Календарно-тематическое планирование по химии по УМК О.С. Габриелян (10 класс), базовый уровень с использованием ИКТ
Календарно-тематическое планирование по химии для 10 класса
с использованием ИКТ
Программа. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/Автор О.С.
Габриелян.
Учебники: Габриелян О.С., Химия (базовый уровень). 10 кл. – М.: Дрофа, 2008-2009.
Пояснительная записка
Программа базового курса химии 10 – 11 классов отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Курс рассчитан на 1-2 ч в неделю. Поэтому перед автором стояла непростая задача: сохранить целостность и системность учебного предмета за столь небольшое, жестко лимитированное учебное время, отпущенное на изучение химии. Следовало также учесть то, что, вероятно, часть выпускников средней школы (пусть даже небольшая) все-таки решит изменить направление дальнейшего образования в вузе и им потребуется знание химии.
Была проделана длительная и скрупулезная работа по отбору содержания учебного предмета базового уровня. Автор смеет надеяться, что программа:
позволяет сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет в советской и российской школе;
представляет курс, освобожденный от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
включает материал, связанный с повседневной жизнью человека, также с будущей профессиональной деятельностью выпускника средней школы, которая не имеет ярко выраженной связи с химией;
полностью соответствует стандарту химического образования средней школы базового уровня.
Методологической основой построения учебного содержания курса химии базового уровня для средней школы явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.
Первая идея курса - это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «Химия». Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11 классе, - общая химия. Такое структурирование обусловлено тем, что курс основной школы заканчивается небольшим (10-12ч) знакомством с органическими соединениями, поэтому необходимо заставить «работать» небольшие сведения по органической химии 9 класса на курс органической химии в 10 классе. Если же изучать органическую химию через год, в 11 классе, это будет невозможно – у старшеклассников не останется по органической химии основной школы даже воспоминаний.
Кроме того, изучение в 11 классе основ общей химии позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии как о целостной науке, показать единство её понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Наконец, подавляющее большинство тестовых заданий ЕГЭ (более 90%) связаны с общей и неорганической химией, а потому в 11, выпускном классе логичнее изучать именно эти разделы химии, чтобы максимально помочь выпускнику преодолеть это се6рьезное испытание.
Вторая идея курса – это межпредметная естественнонаучная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания физики, биологи, географии, экологии в единое понимание естественного мира, т.е. сформировать целостную естественнонаучную картину мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знания основ химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут неосознанно стать опасными для этого мира, так как химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.
Третья идея курса – это интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии в нехимической сфере человеческой деятельности, т.е. полностью соответствует гуманизации и гуманитаризации обучения. Курс рассчитан на два года обучения по 1ч в неделю или на один год обучения по 2 ч в неделю. В этом случае у учащихся появляется возможность не проходить, а изучать, не знакомиться, а выучивать это содержание. Примерное распределение часов, предусматривающее последний вариант изучения химии в 10 – 11 классе, указано в знаменателе времени, регламентирующего изучение учебной темы.
Курс четко делится на две части: органическую химию (34/68 ч) и общую химию (34/68 ч).
Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании – зависимости свойств веществ от их химического строения, т.е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при том количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки – с их получения. Химические свойства веществ рассматриваются сугубо прагматически – на предмет их практического применения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т.е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах), адаптированные под курс, рассчитанный на 1-2 ч в неделю. Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе. Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Данная программа реализована в учебниках: Габриелян О.С. Химия, 10 кл. Базовый уровень. – М,: Дрофа, 2009 г.
В календарно-тематическое планирование внесены корректировки. На тему «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники» по программе курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/авт. Габриелян О.С. отводится 10 час, в КТП – 9 час, в связи с выводом 1 часа на тему «Азотосодержащие соединения и их нахождение в природе» для проведения контрольной работы по данным темам, материал раздела изучается в полном объеме без сокращений и изменений.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено направлено на достижение следующих целей:
деятельности и ключевых компетенций:
познавательная деятельность:
освоение знаний о химической естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
информационно- коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, сотрудничество с другими учащимися в процессе совместного выполнения лабораторных опытов и практических работ;
поиск информации с использованием различных источников (учебные тексты, справочные и научно-популярные издания, Интернет-ресурсы и другие компьютерные базы данных);
обработка информации и представление ее в разных формах (вербально, с помощью таблиц и структурных схем).
рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
организация своего учебного труда.
10 КЛАСС (ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ)
(1ч в неделю, всего 34 ч)
№ темы
Название темы
Количество часов по программе
Количество часов
Введение
1
1
1
Теория строения органических соединений.
2
2
2
Углеводороды и их природные источники.
8
8
3
Кислородосодержащие соединения и их нахождение в живой природе.
10
9
4
Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе.
6
7
5
Биологически активные органические соединения.
4
4
6
Искусственные и синтетические органические соединения.
3
3
Итого
34
34
Лабораторные опыты
15
15
Практические работы
2
2
Контрольные работы
2
2
№ урока
Даты изучения
Наименование и содержание темы
Указания и задания ученику
Дополнительные материалы,
CD диск «Виртуальная химическая лаборатория», ИНТЕРНЕТ
Введение – 1 час.
1.
1. Предмет органической химии. (Сравнение органических соединений с неорганическими, природные, искусственные и синтетические органические соединения).
п.1, № 1-6
Коллекция. Органическая химия.
Основные положения органической химии.
Раздел «Предмет органической химии. Особенности органических веществ»
органическая химия как наука;
история органической химии;
гомология;
изомерия;
физические свойства органических веществ
Тема 1. Теория строения органических соединений – 2 час.
2.
1. Основные положения теории химического строения органических соединений. (Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах).
п.2 (с.13-21), № 1-5
Коллекция. Органическая химия.
Основные положения органической химии.
Раздел «Теория строения органических веществ А.М. Бутлерова. Изомерия и номенклатура»
теория Бутлерова;
теория Бутлерова, I тезис;
теория Бутлерова, II тезис;
развитие теории А.М. Бутлерова;
изомерия органических веществ;
типы номенклатур органических веществ;
тривиальная и рациональная номенклатура;
системная номенклатура
3.
2. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации
Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Лабораторный опыт № 2.
Изготовление моделей молекул углеводородов.
п.2, № 8-10
Коллекция. Органическая химия.
Предельные углеводороды. Алканы
Раздел «Строение и реакционная способность алканов»:
шаростержневые модели алканов;
модели Стюарта - Бриглеба
Тема 2. Углеводороды и их природные источники – 8 час.
4.
1. Природный газ. (Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.).
Лабораторный опыт № 1.
Определение элементного состава органических соединений.
п.3 (с.23-25), № 1-5
Коллекция. Органическая химия.
Высокомолекулярные соединения. Полимеры. Природные источники углеводородов.
Раздел «Природные источники углеводородов»:
общая характеристика природных источников углеводородов;
природный и попутные нефтяные газы. Применение;
природный и попутные нефтяные газы;
нефть. Способы добычи;
нефть;
нефтепродукты;
каменный уголь.
5.
2. Алканы. (Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств).
п.3, № 7,8,12
Коллекция. Органическая химия.
Предельные углеводороды. Алканы.
Раздел «Предельные углеводороды»:
гомологический ряд алканов;
номенклатура и изомерия алканов;
Раздел «Физические свойства алканов»:
агрегатное состояние алканов;
физические свойства алканов
Раздел «Строение и реакционная способность
алканов»:
типы реакций алканов;
общая характеристика реакционной способности алканов
Раздел «Химические свойства алканов»:
нитрование алканов;
крекинг алканов, термический и каталитический;
крекинг алканов;
хлорирование алканов;
реакции замещения атомов водорода в алканах;
окисление алканов
Раздел «Получение и применение алканов»:
применение алканов;
лабораторные способы получения алканов
Раздел «Синтезы на основе метана»:
синтезы на основе метана
Лабораторные работы.
Свойства органических веществ.
Предельные углеводороды:
получение метана и его свойства;
отношение алканов к концентрированной серной кислоте;
бромирование алканов
Образовательный центр «Парамита» - paramitacenter.ru.
Раздел «Оорганическая химия»
6.
3. Алкены. (Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе его свойств).
п.4, № 4,7,8,9
Коллекция. Органическая химия.
Этиленовые и ацетиленовые углеводороды.
Раздел «Этиленовые углеводороды. Алкены»:
гомологический ряд и номенклатура алкенов;
геометрическая изомерия алкенов;
изомерия алкенов
Раздел «Физические свойства алкенов»:
физические свойства алкенов
Раздел «Строение молекулы этилена»:
реакционная способность алкенов;
окисление и полимеризация алкенов;
общая характеристика реакционной способности алкенов
Раздел «Химические свойства алкенов»:
реакции присоединения алкенов;
окисление алкенов
Раздел «Основные способы получения и применения
алкенов»:
получение и применение алкенов
Высокомолекулярные соединения. Полимеры. Природные источники углеводородов.
Раздел «Основные понятия химии полимеров»:
полимеры
Раздел «Полиэтилен, полипропилен»:
свойства и применение полиэтилена;
Лабораторные работы.
Свойства органических веществ.
Непредельные углеводороды:
получение этилена и его свойства
Образовательный центр «Парамита» - paramitacenter.ru.
Раздел «Оорганическая химия»
7.
4. Алкадиены и каучуки. (Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризации в каучуки. Резина).
п.5, № 3-5
Коллекция. Органическая химия.
Высокомолекулярные соединения. Полимеры. Природные источники углеводородов.
Раздел «Природный и синтетический каучуки.
Способы получения синтетических каучуков»:
каучук в природе;
строение натурального каучука;
физические свойства каучука;
синтетические каучуки, применение
8.
5. Алкины. (Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение).
Лабораторный опыт № 4.
Получение и свойства ацетилена.
п.6, № 3-7,11
Коллекция. Органическая химия.
Этиленовые и ацетиленовые углеводороды.
Раздел «Физические свойства алкинов»:
физические свойства алкинов
Раздел «Строение молекулы ацетилена. Реакционная
способность алкинов»:
строение молекулы ацетилена;
кислотные свойства алкинов;
общая характеристика реакционной способности алкинов
Раздел «Химические свойства алкинов»:
гидрирование алкинов;
гидратация алкинов;
окисление алкинов
Раздел «Получение и применение алкинов»:
получение ацетилена;
применение алкинов
Лабораторные работы.
Свойства органических веществ.
Непредельные углеводороды:
получение ацетилена и его свойства
9.
6. Арены. Бензол. (Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств)
п.7, № 1, 3-5
Коллекция. Органическая химия.
Ароматические углеводороды. Арены.
Раздел «Физические свойства аренов»:
физические свойства аренов
Раздел «Строение молекулы бензола. Общая
характеристика реакционной способности аренов»:
строение бензола;
общая характеристика реакционной способности аренов;
реакции аренов
Раздел «Химические свойства аренов»:
реакции электрофильного замещения в аренах;
нитрование аренов
Лабораторные работы.
Свойства органических веществ.
Ароматические углеводороды:
бромирование бензола;
получение нитробензола
Образовательный центр «Парамита» - paramitacenter.ru.
Раздел «Оорганическая химия»
10.
7. Нефть. (Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе).
Лабораторный опыт № 3.
Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.
Лабораторный опыт № 5.
Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
п.8, № 2,3,6,7,8
Коллекция. Органическая химия.
Высокомолекулярные соединения. Полимеры. Природные источники углеводородов.
Раздел «Природные источники углеводородов»:
общая характеристика природных источников углеводородов:
природный и попутные нефтяные газы. Применение;
природный и попутные нефтяные газы;
нефть. Способы добычи;
нефть;
нефтепродукты;
каменный уголь
11.
8. Контрольная работа № 1 по теме «Углеводороды и их природные источники»
Тема № 3. Кислородосодержащие соединения и их нахождение в живой природе – 9 час.
12.
1. Химический состав живых организмов. Спирты. (Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.)
Лабораторный опыт № 6.
Свойства этилового спирта.
п.9, № 2-4, 13,14
Коллекция. Органическая химия.
Спирты и фенолы.
Раздел «Классификация спиртов»:
спирты. Определение, классификация
Раздел «Физические свойства алканолов»:
физические свойства алканолов;
водородные связи
Раздел «Строение молекулы этанола»:
общая характеристика реакционной способности алканолов;
строение молекулы этанола.
Раздел «Химические свойства спиртов»:
общая характеристика химических свойств спиртов;
реакция этерификации;
дегидратация алканолов;
окисление первичных алканолов
Лабораторные работы.
Свойства органических веществ.
Спирты и фенолы:
взаимодействие спирта с натрием;
окисление спиртов;
получение сложных эфиров
Образовательный центр «Парамита» - paramitacenter.ru.
Раздел «Оорганическая химия»
13.
2. Каменный уголь. Фенол. (Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств).
п.10, № 5, 6
Коллекция. Органическая химия.
Спирты и фенолы.
Раздел «Ароматические спирты. Фенолы»:
реакционная способность фенола
Лабораторные работы. Свойства органических
веществ.
Спирты и фенолы:
качественная реакция на фенолы;
бромирование фенола
Образовательный центр «Парамита» - paramitacenter.ru.
Раздел «Оорганическая химия»
14.
14.12.
АБ
3. Альдегиды. (Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства спиртов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств).
Лабораторный опыт № 8.
Свойства формальдегида.
п.11, № 7, 8
Коллекция. Органическая химия.
Карбонильные соединения. Альдегиды и кетоны.
Раздел «Классификация карбонильных соединений»:
альдегиды;
Раздел «Физические свойства альдегидов»:
физические свойства альдегидов
Раздел «Химические свойства альдегидов»:
реакции присоединения альдегидов;
реакция «серебряного зеркала»;
окисление альдегидов гидроксидом меди (II);
окисление альдегидов
Раздел «Формальдегид»:
полиформальдегид
Раздел «Понятие о реакции поликонденсации.
Фенолформальдегидные смолы»:
применение фенолформальдегидных смол
Раздел «Кетоны»:
гомологический ряд алканонов
Лабораторные работы.
Свойства органических веществ.
Альдегиды и кетоны:
получение альдегидов;
реакция «серебряного зеркала»;
реакция с гидроксидом меди (II)
Образовательный центр «Парамита» - paramitacenter.ru.
Раздел «Оорганическая химия»
15.
4. Карбоновые кислоты. (Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой).
Лабораторный опыт № 9.
Свойства уксусной кислоты.
п.12, № 3-8, 10
Коллекция. Органическая химия.
Карбоновые кислоты.
Раздел «Классификация карбоновых кислот»:
определение карбоновых кислот;
основность карбоновых кислот
Раздел «Физические свойства кислот»:
температуры кипения карбоновых кислот;
физические свойства карбоновых кислот
Раздел «Общая характеристика реакционной
способности карбоновых кислот»:
строение молекулы уксусной кислоты
Раздел «Химические свойства алкановых кислот»:
диссоциация алкановых кислот;
взаимодействие карбоновых кислот с металлами;
взаимодействие карбоновых кислот с оксидами и гидроксидами металлов;
взаимодействие карбоновых кислот с солями;
образование функциональных производных карбоновых кислот
Раздел «Муравьиная и уксусная кислоты»:
применение;
уксусная кислота;
применение уксусной кислоты
Раздел «Жиры. Высшие жирные кислоты»:
применение высших карбоновых кислот;
применение высших карбоновых кислот в пищевой промышленности
Лабораторные работы. Свойства органических
веществ.
Карбоновые кислоты и их производные:
реакция «серебряного зеркала» муравьиной кислоты;
реакция этерификации;
выделение высших карбоновых кислот из мыла;
свойства олеиновой кислоты (взаимодействие с бромной водой и перманганатом калия)
Образовательный центр «Парамита» - paramitacenter.ru.
Раздел «Оорганическая химия»
16-17
5.- 6.Сложные эфиры и жиры. (Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств).
Демонстрации
Коллекция эфирных масел.
Лабораторный опыт № 10.
Свойства жиров.
Лабораторный опыт № 11.
Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.
п.13, № 2,5,11, 12
Коллекция. Органическая химия.
Карбоновые кислоты.
Раздел «Классификация карбоновых кислот»:
определение карбоновых кислот;
основность карбоновых кислот
Раздел «Физические свойства кислот»:
температуры кипения карбоновых кислот;
физические свойства карбоновых кислот
Раздел «Общая характеристика реакционной
способности карбоновых кислот»:
строение молекулы уксусной кислоты
Раздел «Химические свойства алкановых кислот»:
диссоциация алкановых кислот;
взаимодействие карбоновых кислот с металлами;
взаимодействие карбоновых кислот с оксидами и гидроксидами металлов;
взаимодействие карбоновых кислот с солями;
образование функциональных производных карбоновых кислот
Раздел «Муравьиная и уксусная кислоты»:
применение;
уксусная кислота;
применение уксусной кислоты
Раздел «Жиры. Высшие жирные кислоты»:
применение высших карбоновых кислот;
применение высших карбоновых кислот в пищевой промышленности
Лабораторные работы. Свойства органических
веществ.
Карбоновые кислоты и их производные:
реакция «серебряного зеркала» муравьиной кислоты;
реакция этерификации;
выделение высших карбоновых кислот из мыла;
свойства олеиновой кислоты (взаимодействие с бромной водой и перманганатом калия)
Образовательный центр «Парамита» - paramitacenter.ru.
Раздел «Оорганическая химия»
18.
7. Углеводы. (Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.)
п.14 (с.100-103), № 1-4,
Коллекция. Органическая химия.
Углеводы.
Раздел « Классификация углеводов. Роль углеводов в
природе»:
классификация углеводов;
моносахариды;
олигосахариды;
полисахариды;
углеводы в природе
Образовательный центр «Парамита» - paramitacenter.ru.
Раздел «Оорганическая химия»
19.
8. Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. (Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств).
Лабораторный опыт № 12.
Свойства глюкозы.
п.14, № 8-11
Коллекция. Органическая химия.
Углеводы.
Раздел «Глюкоза. Строение молекулы глюкозы»:
строение молекулы глюкозы
Раздел «Химические свойства глюкозы»:
ацилирование глюкозы;
брожение глюкозы
20.
9. Дисахариды и полисахариды (Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза = полисахарид.)
Лабораторный опыт № 13
Свойства крахмала.
п.14, № 8-11
Коллекция. Органическая химия.
Углеводы.
Раздел « Классификация углеводов. Роль углеводов в
природе»:
классификация углеводов;
моносахариды;
олигосахариды;
полисахариды;
углеводы в природе
Раздел «Дисахариды: мальтоза и сахароза»:
строение молекулы сахарозы
Раздел «Крахмал. Нахождение в природе. Состав,
строение, химические свойства»:
свойства крахмала;
гидролиз крахмала;
качественная реакция на крахмал
Целлюлоза:
состав и строение целлюлозы
Раздел «Применение целлюлозы и ее производных.
Искусственные волокна»:
применение целлюлозы
Лабораторные работы.
Свойства органических веществ.
Углеводы:
гидролиз сахарозы;
йодокрахмальная реакция;
кислотный гидролиз крахмала
Тема 4. Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе – 7 час.
21.
1. Амины. (Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств).
п.16, № 5 -8
Коллекция. Органическая химия.
Азотосодержащие органические
Соединения.
Раздел «Амины»:
классификация аминов по числу углеводородных радикалов;
классификация аминов по числу атомов азота;
Раздел «Анилин, получение, свойства, применение»:
реакционная способность анилина;
взаимодействие аминогруппы с ароматической системой;
свойства азокрасителей;
препаративное использование солей фенилдиазония;
нитрование анилина;
окисление анилина
Лабораторные работы.
Свойства органических веществ.
Амины, аминокислоты, белки:
сравнение основных свойств первичных, вторичных и третичных аминов
Образовательный центр «Парамита» - paramitacenter.ru.
Раздел «Оорганическая химия»
22.
2. Аминокислоты. (Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств).
п.17 (с.122-128), № 2-5
Коллекция. Органическая химия.
Азотосодержащие органические
Соединения.
Раздел «Аминокислоты. Классификация, номенклатура и изомерия кислот»:
классификация аминокислот по взаиморасположению функциональных групп;
классификация аминокислот по числу амино- и карбоксильных групп;
L-аминокислоты
Раздел «Физические свойства L-аминокислот»:
реакции по карбоксильной группе;
дегидратация аминокислот
Образовательный центр «Парамита» - paramitacenter.ru.
Раздел «Оорганическая химия»
23.
3. Белки. (Получение белков реакцией поликонденсации аминонокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами органических соединений).
п.17, № 9-11
Коллекция. Органическая химия.
Азотосодержащие органические соединения
Раздел «Состав и строение белков»:
функции белков;
классификация белков;
состав белков;
строение белков;
структура инсулина;
степени организации белковых молекул;
первичная структура белка;
вторичная структура белка;
строение пептидной группы;
L-спираль;
B-складчатый слой;
третичная структура белка;
четвертичная структура белка
Раздел «Химические свойства белков»:
денатурация белков;
гидролиз белков;
применение реакций гидролиза белков;
цветные реакции на белки;
биуретовая реакция на белки
Синтез и биосинтез белков:
схема биосинтеза белков;
биосинтез белков
Образовательный центр «Парамита» - paramitacenter.ru.
Раздел «Оорганическая химия»
24.
4. Лабораторный опыт № 14.
Свойства белков.
п.7 № 6-8
Лабораторные работы.
Свойства органических веществ.
Амины, аминокислоты, белки:
денатурация белков;
биуретовая реакция;
ксантопротеиновая реакция
25.
5. Нуклеиновые кислоты. (Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии).
п.18, № 6-10
Коллекция. Органическая химия.
Азотосодержащие органические
соединения.
Раздел «Нуклеиновые кислоты»:
состав нуклеиновых кислот;
ступенчатый гидролиз нуклеиновых кислот;
водородные связи в молекуле ДНК;
вторичная структура ДНК;
биологическая роль ДНК;
биологическая роль РНК
26.
6.Контрольная работа № 2 по теме «Кислородосодержащие и азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе»
27.
7. Практическая работа № 1
Идентификация органических соединений.
Тема 5. Биологически активные органические соединения – 4 час.
28.
1. Ферменты. (Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве).
Демонстрации
Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля.
Коллекция СМС, содержащих энзимы.
Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой.
п.19, № 6 - 8
29.
2. Витамины. (Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гипо- и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов).
Демонстрации
Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов.
Коллекция витаминных препаратов.
п.20 (с.148-152), № 3 - 5
30.
3. Гормоны. (Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета).
п.20 (с. 153-154), № 6 - 8
31.
4. Лекарства. (Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика).
Демонстрации
Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой.
Испытание аптечного препарата инсулина на белок.
Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
п.20 (с. 155-160), № 9 - 11
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения – 3 час.
32.
1. Искусственные полимеры. (Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение).
Демонстрации
Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.
п.21, № 2 - 7
Коллекция. Органическая химия.
Высокомолекулярные соединения. Полимеры. Природные источники углеводородов.
Раздел «Основные понятия химии полимеров»:
молекулярная масса полимеров;
полимеры;
классификация полимеров;
классификация полимеров по отношению к нагреванию;
классификация полимеров по происхождению;
классификация полимеров по строению;
Коллекция. Органическая химия.
Углеводы.
Раздел «Применение целлюлозы и ее производных.
Искусственные волокна»:
искусственные волокна;
производство ацетатного волокна
Образовательный центр «Парамита» - paramitacenter.ru.
Раздел «Оорганическая химия»
33.
2. Синтетические полимеры. (Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон).
Лабораторный опыт № 15.
Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков.
п.22, № 5 - 8
Коллекция. Органическая химия.
Высокомолекулярные соединения. Полимеры. Природные источники углеводородов.
Раздел «Основные понятия химии полимеров»:
реакции поликонденсации;
реакции полимеризации
Раздел «Химические свойства полимеров»:
полиэтилен высокого давления;
полиэтилен низкого давления;
полиэтилен среднего давления;
свойства и применение полиэтилена;
полипропилен;
применение полипропилена;
получение полиэтилена и полипропилена высокого давления;
получение полиэтилена и полипропилена низкого давления
Образовательный центр «Парамита» - paramitacenter.ru.
Раздел «Оорганическая химия»
34.
3. Практическая работа № 2
Распознавание пластмасс и волокон.
15