Конспект урока математики в 1 классе Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц по системе Школа России


Технологическая карта урока.
Учитель : Зиберт Галина Ивановна
Класс 1
Предмет : Математика
Авторы учебника: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В. Степанова
Тема урока : Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.
Тип урока. Урок изучения нового материала.
Форма урока: Урок – путешествие.
Цель : Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов ( для учителя)
Определение проблемы урока, согласно данной темы и своей системе знаний, обобщение и систематизация накопленных знаний. ( для учащихся)
Задачи :
Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;
Уметь выделять главное , обобщать и делать выводы;
Совершенствовать навыки общения;
Результаты :
по содержанию
Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска задачи.
Развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.
Развивать умение работать с разными видами информации.
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради.
Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
по способу деятельности
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности,
положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребёнка с соседом по парте.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Развивать доброжелательность. Эмоционально –нравственную отзывчивость.
Оборудование: Учебник М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В. Степанова « Математика» 1 класс
Рабочая тетрадь «Математика» 1 класс , С.И.Волкова
Карточки для самостоятельной работы
Новогодняя ёлка из бумаги и игрушки 3-х цветов (самооценка всего урока)
Презентация урока
Характеристика этапов урока.
Технология проведения. Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов. Планируемые результаты УУД.
Л − личностные УУД;
Р − регулятивные УУД; П − познавательные УУД;
К − коммуникативные УУД.
Содержание деятельности учителя. Содержание деятельности учеников. I.Мотивация к учебной деятельности.
(2 мин.)
актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
устанавливаются тематические рамки урока («могу»).
СЛАЙД №1
Здравствуйте. Тихо сядут девочки, а за ними мальчики.
СЛАЙД №2
Мы с вами радуемся не только тогда , когда мы танцуем, поём, получаем подарки, но и тогда, когда наша работа приносит результаты.
Как вы думаете, достаточно ли тех математических знаний, которые у вас уже есть для жизни?
Кто прочитает заголовок слайда?
Определите тему нашего урока. Чему мы будем учиться?
( А какие задачи?) Сначала садятся девочки, потом мальчики.
Нет.
Ученик читает заголовок слайда.
Мы будем учиться решать задачи.
На увеличение числа на несколько единиц. – самоопределение (Л);
– смыслообразование (Л);
– целеполагание (П);
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).
II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
(5 мин.)
актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
мотивацию учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление. СЛАЙД №3
Ребята, скоро Новый год, все готовятся к празднику. На лесной полянке появились фигуры.
Какие знакомые фигуры вы видите?
Уберите лишние
А что у нас может получиться из оставшихся фигур?
А ещё для чего они нам пригодятся?
Ребята у вас на партах тоже лежат волшебные фигуры. Соберите ёлочку, работая в паре.
(Имя ученика) пойдёт к волшебной доске и соберёт ёлочку.
СЛАЙД №4
Покажите, что у вас получилось. Поднимите свои ё лочки
Эта ёлочка будет с нами весь урок путешествовать и помогать вам. Дети называют, говорят, какие фигуры они уберут.
Ёлочка
Для задач.
Работа в парах. ( на партах заготовки деталей ёлочки и картонная палочка. На неё учащиеся клеят фигуры с помощью клея-карандаша.)
Дети поднимают вверх свои ёлочки – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
– извлечение необходимой информации из текстов (П);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
– подведение под понятие (П)
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
III.Проблемное объяснение нового материала.
(6 мин.)
ставят цель,
согласовывают тему урока,
выбирают способ,
строят план достижения цели;
определяют средства, ресурсы и сроки.
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. Сегодня на уроке мы будем учиться решать задачи нового вида.
У ёлочки очень много друзей: и детей, и птиц, и зверей.
Теперь она встречается со зверятами.
СЛАЙД №5
Прочитайте задачу, прочитайте условие задачи, а теперь вопрос.
Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
А почему?
А можем мы узнать их количество?
Сколько было зайчиков?
А белочек?
А что это значит?
Можем посчитать?
А как получили число 4?
Как это записать?
Давайте вспомним какой же был вопрос задачи?
Ребята , ответили мы на этот вопрос?
Так сколько же белочек было на полянке?
Как получили число 4? Читают задачу вместе с учителем. Выделяют условие и вопрос задачи.
Нет.
Потому что мы не знаем сколько белочек.
Можем.
7
На 3 меньше
Столько же, но без 3.
Можем. 4
7 без 3
Выходит ученик к доске и делает запись 7-3=4
Сколько белочек было на полянке?
Да.
4
Это 7 без 3, – самоопределение (Л);
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П);
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);
– поиск и выделение необходимой информации (П);
– выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);
– планирование (П);
– прогнозирование (П);
– структурирование знаний (П);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
– учет разных мнений (К);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К).
IV. Физминутка.
(2 мин.)
СЛАЙД №6
Повторить под музыку движения снеговика Смотрят на экран доски и повторяют движения снеговика. Формируют положительные эмоции, двигательную активность.(Л)
V. Первичное закрепление по внешней речи.
(5 мин.)
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. СЛАЙД №7
А теперь ёлочка отправилась в гости к птицам.
Посмотрите на слайд. Каких птиц мы видим и зимой, и летом?
А какие из этих птиц к нам прилетают только зимой?
Правильно , снегири -кочующие птицы.
А с какими птицами наша ёлочка не могла бы встретиться в лесу? Почему?
Прочитаем задачу в рамке.
Сколько синиц сидит на ветке?
Ребята, а что в задаче сказано про снегирей?

А что значит на 2 меньше?
Каким действием мы будем решать задачу?
Кто запишет решение задачи у доски?
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Ребята а как вы понимаете: Воробьёв на 4 меньше, чем синиц?
Возьмите картинки с изображением синичек и воробьёв.
В верхнем ряду на парте положите столько синичек, сколько их на картинке. А в нижнем ряду воробьёв . Что сказано о воробьях?
Сколько у вас получилось воробьёв?
Опрос 2-х учащихся
Синицы, снегири, воробьи.
Снегири.
Со страусами (потому что не живут в нашей стране) и ласточками (улетают на зиму в тёплые края)
Читают задачу вместе с учителем.
9
Снегирей на 2 меньше , чем синиц.
Снегирей столько же сколько синиц , но без 2.
Действием вычтания.
Выходит ученик и делает запись решения на доске. 9-2=7
Воробьёв столько же , сколько синиц но без 4.
Их столько же , но без 4 – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
– извлечение из математических текстов необходимой информации (П);
– моделирование и преобразование моделей разных типов (П);
– использование знаково-символических средств (П);
– подведение под понятие (П);
– установление причинно-следственных связей (П);
– выполнение действий по алгоритму (П);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
– построение логической цепи рассуждений (П);
– доказательство (П);
– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
– осознание ответственности за общее дело (Л);
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторения.
(6 мин.)
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
СЛАЙД №8
Ребята , а теперь мы
выполним задания ёлочки.
Возьмите печатную тетрадь и откройте страницу 41 номер 1.
Все готовятся к новогоднему празднику, ну что за праздник без ёлочных игрушек?
Ёлочка предлагает повесить на неё грибочки.
Сколько повесим? Почему?
А что значит на 3 меньше?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Следующее задание №5 на странице 41.
Ёлочка спрашивает, сколько вам лет?
Расскажите. что вы знаете о числе 7.
Заполните цветными карандашами состав числа 7.
Проверьте себя по слайду. Молодцы! СЛАЙД №9 Открывают тетрадь на печатной основе (проговаривая правило наклона и посадки).
5 потому, что их на 3 меньше, чем было, а было 6.
столько же , но без 3.
7
Число 7 –однозначное, предыдущее число 6, последующее 8;
– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
– подведение под понятие (П);
– использование знаково-символических средств (П);
– установление причинно-следственных связей (П);
– выведение следствий (П);
– выполнение действий по алгоритму (П);
– построение логической цепи рассуждений (П);
– доказательство (П);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К)
– адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К);
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
VII. Физкультминутка.
(1 мин.)
СЛАЙД № 10
Выполним упражнения « Ёлочки.» Выполняют упражнения для глаз, шеи , туловища. Формируют ЗОЖ.
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой. ( 5 мин.)
Организация выполнения самостоятельной работы на закрепление знаний.
Организация самопроверки. СЛАЙД №11
Ёлочка принесла вам задания на листочках. Давайте решим их. (Если есть ошибки у детей , разбираем с помощью числовой линейки пошагово. ) Дети решают и проверяют по цепочке. Формирует самооценку на основе успешности учебной деятельности ,проявляет познавательную инициативу в оказании помощи товарищам.
Учится оформлять высказывания, работать с ИКТ.
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
(3 мин.)
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
СЛАЙД № 12
Какую учебную задачу мы ставили в начале урока? Чему мы научились на уроке?
Ёлочка просит украсить её шариками.
Оцените свою работу на уроке:
Кому было интересно и всё получилось – возьмите красный шарик.
Кому было интересно, но он не очень доволен своей работой –возьмите жёлтый шарик.
Кому было на уроке трудно – возьмите голубой шарик.
А теперь по рядам будем украшать ёлочку.
Ах какая нарядная ёлочка. Какие разные по цвету шарики на ней.
ПОХВАЛИТЕ ДРУГ ДРУГА ЗА СТАРАНИЕ НА УРОКЕ.
Спасибо, молодцы! Слайд № 13 Научились решать новые задачи.
Дети отвечают на один вопрос из 4.
Дети под музыку подходят и вешают на ёлочку свой шарик. Учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Формируют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оценивают правильность выполнения своих действий за весь урок.