Развитие хореографических данных средствами корригирующей гимнастики


Методическая разработка
«Развитие хореографических данных средствами корригирующей гимнастики»
Зайчиков А.А.
Выработка специальных навыков хореографии ведется долго, кропотливо. Препятствием служат недостатки физического развития учащегося. Это в основном чрезмерная сопротивляемость связок, особое развитие некоторых мышц. Ускорения процесса преодоления препятствий и овладение основами хореографии можно достичь применением вспомогательных корригирующих упражнений.
Уже давно педагоги-хореографы ищут приемы, облегчающие их воспитанникам освоение основ хореографического искусства.
Так в практику преподавания уроков хореографии стали вводить «разминку» в виде гимнастических упражнений. В московском хореографическом училище педагоги С. Головкина, Е. Сергиевская, Л. Рафаилова, Е, Ланчинская применяли упражнения на улучшение выворотности ног, гибкости, легкости прыжка. Подобными же методами пользуются и в специализированных хореографических классах школ искусств, лицеях, колледжах. Поэтому большое значение в учебном процессе приобретает введение предмета - корригирующая гимнастика.
Цель предмета – преобразовать личность ребенка, его внутренний духовный мир и внешний облик.
Задачи предмета: физическое, психологическое, профессиональное и духовное развитие ребенка.
Главная задача педагога – создать условия для вовлечения ученика в процесс активного труда и развития у него разносторонних качеств, в том числе и профессиональных данных.
Все перечисленные задачи связаны между собой. Результаты их освоения взаимообусловлены. Имеют взаимозависимый характер. Формирование осанки, корректировка отдельных недостатков в физическом строении тела и другие задачи находятся в прямой зависимости от развития мышечно – связочного аппарата.
Занятия корригирующей гимнастикой лучше начинать в первые голы обучения, которые совпадают по времени с развитием всего организма ребенка. У детей формируется скелет, мышечная система, развиваются внутренние органы. Это обстоятельно накладывает на педагога особую ответственность при определении объема учебной нагрузки учащихся на каждом уроке. Основная часть урока исполняется на полу (лежа и сидя). В дальнейшем можно чередовать исходное положение с другими упражнениями: лежа на полу, сидя на полу, стоя у станка, стоя на середине зала.
Особое внимание необходимо уделить осознанному исполнению учащимися движений. Они должны знать, и понимать, что делают, зачем делать так, а не иначе. Сознательное исполнение ускорит выработку мышечных ощущений (напряжение, расслабление), а также закрепление теоретического понимания и практического умения, что положительным образом скажется на качестве исполнения изучаемого материала. Мышцы и суставы подготавливаются к классическому и народному экзерсису у станка требующим высокого напряжения. В процессе обучения детей основам танца партерная гимнастика с первых дней оказывается в числе важнейших и ее задача - создание твердой физической базы, то есть силовая подготовка телесного аппарата учащихся.
Для обучения учащихся сознательному управлению своими мышцами может применяться комплекс упражнений, в который могут войти упражнения, например, на напряжение и расслабление мышц, по исправлению недостатков осанки, для развития величины шага:
Упражнения на напряжение и расслабление мышц
Упражнение 1. Исходное положение: расслабленное положение, лежа на спине. Исполнение: на четыре счета надо вытянуть ноги и пальцы ног; напрячь все мышцы тела, затем на четыре счета полностью расслабиться.
Упражнение 2. Исходное положение: такое же, как в упражнение 1. Исполнение на счет раз – два, медленно вытягивая пальцы ног (невыворотно), напрячь мышцы ног. При свободно лежащем корпусе, голове и руках напрячь мышцы ног. На счет три – четыре поднять как можно выше носки вверх (сократить подъем, чуть отделить пятки от пола). При этом все внимание сконцентрировать на мышечном чувстве другой группы мышц, особенно подколенных и голеностопных.
Это упражнение, кроме того, способствует растягиванию ахилловых сухожилий, подколенных мышц и связок, укрепляет все группы мышц ног, приучает к ощущению вытянутости ноги, в том числе пальцев ног и всей стопы.
Упражнения по исправлению недостатков осанки
Упражнений на гибкость корпуса назад много, но необходимо помнить, что во всех упражнениях должна быть правильная дозировка.
Упражнение 1. Исходное положение: лечь на пол, на живот, ноги выпрямлены, стопы вытянуты. Руки, согнутые в локтевых суставах, расположены впереди груди ладонями вниз. Исполнение: на счет раз – два, отжимаясь руками от пола, приподнять корпус, стараясь сильно прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника. На счет три – четыре зафиксировать это положение. Голову слегка запрокинуть назад. На счет раз – два – три – четыре вернуться в исходное положение. Выполнять лежа на животе, стоя на коленях, а также стоя на двух ногах.
Упражнение 2. Исходное положение: лечь на живот, ноги в первой позиции, руки на затылке. Исполнение: на счет раз – два – три – четыре медленно поднять грудь, сильно прогнуться под лопатками, сократив мышцы спины. На счет раз – два – три – четыре вернуться в исходное положение.
Упражнение исполняется с помощником, который удерживает стопы в первой позиции.
Упражнение 3. Исходное положение: лечь на пол, вытянуть ноги вперед, корпус прямой, руки опущены вниз. Исполнение: на счет раз – два быстро наклонить корпус вниз, взявшись руками за стопы, прижаться грудью к ногам, выпрямив позвоночник. На счет три – четыре зафиксировать такое положение. Медленно поднять корпус, прийти в исходное положение.
Упражнение 4. Исходное положение: сесть на пол, вытянутые ноги раскрыть циркулем в стороны. Исполнение: то же, что и в предыдущем упражнении. На счет раз – два наклонить корпус вниз, стараясь животом и грудью достать пол, руки вытянуть вперед. На счет три – четыре зафиксировать такое положение. Это упражнение способствует также выработке амплитуды балетного шага.
Упражнения для развития величины танцевального шага
Упражнение 5. Исходное положение: сесть на пол, вытянутые ноги раскрыть циркулем в стороны. Исполнение: на раз – два наклонить корпус вниз, стараясь животом и грудью достать пол, руки вытянуты вперед. На три- четыре зафиксировать такое положение.
Упражнение 6. Исходное положение: лежа на спине. Исполнение: согнуть левую ногу в колене, бедро прижать руками к груди. При этом нужно следить, чтобы другое бедро удерживалось на полу, выпрямляя ногу в колене. Следить за тем, чтобы таз не смещался, и правая нога оставалась вытянутой. То же самое проделать с другой ноги.