Родительское собрание Подростковый возраст 4 класс


Подростковый возраст. Психологические особенности Структура личности подростка…В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней- переход, все течет. (Л.С.Выготский) Из психологического словаря: «Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь». Кризис подросткового возраста очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений. Подростковый комплекс Проявления подросткового комплекса:Возраст 10–11 лет это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый.  Парадоксы подростковой психики Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать.Интересно все сразу и ничего.Хочется всего, сразу и если позже- «то вообще тогда зачем».При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе. Физические особенности: 1. Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры. 2. Может пренебрегать своим внешним видом.Советы:1. Использовать прогулки, поездки.2. Обучать ребенка личной гигиене, уходу за своей одеждой, комнатой, приучать к пунктуальности. Интеллектуальные особенности: 1. Нравится исследовать все, что незнакомо.2. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния.3. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет.4. Нравится делать коллекции. Собирает все, что угодно. Для него главное не качество, а количество.5. «Золотой возраст памяти»Советы:1. Обучение через исследование. Задавайте свои «почему?»2. Идти дальше поверхностных фактов.3. Поставить вопросы, ответы на которые ребенок сможет найти самостоятельно.4. Предложить делать коллекции.5.  Поощрять к запоминанию как можно большего количества стихов, обогащающих его словарный запас. Он может знать географию и историю своей малой родины, иметь хорошее представление о хронологической последовательности событий. Эмоциональные особенности: 1. Резко выражает свои чувства. Сначала говорит, а потом думает.2. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры.3. Начинает развиваться чувство юмора. Желает рассказывать смешные истории.4. Скрытые страхи. Ему хотелось бы выглядеть бесстрашным.Советы:1. Учить самоконтролю: когда быть серьезным и спокойным, а когда быть веселым.2. Учить терпимости и самоконтролю. Рассматривать все факты до принятия решения. Учить уважать права и чувства других людей.3. Научить смеяться над собой. Не произносить тех шуток, которые будут оскорблять других людей.4. Учить свободе от страха, учиться понимать конкретные проблемы и преодолевать трудности. Смена настроения Потребность в общении сменяется желанием уединиться; Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости,Веселье, радость может быстро смениться апатиейПовышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе; Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью Неустойчивость интересов Социальные особенности: Ребенок начинает быть самостоятельным. Приспосабливается к обществу вне семейного круга. Ищет группу ровесников того же пола, т.к. для девочек мальчики «слишком шумны и буйны», а для мальчиков девочки «слишком глупы».Советы:Учить дружелюбию, не изолировать себя от сверстников.. Чувство взрослости Подросток объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ничего не может, но внешне подражает взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, употребление алкоголя, наркотиков,тусовки , (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь"). Копирует любые взрослые отношения. Духовные особенности: 1. Ребенок ищет героев, выбирая тех людей, которых он видит, о которых читает, восхищается теми, кто делает то, что он хотел бы сделать. Желает понравиться выбранным им авторитетам.2. Нравятся захватывающие рассказы.Советы:1. Познакомить с детством известных людей.2. Рассказывать захватывающие истории о сверстниках. Каковы ощущения подростка? Внутренний КонфликтЯ – уникальная личностьЯ – такой же как и все Чувство взрослости Половое созревание Быстрая смена настроения Внешний вид подростка - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений Внутренний конфликт Я должен выглядеть как все в моей компании. Я не должен выделяться в классе. Я – это я. Я сам всё знаю! Я буду делать всё так, как считаю нужным! 2010 год Борьба подростка: За то, чтобы перестать быть ребенком.За утверждение среди сверстников.За прекращение посягательства на его физическое начало, неприкосновенность.Против замечаний, обсуждений по поводу его физической взрослости. Главным для подростка со стороны семьи является: ЛюбовьДовериеПониманиеподдержка Правила для родителей подростков: Помочь ребенку найти компромисс души и тела.Все замечания делать в доброжелательном , спокойном тоне, без ярлыков.Помните, пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.Не перегружайте ребенка опекой и контролем.Демонстрируйте взаимное уважение.Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.Имейте мужество. Изменение в ребенке требуют практики и терпения. Успехов Вам, уважаемые родители!