Рабочая программа по дисциплине Строительные материалы и изделия для специальности Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. СЫЗРАНи»
Утверждаю
Заместитель директора
по учебно-производственной работе
(руководитель строительного профиля)
______________________ С.Г. Марфин
« ______» ______________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины
Строительные материалы и изделия
Профессиональный цикл
Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Сызрань, 2014 г.
ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой) комиссией
профессионального цикла
Председатель ___________ Т.В. Ларькина
Протокол № ____ от «_____» __________ 2014 г.
Составитель: Ежкова И.Н., преподаватель Строительные материалы и изделия, высшей категории строительного профиля ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза: ________ методист строительного профиля ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани»
Содержательная экспертиза: ________ Ежкова И.Н., заведующий отделом по учебной работе строительного профиля ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани»
Внешняя экспертиза:
Содержательная экспертиза: ________________ Осипов Александр Иванович, директор ООО «Карат»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2010 N 272
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утверждёнными И. М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов
стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4
2. Структура и содержание учебной дисциплины
7
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
14
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
15
5. Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу
16
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Строительные материалы и изделия
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее – УД) является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани» по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, разработанной в соответствии с ФГОС третьего поколения.
Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном образовании.
Рабочая программа составляется для очной формы обучения.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- Основные свойства и области применения строительных материалов и изделий,
- Правила их приемки и складирования, требования к экономному расходованию,
Вариативная часть: не предусмотрена
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, и овладению профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1. Подбирать строительные конструкции и разрабатывать несложные узлы и детали конструктивных элементов зданий.
ПК 1.3. Выполнять несложные расчеты и конструирование строительных конструкций
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
лабораторные занятия
Не предусмотрено
практические занятия
12
контрольные работы
Не предусмотрено
курсовая работа (проект)
Не предусмотрено
самостоятельная работа студента (всего)
16
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Не предусмотрено
Реферат
5
Заполнение таблиц
6
Составление конспектов
4
Вычертить схему
1
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
Тематический план и содержание учебной дисциплины СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объём
часов
Уровень
освоения
Раздел 1. Бетоны и металлы
33
Тема 1.1.
Эффективные виды бетонов
Содержание учебного материала
6
2
1
Введение. Золошлаковые бетоны
2
Шлакощелочные бетоны
3
Жаростойкие бетоны
4
Бесцементные бетоны на основе стеклобоя
5
Высокопрочный бетон
6
Мелкозернистый бетон
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
1. Бетон для гидротехнических сооружений
2. Бетон для дорожных и аэродромных покрытий
2
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
1.Написание реферата «Природные пористые заполнители»
2. Заполнить таблицу «Физико-механические свойства волокон»
3. Заполнить таблицу «Характеристика стекловолокнистой арматуры»
4. Заполнить таблицу «Основные виды полимербетона»
5. Зарисовать схему производства строительного гипса
6. Написание реферата «Экономика производства цемента»
6
Тема 1.2.
Металл в строительстве и проблемы его экономии
Содержание учебного материала
7
2
1.
Стальная арматура
2.
Закладные детали
3.
Антикоррозийная защита закладных деталей и арматуры
4.
Металлические формы
5.
Применение металлического проката для ограждающих конструкций
6.
Строительные конструкции из алюминиевых сплавов
7.
Экономия металла при производстве строительных конструкций
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
1. Заполнить таблицу «Физико-механические свойства алюминиевых сплавов»
2. Зарисовать схему расположения опор поддона
2
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Написание реферата «Применение алюминия в строительстве»
2. Выполнить конспект на тему: «Унифицированные сборно-разборные здания»
3. Заполнить таблицу «Профили алюминиевых сплавов»
4. Выполнить конспект «Фибробетон и стеклоцемент»
4
Тема 1.3.
Химические стойкие материалы для защиты строительных конструкций от коррозии
Содержание учебного материала
3
2
1
Коррозия металла и бетона
2
Материалы, применяемые для защиты от коррозии
3
Пленочный и листовой полимерные материалы
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
Кислотоупорные материалы для облицовки строительных конструкций
2
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Написать конспект на тему: «Футеровочные покрытие и изделия»
1
Раздел 2.
Изоляционные материалы
15
Тема 2.1.
Теплоизоляционные и акустические материалы
Содержание учебного материала
2
2
1.
Минераловатные изделия
2.
Теплоизоляционные и акустические материалы из стекла
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
1. Материалы на основе вспученного жидкого стекла
2
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
Написать конспект по теме:» Вспученный перлит и изделия на его основе»
Заполнить таблицу «Физико-механические свойства минераловатных плит крахмальной связке»
2
Тема 2.2.
Полимербитумные кровельные и гидроизоляционные материалы
Содержание учебного материала
1
2
1.
Окрасочная гидроизоляция
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
Полимербитумные рулонные материалы
Рулонные гидроизоляционные материалы
2
Контрольная работа
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
1. Рефераты: Экономия кровельных материалов
1
Тема 2.3.
Полимерные материалы для отделки полов
Содержание учебного материала
1
2
1.
Дифференцированный зачет
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
Синтетические ковровые покрытия
Рулонные и плиточные полимерные материалы
2
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Заполнить таблицу «Физико-механические свойства наливных покрытий»
2. Написать реферат «Монолитные покрытия полов»
2
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
Не предусмотрено
Всего:
48
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины «Строительные материалы и изделия» требует наличия учебного кабинета «Материаловедение».
Оборудование учебного кабинета:
столы ученические – 15
стулья ученические – 30
стол преподавателя – 1
стул преподавателя - 1
Технические средства обучения:
кодоскоп – 1
проектор – 1
телевизор – 1
видеомагнитофон - 1
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Наназашвили И.Х., Бунькин И.Ф., Наназашвили В.И. Строительные материалы и изделия М.: АДЕЛАНТ, 2008.- 479с.
2. Строительные материалы и изделия: Учебник для инж.-экон. спец. строит, вузов. 5-е изд., «Высшая школа» перераб. и доп, 2008
3. Попов К. Н., Каддо М. Б. Строительные материалы и изделия - М., «Высшая школа», 2012
4. Попов К. Н., Каддо М. Б,. Кульков О. В. Оценка качества строительных материалов-М.; Издательство АСВ, 2001;
Дополнительные источники:
Попов Л. Н., Попов Н. Л. Строительные материалы и изделия. - М; ГУП ЦПП, 2000
Микульский В. Г. и др. Строительные материалы-М; Издательство АСВ. 2001 Байер В. Е. Архитектурное материаловедение. - М.; Стройздат. 1989
ГОСТ Цементы. Общие технические условия.
ГОСТ Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия.
ГОСТ Цемент для строительных растворов. Технические условия.
ГОСТ Добавки для цементов. Классификация.
ГОСТ 310.1-76 Цементы. Методы испытаний. Общие положения, зависимость схватывания и равномерности изменения объема.
ГОСТ 310.4-81 Цементы. Методы определения предела прочности при изгибе и сжатии.
ГОСТ9179-77 Известь строительная. Технические условия.
ГОСТ 125-79 Вяжущие гипсовые. Технические условия.
ГОСТ.379-95 Кирпич и камни силикатные. Технические условия.
ГОСТ 530-95 Кирпич и камни керамические. Технические условия.
ГОСТ 7484-78 Кирпич и камни керамические лицевые. Технические условия.
ГОСТ 4001-84 Камни стеновые из горных пород. Технические условия.
ГОСТ 6133-84 Камни бетонные стеновые. Технические условия.
ГОСТ Блоки из ячеистого бетона мелкие. Технические условия.
ГОСТ 7025-91 Кирпич и камни керамические и силикатные. Методы определения подопоглощения. плотности и контроля морозостойкости.
ГОСТ 8462-85 Материалы стеновые. Методы определения пределов прочности при сжатии и изгибе.
ГОСТ Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия.
ГОСТ Мастики кровельные и гидроизоляционные. Классификация и общие технические требования.
ГОСТ Рубероид. Технические условия.
ГОСТ Стеклорубероид. Технические условия.
ГОСТ Фольгоизол. Технические условия.
ГОСТ 2889-80 Мастика битумная кровельная горячая. Технические условия.
ГОСТ Листы асбестоцементные волнистые. Технические условия.
ГОСТ 8736-93 Песок для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Технические условия.
ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. ТУ.
ГОСТ Растворы строительные. Общие технические условия.
ГОСТ 7473-94 Смеси бетонные. Технические условия.
ГОСТБетоны. Классификация и общие технические требования.
ГОСТ Бетоны. Правила подбора состава.
ГОСТ Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия.
ГОСТ Бетоны легкие. Технические условия.
ГОСТ Бетоны ячеистые. Технические условия.
ГОСТ Добавки для бетонов. Общетехнические требования.
ГОСТ 12730.0-78 Бетоны. Общие требования к методам определения плотности, влажности, водопоглощения, пористости и водонепроницаемости.
ГОСТ Бетоны. Правила контроля прочности.
ГОСТ Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам.
ГОСТ Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий
Наблюдение и оценка результатов практических работ;
Оценка защиты рефератов, докладов, сообщений;
Знать:
- Основные свойства и области применения строительных материалов и изделий,
- Правила их приемки и складирования, требования к экономному расходованию,
.
Опрос; отчеты по самостоятельной работе; защиты рефератов, докладов, сообщений
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,
ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения, № страницы с изменением
БЫЛО
СТАЛО
Наименование учебного заведения: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Губернский колледж г. Сызрани» ГБОУ СПО «ГК г.Сызрани»
Наименование учебного заведения: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Губернский колледж г. Сызрани» ГБПОУ «ГК г.Сызрани»
Основание: приказ №330 от 04.02.2015 «О переименовании государственное бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Губернский колледж г. Сызрани»
Подпись лица внесшего изменения
Основание:
Подпись лица внесшего изменения
Контрольные вопросы
1. Стандартизация строительных материалов.
2. Физические свойства строительных материалов.
3. Определение истинной плотности кирпича.
4. Определение средней плотности строительных материалов неправильной формы.
5. Гидростатическое взвешивание.
6. Определение водопоглощения строительного материала (кирпича).
7. Определение морозостойкости строительных материалов.
8. Взаимосвязь морозостойкости материалов и коэффициента насыщения пор.
9. Определение пористости строительного материала
10. Определение водостойкости строительных материалов.
11. Взаимосвязь водостойкости материалов и коэффициента размягчения пор.
12. Физические свойства металлов и сплавов.
13. Механические свойства строительных материалов.
14. Механические свойства металлов и сплавов.
15. Физические свойства древесины.
16. Определение прочности древесины на сжатие вдоль и поперек волокон.
17. Химические свойства строительных материалов.
18. Определение предела прочности при сжатии и оценка водостойкости гипса строительного.
19. Применение древесных материалов в строительстве. Достоинства и
недостатки.
20. Макроструктура древесины, главные разрезы ствола.
21. Микроструктура древесины. Клетки, ткани.
22. Определение равновесной влажности древесины.
23. Диаграмма Серговского.
24. Пороки древесины.
25. Пороки формы ствола древесины.
26. Пороки строения древесины.
27. Пороки древесины (сучки, трещины).
28. Пороки древесины (химические окраски, биологические повреждения).
29. Пороки древесины (грибные поражения, инородные включения).
30. Виды пиломатериалов и изделия из древесины.
31. Виды пиломатериалов, их обмер, применение в строительстве.
32. Круглые лесоматериалы, их виды, обмер, применение.
33. Шпон, фанера, их виды, способы производства, применение.
34. ДСП, ДВП, их виды, способы производства, применение.
35. Виды паркета, их особенности, применение.
36. Штучный паркет, его марки. Типы планок, их применение.
37. Мозаичный паркет, его виды, применение.
38. Паркетная доска, ее типы, применение.
39. Паркетные щиты, их типы, применение.
40. Художественный паркет, его разновидности.
41. Защита древесины от гниения и возгорания.
42. Минералы, их свойства, химический состав, агрегатное состояние.
43. Генетическая классификация горных пород.
44. Применение каменных материалов в строительстве.
45. Природные каменные материалы, их основные свойства и применение в строительстве.
46. Искусственные каменные материалы, их получение и свойства.
47. Сырье для производства керамики.
48.Этапы обжига глины при производстве керамического кирпича. Огнеупорность глины.
49. Керамические изделия, их виды, применение в строительстве.
50. Требования ГОСТа к размерам и показателям внешнего вида керамического кирпича.
51. Определение соответствия керамического кирпича требованиям ГОСТа 530.
52. Определение марки керамического кирпича по прочности.
53. Способы производства керамического кирпича.
54. Производство керамического кирпича методом пластического формования.
55. Асбестоцементные изделия: получение, применение.
56. Значение металлических материалов в строительстве, их применение и классификация.
57. Чугун, его виды, получение, применение в строительстве.
58. Сталь, марки сталей, получение и применение в строительстве.
59. Прокатная сталь, виды проката, применение в строительстве.
60. Испытание арматуры для бетона.
61. Цветные металлы и сплавы, их применение в строительстве.
62. Виды коррозии металлов. Защита от коррозии металлов.
63. Минеральные вяжущие материалы и их классификация.
64. Воздушные вяжущие вещества, их свойства, область применения.
65. Растворимое стекло, его производство, применение.
66. Магнезиальные вяжущие вещества. Свойства. Получение. Применение.
67. Технология получения воздушной извести. Способы гашения. Свойства и область применения.
68. Определение скорости гашения извести.
69. Строительный гипс. Сырье для получения. Свойства. Применение.
70. 3.Определение нормальной густоты (стандартной консистенции) гипсового теста.
71. Определение сроков схватывания гипсового теста.
72. Определение марки гипса по прочности.
73. Кислотоупорный цемент, его свойства, применение.
74. Портландцемент. Сырье для получения. Технология получения.
75. Портландцемент, его виды, свойства, применение.
76. Способы производства портландцемента.
77. Сухой способ производства портландцемента.
78. Мокрый способ производства портландцемента.
79. Глиноземистый цемент. Свойства. Получение. Применение.
80. Гипсоцементнопуццолановое вяжущее. Свойства. Получение. Применение.
81. Расширяющиеся цементы. Свойства. Получение. Применение.
82. Бетон, железобетон, строительные растворы. Назначение. Основные свойства, применение.
83. Бетоны. Состав. Требования к заполнителям. Виды бетона.
84. Виды бетона. Свойства. Получение. Применение.
85. Ячеистый бетон. Его виды, получение и применение.
86. Железобетонные изделия, их виды, свойства, применение.
87. Технологические процессы изготовления железобетонных изделий.
88. Строительные растворы. Состав. Свойства. Виды. Применение.
89. Классификация строительных растворов по прочности.
90. Специальные штукатурные растворы. Приготовление. Применение.
91. Органические полимерные вяжущие.
92. Белковые вяжущие вещества. Приготовление клея.
93. Термопластичные и термореактивные полимеры.
94. Битум, его свойства, применение.
95. Битумы. Их виды, свойства, способы производства, применение в строительстве.
96. Определение марки строительного битума.
97. Деготь, его свойства. Применение дегтевых материалов в строительстве.
98. Асфальтовый раствор и бетон. Свойства. Получение. Применение.
99. Битумные мастики. Свойства. Получение. Применение.
100. Что представляют собой гидроизол, металлоизол, их свойства, применение.
101. Герметирующие материалы. Свойства. Применение.
102. Гидроизолирующие материалы. Рубероид, толь, их состав, применение, недостатки.
103. Теплоизолирующие органические материалы. Основные свойства. Получение. Применение.
104. Минеральные теплоизолирующие материалы. Основные свойства. Получение. Применение.
105. Теплоизолирующие материалы на основе асбеста, их свойства, применение.
106. Минеральная и стеклянная вата. Свойства. Получение. Применение.
107. Вспученный перлит. Свойства. Получение. Применение.
108. Лакокрасочные материалы. Назначение, классификация, свойства, составляющие.
109. Краски, эмали. Состав, свойства, применение.
110. Лаки. Состав, свойства, применение.
7. Перечень литературы
Заголовок 1Заголовок 315