Разработка урока Юные герои Брянской земли
ТЕМА: Юные герои Брянской земли
Цели:
- образовательные - познакомиться с юными героями Великой Отечественной войны на Брянщине, узнать о героических делах местных жителей в годы войны;
- воспитательные – воспитание патриотизма, нравственности учащихся;
- развивающие – развитие навыков работы с дополнительными источниками, развитие умений выделять главное, готовить проекты, выступать перед классной аудиторией, выразительное чтение.
Ожидаемые результаты в соответствии с новыми стандартами образования:
Личностные: осмысление героического опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Метапредметные: владение умениями работать с учебной и дополнительной информацией (выделять главные факты, формулировать выводы), использовать современные источники информации, готовность к сотрудничеству с одноклассниками.
Оборудование: доска, презентация, фонозаписи песен «В брянском лесу тишина», «Шумел сурово брянский лес», «День Победы», задания для игры «Звезды Победы», портреты юных героев.
Технологии: игровая, технология сотрудничества, информационно-коммуникативные.
Предварительная работа:
1) Учащиеся готовят проекты:
-Герои войны Володя Казначеев;
- Юные герои Лариса Морозова и Оля Корнеева;
- «Брянский Сусанин» Миша Куприн.
2) Повторить учебный материал «Великая Отечественная война и Великая Победа»,
стр. 140-146 (учебник «История родного края» 3 класс)
Ход мероприятия:
На доске: Юные герои Брянского края
Эпиграф Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим
Это надо не мертвым,
Это нужно живым!
Е. Исаев
Звучит фонозапись песни «В брянском лесу тишина»
Учитель читает стихотворение Н.И. Рыленкова «У братской могилы» на фоне музыки
Пройдут года, и станет сказкой
Все, чем война была страшна
Зеленый холм могилы братской
Укроет пухом тишина.
Над ним раскинется калина,
Колосья выметает рожь.
Ты вспомнишь молодость и сына сюда под вечер приведешь.
И скажешь ты, большие руки ему на плечи положа:
Твой полдень снился мне в разлуке
У огневого рубежа.
Но ты не сын мне, если ныне
Забудешь тех, кто пал в бою
За гроздья солнца на калине, за юность щедрую твою».
(5 апреля 1945 г.)
(Н.И.Рыленкова «Стихотворения и поэмы»
« Советский писатель»,1981, стр. 202)
Учитель: Это стихотворение, написанное выпускником нашей школы, поэтом
Н.И. Рыленковым, прошедшим войну в звании командира саперного взвода, сегодня звучит как наказ нам, жителям ХХ1века, родившимся через много лет после войны.
Поэт призывает нас не забывать тех, кто приближал победу, кто отдал свою жизнь за наше будущее.
Но вспоминая героев и участников войны, мы чаще вспоминаем взрослых воинов – летчиков и танкистов, пехотинцев и артиллеристов. А ведь в суровые годы войны рядом с взрослыми сражались и дети, юные герои войны. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали свою жизнь за Победу. О них мы и вспомним сегодня.
Девизом нашего разговора станут слова известного поэта Егора Исаева из поэмы «Реквием» (читает эпиграф).
-Вглядимся в лица мальчиков и девочек, чье детство опалила страшная война (презентация «Юные герои войны»)
Немало юных героев сражалось с врагом и в наших брянских лесах. Они были разведчиками, связными, многие становились сынами полков и отрядов. Прославленный командир партизанского соединения Сидор Артемович Ковпак писал: «рядом с нами в ряды воинов встали наши дети и внуки немыслимо передать даже тысячную долю того, что совершили дети в годы Великой Отечественной войны».
Учитель предоставляет слово учащимся 3- 4 классов, подготовившим проекты о юных героях войны Брянского края:
1. Герои войны Володя Казначеев
2. Юные герои Лариса Морозова и Оля Корнеева;
3. «Брянский Сусанин» Миша Куприн.
Звучит фонозапись песни «День Победы»
Учитель: Подвиг ваших сверстников в годы войны является примером настоящей любви к своей Родине, примером отваги, смелости и патриотизма.
Детский писатель Корней Иванович Чуковский говорил: «И когда кончится война, и мы станем размышлять о причинах нашей победы над врагом человечества, мы не забудем, что у нас могучий союзник: многомиллионная, крепко сплоченная армия советских детей».
Учитель:
Победу приближали все, как могли. На фронте и в партизанском отряде, взрослые и дети, ученики и учителя.
Учитель предлагает учащимся пройти в «Зал боевой Славы родного края», где останавливает внимание детей у двух стендов:
1. Учителя и выпускники школы, погибшие в годы Великой Отечественной войны.
2. Подвиг семьи Данилиных. (В семье было 7 детей. В годы войны погибло 4, сын Семен умер после войны от полученных ран).
Учащиеся возвращаются в классную комнату, где на доске уже подготовлены задания для игры.
Игра «Звезды Победы»
(учащиеся по очереди подходят к звездам, снимают их, читают задание на обратной стороне, отвечают на вопросы)
Задание и вопросы на звездах:
1) Когда началась Великая Отечественная война Советского Союза с Германией? (22 июня 1941 г.)
2) Назовите города – герои России (Москва, Ленинград, Смоленск, Новороссийск, Тула, Волгоград, Мурманск и т.д.)
3) Под каким лозунгом трудились в тылу рабочие и крестьяне? ( «Все для фронта! Все для Победы!»)
4) Какой город выдержал 900 дней блокады (Ленинград)
5) Как называлась дорога, связывающая Ленинград с Большой землей? (Дорога жизни)
6) Какое сражение длилось 6 месяцев – с лета 1942 г. по февраль 1943 г.? (Сталинградское)
7) В каком году была освобождена территория Советского Союза? (В 1944 г.)
8) Назовите День Освобождения Брянщины (17 сентября 1943 г.)
9) Как звали полководца, руководившего штурмом Берлина?
(Г.К. Жуков)
10) Назовите песню, ставшую гимном Великой Отечественной войны («Вставай, страна огромная!»)
11)Кого называют брянским «Сусаниным»? (Мишу Куприна)
Рефлексия:
1). Прочитайте еще раз эпиграф нашей встречи. Объясните, почему живым надо помнить тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны?
2).Какие выводы вы можете сделать из сегодняшней встречи? Что мы можем сделать с вами, готовясь к 70- летию Победы? (посадить цветы у обелиска, оформить открытки ветеранам и вдовам войны)
Задание на дом: «Загляните в семейный альбом»: узнать у родителей, есть ли в вашем роду, в вашей семье участники Великой Отечественной войны. Кто это? (фронтовики, партизаны, труженики тыла). Есть ли у них награды? Сохранились ли фотографии?
Комментарий
Данное мероприятие разработано мною для учащихся начальных классов к великому юбилею нашего народа – 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Оно поможет осуществлять целый комплекс моментов в целях воспитания юных патриотов нашего Отечества. Полагаю, что данный материал будет интересен многим учителям, работающим с самыми маленькими школьниками.
Если в школе нет музея, уголка боевой славы, то можно использовать любой имеющийся краеведческий материал об участии земляков в Великой Отечественной войне, с которым могут выступить ученики старших классов.
Для игры «Звезды Победы» вырезаются красные звезды, на обратной стороне записываются вопросы. Эти звезды выкладываются на доске в виде большой звезды.
Дополнительный материал к проектам:
1. Герой войны Володя Казначеев
У жившего в поселке Красный Дворец Клетнянского района Володи Казначеева фашисты убили мать, и он, 13 – летний подросток, вместе с братом и сестрой ушел к партизанам. Сначала был связным, потом стал минером-подрывником и вместе со старшими товарищами устроил крушение десяти вражеских эшелонов. Информация об этом подрывнике дошла до немецкого командования. За голову фашисты назначили награду, даже не подозревая, что их отважный противник – еще совсем мальчик.
2. Юные герои Лариса Морозова и Оля Корнеева
В 14 лет стала членом Бытошской подпольной группы Лариса Морозова. При выполнении очередного разведывательного задания была захвачена фашистами и после двух недельных пыток расстреляна.
Оля Корнеева жила в посёлке Любохна, ей шёл 14-й год. В ноябре 1941 года её отец, выходя из окружения, пришёл домой. Он сразу же ушёл в партизанский отряд, а Оле поручили выполнять задания командования отряда: ночью расклеивать листовки, днём наблюдать за движением немецкой техники, собранные сведения передавать связным из отряда. Оля успешно выполняла все задания. Но в августе 1942 года фашисты схватили её. На допросах девочку избивали плетьми, загоняли под ногти пальцев иголки. Перенося эти страшные мучения, Оля не сказала врагам ни слова. Тогда ей отрубили правую руку... Через несколько дней Олю повели на расстрел. Это было 19 августа 1942 года. На краю ямы уже стоял пожилой мужчина, тоже приговорённый к смерти. Им завязали глаза, но старик сорвал повязку. То же самое сделала и Оля. Она встретила смерть с открытым лицом...
Ей было всего 14 лет!
Оля Корнеева посмертно была награждена медалью «За отвагу».
3. «Брянский Сусанин» Миша Куприн.
Многим известно имя ученика Косиловской школы Жуковского района Миши Куприна. Его называют «брянский Сусанин». Он повел карательный отряд в противоположную сторону от партизанской стоянки и был расстрелян фашистами.
15