Урок на тему Чудотворные иконы Богородицы
Сведения об авторе
Фамилия, имя, отчество (полностью)
Постика Елена Анатольевна
Город
Липецк
Место работы
МБОУ СОШ № 52
Должность
учитель начальных классов
Общая информация
Модуль
«Основы православной культуры».
УМК
А.В. Кураев «Основы православной культуры» 4 – 5 класс. – М., «Просвещение», 2010.
Тема урока
«Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы».
Тип урока
комбинированный
Цель, задачи
Цель: расширить представление учащихся о ценностях Христианского искусства, объяснить смысл икон Пресвятой Богородицы;
Задачи:
-познакомить учащихся с ликами Пресвятой Богородицы
- закрепить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины; уяснить смысл, что свет – основа иконописания;
-сформировать представления учащихся о ключевых словах: икона, иконописец, лик (лицо), молитва, нимб, пространство без тени, обратная перспектива.
-воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов.
Необходимое оборудование
-проектор, компьютер
Дидактическое обеспечение
-Компьютерная презентация «Иконография»; репродукции картин: Ф. Решетникова «Опять двойка» и В. Васнецова «Аленушка»; разрезные карточки с заданиями.
Планируемые результаты урока
личностные
- нравственно-этическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
предметные
-усвоение учащимися знаний, умений, компетенции; приобретение опыта творческой деятельности при изучении курса «Основы православной культуры»
метапредметные(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному; рефлексия.
Познавательные: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала;
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое высказывание.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
-беседа, наблюдение;
-домашнее задание;
Литература и Интернет-ресурсы
Основная
А. Кураев «Методическое обеспечение экспериментальных уроковпо Основам православной культуры для 4-5 классов», М., «Просвещение», 2010.
Дополнительная
1. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4 класс:
справочные материалы для общеобразовательных учреждений/
(Бгажноков Б.Х., Воскресенский О.В., Глоцер А.В. и др.); под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д. -М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы
http://www.pravmir.ru/ православие и мир.
http:// http://www.svetoch-opk.ru/ Светочь
http://kuraev.ru/ портал автора учебника по «Основам православной культуры».
ЭОРы
фильм Чудотворные иконы Божьей Матери
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
1).Организационный момент. Психологический настрой учащихся на урок
2) Проверка Д/З
3) Закрепление изученного материала
4) Введение в тему на основе создания проблемной ситуации.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
-Ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Давайте улыбнёмся друг другу и мысленно пожелаем успеха. Пусть улыбки согреют наши сердца, будем друг к другу терпимы, добры и милосердны.
(словесный метод)
Использование технологии проблемного обучения.
- К сегодняшнему уроку дома вам было предложено нарисовать рисунки на тему: «Святая Русь».
- Как вы понимаете выражение Святая Русь?
Перед вами ваши работы, объясните, что вы изобразили и почему?
Да действительно, Русь нельзя представить без Храмов. Посмотрите на карту Липецкой области. Вы видите сколько Храмов находится на её территории.
Вспомним строение храма. Перед вами лежат карточки. Поработаем в парах. Та пара, которая выполнит первой, поднимет руки домиком (показываю). Проверим.
(проверка по слайду)
- Кто допустил 1 ошибку? 2 ошибки? 3 и более ошибок? Хорошо, молодцы!
- Ребята, скажите, чем заполнен храм? (иконами)
-Что означает в переводе с греческого «икона»? (образ)
-Где помещены иконы? (одни на стене, другие на полу – люди, т.к. каждый человек – это образ Божий)
- Вспомним, как отличить икону от картины? (слайд)
Посмотрите и скажите, где икона, а где картина? Хорошо молодцы.
Учитель вводит учащихся в тему урока (сообщает цель, задачи) и создает проблемную ситуацию
-Сегодня мы продолжим разговор о православных иконах, а о каких именно вы мне скажите после просмотра видеоролика.
- Сформулируйте тему урока.
(Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы)
- Какие цели поставим на сегодняшнем уроке? (познакомится с некоторыми иконами Пресвятой Богородицы).
(Методы: наглядный; объяснительно-иллюстративный; словесные)
Разнообразие икон Богородицы поражает воображение. Число почитаемых икон, по подсчетам специалистов, достигает семисот.
Перед вами книги с изображением Божьей матери. Многими чудесами, знамениями и исцелениями явила Свою силу Матерь Божья миру, много раз спасала она Православную Русь. Невозможно описать все чудеса и благодеяния, оказанные России Пресвятою Богородицей через Свои Святые иконы.
У вас на столах лежит Липецкая областная детская газета «Золотой ключик». Откройте стр. 19. Здесь размещена статья об иконах Пресвятой Богородицы. Зачитайте, когда появились первые изображения Богоматери?
(частично-поисковый метод)
- Перечислите образы Богоматери изображенные в статье.
Использование технологии ИКТ в урочной деятельности.
5икон Богородицы - защищают Россию с четырех сторон света.Север - икона Тихвинской Божией Матери.
Юг - икона Донской Божией Матери.
Запад - икона Смоленской Божией Матери.
Восток – икона Казанской Божией Матери. А Владимирская является защитницей центра России и Москвы.
Вот Сегодня мы остановимся на них и на иконе Божья Матерь «Липецкая».
учащиеся настраиваются на урок
учащиеся принимают проблемную ситуацию; обсуждают, делятся знаниями.
Работа по карте.
Рассуждают, высказывают своё мнение,
делятся личными наблюдениями.
У учащихся возникает внутренняя потребность включения в урочную деятельность
Внимательно смотрят видеоролик.
слушают, смотрят презентацию.
Рассуждают, рассматривая картину на слайде, анализируют изображённую ситуацию. Выбирают ключевые понятия. Находят ответ на вопрос в ДОГ «Золотой ключик»(добываю знания самостоятельно)
Регулятивные УУД: формирование способности принимать учебную задачу.
Личностные УУД:
нравственно-этическое оценивание нового материала
Коммуникативные УУД:
формирование умений выражать свои мысли; строить монологическое высказывание
Познавательные УУД:
формирование умения оценивать услышанное с целью подготовки к последующему изложению данного материала.
Личностные УУД:
-проявление интереса к культуре и истории своего народа.
3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1)Исследовательская работа.
Работать будем в группах. У вас на столе лежат файлы с заданием. Выполняете, заносите в таблицу, готовитесь коротко рассказать об иконе.
(метод проблемно-развивающего обучения)
Групповая форма работы.
Ученики делятся друг с другом известными знаниями;
выбор оптимального варианта ответа.
Коммуникативные УУД: составлять небольшие устные монологические высказывания; проводить убедительные доказательства.
Личностные УУД:
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся;
Регулятивные УУД:
обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности;
Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации.
2)Презентация исследования.
3) Вторичное закрепление.
Начнем по порядку презентации ваших исследовательских работ.
(дети объясняют, показывают)
Очень многих спасла Богородица в беде и помогла при испытании тяжелых трудностей. И тебя при нужде спасет и поможет. Обращайтесь к Ней от сердца, как к родной матери, церковными молитвами или своими словами:
В связи с этим один человек из народа сказал поэтически:
Грусть ли обнимет меня непомерная,
Жизнь ли меня истомит здесь борьбой,
Прямо иду я к Тебе, Благодатная,
С немощной грешной моею мольбой
Ведаешь все Ты, спасенья Поручница,
Немощи наши и злобу врагов;
Грешников бедных Святая Заступница,
Ты их надежда, и мощь, и покров.
-Согласны ли вы с высказыванием о том, что «рай находится у ног матери»?
Конечно, в скорбях и радостях, различных затруднениях любимая и любящая мама – самый близкий и нужный человек.
У мамы - самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нём никогда не гаснет любовь! Оно ни к чему не останется равнодушным! И сколько бы ни было тебе лет - пятнадцать или пятьдесят - тебе всегда нужна мать; её ласка; её взгляд. И чем больше твоя любовь - к матери, тем радостнее и светлее жизнь!
-Сегодня, когда вы придете домой внимательно посмотрите на своих мам. Сколько любви, нежности, заботы в их глазах! Конечно, они не похожи на Пресвятую Богородицу, но они также спасают, защищают, утешают и молятся за вас, порою неразумных.
Регулятивные УУД:
планирование собственной задачи, анализировать собственную работу
Познавательные УУД:
Проверять информацию, выделять общее и частное, приводить примеры в качестве доказательства.
4.Рефлексия учебной деятельности.
-Достигли цель урока?
- Что на уроке показалось интересным?
- Что вызвало затруднения?
- На какие вопросы не получили ответа?
- Что расскажете дома своим близким?
- Захотелось ли побывать в храме и рассмотреть иконы?
Учащиеся дают оценку собственной деятельности;
-обсуждение и запись домашнего задания.
Регулятивные УУД:
оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
5. Домашнее задание
Разгадать кроссворд. По желанию – дома посмотреть какие есть иконы, подобрать небольшую информацию о них.
6.Итог урока
-Поднимите левую руку ладошкой вверх. На ней ваши знания до сегодняшнего урока. Поднимите правую руку ладошкой вверх. На ней знания и умения, которые вы получили на сегодняшнем уроке. Соедините их вместе и скажите себе: «Я молодец, я преумножил (а) свои знания и умения». Вы меня сегодня очень порадовали. Спасибо вам за урок!
Сравните два изображения. Что можете сказать? (изображён один и тот же человек, но первое изображение – портрет, второе – икона).
Рассказ о Ф. Ушакове – адмирале и святом праведном воине.
Адмирал Российского флота благоверный боярин Феодор Ушаков родился в небогатой дворянской семье. Закончил Морской кадетский корпус. Прошёл путь от простого матроса до адмирала. Являлся одним из создателей Черноморского флота. Участвовал в русско-турецкой войне. Был назначен Главнокомандующим Флотом. За время службы во флоте не потерпел ни одного поражения. Всю свою жизнь он посвятил службе Отечеству, он преданно служил на благо своего народа, жил честно и праведно. Его отличали такие качества как скромность, доброта, милосердие и истинная вера.
В последние годы жизни в имении Ф. Ф. Ушаков посвятил себя молитве и широкой благотворительной деятельности.
В 2001 году праведный воин Фёдор Ушаков был причислен к лику святых.
КРОССВОРД «Православная икона»
1
2
3
1
2
Задания по вертикали:
Золотой круг, который окружает голову святого на иконе
В переводе с греческого означает – «образ»
На иконе всегда золотого цвета
Задания по горизонтали:
Так называют лицо святого на иконе
Одно из чудес, являемых иконами
Символ Божественного света
Сравните икону и картину художника (стр.52-54)
вопросы
картина
икона
Главная задача
Может быть любая
Показать сокровенный мир души святого
Как показан свет?
Падает на человека, образуя тень
Проступает через фигуру святого
Каким бывает фон?
Фон может быть любого цвета
Золотой фон – символбожественного света
Нимб – золотой круг вокруг головы святого
Нет
Нимб – знак вечности и Божией благодати
Задний план и линия горизонта
Есть
Отсутствуют