ПРОГРАММА «Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».
ПРОГРАММА
«Формирование социально – бытовых представлений и навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья»
автор: Татьяна Петровна Мадеева
воспитатель Горковской МС(К)ОШИ
Программа предназначена
для работы с учащимися
имеющими ограниченные
возможности здоровья
в специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе - интернат
VIII вида.
Возраст 7 – 15 лет.
Работа по программе рассчитана
на разные возрастные группы и
проходит в три этапа:
1 – 4 класс – начальное звено;
5 – 7 класс – среднее звено;
8 – 9 класс – старшее звено.
Срок реализации программы:
1 – 4 класс – 4 года;
5 – 7 класс – 3 года;
8 – 9 класс – 2 года.
Девиз моей работы:
«Рост и воспитание детей – это большое, серьёзное
и страшно ответственное дело».
А.С.Макаренко.
186465436735
Пояснительная записка
к программе
«Формирование социально – бытовых представлений и навыков у
детей с ограниченными возможностями здоровья».
Аннотация к программе
Настоящая программа является специальной, воспитательной коррекционно-педагогической программой для работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
Работа по программе рассчитана на разные возрастные группы с учетом их возрастных и психофизических особенностей, уровнем сформированности социальных представлений и навыков.
Работа по программе проходит в три этапа:
1 – 4 класс – начальное звено;
5 – 7 класс – среднее звено;
8 – 9 класс – старшее звено.
Программа предполагает участие учащихся 7-15 лет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе - интернат VIII вида в рамках учебно-воспитательного процесса.
Статус программы
Программа — методический инструмент педагога-дефектолога, в котором определены наиболее оптимальные и эффективные для данной возрастной группы содержание, формы, методы, технологии и приемы организации коррекционно-развивающего воспитательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
Нормативно - правовая база программы:
1.Конвенция ООН о правах инвалидов;
2.Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов 1993 года;
3.Рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы «К полной социальной интеграции людей с ограниченными возможностями» от 2003 года»
4.Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
5.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» - (принят ГД ФС РФ 21.12.2012), вступил в силу с 1 сентября 2013 года.
6.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовании учреждения для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (от 12.03.1997 №228);
7.Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании), (от 18.07.1996);
8.Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 июля 2011 года №470-П «Об утверждении Стратегии социальной интеграции инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе до 2020 года»;
9.Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4 сентября 1997г.№48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII вида».
Обоснование
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в настоящее время составной частью социальной политики Российской Федерации является улучшение качества жизни населения страны. Россия стремится достичь достойных стандартов для граждан своей страны и в этой связи очень важно обеспечить равные условия социальной адаптации и интеграцию в общество детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в школе – интернате и имеющих различные отклонения в развитии.
Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закреплено право детей – инвалидов на реабилитацию и социальную интеграцию. Но, вместе с тем, недостаточное количество специальных коррекционных программ для работы с детьми с ОВЗ отрицательно влияет на качество подготовки таких учащихся к самостоятельной жизни и их успешной интеграции в социум.
Успех интеграции в значительной степени зависит от социально – бытовой деятельности человека, его способности самостоятельно организовать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни - главная задача коррекционной школы. В сущности, весь процесс обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в общество.
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья», является учреждением социального обслуживания, предназначенным для постоянного и временного проживания детей с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в постоянном комплексном психолого-педагогическом сопровождении в специально организованной коррекционно-развивающей среде.
У таких детей развитие познавательных процессов и высших психических функций находится на низком уровне, не соответствует возрастным нормам. Часто эти нарушения сочетаются с отклонениями поведения, отсутствием мотивации в любом виде деятельности, сниженной работоспособностью, быстрой утомляемостью, головными болями. Эти дети отличаются неосознанным восприятием новых факторов, правил, теоретических сведений. У них отмечается крайняя несамостоятельность в практической деятельности, плохая переключаемость с одного вида деятельности на другой.
Отсутствие логического мышления проявляется в неспособности к обобщению, затруднениями в понимании любых явлений в окружающем мире. Предметно – практическое мышление носит ограниченный характер. Речевая деятельность аграмматична и косноязычна, активный словарный запас ограничен. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте и легко рассеивается.
Отмечается недоразвитие моторики – движения бедные, однообразные, часто угловатые, бесцельные, замедленные, может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений. Эмоции бедные, однообразные. Все психические процессы тугоподвижные и инертные. При перемене привычной обстановки на новую дают негативную реакцию, стесняются своих недостатков.
Указанные недостатки свидетельствуют о том, что воспитательная работа с данной группой детей заключается в специально организованном воспитательном процессе, включающем в себя:
- определение доступного уровня содержания материала по объёму и глубине на основе изучения дефекта развития;
- индивидуальный подход;
- доступность усвоения материала занятия;
- практическую направленность и прикладной характер рассматриваемых вопросов;
- коррекцию и развитие недостатков умственного развития на основе применения специальных наглядно – практических методов обучения и игровых технологий;
- формирование положительной мотивации деятельности.
Программа актуальна ещё и тем, что в соответствии с современной концепцией развития российского образования, требованиям ФГОС, в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения и в процессе систематического и целенаправленного обучения есть возможность повысить их приспособленность к жизни.
Работа по программе необходима и актуальна. Это подтверждается тем, что параллельно с формированием социально – бытовых представлений и навыков, ребята получают другие важные сведения, умения, навыки, представления и личностные качества, расширяют свой социальный кругозор, приобретают необходимые социальные компетенции.
Суть авторского подхода состоит в том, что:
- в программе определена, методически обоснованная, структурированная модель деятельности воспитателя по созданию наиболее эффективных условий формирования социальных компетенций, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ОВЗ;
- в программе определен исходный уровень сформированности социальных знаний, умений, навыков у детей с ОВЗ, необходимых для успешной социальной адаптации и самостоятельной жизни;
- в программе учтены особые образовательные потребности учащихся с ограниченными возможностями здоровья и возможности освоения программного материала на различных этапах её реализации;
- программа предусматривает приобщение воспитанников с ОВЗ к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- программа обеспечивает вариативность и разнообразие форм, методов и технологий деятельности воспитателя по формированию социально-бытовых представлений и навыков у воспитанников школы - интернат;
- работа по программе предполагает использование современных и инновационных технологий воспитательной деятельности;
- в процессе работы по программе у воспитанников вырабатывается активная жизненная позиция, формируются важные личностные качества – отзывчивость, доброта, сострадание, толерантность, забота о других, умение выполнять практические действия.
Инновационный компонент программы:
В данной программе проведена интеграция:
- информационных возможностей воспитательного процесса и жизненного опыт детей;
- коррекционного воздействия и расширение понятий об области применения знаний в социально – бытовой деятельности;
- социально – бытовой направленности содержания материала программы и других направлений воспитательной работы (трудовое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, экологическое воспитание, здоровьесберегающие технологии).
Цель:
Создание наиболее эффективных условий для эффективного формирования социально-бытовых представлений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
1. Формировать и закреплять социально-бытовые навыки в трудовой, практической, индивидуальной и коллективной деятельности.
2. Формирование основ социальной ориентировки на основе расширения круга социально-нравственных представлений об окружающем мире.
3. Привитие культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания.
4. Создание основы для проявления самостоятельности в дальнейшей жизни.
5. Учить бережливости, аккуратности в процессе действий с предметами домашнего обихода, предметами гигиены, накапливать опыт самостоятельных действий в бытовых процессах.
6. Развитие и коррекция двигательной моторики, системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
7.Содействовать воспитанию ответственности, дисциплины, внимательного отношения к себе и людям, толерантность.
8.Содействовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников.
Ведущая педагогическая идея программы состоит в выработке мотивации
к накоплению и углублению знаний, умений и навыков, необходимых для подготовки к самостоятельной жизни и успешной адаптации в социум;
к формированию положительных качеств личности ребёнка:
к воспитанию человека, способного самостоятельно жить в обществе, найти в нём своё место.
Программа определяет деятельность в следующих направлениях:
Теоретические занятия – получение и накопление познавательных сведений.
Практические занятия – применение полученных знаний в практической общественно – полезной деятельности.
Практическое подтверждение полученных знаний, умений, навыков в непосредственном общении и взаимодействии с окружающими, природой.
Структура программы
Формирование социально – бытовых представлений и навыков является одним из немногих видов деятельности, в котором ребенок с ограниченными возможностями здоровья достигает видимого успеха, что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития.
Программа включает в себя формирование социально-бытовых навыков, отработку навыков самообслуживания как основу успешной адаптации в общество.
Предметно-практическая деятельность по программе проходит как основа формирования трудовых навыков.
Вся работа на занятиях носит целенаправленный характер и способствует развитию самостоятельности воспитанников при выполнении заданий, предусмотренных программой.
Программный материал расположен по концентрическому принципу. Реализация принципа концентризма даёт возможность систематически повторять, постепенно усложнять, расширять и углублять ранее полученные знания, повышать уровень их осознанности учащимися.
Концентрическое распределение программного материала создаёт условия для реализации дидактических принципов: научности, доступности, последовательности, систематичности, коррекционной направленности.
Разделы программы:
- Безопасность жизнедеятельности.
- Жилые помещения.
- Культура поведения и общения.
- Одежда и обувь.
- Ориентирование в окружающем.
- Отдых и досуг (я и моё свободное время).
- Охрана здоровья и физическое развитие.
- Питание.
- Природа.
Формы организации работы по программе:
КРЗ (коррекционно – развивающие занятия).
Игры (дидактические, сюжетные, имитирующие, компьютерные).
КТД различной направленности.
Беседы.
Тренинги.
Практические занятия.
Экскурсии.
Прогулки.
Походы.
Наблюдения.
Чтение книг.
Просмотр кино и видеоматериалов.
Общение со сверстниками.
Занятия в кружках, спортивных секциях (по интересам детей).
Участие детей в различных конкурсах.
Методы воспитательного воздействия
Ведущее место занимают практические и наглядные методы воспитания:
Объяснительно – иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами, тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, шаблонами, буклетами).
Репродуктивные (работа по образцам).
Частично – поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок, использование развивающих игр).
Предметно – практические методы.
Система специальных коррекционно – развивающих методов.
Методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование).
Методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, поручение).
Методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценки).
Технологии воспитательной деятельности
виктимологические технологии (олигофренопедагогика);
личностно – ориентированные технологии;
информационно – коммуникационные технологии;
технологии адаптивной школы;
здоровьесберегающие технологии;
элементы технологии интегрированного обучения.
Организация деятельности по программе
Программа является коррекционно - развивающей и предусматривает
три этапа овладения практическими навыками:
1. Выполнение отдельных трудовых действий с помощью педагога;
2. Выполнение серии трудовых действий совместно с педагогом;
3. Относительно самостоятельное последовательное выполнение серии трудовых действий с опорой на план-схему (пиктограммы) и инструкции педагога.
Таким образом, в программе предусмотрены уровни усвоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность воспитанников;
- умение учащегося исправить допущенные ошибки.
Длительность прохождения этапов и содержание обучения практическим навыкам каждого учащегося зависит от его индивидуальных особенностей развития. Между тем грубые нарушения моторики, эмоционально – волевой сферы, не позволяющие некоторым учащимся освоить практические умения и навыки, не исключают их пассивного соучастия в занятиях с другими детьми и выполнения отдельных операций с помощью педагога.
Такой подход позволяет развивать познавательную деятельность детей, помогают им лучше усваивать программные сведения.
В ряде разделов предусмотрены упражнения, которые воспитанник выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки определенных умений и навыков на основе знаний.
1. Деятельность по программе может быть организованна как групповое занятие, индивидуальное занятие, индивидуальная работа с группой детей.
2. При любой форме деятельности занятие делится на 2 части: образовательную и игровую или практическую.
Как показывает практика работы, на образовательную часть отводится не более 15 минут. На игровую часть – 10 минут.
3.Образовательная часть воспитательного занятия включает в себя изучение программного материала по специальным коррекционно – развивающим методикам.
4.Игровая часть включает в себя специальные коррекционно-развивающие упражнения, дидактические и ролевые игры по закреплению изученного материала, игры имитирующие ситуации из повседневной жизни, быта, окружающей действительности.
5.С целью развития мотивации, активизации познавательных возможностей целесообразно использовать ИКТ - технологии, применять мультимедийные средства обучения, развивающие компьютерные игры и компьютерные тренинговые задания.
6.При планировании работы на воспитательном занятии необходимо включать материал из личного опыта учащихся; материал, отражающий межпредметные связи с другими образовательными областями.
Мониторинг освоения программы.
Мониторинг освоения программы включает в себя:
систему тестов;
педагогическое наблюдение;
карта мониторинга индивидуальной программы развития.
Механизм отслеживания конечных результатов.
Диагностика реализуется через наблюдение, методы опроса, анкетирование, тестирование, тренинги (самостоятельно и совместно с педагогом – психологом).
Виды контроля:
- предварительный;
- промежуточный;
- итоговый.
Формы подведения итогов реализации программы:
- итоговые занятия;
- самостоятельное выполнение задания;
- тестирование.
Ожидаемые результаты реализации программы
Реализация намеченных мероприятий по специальной, воспитательной коррекционно-педагогической программе существенно повысит уровень развития воспитанников школы – интерната, приведёт к снижению роста негативных явлений в детской среде, способствует духовно – нравственному оздоровлению социума, развитию способностей детей с ОВЗ, формированию социальных умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении.
Критерии оценки достижения результатов
-Практическая направленность.
-Контролируемость.
-Реалистичность
-Соответствие поставленным целям.
-Мотивирующий потенциал.
-Инвариантность.
-Прогрессивность, научность.
-Соответствие Положению о работе специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Содержание программного материала
Разделы программы:
- Безопасность жизнедеятельности.
- Жилые помещения.
- Культура поведения и общения.
- Одежда и обувь.
- Ориентирование в окружающем.
- Отдых и досуг (я и моё свободное время).
- Охрана здоровья и физическое развитие.
- Питание.
- Природа.
Тематический план интегрированных видов деятельности детей с ОВЗ по формированию социально – бытовых представлений в условиях школы – интерната VIII вида.
№ Тема Цель, задачи Содержание
1. Безопасность жизнедеятельности:
1 – 4 класс Цель:
Формирование начальных социально – бытовых знаний, умений о простейших способах обеспечения собственной безопасности в природе и в быту.
Задачи:
Формировать знания: правила поведения на дорогах, соблюдение правил дорожного движения, личная безопасность.
Убеждать детей в активном выполнении режима дня, учить заботиться о своём здоровье.
Формировать знания: безопасное поведение детей (в лесу, во время ледостава, во время ледохода), ПДД.
Содействовать воспитанию навыков ЗОЖ.
КРЗ
1-4класс:
- «Безопасное поведение на улице» (правила дорожного движения).
-«Безопасное поведение дома»;
- «Безопасное поведение в общественном транспорте»;
Игровые занятия:
- «Мой друг – светофор»;
- «Воспитанный пешеход»;
- «Дорожная азбука велосипедиста».
Беседа:
- «Мой режим дня » (мои привычки и желания).
Минутка безопасности:(беседа)
-«Как вести себя в лесу? (сбор ягод)».
- «Осторожно тонкий лёд» (осень, весна).
Практическая работа:
Участие в оформлении уголка безопасности дорожного движения: «Правила дорожные - правила надёжные»
(Рисунки детей)
5 – 7 класс Цель: Формирование навыков грамотного поведения при чрезвычайных ситуациях в быту, социальном пространстве, природе.
Задачи:
Формировать знания детей:
- Знать и соблюдать правила дорожного движения;
- Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу);
- Правила передвижения на велосипеде;
- Правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач;
- Соблюдение техники безопасности, в процессе деятельности.
Развитие профилактических умений по охране здоровья.
КРЗ
5-7класс:
-«Правила дорожного движения»;
- «Соблюдение правил дорожного движения»;
- «Гигиена зрения и слуха»;
-«Взрывчатые вещества, пиротехника»;
- «Безопасность на воде: купание в море, реке, пруду»;
Беседа:
- «Гигиена чтения. Как смотреть телевизор».
- «Электробезопасность: правила пользования бытовыми электроприборами»;
- «Правила безопасного поведения вблизи электропередач»;
- «Правила безопасного поведения в период весенних каникул.
- « Правила безопасного поведения в общественном транспорте»;
- «Правила безопасного поведения на льду водоёмов».
Минутка безопасности:
-«Как вести себя в лесу? (сбор ягод)».
- «Осторожно тонкий лёд» (осень, весна).
Буклеты:
- «Памятка для пешехода»;
- «Правила охраны зрения».
Практические работы:
- «Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе».
-участие в школьном конкурсе рисунков «Безопасное колесо».
Встреча с сотрудником ГИБДД (проф. беседы правила дорожного движения, охрана жизни детей).
Профилактическая беседа-инструктаж по ТБ и охране труда.
8 – 9 класс Цель: Расширение знаний и формирование устойчивых навыков правильного поведения при чрезвычайных ситуациях в быту, социальном пространстве, в природе.
Задачи:
Дать знания, которые помогут детям в опасных и трудных жизненных ситуациях принять правильное решение;
-усвоить положение инструкций по ОБЖ в (занимательной игровой форме);
-учит анализировать и правильно оценивать поступки;
-осуществлять коррекцию поведения детей через анализ поступков;
-подготовить к элементарной личной безопасности.
Учить детей разжигать костёр, следить за ним, готовить ужин. Социализация, навык ЗОЖ. КРЗ
8-9класс:
-«Безопасное поведение на улице»;
- «Главные правила безопасности пешеходов»;
- «Безопасное поведение на воде»;
- «Как обеспечить личную безопасность»;
- «Если в доме пожар, как быть?»;
Буклеты:
-«Правила безопасного поведения на улице»;
- «Правила дорожного движения»;
- «Правила безопасного поведения на воде»;
-«Правила поведения при пожаре»;
Встреча с сотрудником ГИБДД (проф. беседы правила дорожного движения, охрана жизни детей).
Инструктаж по ОБЖ:
- «Необходимые правила безопасного поведения на улице»;
- «Пожарная безопасность: причины возникновения пожара»;
- «Правила поведения при пожаре»;
- «Правила пожарной безопасности в доме»;
- «Пожарная безопасность при обращении с горючими, легковоспламеняющимися материалами и веществами»;
Школа выживания:
- «Как вести себя в лесу, на реке».
2. Жилые помещения: 1 – 4 класс Цель:
Формирование начальных социально – бытовых знаний, умений о жилых помещениях.
Задачи:
Знакомство с видами жилых помещений: учебная комната – класс, столовая, игровая комната, спальня (комната мальчиков, комната девочек).
Знакомство с предметным наполнением мебели в жилых помещениях: название мебели, её назначение.
Знакомство с уголком хозяйственно – бытового труда: оборудование, инвентарь, его назначение. Знать правила пользования инвентарем.
Формирование навыков уборки жилых помещений:
-протирание пыли, мытье поверхностей, игрушек, наведение порядка в личных шкафах, уход за растениями.
Формировать умение определять непорядок в помещении, выбирать инвентарь для уборки.
Формировать умение заправлять кровать: простыню, разостлать одеяло, покрывало, взбить подушку. КРЗ
1-4класс:
«Жилой дом, домашние помещения»;
«Школа, школьные помещения»;
«Все о мебели. Уход за мебелью»;
«Обязательное дело» (уборка жилых помещений);
«Бюро добрых дел» (уход за мебелью, уход за домашними цветами).
Дидактические игры:
«Где был Буратино?»;
«Будь внимателен»;
«Не ошибись!»;
«Четвёртый лишний»;
«Посмотри и запомни»;
«Чего не стало?»;
«Что изменилось?»;
«Новоселье у Буратино».
Беседы о необходимости поддержания чистоты и порядка в жилых помещениях.
Карточки:
-Правила уборки комнат;
-Правила уборки класса;
-Последовательность действий при мытье пола.
Выполнение хозяйственных работ по дому:
- уборка территории от снега, уборка группы и класса.
Практическая работа:
(бюро добрых дел)
- Протирание пыли с различной мебели»;
- «Мытьё игрушек»;
- «Наведение порядка в шкафу для игрушек»;
- «Уход за комнатными растениями».
Карточки:
-«Последовательность мытья игрушек».
5 – 7 класс Цель:
Формировать знания о жилых помещениях: виды жилых помещений, уход за жилищем, почтовый адрес дома, школы.
Задачи:
Дать знания детям:
- виды жилых помещений в городе и деревне и их различие;
- почтовый адрес своего дома и школы – интерната;
- гигиенические требования к жилому помещению;
- правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
- санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с пылесосом;
- последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
- способы и периодичность ухода за окнами;
- виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;
- способы утепления окон;
- правила ухода за мебелью в зависимости от её покрытия;
- правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме;
- правила содержания в доме собаки, кошки. КРЗ
5-7класс:
- «Виды жилых помещений»
(квартира, частный дом, интернат, гостиница, общежитие);
-«Виды помещений в жилых домах (варианты жилых и подсобных помещений);
- «Почтовый адрес дома, школы» (написание адреса на почтовой открытке);
- «Гигиенические требования к жилому помещению»;
- «Значение уборки жилых помещений. Периодичность уборки (еженедельная, недельная, сезонная)»;
- «Требования к организации спального места. Гигиенические требования к постельному белью»;
- «Ковры и ковровые покрытия, их виды. Способы ухода за ними (влажный веник, пылесос)»;
- «Значение жилища для человека. Регулярная уборка жилого помещения – ежедневная, еженедельная»;
- «Сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету»;
- «Способы и периодичность ухода за окнами. Виды моющих средств»;
-«Виды мебели: мягкая, корпусная, столы, стулья. Покрытие мебели: мягкая – ткань, кожа; корпусная, столы, стулья – полировка, шпон, пластик»;
Беседы:
-«Инвентарь и приспособление для уборки»;
- «Последовательность уборки детской комнаты»;
- «Правила вытирания пыли»;
- «Правила подметания пола»;
- «Виды половых покрытий: деревянные, паркет, линолеум, ламинат»;
-«Инвентарь, приспособления и средства по уходу за полами»;
-«Пылесос. Правила и техника безопасности при работе с ним».
- «Окна как за ними ухаживать?»;
- «Способы ухода за мебелью. Средства и приспособления».
Практическая работа:
-«Ежедневная уборка жилых помещений» (класс, группа);
-«Генеральная уборка жилых помещений» (класс, группа).
8 – 9 класс Цель:
Формирование общетрудовых, устойчивых знаний и навыков - жилые помещения: умение ориентироваться в условиях предстоящей деятельности, анализировать её, планировать необходимые действия, осуществлять самоконтроль.
Задачи:
Формировать знания детей:
- правила и периодичность уборки кухни, санузла;
-моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла;
- санитарно – гигиенические требования и правила техники при уборке кухни и санузла;
- требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера; правила сохранения жилищного фонда.
- правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера и особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели); КРЗ
8-9класс:
-«Правила и периодичность уборки кухни. Моющие средства и приспособления для уборки кухни»;
- «Правила и периодичность уборки санузла: ванна, унитаз, раковина. Моющие средства и приспособления»;
- «Правила мытья кафельных стен. Моющие средства и приспособления»;
- «Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер»;
- «Сохранение жилищного фонда (косметический ремонт: оклейка стен обоями, покраска дверей).
- Упражнения в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера (на макете).
Беседа:
-«Техника безопасности при работе с моющими и чистящими средствами»;
- «Виды уборки квартиры: ежедневная, еженедельная».
Практическая работа:
-«Ежедневная уборка жилых помещений» (класс, группа);
-«Генеральная уборка жилых помещений» (класс, группа)- еженедельная уборка.
3. Культура поведения и общения: 1 – 4 класс Цель:
Формирование начальных социально – бытовых знаний, умений о правилах поведения: дома, в школе, на улице, за столом, в общественном транспорте.
Задачи:
Знакомство с нормами поведения в наиболее типичных ситуациях – в школе, столовой, спальне, на воспитательских занятиях, на улице, в магазине и т.д. – и отработка этих норм;
Формирование сущности нравственных понятий: доброта, отзывчивость, и др.
Воспитание доброжелательного, отзывчивого, справедливого, честного, внимательного отношения к окружающим; анализ своих поступков. КРЗ
1-4класс:
- «Мы школьники! Ура» (правила поведения);
- «Школа – мой режим дня» (режим дня);
- «Дружба начинается с улыбки»;
-«Правила поведения в школе и дома»;
Беседы:
-«Правила поведения дома»;
-«Правила поведения в школе»;
-«Правила поведения на улице»;
- «Правила поведения за столом»;
-«Правила поведения в общественном транспорте».
Практическая работа - игра:
-«Помоги Вини Пуху» (правила поведения за столом);
-«Помоги Незнайке» (поведение пассажиров в общественном транспорте);
- «Посади гостей за стол».
4класс:
Практическая работа
-«Тестирование» - диагностика (в начале года, в конце года).
5 – 7 класс Цель:
Формировать умение быть вежливыми в общении, следовать правилам культуры поведения
Задачи:
Развитие навыков ориентированного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях.
Развивать общие психологические компетентности у ребёнка:
- умение сочувствовать другим, оказывать поддержку, адекватно реагировать на свой успех и неуспех, а также умения нейтрализации агрессивного реагирования и зависимости от других;
- углубление сфер применения правил этикета в повседневной жизни;
-привитие знаний и навыков культуры поведения и общения с людьми;
-формирование умений выражать оценку поступков вслух, обосновывать своё суждение;
-воспитание сознательного отношения к своим поступкам;
-осознание учащимися себя как самостоятельной личности, части коллектива, части общества. КРЗ
5-7класс:
-«Правила и нормы поведения; кодекс товарищества»;
-«Права и обязанности школьника»;
-«Конфликты в нашей жизни: как их анализировать».
Беседа – диалог:
Правила поведения:
- учусь общаться со взрослыми;
- культура общения (ученик – ученик);
- как вести себя на улице и в общественных местах.
-Встреча с сотрудником ГИБДД (проф. беседы по охране жизни детей).
Практическая работа
-«Тестирование» - диагностика (в начале года, в конце года).
8 – 9 класс Цель:
Коррекция социальных представлений и навыков поведения; формирование интереса к своей внутренней жизни.
Задачи:
Формировать социальные мотивы, навыки поведения:
-углубление и разнообразие сфер применения правил этикета в повседневной жизни;
-совершенствование практики этического поведения;
-пробуждение у учащихся интереса к своей внутренней жизни;
-воспитание сознательного отношения к своим поступкам, потребности в самооценке;
-отработка умений хранить своё достоинство в любых ситуациях. КРЗ
8-9класс:
- «Права и обязанности гражданина».
- «Моя ориентировка в мире профессий».
- «Моё настоящее и будущее»
Беседы:
- «Моя жизненная перспектива: возможности проблемы».
- «Как влияет выбор профессии на будущее?»
- «Последствия выбора профессии: реальность и мечты».
-«Безработица. Как её избежать? и др.
Практическая работа
-«Тестирование» - диагностика (в начале года, в конце года).
4. Одежда и обувь: 1 – 4 класс Цель:
Формирование начальных представлений и знаний об одежде, обуви.
Задачи:
Ознакомление с предметами одежды, части одежды (рукав, карманы, воротник);
Ознакомление с обувью, части обуви (подошва, каблук, ремешок).
Привлечение внимания детей к внешнему виду: учить смотреть на себя в зеркало, друг на друга, на взрослого, показывать и называть одежду, обувь (на себе, в шкафу, разложенную на стуле и т.п.). Одежда:
КРЗ
1-4класс:
- «Знакомство с одеждой. Классификация одежды»;
- «Одежда для мальчиков и девочек. Д/и «Подберём куклам одежду»;
- «Уход за одеждой: чистка с помощью щётки»;
-«Одежда для дома»;
-«Одежда для школы».
Беседы:
«Хранение одежды»;
«Чистка одежды щёткой»;
«Стирка одежды»;
«Глажение одежды»;
Практическая работа:
- «Складывание одежды»;
- «Развешивание одежды на стульчик»;
- «Экскурсия на прачечную»;
- «Стирка мелких предметов одежды»;
- «Чистка одежды с помощью щётки».
Итоговый практикум:
- «Приводим одежду в порядок».
Обувь.
КРЗ
1-4класс:
- «Знакомство с обувью. Классификация обуви»;
- «Различение правого – левого ботинка. Игра «Ботинки поссорились»;
- Итоговое занятие «Гигиена обуви».
Беседы:
-«Уход за обувью»;
-«Мытьё резиновой обуви»;
-«Сушка мокрой обуви»;
-«Чистка обуви».
Практическая работа:
1)Упражнения в обувании и разувании.
2)Вытирание и чистка обуви об решетку.
3)Мытьё и сушка обуви.
5 – 7 класс Цель:
Формировать знания учащихся о видах одежды, обуви, головных уборов; соблюдение техники безопасности при работе с колющими, режущими предметами, правила пользования утюгом.
Задачи:
Иметь представление о том, почему нужно содержать одежду и обувь в чистоте, и как сохранить внешний вид одежды, обуви и головных уборов;
Формировать знания детей:
- виды одежды и обуви;
- правила ухода за одеждой и обувью.
Формировать знания детей:
- Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами (утюгом) и бытовыми химическими средствами, применение которых предусматривает знакомство с инструкцией.
Формировать знания:
- Особенности стирки цветного и белого белья;
- Правила пользования моющими средствами;
- Устройство и правила пользования стиральной машиной;
- Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины;
- Последовательность и особенности утюжки одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей и т.д. КРЗ
5класс:
- «Виды одежды и головных уборов, их назначение»;
- «Повседневный уход за одеждой и подготовка её к хранению»;
- «Виды обуви, их назначение».
Беседы:
-«Хранение одежды»;
-«Чистка одежды щёткой»;
-«Стирка одежды»;
-«Глажение одежды»;
-«Пришивание пуговиц»;
-«Пришивание вешалок к одежде»;
-«Пришивание кнопок, крючков и петель».
Практические работы:
-«Чистка и сушка повседневной одежды»;
- «Чистка и сушка верхней одежды»;
- «Чистка и сушка обуви».
-«Чистка одежды щёткой»;
-«Стирка одежды»;
-«Глажение одежды»;
-«Пришивание пуговиц»;
-«Пришивание вешалок к одежде»;
-«Пришивание кнопок, крючков и петель».
Беседы:
(буклеты)
- «Повседневный уход за кожаной обувью»;
- «Повседневный уход за обувью из замши, текстиля, шерсти (валяной)»;
- «Уход за мокрой обувью из кожи;
- «Подготовка сезонной обуви к хранению».
КРЗ
6класс:
- «Мелкий ремонт одежды. Подготовительные работы»;
- «Пришивание пуговиц»;
- «Пришивание кнопок и крючков»;
- «Утюг. Правила техники безопасности при работе».
Беседы:
(буклеты)
- «Правила ручной стирки и сушки изделий»;
- «Стирка изделия из хлопчатобумажных и шёлковых тканей»;
- «Глажение изделий»
- «Правила техники безопасности при работе с утюгом».
Карточки (план – схема):
«Стирка одежды».
Практические работы:
- «Пришивание пуговиц, петель, крючков, вешалок на одежду»;
- «Подшив брюк, платья, распоровшегося шва»;
- «Стирка и утюжка изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей».
КРЗ
7класс:
- «Гигиена одежды»;
- «Ремонт одежды – наложение заплаты»;
- «Ремонт одежды – штопка разорванного места».
Беседы:
- «Ручная стирка белой хлопчатобумажной ткани»;
- «Стирка белья с помощью стиральной машины»;
- «Глажение прямого белья»;
- «Глажение спортивной одежды».
Практические работы:
- «Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка»;
- «Стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной ткани вручную и с помощью стиральной машины».
8 – 9 класс Цель:
Формирование устойчивых знаний и представлений об одежде, обуви: внешний вид и средства выражения индивидуальности молодого человека.
Задачи:
Формировать знания:
- правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей;
- правила и последовательность утюжки изделий;
- правила пользования прачечной, виды услуг;
- правила подготовки вещей к сдаче в стирку;
- правила пришивания меток;
- правила пользования прачечной самообслуживания.
Формировать знания детей:
- О стиле одежды и моде; о средствах выражения индивидуальности;
- О воздействии средств, для выведения пятен на различные виды тканей. КРЗ
8класс:
-« Ручная стирка и сушка изделий из шерстяных и синтетических тканей»;
- «Глажение фасонного белья»;
- «Прачечная. Правила пользования».
Карточки (план- схема):
«Стирка одежды».
Беседы:
-«Хранение одежды»;
-«Чистка одежды щёткой»;
-«Стирка одежды»;
-«Глажение одежды»;
-«Пришивание пуговиц»;
-«Пришивание вешалок к одежде»;
-«Пришивание кнопок, крючков и петель»;
-«Обмётывание петель для пуговиц, зашивание растянувшихся петель, образование воздушных петель»;
-«Зашивание одежды по распоровшемуся шву»;
-«Подшивание подогнутого края одежды»;
-«Втягивание эластичной тесьмы (резинки) в пояс предметов одежды».
-«Меры предосторожности и правила техники безопасности при работе с утюгом».
Практические работы:
- «Стирка и сушка изделий из шерстяных и синтетических тканей»;
- «Утюжка блузок, рубашек, платьев».
КРЗ
9класс:
- «Мода. Стиль в одежде»;
- «Выбор одежды и обуви при покупке»;
- «Варианты обновления одежды (замена мелких деталей)»;
- «Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях»;
- «Обобщение пройденной темы. Проверочная работа».
Беседы:
- «Внешний вид молодого человека и средства выражения индивидуальности».
- «Техника безопасности при пользовании средствами для выведения пятен» (буклеты)
Практические работы:
- «Определение размеров одежды и обуви»;
- «Примерка одежды и обуви»;
- «Выведение пятен» (средства, правила выведения).
5. Ориентирование в окружающем: (магазин, почта, больница, сбербанк и т.д.) 1 – 4 класс Цель:
Формировать начальные знания и умение ориентироваться в школьном пространстве.
Задачи:
Формировать начальные представления: школа, школьные помещения – класс, столовая, спальня, актовый зал, спортивный зал, гардероб, библиотека, мастерская, медпункт – их название, функциональное назначение, предметное пополнение. КРЗ
1-4класс:
- «Школа – мой дом»;
-«Я и школа;
-«Страна знаний – школа»;
Практикумы:
-«Экскурсия по школе»;
-«Игра – соревнование: путешествие по школе»;
Прогулки по селу
5 – 7 класс Цель:
Формировать знания и умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве, за пределами школы т.е. в посёлке, незнакомом районе посёлка.
Задачи:
Формировать знания детей:
-ориентирование на местности в школе, в посёлке;
- виды транспорта на селе, умение пользоваться транспортом;
-умение приобретать необходимые товары.
КРЗ
5-7класс:
-«Школа – мой второй дом»
-«Моё село, какое оно?» (ориентирование в поселке);
- «Село моё родное» (занятие викторина);
-«Транспорт на селе» (виды транспорта);
Беседы:
-«Основные виды магазинов на селе. Их назначение»; (правила поведения в магазине);
-« Правила покупки товара в магазине»;
-«Транспорт в городе (виды городского транспорта);
-«Правила поведения в транспорте на улице»;
Практикумы:
-«Экскурсия по школе»
-«Экскурсия по селу»;
-«Экскурсия по предприятиям обслуживающие жителей села» (в магазин, аптеку, больницу, библиотеку, сбербанк).
8 – 9 класс Цель:
Формирование устойчивых навыков ориентирования в школьно и внешкольном пространстве.
Задачи:
Совершенствовать знания детей:
-умение обращаться в организации обслуживающие население: на почту, на рынок, в магазин, в больницу, в библиотеку, в банк;
- умение обращаться в госучреждения: управа (администрация поселения), полиция»; КРЗ
8-9класс:
-«Специализированные магазины» (виды товара, отделы);
-«Предприятия бытового обслуживания»;
-«Госучреждения: управа (администрация поселения), полиция»;
-«Рынок. Отделы рынка» (стоимость некоторых продуктов на рынке, особенности приобретения продуктов на рынке);
Беседа:
-«Специализированные магазины» (правила поведения, вежливое обращение к продавцу-консультанту);
Практикумы:
-«Экскурсия по селу»;
-«Экскурсия по предприятиям обслуживающие жителей села» (в магазин, аптеку, больницу, библиотеку)
-«Экскурсия на рынок села»;
-«Экскурсия в госучреждения: управа (администрация поселения), полиция»;
6. Отдых и досуг: (я и моё свободное время) 1 – 4 класс Цель:
Формирование способности заниматься самостоятельными видами досуговой деятельности.
Задачи:
Поддержание психического и физического здоровья учащихся, отражение потребности в более содержательном и продуктивном использовании свободного времени, восстановление физических, психических и духовных сил, создание в жизни учащихся необходимого баланса и гармонии. -Чтение книг, просмотр кино и видеофильмов;
- спорт;
- игры с детьми;
- занятия в кружках;
- прогулки, экскурсии, походы, походы выходного дня;
- спортивные соревнования, занятия - эстафеты, спартакиады;
-конкурсы, тематические дни, праздники, ярмарки, дни рождения дискотеки;
Занятие – эстафета:
- «Наша армия родная» (1- 4 класс);
Внеклассное мероприятие:
- «День рождения Тима и Тома».
5 – 7 класс Цель:
Формирование умения планировать и организовывать свою деятельность во внеучебное время.
Задачи:
-Создание условий, обеспечивающих каждой группе подростков или отдельно взятому ребёнку возможность лучше познать себя и окружающих;
- Формировать умение у учащихся организовать отдых, который способствует отвлечению от повседневных проблем. -Чтение книг, просмотр кино и видеофильмов;
- кружки, спортивные секции,
-походы,
- дни рождения,
- прогулки, экскурсии, походы выходного дня;
- спортивные соревнования, занятия - эстафеты, спартакиады;
-конкурсы, тематические дни, праздники, ярмарки, дни рождения дискотеки;
- игры – соревнования и др.
Внеклассное мероприятие:
«День рождения в кругу друзей». (7 класс)
8 – 9 класс Цель
Развитие навыков организации социально значимых форм и видов досуговой деятельности.
Задачи:
Формирование духовных запросов личности каждого воспитанника:
- художественные;
- интеллектуальные;
- общественные;
- практические;
- туристско – спортивные; - литература, театр, праздники, песенное творчество, живопись, скульптура, искусство фотографии и т.д.
- участие в викторинах и различных слётах по интересам, чтение газет и книг, прослушивание и просмотр программ радиовещания и телевидения;
- семья, место жительства, местные праздники, культурные мероприятия, встречи и т.д.
- садоводство, цветоводство, занятия в кружках системы дополнительного образования, ремесленные промыслы и т.д.
- различные виды спортивно – оздоровительного и экскурсионного туризма, спортивные соревнования, общение с природой, рыбная ловля, пешеходные прогулки и т.д.
7. Охрана здоровья и физическое развитие: 1 – 4 класс Цель:
Формирование индивидуальных физических возможностей ребёнка, необходимая коррекция и компенсация.
Задачи:
Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно – оздоровительными технологиями, формирование ответственности за своё здоровье, отработка санитарно – гигиенических навыков до автоматизма, владение информацией о вредных привычках, с целью их предупреждения и профилактики. - Утренняя гимнастика - ежедневно;
КРЗ
1-4класс:
- «Почему мы болеем?»;
- «Откуда берутся болезни?»;
-«Правила поведения в случае болезни»;
-«Чистота и здоровье»;
-«Как отучить себя от вредных привычек» и др.
Беседы:
- «Сон полезен для здоровья»;
- «Как воздух влияет на здоровье»;
- «Болезни грязных рук»;
- «Пыль и здоровье. Зачем необходимо проветривание»;
- «Движение – основа жизни»;
- «О пользе физических упражнений»;
- «Скорая помощь. Что это?».
5 – 7 класс Цель:
Развитие индивидуальных физических возможностей ребёнка, навыков и умений физической деятельности.
Задачи:
Довести до сознания воспитанников постулат о том, что здоровье – это главное в жизни любого человека.
Формирование системы привычек по физической тренировке тела, закаливанию и уходу за организмом, по формированию механизмов антистрессового поведения.
- Продолжение овладение системой знаний, умений и навыков в области строения человека;
- воспитание потребности в бережном отношении к своему здоровью;
- формирование представлений о возможностях лекарственного и нетрадиционного оздоровления и лечения организма;
- формирование знаний о лечебных трав;
- основы полового воспитания;
- формирование научно обоснованных взглядов на роль и возможности физической культуры в развитии человека;
- тренировку силы воли, физическое совершенствование;
- формирование представления о полноценном, сбалансированном и здоровом питании, здоровом образе жизни. - Утренняя гимнастика - ежедневно
КРЗ
5-7класс:
- «Здоровье человека – что это?»;
- «Здоровый образ жизни – путь к достижению высокого уровня здоровья»;
- «Как уберечься от болезней?»;
- «Полезные травы нашего края»;
-«Преимущества трезвого здорового образа жизни» и др.
Беседы:
-«Сон – саморасслабление, помогает здоровью»;
- «Человек – творец самого себя»;
- «Как правильно заботится о своём здоровье»;
-«Токсикомания – последствия для здоровья»;
- «Лекарственные растения».
8 – 9 класс Цель:
Формирование умения целенаправленного использования личностных физических возможностей для сохранения здоровья, обеспечения собственных интересов.
Задачи:
Развитие системы профилактических умений по охране здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
- формирование у воспитанников позиции признания ценности здоровья;
- расширение представлений о человеке как о целостном разумном существе, у которого есть душа, тело, мысли, чувства;
- формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам;
- расширение представлений о правильном питании, о заболеваниях, связанных с неправильным питанием. - Утренняя гимнастика – ежедневно.
КРЗ
8-9класс:
- «Сон – как основа жизнедеятельности организма»;
- «Простудные заболевания и закаливания»;
- «Алкогольная зависимость и здоровье»;
Беседы:
- «Водные процедуры: ванна, душ, обливание»;
- «Рациональное питание. Диета: плюсы и минусы»;
- «Девушка – будущая мать»;
- «Интимные отношения и их последствия»;
- «Болезни «Венеры» и их последствия».
8. Питание: 1 – 4 класс Цель:
Формирование представлений и знаний о продуктах питания, посуде.
Задачи:
- ознакомление с посудой: изучение внешнего вида, названия и назначения столовой посуды и приборов;
-знакомство с режимом приема пищи и правилами поведения во время приема пищи;
- значение режима питания для здоровья;
- знакомство с основными блюдами, их названием, составом блюд; мучные и хлебобулочные изделия, бутерброды, макаронные изделия;
- знать название и назначение столовой посуды;
- уметь пользоваться столовыми приборами;
- знать выполнение обязанностей дежурных (помощь в сервировке стола к завтраку, обеду, ужину);
- знать режим – время для завтрака, обеда, ужина, полдника;
- формирование гигиенических навыков во время приема пищи (удерживание чашки, ложки, брать в ложку необходимое количество еды, есть аккуратно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи). КРЗ
1-4класс:
- Питание человека. Режим питания»;
- «Столовая посуда» (название, назначение);
- «Сервировка стола к завтраку» (правила поведения во время приёма пищи);
- «Сервировка стола к обеду» (культурно - гигиенические навыки и этикет за столом);
- «Сервировка стола к ужину» (правила поведения во время приёма пищи);
Беседы:
-«Моем руки перед едой…»;
- «Правильно держим и пользуемся ложкой»;
- «Кушаем опрятно, не разливаем, тщательно пережёвываем пищу»;
- «Какие предметы нужны для приёма пищи? (ложка, вилка, тарелка, кружка, салфетка);
Практическая работа:
-«Уборка посуды после приёма пищи»;
-«Мытье посуды».
Карточки (план – схема):
«Правила мытья посуды».
Демонстрация детям посуды:
- чайная (чашка, блюдце, сахарница, чайник для заварки);
- столовая (тарелки мелкая и глубокая);
- столовые приборы (ложка чайная, ложка столовая, вилка, нож).
Игры и упражнения на формирование навыков поведения во время еды.
Дидактические игры:
«Посмотри и запомни»;
«Чего не стало»;
«Что изменилось»;
«Найди ошибку»;
«Волшебный мешочек»;
«Магазин»;
«Наведи порядок»;
«Назови слово»;
«Найди такой же предмет».
5 – 7 класс Цель:
Формирование навыков соблюдения санитарно – гигиенических правил, правил техники безопасности при работе с электробытовой техникой.
Задачи:
Иметь представления о значении продуктов питания для здоровья человека, о витаминах, содержащихся в основных продуктах питания.
Формировать знания:
- виды бутербродов;
- различные меню завтрака;
- санитарно – гигиенические требования к процессу приготовления пищи;
- правила сервировки стола к завтраку;
- правила заваривания чая;
- назначение кухонных принадлежностей и посуды;
- правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником;
- санитарно – гигиенические требования к использованию химических средств для ухода за посудой.
Иметь представление о режиме питания, удельном весе молочных продуктов в рационе питания.
Формировать знания:
-способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий, круп, молока и молочных продуктов, овощей;
- санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком;
- правила пользования электроплитой;
- определение доброкачественности продуктов и сроков их хранения;
- правила хранения продуктов при наличии холодильника и без него;
- различные меню ужина.
Формировать знания:
- способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов;
-последовательность приготовления блюд;
- возможности использования электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими;
- санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи;
- правила пользования столовыми приборами.
КРЗ
5класс:
- «Значение продуктов питания для здоровья человека»;
- «Кухонная посуда, приборы, приспособления, назначение»;
- «Чайная посуда. Сервировка стола к завтраку»;
Практические работы:
-приготовление бутербродов;
- приготовление блюд из яиц (варёные, яичница);
- приготовление салата или винегрета (варёные овощи);
- заваривание чая, сервировка стола к завтраку;
- чистка и мытьё кухонных принадлежностей и посуды.
Карточки (план – схема):
«Правила мытья посуды».
Рецепты: (буклеты)
- «Винегрет»;
- «Салат «Овощной»;
- «Бутерброд «Фри»;
- «Бутерброд «Забава».
Беседы:
(буклеты)
- «Правила заваривания чая»;
- «Поведение за столом»;
- «Правила приёма пищи»;
- «Правила мытья и чистки посуды».
КРЗ
6класс:
-«Посуда, приборы, приспособления»;
-«Сервировка стола к ужину».
Практические работы:
-«Приготовление блюд из круп - каши на воде и на молоке»;
- «Приготовление блюд из картофеля (отварной, пюре);
- «Приготовление отварных макарон»;
- «Мытьё и чистка посуды (повторение)».
Карточки (план – схема):
«Правила мытья посуды».
Рецепты: (буклеты)
- «Макароны отварные»;
- «Манная каша на молоке»;
- «Гречневая каша на воде»;
- «Картофельное пюре».
Беседы:
(буклеты)
-«Правила безопасной работы на кухне (режущие инструменты, кипяток)»;
-«Хранение продуктов и готовой пищи (в холодильнике и без него)».
КРЗ
7класс:
- «Приготовление закуски»
- «Сервировка стола к обеду, к ужину»;
- «Приготовление первых блюд»;
- «Приготовление вторых блюд»;
- «Приготовление третьих блюд»;
Беседы:
(буклеты)
- «Правила пользования столовыми приборами»;
- « Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи».
Практические работы:
-«Приготовление закусок»;
-«Приготовление вторых блюд из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов и полуфабрикатов»;
-«Приготовление третьих блюд»;
- «Оформление готовых блюд»;
- «Сервировка стола к ужину».
Рецепты: (буклеты)
- «Суп – лапша на мясном бульоне»;
- «Щи из кислой капусты»;
- «Котлеты мясные»;
- «Плов»;
- «Компот из сухофруктов»;
- «Какао».
8 – 9 класс Цель:
Формирование устойчивых навыков при приготовлении блюд (изделия из различных видов теста), способов заготовки овощей и фруктов. Соблюдение правил техники безопасности.
Задачи:
Формировать знания:
- о разнообразии изделий из теста, приготовленных в домашних условиях;
- способы и последовательность приготовления изделий из теста;
- о способах заготовки ягод, овощей и фруктов впрок (способы и последовательность соления и квашения овощей; способы варки варенья из фруктов и ягод).
Формировать знания:
- способы приготовления национальных блюд;
- о диетическом питании;
- правила сервировки праздничного стола;
- меню ребёнка ясельного возраста. КРЗ
8класс:
- «Консервирование овощей, фруктов, ягод»;
- «Замораживание овощей, фруктов, ягод»;
- «Составление меню на один день и на неделю»;
- «Способы и последовательность приготовления изделий из теста».
Практические работы:
-«Приготовление блинов, печенья и других изделий из теста»;
- «Квашение, соление овощей»;
- «Варка варенья из фруктов и ягод»;
- «Упражнения в составлении меню».
Рецепты: (буклеты)
- «Приготовление блинов»;
- «Приготовление песочного печенья»;
- «Консервирование овощей, фруктов, ягод»;
- «Замораживание овощей , фруктов, ягод».
- «Мусс из замороженных ягод»;
- «Пирожки из пресного теста»;
- «Начинка для пирожков».
Беседы:
(буклеты)
-«Санитарно – гигиенические требования к приготовлению пищи (повторение)»;
- «Кухонные механические приспособления и электрооборудование (мясорубка, овощерезка, миксер) и правила безопасной работы с ними».
КРЗ
9класс:
- «Рецепт приготовления блюд для детей ясельного возраста»;
- «Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола»;
-« Рецепты приготовления национальных блюд»;
- «Рецепты приготовления диетических блюд».
Практические работы:
- «Отваривание пельменей и приготовление соусов»;
- «Приготовление вегетарианского борща»;
- «Выпечка блинов из дрожжевого теста».
Рецепты: (буклеты)
- «Вегетарианский борщ»;
- «Блины из дрожжевого теста»;
- Национальные блюда:
«Украинское блюдо – борщ»;
«Молдавское блюдо – Рагу овощное»;
- «Отваривание пельменей и приготовление соусов» (соус красный, соус белый).
Беседы:
(буклеты)
- «Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи».
9. Природа: 1 – 4 класс Цель:
Дать первоначальное понятие о комнатных растениях.
Формирование элементарных экологических понятий. Изучение правил поведения в природе.
Задачи
Дать первоначальные знания о комнатных растениях:
-учить правильно, называть и различать комнатные растения (фикус, фуксия, герань, бегония, традесканция);
- показывать части (органы) растений (корень, стебель, листья, цветки);
-прививать полезные первоначальные навыки по уходу за комнатными растениями (удалять пыль с листьев, поливать растение, взрыхлять землю);
-формировать знания и умения детей по уходу и размножению комнатных растений стеблевыми черенками.
-формировать умения аккуратно и чисто мыть цветочные горшки и поддонники, расставлять комнатные растения на окне.
- Дать первоначальные знания об окружающем мире природы в соответствии с возрастными и психологическими особенностями и возможностями;
-формирование у детей бережного отношения к природе;
-формировать начальные навыки поведения в лесу; КРЗ:
«Комнатные растения»
1 класс:
-«Комнатные растения» (фикус, фуксия);
-«Обмывание листьев комнатных растений»;
-«Поливка комнатных растений».
Практическая работа:
-«Уход за комнатными растениями» (обмывание листьев, полив).
2 класс:
-«Комнатные растения в классе» (фикус, фуксия, герань);
-«Правила ухода за комнатными растениями»;
-«Мытьё цветочных горшков».
Практическая работа:
-«Помоги комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);
-«Мытьё цветочных горшков».
3 класс:
-«Комнатные растения» (фикус, фуксия, герань, бегония);
-«Повседневный уход за комнатными растениями»;
-«Осмотр комнатных растений».
Практическая работа:
-«Правила ухода за комнатными растениями»;
-«Санаторий для комнатных растений».
4 класс:
-«Комнатные растения, уход за ними»;
-«Размножение комнатных растений веточками»;
-«Правила посадки окоренившихся веточек комнатных растений»;
-«Подготовка цветочных горшков к посадке комнатных растений»;
Практическая работа:
-«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);
-«Мытьё цветочных горшков»;
-«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений».
КРЗ:
«Природа родного края»
1 класс:
-«Лес и мы»;
-«Животные родного края»;
-«Растения родного края».
2 класс:
-«Природа Ямала»;
-«Край, в котором мы живём»;
-«Богатства природы Ямала».
3 класс:
-«Жизнь леса»;
-«Ямал – красивый край»;
-«Богатства родного края».
4 класс:
-«Лес - наше богатство»;
-«Жители нашего леса»;
-«Охрана природы Ямала».
Беседа:
1класс:
-«Берегите природу»;
2класс:
-«Природа - красота её бесценна»;
3класс:
-«Давайте беречь природу»;
4класс:
-«Богатства природы»;
Поход в лес:
1 – 4 класс:
- «Кладовые природы»;
- «Жизнь леса»;
- «Поход за здоровьем»;
Экскурсии:
1 – 4 класс:
- «Осенний лес»;
- «Красота зимнего леса»;
- «Жизнь леса весной».
Минутка безопасности (беседа):
1 -4 класс:
-«Как вести себя в лесу? (сбор ягод)».
5 – 7 класс Цель:
Воспитание навыков осознанного экологического поведения
Задачи:
- дать детям знания об окружающем мире природы в соответствии с возрастными и психологическими особенностями и возможностями;
-закрепить знания детей о комнатных растениях;
- формировать первичные практические навыки природоохранной деятельности;
- формировать первичные навыки опытно-экспериментальной деятельности;
- развивать эстетические чувства, навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
- прививать чувство доброго, гуманного и милосердного отношения к окружающему миру;
- способствовать укреплению здоровья ребят;
- корригировать поведенческие навыки.
КРЗ:
5класс:
-«Комнатные растения - правила ухода»;
- «Живая природа»;
- «Не живая природа»;
- «Вода - её свойства».
Практическая работа:
-«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);
-«Мытьё цветочных горшков»;
-«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений».
6класс:
-«Растения в доме, как за ними ухаживать»;
- «Природа наш дом»;
- «Щедрая мать - природа»;
Практическая работа:
-«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);
-«Мытьё цветочных горшков»;
-«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений».
7класс:
- «Будь природе другом»;
- «Лес и человек»;
- «Человек изменяет землю или проблемы экологии»;
Практическая работа:
-«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);
-«Мытьё цветочных горшков»;
-«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений».
Беседа:
5класс:
- «Растения нашего края»;
6класс:
-«Животные нашего края»;
7класс:
-«Цветы в доме…» (как ухаживать за цветами в доме);
-«Охрана природы»;
Беседа – инструктаж
5 – 7 класс:
- «Как вести себя в лесу» (минутка безопасности).
Поход в лес:
- «Давайте жить дружно!»;
- «Давайте беречь природу!» (правила поведения в лесу);
- «Река Обь – богатство наше» (поход на берег реки);
- «Лес весной».
Экскурсии:
-«Объекты живой природы»;
- «Жители нашей реки» (экскурсия к реке);
- «Красота леса».
8 – 9 класс Цель:
Развитие экологической грамотности, формирование навыков адекватного поведения в природе.
Задачи:
- сформировать представление о месте человека в природе и единстве всего живого;
-формировать устойчивые навыки детей о комнатных растениях;
- научить применять в практической деятельности полученные знания, умения, навыки;
- продолжить работу по формированию навыков опытно -экспериментальной деятельности;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- развивать эмоционально – чувственную сферу детей, образное мышление, образное восприятие;
- корригировать недостатки волевых качеств личности.
КРЗ
8класс:
-«Домашние цветы, уход за ними»;
- «Природа родного края»;
- «Лес и человек»;
- «Место человека в природе»;
9класс:
- «Воздуха его свойства»;
- «В природе всё взаимосвязано»;
- «Растительный мир родного края»;
Беседы
8класс:
- «Будь природе другом»;
- « Охрана природы»;
9класс:
-«Растения в доме, как за ними ухаживать»;
- « Охрана природы»;
- «Давайте беречь природу».
Экскурсии
8 – 9 класс:
- «Осень - время ярких красок»;
- «Красота зимнего леса»;
- «Звуки весеннего леса»;
Походы
8 – 9 класс:
- «Зелёная аптека»;
- «На берег реки» (поход во время ледохода);
- «Школа выживания», (практическое использование памяток: «Как вести себя в лесу, у костра»);
- «Воздух в лесу у костра»;
- «Лес – друг человека».
Практическая работа
8 – 9 класс:
-«Помощь комнатным растениям» (обмывание листьев, полив);
-«Мытьё цветочных горшков»;
-«Пересадка окоренившихся веточек комнатных растений»;
- «Давайте поможем лесу» («Трудовой десант» - уборка мусора с территории и с прилегающего лесного участка).
Список литературы:
1.Андреева С.В. Мониторинг социализации воспитанников – Волгоград: Учитель, 2013. – 111с.
2. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов педвузов – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 222с.
3.Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектол. факультетов пед. ин-тов / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. – 242 с.
4.Воронкова В.В. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5 – 9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 247с. – (Коррекционная педагогика).
5.Гладкая В.В. Социально – бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 192с. – (Коррекционная школа).
6.ДевятковаТ.А.Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя; под. ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 302 с. – (Коррекционная педагогика).
7.Исав Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростов Руководство. – СПб.: Речь, 2003. – 391с.
8. Коррекционная педагогика №6, 2012.: Научно – методический журнал.
9.Коркунов В.В. Социально-трудовая адаптация учащихся и выпускников вспомогательных школ: методические рекомендации. – Екатеринбург, 1999. – 37 с.
10.Коркунов В.В. Индивидуальный поход к учащимся в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. – Екатеринбург, 2005. – 128 с.
11.Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 192 с.
12.Львова С.А. Практический материал к урокам социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: пособие для учителя / С.А.Львова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 136с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
13.Матвеева Е.М. Справочник воспитателя (классного руководителя) / авт.-сост. Е. М. Матвеева. – с74 Волгоград: Учитель, 2012. – 137 с.
14.Мелехов Д.Е. Вопросы систематики олигофрении в свете задач социально-трудовой адаптации. – М.. 1970. – 140 с.
15.Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе – интернате: Пособие для учителей и воспитателей. – 2-е изд., испр. – М.: просвещение, 1983. – 104с.
16.Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика: учебное пособие /Т.Г.Никуленко, С.И.Самыгин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н./Д: Феникс, 2009. – 445, [1] с. – (Высшее образование).
17.Павлова Ж.П. Моделирование реальных ситуаций на занятиях по социально-бытовой ориентировке// Дефектология. – 1987. - № 2.
18.Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Кн. для воспитателя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1984. – 176с.
19.Рубинштейн С.Я. Психология умственного отсталого школьника: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
20.Степанов Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2002, - 124с.
21.Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – 4-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2008. – 312 с. (Метод. биб-ка).
22.Щербакова А.Н. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 300с. – (Коррекционная педагогика). – 1 книга.
23.Щербакова А.Н. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – 179 с. – (Коррекционная педагогика). – 2 книга.
24.https://festival.1september.ru/articles/581107/