Конспект открытого урока по плаванию


Методическая разработка
(развернутый план-конспект)
«В поисках клада»
Цель: развитие скоростно-силовых качеств учащихся на уроке плавания.
Задачи:
Общеобразовательные:
1. Совершенствование техники движений ног и рук в способе плавания кроль на груди.
2. Закрепление техники плавания кролем на груди в полной координации (согласование движений ног, рук и дыхания).
3. Закрепление техники плавания прикладными способами (ныряние до дна, заныривание под плавающий предмет и т.д.)
3. Воспитание двигательно-координационных качеств, скоростных способностей, скоростно-силовых способностей, выносливости.
Оздоровительные:
1. Укрепление связочно-суставного и мышечного аппарата (мышцы спины, мышцы рук, ног). Увеличение подвижности в отдельных сегментах тела (плечевые суставы, голеностопные суставы, позвоночный столб).
2. Укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной системы.
Воспитательные:
1. Воспитание морально-волевых качеств: целеустремленности, смелости, решительности, дисциплинированности, а так же умение самостоятельно оценивать и находить решение в создавшейся игровой ситуации.
2. Воспитание нравственных качеств: взаимоподдержки, товарищества, терпимости, взаимопонимания.
3. Формирование у учащихся устойчивого интереса к занятиям плаванием.
Место проведения: плавательный бассейн ДК «Судостроитель»
Обеспечение: скамейки, спасательные круги, свисток, 8 «ракушек», 10 ленточек, черный ящик, 2 досточки, 2 пары ласт.
Подготовка к проведению открытого урока
Представленное занятие является естественным продолжением предыдущих уроков и опирается на теоретические знания и сформированные ранее двигательные умения и навыки. Проведенный урок служит основой для выявления уровня физической подготовленности учеников, а также возможности применения двигательных умений и навыков в нестандартных, игровых ситуациях.
Урок построен на основе взаимосвязей процесса физического воспитания с другими видами воспитания, в частности, с умственным и нравственным. Я старался сделать акцент на творческом взаимообмене между учителем и учениками, создавать условия для реализации творческого потенциала ребят. Представленные в ходе урока средства и методы подобраны мной с учетом возрастных особенностей занимающихся. Содержание и форма представленных упражнений и творческих заданий соответствуют уровню физической, функциональной и психической подготовленности учащихся данного класса.
Содержание всего урока построено на идее реализации плавательных возможностей учащихся, сформированности их двигательных умений и навыков при выполнении разнообразных двигательных задач. Главный акцент сделан на формирование у занимающихся умений и навыков в ходе практической деятельности. Необходимо научить ребят применять двигательные умения и навыки, а также полученные ранее специальные физкультурные знания в нестандартных ситуациях.
Сюжет: Ведущий в образе капитана Флинта дает задания (эстафеты, викторина и т. д.) учащимся. Главная сюжетная линия – это поиск пиратских сокровищ (использование стандартного и нестандартного инвентаря).
Ход мероприятия:
Вступление:
Под музыку выходят две команды по 5 человек.  Музыка стихает и появляется костюмированный капитан Флинт.  Посылая проклятия в адрес испанского флота, он обвиняет их во всех бедах за то, что те потопили флот и уничтожили его команду. Капитан Флинт мечтает вернуться на остров за своими сокровищами, но для этого ему надо набрать экипаж. Он обращается к участникам с приглашением пройти морские испытания, чтобы стать пиратами.
Учащиеся организованно спускаются в воду, по очереди, спиной к воде, держась за поручни, и располагаются на дорожках по 5 человек на каждой.
Проводится диагностика деятельности сердечнососудистой системы с помощью измерения частоты сердечных сокращений. Школьники измеряют пульс на запястье в течение 10 секунд, после чего говорят параметры пульса учителю.
Результаты конкурсных заданий (подсчет баллов, ведение протокола эстафет) осуществляет помощник учителя.
1. Конкурсная эстафета «Занырни под круг»
Учащиеся по очереди доплывают до спасательного  круга, находящегося на середине бассейна ныряют под воду и выныривают в круг. После этого участник доплывает до бортика на глубокой части бассейна и после этого стартует следующий участник и т. д. Затем все участники одновременно с соблюдением дистанции возвращаются на мелкую часть бассейна.
2. Викторина на знание морской терминологии:
Команды находятся на мелкой части бассейна. Учитель задает вопросы викторины:
Как называется корабельный повар? (Кок)
Что такое камбуз на корабле? (Кухня)
Что означает на языке моряков «якорь чист»? (Якорь поднят, вышел из воды)
Для чего нужен кнехт? (Для наматывания швартовых концов)
Кто такой штурман на корабле? (Прокладывающий курс корабля)
Корабельный колокол – это… (рында)
Как называется кормовая часть корабля? (Ют)
Как называется носовая часть корабля? (Бак)
За правильный ответ команда зарабатывает балл, а другая команда, не ответившая на вопрос выполняет 5 вдохов выдохов в воду.
3.  Конкурсная эстафета (встречная) «На абордаж!»
Каждый участник команды распределяется на определенном этапе.
Этапы:
Первый участник команды проплывает 25 метров кролем на груди в полной координации.
Второй участник стартует с воды с досточкой ногами кроль на груди
Третий участник команды проплывает 25 метров кролем на груди в полной координации.
Четвертый участник плывет с досточкой зажатой между ног руками кроль на груди.
Последний участник плывет кролем на груди в ластах.
4. Конкурс «Морской бой»
У каждого участника команды под шапочкой ленточка, кончик которой выпущен на 25-30 см. Команды располагаются на одной дорожке, на мелкой части бассейна напротив друг друга. В единоборстве участвуют по два человека из противоположных команд. По команде учителя необходимо выдернуть ленточку из под шапочки противника, игрок который выдернул ленточку первым зарабатывает балл для своей команды. Запрещено: залазить на плечи, топить соперника.
5. Конкурс «Ныряльщики за ракушками»
На дно мелкой части бассейна помощник погружает 8 ракушек. Учащиеся по команде учителя ныряют под воду и достают со дна ракушки. Затем плывут к члену команды стоящего у бортика на мелкой части и передают ему ракушку, тот в свою очередь выкладывает предмет на бортик перед учителем. Участник одной команды имеет право доставать только один предмет. Конкурс заканчивается, когда все предметы будут находиться на бортике. Побеждает та команда, у которой будет большее количество ракушек.
Проводится повторная диагностика деятельности сердечнососудистой системы с помощью измерения частоты сердечных сокращений. Школьники измеряют пульс на запястье в течение 10 секунд, после чего говорят параметры пульса учителю. На основании двух измерений ЧСС (до и после урока) учитель анализирует состояние занимающихся.
6. Построение команд и награждение
Учащиеся по команде учителя организованно выходят из бассейна с мелкой части по лестнице и строятся на бортике в две шеренги в соответствии с командой. Учитель на основании протокола урока подводит итоги и награждает команду победителей и команду участников грамотами и «сундуком с сокровищами» (сладкие призы).
В конце урока проводится дополнительное развлекательный конкурс-соревнование «Боцман».
7. «Боцман»
Учитель в роли капитана предлагает выбрать себе боцмана. Для этого учащиеся после организованного перехода на бортик глубокой части бассейна после 3-х секундного интервала прыгают в воду и пытаются догнать учителя. Кто первым схватит за руку учителя побеждает и становится боцманом.
Осуществляется организованный выход из воды вместе с учителем и построение на бортике мелкой части. Затем проводится награждение победителя данного конкурса-соревнования (боцмана).
Организованный выход в душевые.