Статья «Терапевтическое рисование как метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста»


Лагутина Марина Сергеевна
МАДОУ – детский сад № 20
«Золотой петушок» г. Среднеуральск
Педагог-психолог
Статья «Терапевтическое рисование как метод коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста»
Детский рисунок можно рассматривать как средство выражения чувств, как своеобразный способ коммуникации. В рисунке, как в игре, ребенок имеет возможность придумать сюжет, выбрать персонажей, создать особый мир, который будет принадлежать только ему.
Важно отметить, что изотерапия – это не создание произведения искусства, не часть занятий по изобразительному искусству.
Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений дошкольников, укрепления самооценки и уверенности в себе. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов. Можно проводить упражнения скромно, только с помощью карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор художественных материалов. Однако стоит подчеркнуть, что такие средства, как пастель, краска и глина способствуют более свободному выражению.
Атмосферу на занятиях можно охарактеризовать как свободную, доверительную: дети не ограничены в выборе цветов и способов работы. Такие занятия направлены, прежде всего, на удовлетворение потребности в самовыражении, развитие умения управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями. В увлекательном творческом процессе ребенок получает возможность отреагировать свои переживания, снизить актуальный уровень психоэмоционального напряжения и дать волю всей фантазии и воображению.
Для психолога, работающего с той или иной проблемой в эмоциональной сфере ребенка, это еще и уникальный метод, совмещающий в себе сразу два направления профессиональной деятельности: диагностическое и коррекционное. Цветовая гамма, форма, контуры и размеры, все это значимые характеристики рисунка, которые обязательно рассматриваются специалистом комплексно; любой отдельный показатель рисунка не может быть однозначно связан с какой-либо отдельной личностной особенностью ребенка.
Любое занятие по изотерапии можно условно разделить на несколько этапов (Кисилева М.В., 2006).
-233045540385 Первый этап: свободная активность перед собственно творчес ким процессом — непосредственное переживание.
Второй этап: процесс творческой работы — создание феномена, визуальное представление.
-29140151026160Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.
Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. «Каменная планета» и «Цветущая планета» (в технике легких и жирных мазков, старший дошкольный возраст)
При работе с изобразительными материалами предлагайте детям для изображения объектов использовать линии, формы, легкие мазки, жирные мазки, длинные и короткие штрихи, яркие цвета, темные и матовые цвета, длинные и короткие, тонкие и толстые фигуры.
Тем для рисунков может быть огромное множество: фантазии, рассказы, звуки, движения, достопримечательности. Можно также комбинировать рисование с сочинением литературных произведений, стихов.
Литература
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с.