Проект Выше неба для старшей группы детского сада
Проект «Выше неба» для детей старшей группы.
Автор: Бонева Анастасия Николаевна.
Тип проекта: информационно- практико- ориентированный, кратковременный, групповой.
Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, педагоги.
Актуальность проекта
“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”К. Циолковский
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим.
Вот эту любовь и знание неба мы хотели бы воспитать у старших дошкольников посещающих нашу группу…
Проблема:
Незнание детьми российского праздника - День космонавтики, о дате первого полёта Юрия Алексеевича Гагарина в космос.
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми
Задачи:
- Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах.
- Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле.
- Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за достижения отечественных ученых и космонавтов.
Предполагаемый результат
Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями, воспитателями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Продукт: выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности, создание тематической папки «Космос» – лепбук, создание панно «солнечной системы», проведение спортивного праздника «Вперёд в космос».
1 этап
Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
Говоря о развитии познавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития.
А вопросов у нас возникло очень много:
Кто летал в космос? ( Алёна, Юля)
Как летают ракеты? (Даня)
Как готовятся к полёту? (Ваня М.)
Хочу узнать по больше о планетах (Алина, Лиза)
Какие бывают звёзды? (Сава), Как они падают ( Лера)
Живут ли в космосе инопланетяне? (Саша)
Как космонавты едят? (Алина)
На какие планеты летали люди? (Ваня М.)
Как люди попали в космос? (Илья)
Как космонавты дышат? (Захар)
Кто летал на Луну? (Ваня. Н, Аня)
Что такое солнце? (Тимофей)
Как планеты держаться в космосе? (Сава)
Из чего состоит Луна? (Сава)
Кто живёт на Марсе и из чего он состоит? (Ксюша)
Какие машины работают в космосе? (Ваня М.)
Бывают ли летающие тарелки? (Настя)
Как люди наблюдают за звёздами? ( Алина)
Какого размера ракета, из чего она состоит? (Лена)
Как найти ответы на все интересующие вопросы:
- дети предложили попросить родителей найти фотографии или картинки про космос в Интернете;
- сказали, что о космосе можно прочитать в энциклопедии;
- попросить взрослых рассказать то, что они знают о космосе, планетах и космонавтах.
Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Также на данном этапе была проведена следующая работа: изучение литературы, обновление содержания предметно-развивающей среды, составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий, определение тем консультаций и мероприятий для родителей.
2 этап - реализация проекта
Теоретическая часть
Беседы: «Первые попытки покорения космоса», «Покорители космоса», «Солнечная система», «История и разнообразие солнечной системы», «Кого принимают в космонавты» и др.
Обсуждения, рассматривания энциклопедий о космосе, демонстрационного материала.
Просмотр презентации «В космосе так здорово»
Проведение ООД: Аппликация «Полёт в космос», ручной труд «Ракета», лепка «Марсиане», «Космические продукты», рисование «Что увидел космонавт из ракеты», «Весёлые инопланетяне». Чтение Е. Левитан «Малышам о звёздах и планетах», В.Бороздин «Звёздолётчики»главы «Первый в космосе», «Что видно в окошке».
Чтение художественной литературы: Я. К. Голованов «Дорога на космодром», В. Кащенко «Созвездие драконов», П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп», О. А. Скоролупова «Покорение космоса», Н.Носов « Незнайка на луне», стихотворения о космосе, загадки о космосе. Дидактические игры: «Восстанови порядок в солнечной системе», «Найди лишнее», «Подбери созвездие», «Добавь словечко», «Куда летят ракеты», «Собери созвездие», «Летит», «Перегрузка и невесомость» , «Подбери рифму».
Сюжетно-ролевые игры: «Больница для космонавтов», «Космонавты», «Космическое путешествие».
Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Космонавты», «Ракетодром», «Невесомость», «Солнце – чемпион», «Неизведанная планета», «Подготовка к полёту». Логические игры, лабиринты, собирание пазлов на космическую тему.
Проведение викторины «Угадайка».
Раскрашивание картинок о космосе, рисование на космическую тему.
Опытно – исследовательская деятельность «Метеориты и метеоритные кратеры», «Солнечная система», «День- ночь».
Конструирование «Космическая техника».
Детям был предложен наглядный и дидактический материал: карта-схема Солнечной системы, глобус, карты звёздного неба, иллюстрации, фотографии и т.д. В процессе деятельности дети учились моделировать, рассуждать, анализировать. Работа проходила последовательно и в системе.
В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли. Познакомились и узнали о значение новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «созвездие», «метеорит», «орбита», «телескоп» и др.Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.
При реализации проекта использовались вариативные формы работы: проблемно-поисковые ситуации, интегрированное, комплексное обучение, разбор проблемных ситуаций.
Большое внимание было уделено созданию условий для развития познавательно-речевой активности старших дошкольников, а также развитию их любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи, что способствовало всестороннему гармоничному развитию личности.
Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования.
В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: организованная образовательная деятельность, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения, викторины, т.д. Все эти формы служат достижению цели проекта - это всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, развитие умения ребенка открывать в обыденном новые, неожиданные возможности, развивать умение систематизировать и обобщать свои знания.
Итогом нашей работы пор проекту стал спортивный праздник «Вперёд в космос». Он прошел весело и ребята получили возможность показать все свои приобретенные знания и умения, проявить фантазию, выдумку, поучаствовать в веселых, но совсем нелегких «космических» эстафетах, конкурсах, викторине., показать все свои необычные работы и представить их всем зрителям.
Таким образом, в процессе реализации проекта «Выше неба» у наших ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились естественнонаучные представления о космосе, широко проявились инициативность и творчество. Они теперь много знают и могут рассказать другим детям о достижениях отечественных ученых и космонавтов. Работу по этой теме мы будем продолжать
Ждут нас быстрые ракетыДля полетов по планетам.На какую захотим, на такую полетим!
3 этап Заключительный
Подготовка выставки художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности.
Проведение спортивного праздника «Вперёд в космос».
Подготовка презентации по проекту «Выше неба».
Заключение
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Ладонью, заслонясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
— Ракета достигла станции Луна.
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
— Порядок. —
Как будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это с нами,
Нами начатШтурм неразгаданных планет.
Его за скупость не корите:
Мальчишка сдержан потому,
Что продолжение открытий
Эпоха вверила ему!
Автор: Л. Татьяничева