Урок по русскому языку в 1 классе «Повторение изученного. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»
РАЗРАБОТКА УРОКА
по русскому языку в 1 классе
Тема: Повторение изученного. Правописание сочетаний
"жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Учитель начальных классов
Головачева Галина Викторовна,
2009-2010 учебный год
Тема: Повторение изученного. Правописание сочетаний "жи-ши,
ча-ща, чу-щу"
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний.
Структура урока: Комбинированный.
Форма урока: Урок – игра.
Задачи:
Обучающие:
1. Формировать у учащихся навык калиграфического письма.
2. Отрабатывать умение распознавать в словах шипящие звуки (ж, ш, ч, щ) и правильно обозначать сочетания этих звуков с гласными буквами и, а, у.
Развивающие:
1. Развивать у учащихся умение осознанно работать по алгоритму написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
2. Развивать внимательность, культуру речи, мышление.
3. Развивать устную и письменную речь.
4. Развивать фонематический слух, орфографическую зоркость.
5. Расширять словарь учащихся.
Воспитывающие:
1. Воспитывать умение общаться и работать в группах.
2. Воспитывать любовь к родному языку.
3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность.
Цель:
Закрепить у учащихся умение правильно писать орфограмму " жи-ши,
ча-ща, чу-щу".
Планируемые достижения учащихся:
Довести до автоматизма написание слов с сочетаниями " жи-ши, ча-ща,
чу-щу".
Оборудование:
1. " Русский язык – 1 класс", С.В. Иванов, А.О. Евдакимова, М.И. Кузнецова, М.: Вентана – Граф, 2008 г.
2. Разноуровневые индивидуальные карточки со словами.
3. Индивидуальные карточки с домашним заданием.
4. Карточки с сочетаниями "жи-ши, ча-ща, чу-щу".
5. Карточки со словами (для доски).
6. Мел.
7. Доска.
8. Магнит.
9. Нарисованные чайки.
10. Нарисованный спасательный круг.
11. Нарисованный парусник.
12. Рисунок большого формата (по размеру доски)с изображением моря и
островов.
Оформление доски:
( Прилагается фотография.)
Перед началом урока детям раздаются карточки со словами, в которых встречаются правила, о которых пойдет речь на уроке.
Ход урока:
Организационный момент:
" Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем! "
- Ребята, сегодня на наш урок пришли гости. Они хотят посмотреть, какими взрослыми вы стали за этот год. Ведь теперь мы с вами знаем не только буквы, но и умеем писать. Писать правильно и красиво.
Проверка домашнего задания:
( Накануне было задано упражнение по теме "Заглавная буква в именах собственных")
- Ребята, сейчас мы с вами проверим, как вы справились с домашним заданием. ( Дети зачитывают по одному предложению из домашнего задания. Объясняют, каким образом написали слова, какие буквы вставили. Аргументируют свои ответы. Доказывают. Формулируют правило о написании заглавной буквы в именах собственных).
Работа в тетрадях:
- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с домашним заданием. А сейчас откроем тетради, запишем число, "Классная работа". ( Учащиеся выполняют задание.)
Минутка чистописания:
В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в В в
- Ребята, какие могут быть ошибки при написании этих букв? (Дети перечисляют возможные ошибки, я фиксирую их на доске. Смотрим. Анализируем. Записываем.)
( На протяжениии всего урока контролируется аккуратность и чистота работы в тетрадях. Ровная посадка детей.)
5. Сообщение темы и целей урока:
Вопросы учителя:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на удивительные, красивые острова (показываю указкой). Посмотрите, какое загадочное море. Называется оно "ПИШИВЕРНО". На море – три острова. На каждом есть и жители. Какие? На каждом из островов живет какое-то правило. (К островам магнитом, обратной стороной к детям, прикреплены карточки с сочетаниями "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу".) Вот только я совсем забыла, какое именно правило на каком острове живет. Помогите мне разобраться.
У каждого из вас – карточки со словами. Прочитайте их самостоятельно ( Дети самостоятельно читают слова)
- Теперь прочитают слова ребята, которые сидят на первом ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями "жи-ши").
- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу?
- Ребята, расскажите это правило.
- Как вы думаете, какое правило живет на первом острове?
- Молодцы! (Переворачиваю карточку на первом острове. На ней – надпись "жи-ши".)
- Теперь прочитают карточки ребята, которые сидят на втором ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями "ча-ща"
Предполагаемые ответы детей:
- В одну группу эти слова объединили потому, что у них общее правило.
- Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и.
- На первом острове живет правило: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и.
ща".
- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу?
- Ребята, расскажите это правило.
- Как вы думаете, какое правило живет на втором острове?
- Молодцы! (Переворачиваю карточку на втором острове. На ней надпись – "ча-ща".)
- Теперь прочитают слова ребята, которые сидят на третьем ряду. (Этим детям даны слова с сочетаниями "чу-щу".)
- Скажите, почему эти слова объединены в одну группу?
- Ребята, расскажите это правило.
- Как вы думаете, какое правило живет на третьем острове?
- Молодцы! ( Переворачиваю карточку на третьем острове. На ней надпись – "чу-щу".)
- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Молодцы! Верно! Сегодня мы с вами повторим правила написания сочетаний "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу". - В одну группу эти слова объединены потому, что у них общее правило.
- Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а.
- На втором острове живет правило: Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а.
- Эти слова объединены в одну группу потому, что у них общее правило.
- Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.
- На третьем острове живет правило: Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.
- Тема нашего урока: Правописание сочетаний "жи-ши", "ча-ща", "чу-щу".
6. Упражнения в правописании гласных после шипящих:
( Предварительно подготовлена карточка со словами: "лужи, час, весна, чудо")
- Ребята, посмотрите, в море ПИШИВЕРНО терпит крушение корабль. Чтобы его спасти, нужно выполнить задание.( Демонстрирую карточку со словами: "лужи, час, весна, чудо")
Вопросы учителя:
- Ребята, найдите "лишнее слово". Предполагаемые ответы учеников:
- Лишнее слово – "весна".
-Почему вы решили, что слово "весна" является "лишним"?
- Докажите!
- Молодцы! Мы спасли корабль и его пассажиров. А теперь запишите слова с изученными правилами в свою тетрадь. (Дети выполняют задание.) - Потому что во всех других словах есть правила, о котрых мы говорим сегодня на уроке, только в слове "весна" такого правила нет.
- В слове "лужи" правило: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. В слове "час" правило: Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а. В слове "чудо" правило: Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.
7. Пальчиковая физминутка (гимнастика)
- Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
А теперь мы отдохнем
И опять писать начнем.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
А теперь мы отдохнем
И опять писать начнем.
8. Интегрированная работа по карточкам:
Вопросы учителя:
- Ребята, посмотрите, пассажиры того самого корабля, который мы спасли, обронили спасательный круг. А на нем – карточки с заданием. ( Демонстрирую детям.) Если уж этот спасательный круг волной прибило к Предполагаемые ответы учеников:
нашему берегу, нужно выполнить и задание. (Карточки с заданием прикреплены к спасательному кругу, они подписаны, на каждой карточке подчеркнуто разное количество слов, в зависимости от уровня развития ребенка. В слова нужно вставить буквы.) ( В ходе работы прохожу по классу, просматриваю работы детей. В случае необходимости, делаю замечания, поправки. Подбадриваю детей похвалой. По окончании работы карточки собираю.)
9. Закрепление:
Вопросы учителя:
- Ребята, какие правила мы вспомнили сегодня на уроке?
- Ребята, подумайте, назовите свои слова, в которых встречаются эти правила. Предполагаемые ответы детей:
- Сегодня на уроке мы вспомнили следующие правила: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а. Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.
( Дети называют слова, формулируя то правило, которое встречается в данном слове.)
10. Списывание с доски:
( Предварительно на доске написан текст, в некоторых словах которого пропущены буквы.)
" ...астала зима. Леж...т пуш...стый снег. Девочка ...ина вышла в сад." (Настала зима. Лежит пушистый снег. Девочка Зина вышла в сад.)
Вопросы учителя:
- Ребята, посмотрите на доску. ( Читаю детям текст.)
- Какие буквы пропущены в первом Предполагаемые ответы учеников:
- В первом предложении пропущена
предложении?
- Почему эта буква заглавная?
- Какие буквы пропущены во втором предложении?
- Почему вы так думаете? Докажите!
- Какие буквы пропущены в третьем предложении?
- Почему она заглавная?
- Молодцы! А теперь этот текст перепишите в свою тетрадь ( Дети выполняют задание. Во всей работе, как и всегда, дети подчеркивают знакомые им правила.) заглавная буква "Н".
- Потому что первое слово в предложении пишем с заглавной буквы.(К доске выходит ребенок, пишет, вставляет нужную букву в слово.)
- В слове "лежит" пропущена гласная и, в слове " пушистый" пропущена гласная и.
- Мы знаем правило: сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. (К доске выходит ребенок, вставляет нужные буквы в слова.)
- В третьем предложении пропущена заглавная буква "З".
- Слово "Зина" – это имя девочки, а имена людей мы пишем с заглавной буквы. (К доске выходит ребенок, вставляет в слово нужную букву.)
11. Физминутка:
( Точечный массаж для пальчиков.)
12. Письмо под диктовку:
( Под диктовку дети записывают слова, находят в них правила. Подчеркивают. Объясняют. Формулируют правило.)
" Щука, жираф, чайка, дача, куча, шишка, ежи, чудак."
13. Домашнее задание (интегрированное):
( Еще в начале урока к доске магнитом прикреплены чайки с листочками в клювах. На этих листочках – домашнее задание. Оно (задание) дается интегрированно. Карточки подписаны, на каждой "галочкой" отмечены те задания, которые ребенку нужно выполнить дома.)
- Ребята, посмотрите, чайки в своих клювах принесли ваше домашнее задание. ( Раздаю детям карточки. Подробно объясняю задание.)
14. Подведение итогов урока:
Вопросы учителя:
- Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке?
- Ребята, а какие правила мы с вами сегодня вспомнили?
- Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Сегодня в дневниках всем нарисуем веселые рожицы.( Веселая рожица у детей соотносится с отметкой "5".) Предполагаемые ответы учеников:
- Сегодня на уроке мы вспоминали правила.
- Мы сегодня вспомнили следующие правила: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а. Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.
15. Пролог урока:
- На уроке все трудились,
Ни минутки не ленились!
И запомните, друзья,
Писать без правила нельзя!
Все дети хором: Сочетания "жи-ши" пиши с гласной и. Сочетания "ча-ща" пиши с гласной а. Сочетания "чу-щу" пиши с гласной у.
(Наглядный материал, который использовался на уроке, прилагается.)