе вводится особый вид письма – «с окошками»,
при котором, чтобы не допустить орфографической ошибки, орфограмму пропускают. Короткое время ученики тренируются в пропуске всех замеченных орфограмм, а потом переходят на пропуск только тех, на месте которых затрудняются в выборе буквы. Овладение приемом письма «с окошками» помогает учащемуся научиться сознательно уходить от орфографических ошибок в любом письменном высказывании.
Этап изучения правил и обучения решению главных орфографических задач сознательно отсрочен – отведено время на практическое освоение письма «с окошками», на становление орфографической зоркости учащихся и на формирование основ орфографического самоконтроля, на возникновение у них потребности узнать правила, чтобы освоить «взрослое» письмо.
Изучение основных орфографических правил отличается двумя особенностями:
1.Правила правописания безударных гласных корня и парных согласных изучаются не изолировано, а вместе, т.к. в их основе лежит один способ действия: слабую позицию проверяй сильной («опасное место» сделай «безопасным»).
С учащимися целенаправленно обсуждается вопрос: как искать проверочные слова. Отвечая на него второклассники осваивают конкретные способы изменения слов различных частей речи и подбора родственных слов. При этом особо выделяется один: объяснение значения слова (сИлач – это тот, кто сИльный и т.п.). Пристальное внимание к этому возможному способу выяснения нужной буквы позволяет органично соединить орфографическую работу с лексической, что повышает эффективность и той и другой. Обучение решению «главных» орфографических задач происходит с опорой на понятия: корень слова, однокоренные слова, изменения слов, окончание. Другие понятия морфемики (приставка и суффикс) вводятся и рассматриваются в разделе «Состав слова».
Уже в третьем классе предусмотрено целенаправленное обучение преодолению грамматических трудностей русского языка с помощью специальных справочников, помещенных в учебниках «Какого рода и числа слово? Словарь трудностей»
«Как правильно изменить слово?», которое продолжается и в четвертом классе. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: слово, словосочетание, предложение, текст. Знания четвероклассников о предложении расширяются за счет знакомства с однородными членами и получения самого общего (на практическом уровне) представления о сложных предложениях. Спецификой реализуемого подхода к предложению является то, что оно рассматривается не только как самостоятельная синтаксическая единица, но и как компонент текста. Включение предложения в текст, выбор порядка слов, связь предложений друг с другом – вот некоторые направления проводимых наблюдений. Работа ведется без изучения теории, ее цель–помочь учащимся в накоплении положительного речевого опыта и его осмысление. Работая по УМК «Гармония», я пришла к выводу, что для повышения уровня грамотности большую помощь оказывает широкое использование специального средства обучения- тетради – задачники. Это не дополнительное, а обязательное средство обучения. Без него учебник не может быть полноценно использован, поскольку в задачник введена значительная и очень важная часть его материалов. Использование тетради-задачника дает возможность увеличить объем работы, поскольку позволяет избежать ненужного переписывания. При этом в тетради выполняются разнообразные действия с предложенным материалом: он дополняется, перестраивается, в него вписываются отдельные буквы, слова, в нем исправляются ошибки, что-то подчеркивается и т.п. Поэтому тетрадь на печатной основе названа задачником, что всегда содержит задания, требующие от ребенка не репродуктивных действий, а решения поставленной проблемы, той или иной лингвистической задачи.
Однако тетрадь-задачник не заменяет, а лишь дополняет обычную рабочую тетрадь ученика. Иногда после выполнения в задачнике части работы ученик получает задание для выполнения в рабочей тетради: спиши Необходимость такого дополнения диктуется особенностями процесса становления грамотного письма – без тренировки в письме соответствующий навык не может быть сформирован. Но выполнение специальных, нередко подготовительных, заданий в задачнике повышает эффективность обучения. Нельзя не обратить внимание на такой раздел обучения орфографии, как работа со словами, в которых имеются непроверяемые орфограммы.
Ведь, к сожалению, выпускники начальной школы часто допускают ошибки и в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин такого положения – неразработанность методики обучения непроверяемым написаниям, отсутствие научно обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям. Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой. Поэтому в основу формирования орфографических навыков при изучении словарных слов должна быть положена активная учебная работа учащихся. Чтобы лучше запомнить, нужно задействовать различные виды памяти. Помимо зрительной, слуховой, рече-моторной памяти используется еще и эмоционально-образная, тактильная память, особенно при дифференцированной работе. Это является нашими «секретами».
СЕКРЕТ 1. Читаем стихотворение, которое помогает «зафиксировать» внимание детей на запоминании нужной буквы в словаре.
Слово трудное попалось-
Это, братцы, не беда,
Нарисуем в слове букву,
Не забудем никогда.
Например: слова хозяйство, вокруг и т.д.
При таком овладении правописанием работает и образная, и эмоциональная память.
СЕКРЕТ 2. Выборочные слова- вывески.
Детям предлагается выбрать те трудные в орфографическом смысле слова из словаря учебника, которые могут стать вывесками на улицах города. Например: Магазин «Подарки», кинотеатр «Победа», дежурная аптека, экскурсионное бюро, стоянка автомобилей и др. Ребята представляют, что идут по вечернему городу, залитому огнями, и читают вывески, которые сияют пульсирующим неоновым огнем. Так словарные слова воспринимаются очень живо и прочно запечатлеваются в сознании.
И этот секрет становится еще интереснее благодаря стихотворению:
Учусь я правильно писать-
Иду по городу гулять.
Я по городу пошел.
Слова трудные нашел.
Вот они огнем горят,
Сказать о чем-то мне хотят.
Ночью видно их, как днем,
Магазин, кафе, аптека,
Цирк, метро, библиотека,
Здесь театр оперетты,
Там – редакция газеты
Как прогулку завершу,
Диктант на «5» я напишу.
Но есть такие «коварные» слова, которые и для вывески не подойдут, и рисунки - образцы к ним не подберешь. Выход можно найти и в этом случае.
СЕКРЕТ 3. «Волшебное» стекло для «волшебных» букв.
Мы берем в руку лупу. Да-да, обычное увеличительное стекло, которым снабжены современные школьные пеналы.
Наводим лупу на эти «неподдающиеся» слова. Трудные буквы становятся сразу большими, выпуклыми. И после такой игры с «коварными» словами правописание запоминается легко, без напряжения и надолго. Также легко запоминается и четверостишье к этому «секрету»:
Чтоб в словах не ошибиться,
Надо с лупой подружиться.
Нам волшебное стекло
Их запомнить помогло.
К работе со словарными словами необходимо активнее привлекать ребят, давать им возможность самим составлять упражнения, находить нужный материал по теме урока.
Мои ученики с удовольствием составляли «Диктанты для друга» по разным темам, используя слова из словаря.
Учащимся, допустившим ошибку в словарном диктанте в слове корова, предлагается подобрать группу слов по теме «Животные». Каждый из учеников пробует себя в роли учителя в проведении словарных диктантов.
Аналогичную работу ученики проводят и с другими словами:
Называют слова, объясняют их орфограммы, затем записывают их в тетрадь. Такой вид работы детям очень нравится, они с нетерпением ждут, когда наступит черед быть «учителем». Причем каждый стремится быть грамотным учителем, чтобы самому заметить ошибку, допущенную отвечающим учеником.
Работа по данной системе не только дает учащимся возможность усовершенствовать навыки грамотного письма, но и формирует необходимые лингвистические понятия, развивает творческое мышление, позволяет раскрыть свою индивидуальность. Каждый ребенок чувствует себя полноценным участником процесса обучения, т.к. он сам составляет задания, предлагаемые учителем. Ребенок обретает способность к планированию своей деятельности, умение учиться.
Использованная литература:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
М.М.Разумовская «Методика обучения орфографии в школе». Москва 1992 г.
Т.Г.Рамзаева «Методические основы языкового образования и литературного развития младшего школьника». С-Петербург 1997 г.
А.И.Ибрагимова «Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов». Н. Челны 1997г.
М.Я. Морозова, Е.Н.Петрова «Грамматические игры для начальных классов» Москва 1963 г.
Журналы: «Начальная школа, Начальная школа. Плюс, минус»
Л.Д.Мали и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка» для 1-4 классов: из опыта работы по УМК «Гармония» Смоленск. Ассоциация XXI век. 2006 г.
М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. «К тайнам нашего языка» Методические рекомендации.1-4 класс». Смоленск. Ассоциация XXI век. 2006 г.
Т.Н.Бровкина. В помощь преподавателю начальной школы. В школу с радостью. 1-4 классы. Волгоград. «Учитель» 2009 г.
Л.Т.Григорян. Язык мой – друг мой. М, Просвещение.1988 г.