Родительское собрание Подростковый возраст
12 лет – вспыльчивость частично проходит, отношение к миру более позитивно, старается быть независимым от семьи, усиливается влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу. 13 лет – подросток обращен внутрь себя (увлеченность своим внутренним миром). Очень чувствителен к критике, критически относится к родителям, избирателен в дружбе. 14 лет – подросток энергичен, очень общителен, уверен в себе, проявляет повышенный интерес к другим людям, то есть обсуждает себя и сравнивает с героями. Упрямство в этом возрасте в 6 раз чаще, чем в другом возрасте. Своеволие в 5 раз чаще, чем в другом. Немотивированные поступки в 42 раза чаще, чем в другом возрасте. 15 лет – ранимость, восприимчивость к вредным влияниям. Приобретается свобода от внешнего контроля взрослых. В этом возрасте у детей происходит переломный момент – «подростковый кризис». Он связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой, которого является появление у подростков стремление познать себя как личность. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению. «Переломный момент» подросткового возраста внешне проявляется в стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости и т. д. Бывают случаи бескризисного развития ребенка в этом возрасте, это происходит если взрослые чутко относятся к новым потребностям детей и перестраивают свои отношения с ним, таким образом, что дети могут удовлетворить свои потребности. А кризисный характер перехода показывает, что у ребенка появились новые потребности удовлетворение, которых затруднено. На образование подросткового кризиса влияют: Внешние факторы Внутренние факторы Состоят в постоянном контроле со стороны взрослых, в зависимости и опеке от которой ребенок стремится избавиться, считая себя взрослым, чтобы принимать самостоятельные решения. Состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослому). Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Этот процесс преобразования и определяет основные особенности личности детей подросткового возраста. Подростковый возраст длится с 11 до 15 лет. Он считается самым трудным в воспитательном отношении. Первый источник проблем – непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложное представление о его переживаниях, мотивах тех или иных поступках. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными интересами, отношениями, переживаниями. Именно в этом возрасте формируется круг интересов, которые со временем приобретают устойчивость. Увеличение мышечной массы и бурной физиологической перестройки организма мешает полноценной работе организма в целом. Отсюда быстрая и внезапная смена настроений, чувства радости сменяется чувством тревоги, депрессии. Взрослый иногда не понимает таких неровностей поведения, то непомерный азарт, то необъяснимая усталость: «Как в футбол играть так ты первый, а как уроки делать, так ты устал!». Взрослым следует принять это во внимание, дозируя объем предъявляемых к подростку требований. Появляется много энергии, которая требует разумных путей выражения – занятия спортом, физическим трудом. Нужно не ограничивать запретами, а показать разумные пути применения этой энергии. Бурный рост организма приводит к неуклюжести и к несовпадению темпов роста разных частей тела. Поэтому подростки могут чувствовать себя неуверенно. Подросток проявляет повышенное внимание к своей внешности. Подростку важно, как он выглядит в глазах окружающих. Он становится особенно чувствителен к невинным замечаниям к своей внешности. Подростки могут страдать от заниженной самооценки, становятся застенчивыми. Пристально внимание подростков к своей внешности нормальное явление. Любая бестактность со стороны родителей в этом вопросе ведет к травмам. В целом особенности развития подростка проявляются в следующих симптомах: Возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход от школы, то есть главное для ребенка теперь происходит вне школы – детские компании, поиск друга, поиск того, кто может тебя понять.) В этом возрасте главную роль играет общение со сверстниками. Даже при выполнении таких видов деятельности, как учебная и спортивная у детей возникает стремление участвовать в общественно-необходимой работе. Они учатся строить общение в разных коллективах. Самая главная для них потребность - занять достойное положение в коллективе сверстников и внутри семьи. Стремление обзавестись верным другом, избежать изоляции в классе. С одной стороны у подростков огромное стремление быть «как все», с другой стороны стремление выделиться и отличиться любой ценой, заслужить авторитет и уважение сверстников. В этом возрасте у детей возникают трудности с умением владеть своим поведением, умением организовать свою жизнь, свой труд, учебу. В этом возрасте для того, чтобы организовать свою жизнь важно только одно – наличие цели. Если у ребенка есть какая-то своя конкретная цель (хорошо учиться, перейти в следующий класс), то тогда он будет стараться что-то делать для этой цели, стараться организовать свою жизнь чтобы ее достичь. Важно, чтобы эта цель была не заимствована (от друзей и родителей). Часто, если даже цель есть, школьники столкнувшись с трудностями или потеряв интерес к делу отказываются от цели. Поэтому важна помощь взрослых. развивать волевое поведение нужно используя эмоционально-привлекательные цели, обогащая интересы. важны и сложившиеся ранее привычки к систематическому труду и порядку. эффективно – обратить внимание подростка на позитивные чувства, которые возникают у него в связи с победой над собой. если ребенок проявляет неадекватное поведение (истерика, гнев) нужно дать ребенку сначала успокоиться (отвести в тихую комнату), а только потом уже беседовать. Полезно использовать юмор для разрядки эмоционального напряжения. Стремление к учебе падает, но его можно удерживать, если учеба ребенка позволяет ему как-то выделиться, показать свою «исключительность», «индивидуальность». Характер общения со взрослыми существенно влияет на самооценку у подростков. Те подростки, которые могут доверительно общаться с родителями, обычно не имеют нарушения самооценки. У ребят с преобладанием регламентированного типа общения с родителями формируется неадекватная самооценка в 88 % случаях. У 79 % школьников устойчивая адекватная самооценка, если им есть с кем доверительно общаться. Самооценка подростка является прямым воспроизводством оценки родителей. Дети отмечают в себе, прежде всего, те качества, которые подчеркиваются родителями. Если внушается негативный образ и ребенок разделяет эту точку зрения, у него формируется устойчивое негативное отношение к себе. В 12-13 лет протест против неправильности действий родителей только назревает, в 15-17 лет разразится буря рано или поздно, если не было понимания и разговора по душам. Все многолетние обиды прорвутся, как расплата за родительское непонимание. Именно постоянное желание понять, почувствовать желание, посмотреть на ситуацию глазами ребенка и терпеливо вести переговоры изо дня в день – ведет к установлению утраченного контакта. Родители должны понять, что ребенок уже тяготится зависимостью от старших и готовится начать новую жизнь. Родители должны стать мудрыми наставниками, готовыми всегда помочь, понять. Если это будет так, то обе стороны смогут сохранить теплые уважительные отношения к друг другу. Подростки охотно воспринимают советы и руководство взрослых, если они чувствуют, что их любят и ценят. Подростки стремятся к тому, чтобы взрослые, особенно родители, признали их равноправными партнерами в общении. Вместо того, чтобы окружать подростков запретами, нужно создать такие отношения, в основе которых будет доверие, юмор и бескорыстная помощь. Подросток не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого. 1. Безусловно принимать его. 2. Активно слушать его переживания, и потребности. 3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе. 4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется. 5. Помогать, когда просит. 6. Поддерживать успехи. 7. Делиться своими чувствами (значит доверять). 8. Конструктивно разрешать конфликты. 9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты... Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем...) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший. 10. Обнимать не менее 4‑х, а лучше по 8 раз в день. Как конструктивно разрешать конфликты. 1. Прояснение конфликтной ситуации (родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д.)2. Сбор предложений (этот этап начинается с вопроса: «Как же нам быть?», «Что же нам придумать?», или: «Как нам поступить?». После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты).3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого.4. Выполнение решения; проверка. Не стоит пенять ему при каждой неудаче. (Лучше подождать несколько дней. В удобный момент, когда есть время у него и у вас и никто не раздражен, можно спросить: «Ну как у тебя идут дела? Получается ли?». Лучше; если о неудачах скажет сам ребенок. Возможно, их будет слишком много. Тогда стоит уточнить, в чем, по его мнению, причина. Может быть, что‑то не учли, или нужна какая‑то помощь; или он предпочел бы другое, «более ответственное» поручение). 1. Избегайте борьбу с позиции силы. Избегайте открытого принуждения в отношениях с ребенком. Если ребенок не желает идти вам навстречу, установите ряд правил и следите за тем, чтобы во всех случаях нарушения этих правил наступали обещанные последствия, так вы сможете управлять его поведением.2. Постарайтесь улучшить общение со своим ребенком (больше обсуждать положительные поступки ребенка и то, что его интересует (хобби, спорт, танцы, музыку, одежду и т.д.)3. Идите на компромиссы.4.Формулируя правила и последствия, вы должны добиваться максимальной конкретности и ясно излагать то, что имеете ввиду.5.Вознаграждение, наказание, игнорирование – основные типы последствий, используемые для поддержки дисциплины. Допустимые формы наказаний 1.Потеря привилегии.2. Запрет на приятные для ребенка занятия.Правила применения наказаний.1. Наказывайте поведение, а не самого ребенка.2. Старайтесь наказывать сразу.3. Не злоупотребляйте наказаниями. Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребенком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения своих мыслей, будьте тактичны, убеждая его.