Программа выявления особенностей познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья


ПРОГРАММА
ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОВЗ (фрагмент)
Пояснительная записка
Актуальность: Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также многочисленную группу составляют дети с нарушениями интеллекта. Для детей данной категории характерна несформированность высших корковых функций, что влечет за собой отклонения в развитии высших психических процессов: нарушение целостного восприятия образа предмета, неточности или несоразмерности движений, проявляющиеся в трудностях предметных действий, недостаточность полноты и точности отображения, приводящие к ограничению избирательности восприятия, слабости апперцепции, затруднениям в осмыслении и обобщении воспринимаемого. Дефицитарность процесса восприятия приводит к нарушениям в развитии памяти, мышления и речи.
Ограниченные возможности здоровья проявляются в выраженной соматической истощаемости, низкой работоспособности, замедленном темпе выполнения заданий. Младшие школьники затрудняются в различении положений объектов в пространстве (схеме тела, на листе), формы и пропорций предметов, мелких деталей. Дети нуждаются в оказании стимулирующей, организующей, направляющей и обучающей помощи в связи с наличием у них особенностей переключения на новое задание и способа его выполнения, переноса знаний и умений в новые учебные ситуации.
Младшие школьники с нарушениями интеллектуальной сферы испытывают многочисленные трудности в усвоении общеобразовательной программы, которые обусловлены несформированностью высших корковых функций. (М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, Е.И. Кириченко, С.В. Коноваленко, И.Ю. Левченко). Наиболее типичными трудностями являются: недостаточность пространственных и временных представлений, конструктивного и бытового праксиса, стереогноза, оптического гнозиса, счета, письма и пр. Дети данной категории нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.
Учитывая психофизиологические особенности детей, основной задачей учителя является коррекция и развитие познавательной сферы. Эффективность коррекционной работы во многом зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
Диагностическая программа разработана на основе принципов:
Системной дифференциации, определяющего ведущий механизм психического развития,
Индивидуального и дифференцированного подхода,
Деятельностного подхода,
Комплексного подхода, направленного на выявление «зоны актуального развития» и «зоны ближайшего развития» ребенка.
Цель диагностической программы - выявление специфических особенностей развития познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Изучить анкетные и анамнестические данные ребенка.
Исследовать познавательную деятельность и выявить ее особенности, степень выраженности нарушений общей и мелкой моторики.
Определить комплексную программу работы по развитию и коррекции специфических нарушений в познавательной деятельности.
Изучить динамику развития и степень эффективности коррекционно-развивающей работы.
Этапы работы. Диагностика познавательной сферы проводится в 3 этапа:
1 этап - первые две недели сентября или начала обучения в образовательном учреждении. Цель – выявление зоны актуального развития ребенка, предпосылок к формированию зоны ближайшего развития.
2 этап - в январе-феврале, в течение одной-двух недель проводится промежуточное обследование с целью изучения динамики развития детей и выявления трудностей в реализации индивидуального плана работы с последующей его корректировкой.
3 этап - в конце учебного года (май) - итоговое обследование детей. Цель – определение динамики развития ребенка и эффективность коррекционно-развивающей работы, в случае необходимости планирование работы на следующий учебный год.
Формы и методы работы. Обследование проходит в индивидуальной форме и рассчитано на два занятия по 25-30 минут. Последовательность предъявления диагностических заданий и количество времени, отведенное на обследование, может варьироваться с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Для достижения цели и поставленных задач диагностики используются следующие методы:
изучение анамнестических данных;
наблюдение;
отбор диагностических методик;
беседа с ребенком, родителями и педагогами;
анализ письменных работ ребенка (не менее 8 – 10 работ)
обследование ребенка с помощью отобранных методик, полученные данные вносятся в протокол;
математико-статистическая обработка и качественный анализ полученных результатов.
Критерии и показатели развития познавательной деятельности Используемые методики
Исследование зрительно-моторной координации
Целостное восприятие предмета
Особенности сенсорно-перцептивного восприятия
Особенности конструктивной деятельности.
Исследования опосредованного запоминания
Исследование особенностей внимания
Логическое мышление.
Сформированность пространственно – временных представлений
Классификация и обобщение понятий
Общая осведомленность и социально – бытовая ориентация
Письмо
Математика
Чтение и развитие речи
Методика «Домик» Н.И. ГуткинойШтриховка силуэта рисунка (слева направо, сверху вниз, снизу вверх), обведение контуров, линий
Методика Т.Н. Головиной.
Методика «Чудесный мешочек»
«Разрезная картинка», подставь недостающий элемент, сложить предмет из деталей, знание основных цветов и геометрических фигур
«Заучивание 10 слов», А.Р. ЛурияМетодика «Расставь значки»
Методика Когана В.М.
Разрезные картинки «Мальчик», «Бабочка», «Петух».
Рисование по инструкции (пространственное расположение изображений относительно друг друга)
Ориентировка в пространстве (схеме собственного тела, на другом человеке), временные представления
Методика У.В. УльенковойВопросы в соответствии с возрастом ребенка (1-5 класс)
Списывание текста, письмо под диктовку, грамматические задания
Сформированность понятия числа, числовой последовательности, знания геометрических фигур, вычислительные навыки и навыки решения задач
Чтение текста, смысловое понимание содержания, ответы на вопросы, составление рассказа по картинке
Методика проведения диагностического обследования:
1. Изучение педагогической характеристики на ребенка, медицинской карты, наблюдение за ребенком (в процессе учебной деятельности), анализ его письменных работ и продуктов деятельности, предварительная беседа с родителями, уточнение анамнестических данных.
Определение необходимых и достаточных методик и последовательность их предъявления в ходе обследования ребенка;
Проведение собственно обследования, внесение полученных данных в протокол, заполнение карты индивидуального развития ребенка;
Количественный и качественный анализ полученных результатов, формулирование заключения и составление дефектологического представления по результатам диагностики, разработка рекомендаций для педагогов; определение индивидуального плана работы;
Обсуждение результатов диагностики на совещании отдела психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; участие в заседаниях методического отдела учителей начальных классов, выступление на педагогическом совете школы, консультирование родителей.
Структура программы. Программа диагностики состоит из трех блоков: общие данные о ребенке, анамнестические сведения, данные дефектологического обследования. Результаты диагностики отображаются в карте индивидуального развития ребенка.
I блок. Общие данные.
Ф.И. ребенка, дата рождения
Посещает ДОУ № / школу №
Возрастная группа / класс
Когда и в каком возрасте поступил в ДОУ (школу)
II блок. Сбор анкетных и анамнестических данных
а) Сведения о семье
б) Биологический анамнез
г) Сведения о состоянии здоровья ребенка по данным медицинских обследований
в) Условия развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте (ребенок воспитывался дома)
III блок. Данные дефектологического обследования
1. Обследование психических процессов
а) Особенности внимания
б) Особенности памяти
в) Развитие некоторых сенсорных функций
г) Показатели развития мыслительной деятельности
д) Овладение различными видами деятельности
е)Развитие способности к творческой деятельности (ленка, рисование, аппликация, конструирование, словесное творчество
2. Работоспособность на занятиях (по результатам наблюдений)
После проведения диагностического обследования составляется индивидуальный план работы по развитию познавательной сферы.