Урок русского языка на тему Повторение изученного о глаголе в 5-6 классах
Урок русского языка в 7 классе по теме
«Повторение изученного о глаголе в 5-6 классах»
Цель урока: мотивировать учащихся к изучению русского языка при помощи игровых форм.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- повторить, обобщить и систематизировать изученный материал о глаголе;
- закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий.
2. Развивающая:
- содействовать развитию мыслительной деятельности учащихся;
- развивать орфографические умения.
3. Воспитательная:
- воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
- воспитывать чувство коллективизма.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного.
Форма урока: дидактическая игра.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация, цветные звезды, цветные карточки, бейджики с именами, словарь Ожегова.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Эмоциональный настрой.
- Прозвенел звонок, мы начинаем урок. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.
III. Постановка темы и задачи урока.
- Сегодня, ребята, мы с вами повторим и обобщим сведения о части речи, изучением которой мы занимались в 5 – 6 классах и которая может так похвастаться:
«Что без меня предметы? Лишь названья,
а я приду - все в действие придет.
Летит ракета, люди строят зданья,
цветы цветут, и хлеб в полях растет..»
- А теперь, ребята сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. Верно, ребята.
Слайд № 1.
Тема нашего урока: «Повторение изученного о глаголе в 5-6 классах». Основная задача нашего урока заключается в том, чтобы повторить и обобщить знания по этой теме.
IV. Актуализация знаний.
- У нас сегодня необычный урок. Это игра, путешествие.
Сейчас мы разделимся на две команды №1 и №2 (как нумерация искусственных спутников Земли) и в справедливой борьбе докажем, кто лучше усвоил тему «Глагол», кто увереннее владеет терминами и понятиями, кто усвоил орфографические правила. Победит команда, быстрее и правильнее справившаяся с заданиями.
- Наша игра называется «Путешествие по музыкальной Галактике».
Фон - музыка. По щелчку.
Ребята, а кто может объяснить лексическое значение слова «Галактика»? (Ответы детей).
- В словаре Ожегова читаем (Словарь)
- Внимание всем астронавтам! Приготовиться к полету по музыкальной Галактике. На борту нашего корабля «Глаголиус» находятся специалисты русского языка из 7 класса. Будьте предельно внимательны! На всех планетах, где приземлится наш «Глаголиус», нас встретят инопланетяне. Им нужно по-русски объяснить непонятные темы.
Включить приборы головного мозга! Настроиться на тему «Глагол»! Внимание! Ключ на старт! Пуск!
Планета Спрягательная.
Слайд № 2.
- Вставить пропущенные буквы (на листочках двух цветов в зависимости от команды, фамилии учащихся подписаны), определить спряжения глаголов, обозначить пропущенную орфограмму. Листочки с готовым заданием отдать на проверку учителям, которые сегодня будет играть роль: инопланетного жюри. Каждому астронавту, правильно выполнившему задание, жюри даст звезду. Сколько человек правильно выполнят задание, столько баллов набирает команда.
Музыка по щелчку.
Надевам скафандр, заходм в кабину, смотрм на приборы, пристегивам ремни, поворачивам ключ зажигания, летм.
Планета Видовая.
Слайд № 3.
Дополнить пары, определить и указать вид глаголов. Вставить пропущенные буквы. Один пишет, остальные помогают и подсказывают. Карточку с готовым заданием отнести жюри на проверку. За полностью правильно выполненное задание команда получает 1 балл.
Музыка по щелчку.
Открывать - ,
- собрать,
вырстать - ,
- кснуться.
Планета Временная.
Слайд № 4.
Распределить глаголы по временам. Выписать из данного текста глаголы на соответствующие разноцветные листочки. Пишут по 3 человека в каждой команде, остальные помогают. Готовые задания – жюри. Оцениваются глаголы каждого времени, поэтому команда может получить за это задание от 1 до 3 баллов.
Земля, на которой живут многие нации и народности, имеет форму шара. До этого открытия считали, что она плоская. Сейчас человек узнает много нового не только о своей планете, но и других космических телах. В будущем люди научатся летать к далеким планетам и откроют неизведанные тайны.
Планета Теоретическая.
Слайд № 5.
Музыка по щелчку.
Игра « третий лишний»
Найти лишний глагол в строке. Объяснить свой выбор. Ответы принимаются в устной форме. Думаем, поднимаем руки. За каждый верный ответ – балл.
1.Обломал, сорвал, искрошил.
2.Запастись, потрошить, улыбнуться.
3.Вспомнил, вывернул, проглотит.
4. Ползу, присыпаю, налетело.
5. Зашарахались, испугался, спрятался.
лишний глагол в строке:
1.Обломал, сорвал, искрошил (II спр.)
2.Запастись, потрошить (невозв.), улыбнуться
3.Вспомнил, вывернул, проглотит ( буд. вр.)
4. Ползу, присыпаю, налетело ( 3 лицо)
5. Зашарахались ( мн. ч. ), испугался, спрятался.
Физкультурная минутка. Игра «Крестики нолики».
Слайд № 6.
- На полу квадратное поле, выбирайте квадратик, где поставите Х или О, но прежде выполните задания, написанные на обратной стороне каждого квадратика. А жюри и я будем проверять ваши ответы. Если вы ответите правильно, то жюри разрешит вам поставить Х или О. Кто быстрее и правильнее выполнит задание – победит.
Какими членами предложения могут быть глаголы?
Какие глаголы называются переходными?
Назови глаголы – исключения из 1 спряжения
Назови окончания глаголов 1 спряжения.
Образуй от слова ласковый возвратный глагол неопределенной формы (ласкаться)
Какие глаголы изменяются по родам?
Как определить вид глагола?
Что пишется у глаголов прошедшего времени перед суффиксом –Л- ?
Назови окончания глаголов 2 спряжения.
Планета Практическая.
Слайд № 7.
- От каждого из этих слов возьмите ту морфему, которая над ним обозначена. У вас должен получиться возвратный глагол. Кто же быстрее составит слово? Балл.
Устно исправь ошибки (слова перепутаны)
Нельзя говорить!
Говори правильно!
вылазь
вылезай
езжу
ездию
лягу
ляжу
хочем
хотим
кладу
ложу
Слайд № 8(проверка).
(Прочитать правильное произношение)
Планета Наклонная.
Слайд № 9.
- Сколько наклонений у глагола? Назовите их.
- Сейчас по 1 человеку из каждой команды у доски выполнят синтаксический разбор предложений с глаголами изъявительного наклонения. Если все будет выполнено верно, то отвечающий сможет заработать для команды 1 балл.
Предложения записаны на доске.
(Первый искусственный спутник Земли разработали и запустили советские ученые. Космонавт )
- А мы работаем устно.
1 строка – 1-й команде. Полетел, полетел бы, лети.
2 строка – 2-й команде. Рассказал, рассказал бы, расскажи.
Планета Переходно-непереходная.
Слайд № 10.
Устно составить словосочетания. Выписать на соответствующую карточку словосочетания с переходными глаголами. Один пишет, другие помогают. Карточки – жюри на проверку. Сколько правильных ответов – столько баллов. Устно докажите жюри свою правоту.
Музыка по щелчку.
Лечишься у .
Смотришь в .
Увидел .
Любуемся .
Планета Орфограммная.
Слайд № 11.
Тест по варианту № 32 «Повторение. Глагол» из диска для 6 класса.
По 1 баллу зарабатывает для команды каждый ученик, получивший от компьютера «5».
V. Заключение.
- Всем приготовиться к снижению! Внимание! Возвращаемся на Землю!
Слайд № 12.
VI. Итоги урока. Рефлексия учащихся.
- Что такое глагол? На каких планетах мы побывали? Какие задания сегодня на уроке вызвали интерес? Затруднения? Думаю, что темы, вызвавшие затруднения, нужно дома повторить.
Ребята, я прошу оценить свою работу на уроке. Перед вами «Лестница успеха» (на доске). Поставьте свой бейджик с именем на определенную ступеньку. Если вы недовольны своей работой на уроке, поставьте бейджик на первую ступеньку. На вторую – если считаете, что могли бы работать и лучше. На третью – если сделали все, что в ваших силах для успеха команды.
Подсчет баллов. Победитель.
VII. Оценки за урок.
VIII. Домашнее задание.
15