Статья Формирование базиса личностной культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста


centerbottom10500090000centercenter0105000centercenter0105000centertop10500090000ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
(дошкольное подразделение)

«Формирование базиса личностной культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»
Воспитатель: Хапрова Н.В.
Тамбов 2015г.
В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.
В состав базиса личностной культуры включается: ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.
Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям.
Из опыта работы с аутичными детьми мы знаем, что для них характерно: беспомощность, зависимость от близких, социальная неприспособленность и неадекватность поведения, трудность установления контакта, сложность в понимании им состояния других людей, стереотипность в поведении, которая связанная с наряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке.Поэтому жизненное пространство с аутичого ребенка требует особой заботы.
Он очень раним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром.
По виду деятельности ребенка пространство можно условно разграничить на бытовое- ( туалет, прием пищи, подготовка ко сну; игровое –место для игр; учебное- место для специальных развивающих занятий; и ближайшее социальное окружение- детская площадка, где ребенок вступает в общение с другими людьми, магазин, улица.
Пространство в помещения связано с усвоением ребенком бытовых навыков. Аутичному ребенку помогает осознавать предназначение ванной комнаты, кухни,. Туалета, понять назначение самыхразных вещей. Для этого мы постоянно комментируем разнообразные бытовые моменты, объясняем смысл происходящего; например « мы с прогулки вернулись- руки- то- какие грязные.
Пойдемте мыть руки! Где мы моем! Правильно, в ванной комнате! А что нужно взять? Вот оно, мыло – как приятно пахнет. Руки вытираем полотенцем и вешаем его на крючок и т.д. При проведении режимных мо ментов обращаем внимание на привитие навыков самообслуживания: расставить тарелки к обеду, поставить стульчик к столу, убрать одежду в шкафчик после прогулки, вешать аккуратно одежду на стульчик перед сном.
Конечно учитываем возраст и возможности ребенка: эти и другие действия станут точкой отчета на пути ребенка к самостоятельности. Помимо хозяйственно- бытовой деятельности, создаем условие для ребенка, чтобы он мог затевать игру в любом месте группы. Свобода перемещения наполнит новыми интересными впечатлениями и знаниями.
Ближайшее социальное окружение- это территория где ребенок знакомится с окружающим миром людей и предметов, природой. Покидая пределы своей квартиры, аутичный ребенок оказывается « на вражеской территории» зачастую остро ощущая враждебность окружающего мира. Необходимо помочь ему шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постоянно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт (нужно помочь ребенку в случае затруднения во взаимодействии с другими детьми, взрослыми например, если он решиться подойти к другому малышу, но после этого застыл, не умел обратиться, мы подходим и помогаем ему «Приветствуем другого малыша, спрашиваем как его зовут, помогаем своей рукой протянуть руку новому знакомому, предлагаем ему игрушку. Привет как тебя зовут? А это Никита и т.д. На улице постоянно быть на чеку и в случае возникновении опасной ситуации для ребенка защитить и подстраховать его». Мы постоянно консультируем родителей, чтобы они чаще брали детей в общественные места. В магазине учить выбирать необходимые продукты, игрушки, сладости; в аптеке- купить бинтик, пластырь, вату; с помощью которых ребенок дома станет «лечить» куклу. На почту – рассказать, что делает почтальон, написать и отправить письмо.
Гуляя нужно разнообразить маршрут. Если ребенок противится выбору нового маршрута не возражайте, а старайтесь расширить знания о знакомом пути: обратить внимание на светофор на перекрестке; объяснить, что делать, если горит красный, желтый, зеленый. Описывать все, что видите по дороге, делать это многократно, даже если ребенок не обращает на эти писания внимания, стараясь разнообразить комментарии, вводя в него интересные детали.
А в следующий раз можно немного изменить маршрут, постепенно удаляясь от дома на большие расстояния. Многократно повторятся это поможет усвоить аспекты социальной жизни.
Новые впечатления обогатят опыт взаимодействия аутичного ребенка с другими людьми, научат жизни в социуме.
Для детей с РДА значение имеет создание особого режима – это необходимое условие развития. Распорядок дня должен иметь определенную последовательность и повторяемость.
Режим дня ребенка обычно складывается естественным путем, но для аутичного требуется специальная работа по организации режима: ведь он может не выражать активно свои физиологические потребности.
Ребенок не понимает почему повторяются те или иные действия. Его поведение в быту – часто лишь пассивное подчинение предложениям и требованиям взрослого.
Воспитание самостоятельности требует специальной работы, по запоминанию последовательности событий, которые происходят на протяжении дня. Самостоятельность предполагает осознание происходящего, поэтому предлагаем ребенку вспомнить, что уже сделано, что надо сделать дальше.
В запоминании последовательности событий дня нам помогают самодельные книжки раскладушки, рассказывающие о режиме дня ребенка.
А сейчас немного остановимся на том, как проводим работу по формированию временных представлений у детей. Категория времени особенно труднодоступна у аутичных детей. Вследствие особенностей психического развития они живут исключительно настоящим – « здесь и сейчас».
Воспоминания у аутичного ребенка неосознанны и избирательны, а будущее полно неизвестности, поэтому формирование элементарных представлений о времени делаем постепенно начиная с малого. Используем следующий алгоритм ( это порядок выполнения действия) ознакомление с временными представлениями:
Знакомство с часами ( показываем ребенку часы, можно завести вместе с ним будильник).
2. Усвоение понятий « Утро», «День», «Вечер», «Ночь». Утром можно составить примерный план на предстоящий день, четко проговорив каждый пункт плана, а вечером перед сном, вспомнить по порядку все, что произошло за день при этом использовать временные категории, как утро, день, вечер, ночь. Итак, знакомясь с понятием времени мы используем такие приемы:
Наблюдение
Рисование и поделки
Беседа Введение словесных и вещественных ориентиров
Чтение книжек с картинками по данной теме.
Дети участвуют в праздниках, связанных со сменой времени года, это прекрасная возможность для общения детей из других групп, что очень важно для ваших детей.
Дети в нашей стране должны быть счастливыми. Это возможно только при условии подлинного личностного развития каждого ребенка. Не являются исключением в этом и дети с РДА. Поэтому в своей работе с данной категорией детей все усилия направляю на коррекцию поведения, обучения и социализацию, всячески стараюсь помочь им выйти в большой мир людей.