Технологическая карта обобщающего урока в 5 классе по теме «Повторение изученного в начальных классах»

Обобщающий урок по теме «Повторение изученного в начальных классах»
Цель деятельности учителя
Повторить правила, изученные в начальных классах, развивать умение работать с лингвистическим текстом, воспитывать культуру интеллектуального труда

Тип урока
Урок усвоения новых знаний

Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать, что такое части речи, морфемы, члены предложения, правописание существительных, прилагательных и глаголов, уметь работать с лингвистическим текстом, выполнять самостоятельно задания учебника.
Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию
Коммуникативные: развитие связной монологической речи, развитие диалогической речи

Методы и формы обучения
Наблюдение над языком; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование
Нетбук

Наглядно-демонстрационный материал
Записи на доске

Основные понятия
Части речи, морфемы, правописание



Организационная структура урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД

1) Организационный этап.
1. Организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность.
2. Тетради с домашним заданием собрать
Слушают учителя, готовятся к работе
Регулятивные:
волевая саморегуляция.
Личностные:
смыслообразование;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Запишем предложение. Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
А.И. Куприн

· Убедили ли вас наши занятия в правомерности слов писателя Куприна?

· Попытайтесь обосновать свой ответ.
Сегодня мы будем повторять изученный материал, решая грамматические задачи.
Грамматические задачи даны в виде эпиграфов к каждому разделу повторения.

Отвечают на вопросы учителя, ставят перед собой и одноклассниками задачи на урок
Регулятивные:
Самоконтроль, прогнозирование результатов.

3) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку

ПОВТОРИМ ОРФОГРАФИЮ.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Пословица
Что необходимо сделать в первую очередь при объяснении орфограмм? (Определить часть речи и часть слова.)
1. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная прове¬ряемая гласная корня?
1) ключ..к, з..ма
2) зв..нок, кур..ца
3) в..сьмой, ч..рнеть
4) под..брать, к..рова
2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) арбу.., сна..ть,
2) коро..ка, ша..ка
3) ко..точка, по..торить
4) наро.., скла..ка
3. В каком слове нет непроизносимой согласной в корне?
1) вес..ник
2) чудес..ный
3) мес.ный
4) со..нце
Отвечают на вопросы.

Формулируют выводы.

Познавательные:
умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации в учебнике,
смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

Физкультминутка
Если ВЫ согласны с утверждением, то стоите, если не согласны – садитесь.

· В русском языке 3 спряжения глагола.

· Существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду.

· Глаголы прошедшего времени изменяются по лицам и числам.

· К 3скл. относятся существительные жен. и муж. рода

· Существительные склоняются.

· Прилагательные спрягаются.
Выполняют за учителем
Личностные – забота о здоровье

4) I°Применение знаний и умений в новой ситуации



Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К.Г. Паустовский
А1. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? (слайд)
1) Приходит весна и птицы возвращаются в родные края.
2) Весною я пошел смотреть свои яблони и увидал, что мыши
объели их корни.
3) Трамвай показался из-за угла, медленно пересёк проспект
и остановился.
4) Хозяин заварил чай и позвал гостей к столу.
Читают теоретический материал, задания упражнений, находят новые слова, определение понятий. Выполняют задание и проверяют себя.
Отвечают на вопросы учителя.
Регулятивные:
умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
построение логической цепи рассуждения.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества.
Логические:
анализ, сравнение, синтез.


5) Обобщение и систематизация знаний
Работа с текстом (читает учитель- текст спроецирован на экран)

Дельфинья дружба.
По неизвесным причинам дельфины иногда сами выбрасываю(т,ть)ся на берег. Рыбаки говорят, что они увлекаются погоней (за)рыбой и садя(т,ть)ся на мель. Дельфины погибнут, если им не помогут люди.
Самое т..желое препятствие для спасения дельфина – дельфин..я дружба. Если вы станете относить их в воду, то у вас ничего (не)получится. Дельфин вернется и снова выбр..сится на мель, если услышит крики своих товарищей.. Товарища в беде дельфин никогда (не)оставит.
- Что такое текст?
- Можно ли данную запись назвать текстом?
- Определите тему текста.
- Какова основная мысль? Что хотел автор подчеркнуть данным текстом?
- Спишите текст, вставьте орфограммы


Отвечают на вопросы учителя, находят в книге необходимый материал, выясняют непонятное в тексте, контролируют себя и друг друга, выслушивая ответы одноклассников
Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Дифференцированная работа с текстом:
1 ряд – выписать 5 глаголов, выделить окончание. Определить спряжение
2 ряд – выписать 5 существительных, определить склонение.
3 ряд – выписать прилагательные, определить род, число, падеж.
Для всех морфемный разбор:
неизвестным, выбросится, рыбкой
Систематизируют материалы наблюдений, выполняют тест
Регулятивные:
контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Познавательные:
умение осознанно и произвольно строить высказывания.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Возвращение к эпиграфу урока.
- В чем возникли затруднения?
- Над чем нужно поработать дома?

Отвечают на вопросы учителя, анализируют свою деятельность на уроке, находят ошибки.
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

8) Информация о домашнем задании, инструктаж
П. 5-24 выучить правила, ЗСП-7
Записывают ДЗ, задают уточняющие вопросы
Личностные: понимают, в чем значение домашней самостоятельной работы


15