Мастер-класс «Говори так, чтобы тебя услышали»


Мастер-класс учителя русского языка и литературы
МБОУ «Плавская СОШ №4»
Гордюхиной Ольги Владимировны
«Говори так, чтобы тебя услышали»
-Доброе утро, уважаемые коллеги! (слайд 1)
Однажды дочка меня попросила: Мама, расскажи мне нашу любимую басню «Ворона и лисица». Я удивилась: «Ты же сама можешь ее рассказать». А дочка ответила: «Могу, но ты делаешь это интереснее».
-Что это значит: интересно рассказывать? Интересно говорить?
(красиво, грамотно, с выражением, интересно, это когда хочется слушать человека)
-Я с вами согласна. Нужно уметь говорить так, чтобы тебя услышали. Это и есть тема нашего мастер класса. И я вас приглашаю всех поучаствовать в нем (слайд 2)
Мы, педагоги, очень чутки к слову. Знаем, что оно имеет мощнейшее воздействие на душу человеческую. Со словом мы идем на каждый свой урок. В диалоге с детьми мы произносим слова с разной интонацией, расставляем нужные нам акценты.
Для нас важно словом затронуть душу ребенка, расшевелить его ум, попасть в самую точку.
Любой учитель-предметник на своем уроке несет слово как послание
(слайд 3)
И здесь очень важно владеть выразительной речью. А поскольку я учитель-словесник, то в моих руках целый инструментарий. Ведь я работаю с особенным словом, художественным. Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для развития речи учащихся и ее обогащения.
-Как вы думаете, что делает речь выразительной?
(интонация, яркое, меткое слово)
-Спасибо, соглашусь с вами. Слово несет на себе главную смысловую нагрузку.
Но с ним мы можем творить чудеса. Есть средства, которые помогают слову не только передать мысль, но и красиво зазвучать.
Сегодня я хочу показать вам один из приемов творческого чтения, который использую на своих занятиях : работа со средствами речевой выразительности.
-Какие бывают средства речевой выразительности? Посмотрите на слайд (слайд 4). Итак, это пауза, логическое ударение, сила голоса, темп речи , интонация.
-Как же мы работаем с этими средствами?
-Проведем небольшой тренинг. Попрошу моих помощников объединиться в пары и поработать со мной.
Одно из самых главных средств является логическое ударение- это выделение голосом наиболее важных ключевых слов в тексте. Перед вами листочки с заданием. Попробуйте строчку знаменитого стихотворения прочитать по-разному, выделяя голосом обозначенные слова (слайд 5)
-Как вы думаете, какой правильный вариант? Почему? ( именно в этом слове заключается основная мысль. ) Да. Это задание на расстановку логических ударений учит видеть главную мысль. Поэтому при чтении именно на этих словах делается акцент.
-Следующий инструмент на нашей панели- это пауза. Пауза- это деление фразы на речевые отрезки, такты. (слайд 6).
-Скажите мне, зачем нужны паузы в речи? ( чтобы передохнуть, собраться с мыслями или перейти к другой мысли).
-Перед вами строчка из произведения Крылова. Мною поставлена пауза. На верном ли она месте? Почему, как вы думаете? ( меняется смысл
высказывания).
Итак, пауза играет смыслоразличительную роль.
-Силой голоса можно выразить правильную интонацию (слайд 7).
Прочитайте стихотворение про себя. Как вы думаете, громко или тихо вы будете его читать. Почему? ( тихо, ведь все происходит в тишине.)
А следующее стихотворение? (слайд 8)(громко…это закличка).
Темп- это скорость произненсения речи. (слайд 9). Попробуйте прочитать строки стихотворения С. Есенина быстро…получается? Почему? ( стих напевный). Темп очень важен в нашей речи. Он передает наши чувства)Интонация нужна для того, чтобы передать замысел автора. В ней подтекст. (слайд 10).
Попробуем поиграть. Прочитайте фразу в соответствии с авторским замыслом. (слайд 10)
-Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи. Чтобы выразить нужные эмоции, необходимо грамотно использовать все средства выразительной речи. Такие упражнения развивают это умение.
-Конечно, основной принцип выразительности – это проникновение в идейный и художественный смысл текста. Но без нашего инструментария текст будет немым. А ведь как важно говорить так, чтобы тебя УСЛЫШАЛИ.
-Попробуйте прочитать выразительно стихотворение Вадима Левина «Гулял по улице щенок» (слайд 11).
-А теперь прослушайте это стихотворение в исполнении мастера – актрисы Юлии Рутберг (слайд 12)
-Впечатлило чтение?
-Итак, наш мастер –класс закончен. Спасибо за работу.