Технологическая карта по математике на тему Повторение изученного материала. Игра в банк
Технологическая карта урока по математике в 3 классе
Учитель: Чёрная Н.С.
Тема Вычислительные навыки. Повторение и закрепление изученного материала по теме «Умножение. Измерение и сравнение площадей фигур».
Цель Совершенствовать навыки табличного умножения. Совершенствовать умение измерять и сравнивать площади фигур.
Задачи Совершенствовать вычислительные умения и навыки.
Закрепить знание изученных таблиц умножения.
Совершенствовать умение решать арифметические задачи на умножение.
Закрепить умение использовать схемы для решения арифметических задач, составлять план решения задачи.
Совершенствовать умение измерять и сравнивать площади фигур.
Совершенствовать умение устанавливать соответствие площади фигуры и числового выражения.
Тип урока Урок актуализации знаний и умений
Планируемые результаты Предметные:
Уметь заменять произведение выражения и числа на произведение двух чисел
Уметь применять на практике знание табличного умножения чисел 9-4
Уметь заменять сложение произведением
Уметь подбирать схему к задаче, составлять план её решения
Уметь решать задачи на два действия
Знать понятие «в … раз больше»
Уметь подбирать выражение к геометрической фигуре, площадь которой размечена мерками
Уметь сравнивать площади фигур
Личностные УУД:
формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;
формирование положительного отношения и интереса к изучению математики;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний;
извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица, схема, иллюстрация, эксперимент);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
Основные понятия Площадь, мерка, «в … раз больше», « увеличить в …»
Межпредметные связи Банковское дело
Ресурсы Н. Б. Истомина «Математика» 3 класс, карточки с заданиями, оценочный лист, видеозапись «Банк глазами детей» , компьютер, проектор.
Используемые технологии Технология деловой игры, деятельностный подход
Ход урока
Дидактическая структура урока (этапы урока)
Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный момент Ставит задачу – проверить готовность рабочего места.
У вас на парте, кроме учебника и других материалов, лежит оценочный лист.
Создаёт эмоциональный настрой:
У вас на парте у каждого лежит мишень настроения. Я хочу, чтобы своё настроение вы отобразили на мишени выстрелом. Чем ближе к центру, тем лучше ваше настроение. Проверяют наличие учебника, рабочих карточек, письменных принадлежностей Регулятивные:
контроль за состоянием рабочего места
Личностные:
мотивация на учебную деятельность, положительное отношение к процессу познания
Актуализация опорных знаний.
Определение темы
и задач урока.
Подводит к определению темы урока:
- Ребята, когда мы подходим к концу изучения раздела в учебнике, по какой теме мы обычно проводим урок? (Повторение и закрепление изученного материала).
Подводит к формулировке задач урока:
- Посмотрите в учебнике и найдите в содержании раздел, который мы закончили изучать. Как звучит тема?
Значит, какие задачи мы ставим перед собой?
Закрепить…
Повторить…
Усовершенствовать умение…
Определяют тему урока.
С помощью учителя формулируют учебные задачи урока. Определение и формулирование темы урока. Познавательные:
самостоятельное выделение познавательной цели
умение ориентироваться в развороте учебника
Регулятивные:
целеполагание,
постановка и принятие учебной задачи
Постановка проблемы. Объявление о начале игры (распределение ролей). Организует подводящий диалог:
На математике мы занимаемся вычислениями.
- Скажите, а в жизни, где встречается мир вычислений?
(в магазине, в банке)
Сегодня у нас необычный урок
Мы с вами поиграем в игру банк. И познакомимся с новой профессией.
-Кто может сказать что такое банк ?
-А кто знает, где можно найти значение любого слова? (В толковом словаре).
Давайте прочитаем на экране определения слова банк, выписанные из словаря Ожегова:
Банк
1.Финансовое предприятие, производящее операции с вкладами, кредитами, и платежами. Государственный б. Сберегательный б. Коммерческий б.
2.Место, центр, где сосредоточены какие-нибудь предметы, объекты, сведенья. Например: банк данных.
- Сколько определений слова (2). Какое определение нам подходит? В какой банк будем играть? (Первое).
- Итак, сегодня мы будем сотрудниками банка. У нас на уроке присутствуют клиенты нашего банка, которым мы будем доказывать свою надёжность, чтобы клиентов в нашем банке становилось больше клиентов, и мы развивались. Я буду начальником нашего банковского отделения, буду направлять вашу работу и давать вам задания.
Предъявляет для просмотра видео:
Я предлагаю вам посмотреть на работу банка изнутри глазами детей. (Просмотр видео «Банк глазами детей»).
Теперь вы знаете, какая работа предстоит на сегодняшнем уроке. На уроке вы должны постараться быть внимательными, доброжелательными служащими банка. Наши клиенты хотят выбрать надёжный банк, для вложения своих накопленных денег.
Хочу отметить, что мы единая команда, поэтому не каждый за себя. Мы работаем все вместе и помогаем друг другу.
Высказывают свои мнения.
Выбирают определение слова «банк».
Просматривают видео «Банк глазами детей».
Уточнение лексического значения слова «банк» в словаре.
Формирование представления о профессиях работников банка.
Личностные:
мотивация на учебную деятельность, положительное отношение к процессу познания
Познавательные:
построение логической цепи рассуждений
поиск и выделение информации
Устный счёт Организует устный счёт:
Каждый сотрудник банка должен уметь быстро считать. Приготовьте числа из конвертов. Я даю вам задание, а вы показываете ответ.
- сколько будет 6 умножить на 5;
- 7 умножить на 4;
- найдите произведение чисел 8 и 3;
- увеличьте число 5 в 8 раз;
- найдите произведение чисел 9 и 2;
- увеличьте число 6 в 8 раз.
- сумму чисел 1 и 4 увеличить в 4 раза
Сегодня наши тетради превратятся в журналы учёта.
Зафиксируйте дату.
Выполняют устный счёт. Закрепление табличных навыков. Планирование деятельности на уроке Помогает ученикам и спланировать деятельность на уроке:
У нас, как и у всех сотрудников банка, есть свой график работы, он и станет нашим планом работы на уроке.
Вход в банковскую систему .Совершение денежных операций.
Оформление документов.
Проверка электронной почты.
Финансовый отчёт.
Но в компьютерной системе произошёл сбой, и пункты потеряли свою последовательность. Чтобы восстановить порядок плана работы, расставьте числа в порядке убывания.
Финансовый отчёт (190)
Оформление документов (629)
Вход в банковскую систему (785)
Совершение денежных операций (630)
Проверка электронной почты (430) Расставляют числа в порядке убывания.
Планируют деятельность.
Оценивают себя.
Совершенствование умения расставлять числа в порядке убывания. Регулятивные:
самоконтроль
планирование деятельности
Вход в банковскую систему (вычисление пароля). Предлагает задание для проверки вычислительных навыков:
Банковская база данных должна быть надежно защищена от мошенников, поэтому у каждого сотрудника есть пароль для входа базу. Чтобы получить пароль, выполните ряд действий и найдите значение выражения.
37-30=…*3=…+69=…- 81=…*5=…+300=
- Если вы правильно справились с заданием, то должны были получить пароль 345. Выполняют ряд письменных вычислений, получают пароль.
Оценивают себя.
Совершенствование вычислительных навыков на различные действия. Познавательные:
синтез (восполнение недостающих компонентов)
Регулятивные:
контроль, оценка
Совершение денежных операций (замена сложения произведением). Предлагает задание:
Клиенты нашего бланка кладут на банковские счета свои деньги.
Вам нужно зафиксировать каждый вклад в виде произведения двух чисел.
5+5+5+5 (5*4)
2+2+2+2+2+ 2 (2*5)
1+1+1+1+1+1 (1*6)
10+10+10 (10*3)
Фронтальная проверка Пользуясь картинкой, заменяют сумму чисел умножением, находят значения произведений.
Оценивают себя.
Повторение предметного смысла умножения. Познавательные:
самостоятельное «чтение» информации, представленной в виде картинок (моделирование)
Регулятивные:
контроль, оценка
Оформление документов (работа над задачей). Организует работу над задачей:
Итак, ребята, мы должны показать, что умеем красиво оформлять документы.
Перед нами задача, которую следует решить. Давайте познакомимся с текстом задачи.
На экране 2 схемы. Выберите схему, которая подходит к нашей задаче.
У вас есть карточки с цифрами 1 и 2 – покажите карточкой, какую схему вы выбрали.
Организует составление плана решения задачи:
Давайте составим план решения задачи
Какой главный вопрос в задаче? Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос. Все ли нужные данные нам известны?
Что будет находить в первом действии?
Теперь сможем ответить на главный вопрос задачи?
Так что будем искать во втором действии?
Организует самостоятельную работу:
Запишите слово ЗАДАЧА.
И пользуясь планом, решите задачу.
- Запишите ответ.
Организует проверку с опорой на эталон:
- Проверьте себя. Если справились с заданием на 100 % - обведите улыбающийся , если были небольшие недочёты – серьёзный смайлик, если задание оказалось сложным- грустный смайлик.
Знакомятся с текстом задачи, анализируют его.
Выбирают схему к задаче, объясняют свой выбор.
Высказывают свои мнения.
Составляют план решения задачи, самостоятельно решают её. Оценивают себя.
Отслеживают соответствие деятельности с планом урока. Повторение понятия «больше в… раз».
Умение отвечать на вопросы по содержанию текса задачи.
Совершенствование умения подбирать схему к задаче, решать задачу на 2 действия.
Личностные:
адекватное реагирование на трудности
Познавательные:
смысловое чтение,
анализ текста задачи
установление причинно-следственных связей
знаково-символические действия (выбор схемы задачи)
Регулятивные:
контроль, оценка
Коммуникативные:
умение выражать свои мысли
Физкультминутка Организует проведение физкультминутки:
Из-за сидячего образа жизни офисные сотрудники часто страдают болезнями позвоночника. Чтобы этого не допустить, проведём производственную гимнастику.
(Повторяют движения за героями презентации).
Повторяют движения за героями физкультминутки
Проверка электронной почты (работа в паре). Предлагает задание на измерение и сравнение площадей фигур:
Следующее задание пришло по электронной почте (откроем его).
Какому выражению соответствует каждая фигура (соедини стрелками)
Площадь, какой фигуры самая большая? Маленькая?
Работают в паре.
Устанавливают соответствие выражения с площадью геометрической фигуры.
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают свои мнения.
Отслеживают соответствие деятельности с планом урока. Закрепление умения подбирать выражение к площади геометрической фигуры, измерять мерками и сравнивать площади фигур.
Познавательные:
анализ объектов, установление соответствия
Регулятивные:
контроль, оценка
Коммуникативные:
взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество
умение слушать и понимать других
Финансовый отчёт Предлагает задание:
Финансовый отчёт за 3 предыдущих месяца.
Нам нужно подсчитать прибыль банка за 3 месяца. Для этого запишите данные выражения в виде произведения двух чисел, найдите значения выражений.
7*(11-6) 4*(18-9) (11-5)*8
И скажите, какую прибыль получил банк за каждый месяц?
(Трое учеников работают у доски)
В каком месяце была самая большая прибыль? Самая маленькая?
Организует фронтальную проверку.
Записывают произведение выражения и числа произведением двух чисел. 3 учеников выполняют задание у доски, остальные проверяют, оценивают себя.
Отвечают на вопросы учителя.
Совершенствование умения записывать произведение выражения и числа произведением двух чисел, находить значение произведения. Личностные:
адекватное реагирование на трудности
Регулятивные:
контроль
коррекция
оценка
Работа с вычислительной техникой (калькулятор)
Организует работу с калькулятором:
С помощью калькулятора вы должны посчитать и узнать, какую общую прибыль получил банк за 3 месяца . Сколько чисел вы должны сложить? Какие числа будете суммировать?
Зафиксируйте общую сумму прибыли в финансовом отчёте. Работают с калькуляторами.
Повторение правил работы на калькуляторе. Познавательные:
решение проблемы творческого характера
Регулятивные:
контроль, оценка
Коммуникативные:
умение слушать и понимать других, осуществление учебного сотрудничества с одноклассниками
Построение отрезков Предъявляет изображение отрезка длиной 4 см:
- Начертите отрезок на 2 см больше данного отрезка и отрезок в 2 раза больше данного отрезка.
Взаимопроверка Определяют длины отрезков, строят отрезки.
Проверяют друг друга. Повторение понятий «на … больше», «в … раз больше».
Совершенствование умения строить отрезки нужной длины. Подведение итогов Организует самооценивание:
Наш рабочий день подходит к концу.
Вы сегодня продуктивно поработали и заслуживаете денежной премии. Но размер денежной премии у каждого может быть разный. Посмотрите на оценочный лист и оцените себя, пользуясь такими критериями оценивания (на экране). Впишите число в пустую клеточку денежной купюры. И тогда вы узнаете размер вашей премии.
Поднимите руки, кто получил премию 900 руб, а 1000 руб?
Акцентирует внимание на конечных результатах:
- Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока. Удалось ли нам справиться с этими задачами?
- Какое задание было для вас самым легким? А самым трудным?
А теперь давайте узнаем, что думают о нашей работе наши клиенты?
От себя хочу добавить, что мне было приятно работать с такими профессионалами, как вы. И я горжусь, что в нашем банке работают такие старательные сотрудники.
Подводят итоги –
оценивают себя.
Выставляют себе отметку.
Вспоминают учебные задачи, формулируют конечный результат работы на уроке.
Личностные:
адекватное реагирование на трудности
понимание сущности усвоенногоРегулятивные:
саморегуляциясамооценивание
Коммуникативные:
умение строить высказывание
умение слушать и понимать других
Рефлексия. Организует личностную рефлексию:
Я надеюсь, вам понравился наш урок и у вас останутся о нём только хорошие впечатления. В начале урока вы делали выстрел в мишень настроения. Я прошу вас сделать еще один выстрел в мишень и оценить своё настроение сейчас. Понравилось ли вам играть в банк? Надеюсь, вы все попадёте в десятку.
Осуществляют личностную рефлексию.
Личностные:
самоопределение
положительное отношение к процессу познания
Регулятивные:
рефлексия