Конспект урока математики на тему Уменьшение числа на несколько единиц (1 класс)

Урок математики в 1 б классе.
Тема: Уменьшение числа на несколько единиц.
Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по открытию способа уменьшения числа на несколько единиц.

УУД: Предметные: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом решения задач на уменьшение на несколько единиц; продолжить закрепление вычислительного навыка увеличения числа на несколько единиц.
Метапредметные: формировать универсальные учебные действия:
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем  на разных этапах обучения; осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий.
Познавательные: ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя; строить несложные цепочки логических рассуждений; понимать и строить простые модели при решении текстовых задач; находить и читать информацию, представленную различными способами.
Коммуникативные: принимать участие в работе в паре с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы; применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действия.
Оборудование: учебник «Математика 1 класс» В.Н.Рудницкая, компьютерная презентация , тетрадь по математике, раздаточный материал - карточки для парной работы.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Орг.момент. (слайд )(Дети хором)
Быть должны у нас в порядке
ручки, книжки и тетрадки,
А девиз у нас такой -
всё, что надо - под рукой!

- Под рукой - учебник, тетрадь, ручка, а что ещё? Посмотрите - в классе много гостей, и мне хочется пожелать вам смелости, уверенности, а ещё что мы должны взять с собой на урок? ( Сообразительность, смекалку, внимание, память, дружбу, старание, доверие, взаимопонимание и т.д. – отвечают дети) (слайд)

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
-Чему мы учимся на уроке математики?
(рассуждать, вычислять, исследовать, доказывать ,терпению, трудолюбию и т.д.)
- А как бы вы назвали человека, который много знает, много читает, умеет рассуждать, решает трудные задачи, вдумчиво отвечает? (умный, мудрый человек)
Я желаю вам провести урок с пользой и в конце урока я спрошу – стали ли вы умнее, мудрее?
- Предлагаю начать урок.

(слайд )На урок приползла гусеница – растеряшка – почему? На её колечках были числа, она их потеряла. Примените смекалку и скажите, какие числа должны быть следующими? (0, 11, 1, 12, 2, 13, 3, 14) - Как рассуждали?

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



(слайд )Последнее колечко – 14 , это сегодняшнее число. Что вы можете сказать о нём ? Я загадала 2 числа, которые в сумме дают 14. Вспомним состав 14, угадайте эти 2 числа, какие могут быть числа? Молодцы.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

На следующем этапе нам нужно старание – мы будем красиво писать цифры. Напишем число 14. Показ (слайд)

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Следим за посадкой

4. А теперь мне хотелось бы проверить вашу память и узнать как вы помните состав других чисел. Перед вами – таблица. Смотрим на 1 строку и называем числа, которые в сумме дают число 8. и т.д. (слайд)
Больше нет вариантов? Слушаем ещё раз вопрос. Можно назвать и 3 числа. (5+2+1) и т.д.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Назовите ещё пару чисел, чтобы в сумме они давали 13. Например 8+5=13

Прочитайте по разному ( 8 увеличить на 5 и т.д ).
-Что значит увеличить на 5 ? (столько же, да ещё 5)
-Каким действием будете вычислять?( + )
-
·Подытожим - число увеличить на несколько единиц - это значит сделать больше

6. Физминутка.
- Как живёшь? Вот так! (показывают)
- Как идёшь? Вот так?
- Как бежишь? Вот так!
- Как ты спишь? Вот так!
- Как берёшь? Вот так!
- Как даёшь? Вот так!
- Как шалишь? Вот так!
- Как грозишь? Вот так!
- Как красиво ты сидишь? Вот так!
7. . – Гусеница прислала кружочки. (слайд) Сколько их, посчитайте. Подумайте, как, каким действием можно уменьшить количество кружков до 4? Что нужно сделать на доске? Как узнать остаток?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

- Какое выражение вы можете записать? (10-6)
- Чему равно его значение? (4)
- Итак, с помощью какого действия вы уменьшили количество кружков? (вычитание)
-Как понять 10 уменьшить на 6 (Это столько же, но без 6)
- Постарайтесь сформулировать правило: какое действие нужно выполнить, чтобы уменьшить число на несколько единиц? (вычитание)
-Как прочитать эту запись?

-Как вы думаете, чему вы сегодня будете учиться на уроке математики?
Уменьшать число на несколько единиц. Молодцы (слайд)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
8. -Что мы узнали? ( чтобы уменьшить число на несколько единиц, надо вычесть)
-А научились ли мы это делать? (выслушиваются ответы детей)
-Что необходимо сделать, чтобы убедиться в том, что мы умеем уменьшать число на несколько единиц? (потренироваться)
-Каким образом мы это можем сделать? (выполнить задания из учебника)
-Откройте учебник на стр. 105 , №2 Работа по учебнику, разбор.

9.- А теперь поиграем в математический баскетбол. Будем читать примеры , используя слова уменьшить на Если ответ верный, то мяч попадает в корзину. (слайд) (работа по цепочке)



13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

10. Физминутка . – И мы встанем и попрыгаем вверх, стараясь закинуть мяч .

11. -Какие части в задаче есть? (условие, вопрос, решение, ответ).
-Прочитайте задачу. (слайд)

В нашем классе 13 мальчиков, а девочек – 9. На сколько мальчиков больше, чем девочек?

-Проговорите еще раз условие задачи. (выставляются магнитные числа )
-Что вы узнали из условия задачи ?
-Каков вопрос задачи?
-Каким действием будете вычислять?( - )
-Запишите решение и вычислите.
-Давайте сделаем вывод: Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее. (слайд)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415



12. А теперь нам нужно использовать ваше умение работать в паре, ваше доверие. В тетрадях лежат карточки. Изучите, прочитайте и напишите напротив каждой записи нужный пример. Первый пример 1 ученик, а другой-ваш товарищ. Поверяйте друг друга,можете советоваться,

5 увеличить на 4


12 уменьшить на 3


17 уменьшить на 10


9 увеличить на 5



Какая пара первая сделала, поднимает руки. Проверка




13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Рефлексия. – У кого было сегодня на уроке хорошее настроение? Почему?
-Какую тайну математики вы сегодня открыли? (Чтобы уменьшить число на несколько единиц, надо вычесть)
-Кто может сказать, что добился цели и научился уменьшать число на несколько единиц? (поднимают руки)

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


-Кто научился, но вам нужна помощь? (ответы)
Возвращаемся к вопросу. Кто думает , что он стал умнее?
-Что же нужно сделать, чтобы добиться поставленной цели?
-Кто может сегодня себя за что то похвалить? (ответы детей)
-Спасибо за урок.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415






13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415