«Повышение качества образования через проектную деятельность на уроках географии с использованием ИКТ».
Тарарыкова В.Ф.- учитель географии
МКОУ «Новоусманский лицей»
«Повышение качества образования через проектную деятельность на уроках географии с использованием ИКТ».
К числу образовательных технологий, отражающих современное видение образовательного процесса, безусловно, относится метод проектов.
В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов как образовательная технология, ориентирован на формирование опыта творческой деятельности учащихся. Он органично вписывается в систему личностно-ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения.
Этот метод обучения я использую в изучении географии, применяя на уроках и во внеурочной работе, увеличивая с возрастом степень сложности проекта. Он ориентирован на достижение целей самими учащимися, и поэтому уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому незаменим.
Хотелось бы напомнить, что учебный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Изучая литературу по данной теме, я встретила ещё одно, на мой взгляд, очень простое и ёмкое определение:
Проект - это "шесть П"
Проблема
Проектирование (планирование работы)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Шестое "П" проекта - это его портфолио.
Для ученика проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
А для учителя учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.
Выделяются возможные типы учебных проектов (по Е.С. Полат).
1)По доминирующей деятельности:
== информационно- познавательные,
== игровые,
== исследовательские,
== творческие,
== практико-ориентированные (прикладные).
Информационно-познавательные проекты - направлены на сбор информации о каком- либо объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Творческие проекты - предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов.
Практико-ориентированные (прикладные) - отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, требуют тщательно продуманного сценария всей деятельности.
Игровые проекты - участники таких проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Исследовательские проекты подчинены логике научного исследования, требуют продуманной структуры, целей, актуальности предмета исследования для всех участников, применения исследовательских методов.
2) По предметно-содержательной области:
== предметные,
== межпредметные.
3) По продолжительности:
от кратковременных (планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке) до длительных - продолжительностью от месяца и более.
Важную роль в организации проектной деятельности учащихся играет умение учителя определить тип проекта и его приоритетное направление, соответственно этому разработать цели, содержание и методику реализации проекта.
Очень важно, что при работе над проектом ученики не только овладевают такими географическими знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.
И в итоге хотелось бы отметить: ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД не отрицает, а дополняет остальные методы обучения. В силу своей особой специфики, проживая в собственном творчестве специально организованные образовательные ситуации, ученик развивает свой внутренний мир, свои интеллектуальные способности, обеспечивая свой личностный и общекультурный рост, что даёт ему возможность, адаптироваться в быстро изменяющемся мире.
При работе над проектами используются такие программы как: Microsoft Word, Microsoft Power Point, SMART Notebook, FastSton Capture, Windows Movie Maker, XMint и др. Вся проектная деятельность оформляется в виде презентаций, макетов, коллажей, плакатов и карт. Данные работы содержат иллюстрации, видеофрагменты, яркое и красочное оформление, которое заинтересовывает учащихся в познании нового материала. Часть наших проектов представлена на районных и областных конкурсах, где получили высокую оценку.
В заключение хотелось бы отметить, что работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.
НАШИ ПРОЕКТЫ:
Учебные проекты по географии
Готовятся и защищаются в рамках предмета, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Основную работу учащийся выполняет самостоятельно.
Цикл учебных проектов - "Как люди открывали мир" для 5 класса; «Жизнь и деятельность человека в разных природных условиях» - 8 кл. 10- классники создают страноведческие проекты. 7-классники - «Самое, самое …на материке…».
Творческие проекты
«География зтикета» - 10 кл. «Все о чае» - 8 кл. «Сказочная карта Европы» - 7 кл. GPS-тур по Новой Усмани – члены Музея природы. Мир бабочек.
Исследовательские проекты. Результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся. Особенно это касается тем экологической, социальной направленности.
Коллективные:
«История страны в названиях улиц села Новая Усмань»
«Покормите птиц зимой!»
«О братьях наших меньших…»
Индивидуальные:
«Польза и вред солярия» - Трубчанинова А.
«Географические особенности в государственной символике стран мира» -Киреев Г.
Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты, с помощью которых проводится обработка информации (инструментарий технологии), то можно выделить следующие этапы ее развития: 1-й этап (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме. 2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, оснащенная более совершенными средствами доставки почты, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами. 3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны. Основная цель информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания. 4-й этап (с начала 70-х гг.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы, оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. 5-й этап (с середины 80-х гг.) - «компьютерная» («новая») технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и искусственного интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. 6-й этап – «сетевая технология» (иногда ее считают частью компьютерных технологий) только устанавливается. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети. Ей предсказывают в ближайшем будущем бурный рост, обусловленный популярностью ее основателя - глобальной компьютерной сети Internet. В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом, информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».