ПРОГРАММА «Воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья»


ПРОГРАММА
«Воспитательно-образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья»


СОДЕРЖАНИЕ

Введение..3

Современное состояние воспитательно-образовательного процесса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.7

Концептуальные основы воспитательно-образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида .................9

Содержание программы воспитательно-образовательного процесса школы-интерната по основным направлениям деятельности.13

3.1. Этапы реализации программы воспитательно-образовательного процесса..13

Содержание воспитательно-образовательного процесса на ступени
начального образования18

3.3. Содержание воспитательно-образовательного процесса на ступени основного общего образования .......................21

3.4. Технологии воспитательно-образовательного процесса школы-интерната по основным направлениям
деятельности..26

3.5. Примерный годовой план воспитательно-образовательного процесса школы - интерната.28

Ожидаемые результаты реализации программы воспитательно-образовательного процесса и проектирование деятельности по достижению заявленных результатов ..............................................32

Модель выпускника специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида..35

Литература37




Введение


Никакое средство (воспитание) нельзя рассматривать отдельно взятое от системы.
Никакое средство вообще, какое бы вы не взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний.
А. С. Макаренко



Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Большой вклад в разработку теоретических основ обучения и воспитания детей с нарушениями психического развития внесли ученые олигофренопедагоги и психологи: Л.С. Выготский, М.Ф. Гнездилов, О.П. Гаврилушкина, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко, Х.С. Замский, А.А. Катаева, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, М.С. Певзнер, Е.А. Стребелева, Н.Д. Соколова и др.
При построении воспитательно-образовательного процесса в коррекционном учреждении всегда учитываются научные положения, сформулированные Л.С. Выготским: сложность структуры (специфические особенности) дефекта, общие закономерности развития нормального и аномального ребенка, учет зоны актуального и ближайшего развития. Коррекция и компенсация аномального развития могут осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сенситивных периодов развития ребенка. Коррекция и компенсация развития нетипичного ребенка не могут происходить стихийно. Необходимо создание определенных благоприятных условий для этого, а также продуктивное сотрудничество различных специалистов. Решающим фактором, от которого зависит положительная динамика психомоторного и социокультурного развития детей с интеллектуальными нарушениями, выступают адекватные условия воспитания в семье, раннее начало комплексных лечебно-реабилитационных и коррекционных психолого-педагогических, социокультурных мероприятий. Чем раньше начинается организация и проведение коррекционной работы, тем успешнее осуществляется преодоление дефекта или его последствий.
Для осуществления воспитательно-образовательного процесса в школе-интернате как целенаправленной деятельности возникла необходимость разработки программы воспитательно-образовательного процесса специальной (коррекционной) школы-интерната.
Цель программы – формирование модели выпускника школы как личности, обладающей интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к социализации в соответствии с ценностями современного общества.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи программы:
Изучение состояния социального развития обучающихся для определения путей формирования компетентностно – значимой личности.
Воспитание гражданственности и любви к Отечеству, воспитание нравственной личности на основе общечеловеческих ценностей.
Формирование физической культуры учащихся, ценностного отношения к здоровью, понимания воспитанниками ценности семьи и семейного воспитания.
Создание педагогического пространства образовательного учреждения, способствующего формированию проектируемой модели выпускника школы средствами современных воспитательных технологий, применяемых в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.
Программа воспитательно-образовательного процесса специальной (коррекционной) школы-интерната опирается на принципы функционирования демократического государства и гражданского общества, предполагает участие в ней общественных организаций и объединений, научных и творческих союзов и объединений, учреждений дополнительного образования.
Научно-методологической основой создания программы воспитательно-образовательного процесса специальной (коррекционной) школы-интерната являются:
Деятельностный подход в обучении и воспитании. Предметно-практическая деятельность в системе специального образования является специфическим средством обеспечения компенсаторного развития ребенка с отключением в развитии (инструментом коррекции и компенсации нарушенных психических функций.
Системный подход к построению воспитательного процесса, сущность которого заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система (Куракин А.Т.).
Личностно-ориентированный подход в воспитательной деятельности, сущность которого заключается в том, что он является методологической ориентацией в педагогической деятельности, позволяющей посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.
Средовой подход в воспитательной деятельности, сущность которого заключается в том, что методологической ориентацией в организации взаимодействия школы со средой является использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребёнка.
Культурологический подход. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он становится творцом элементов культуры. Освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (Щуркова Н.Е.).

Нормативно-правовая база, регламентирующая воспитательно-образовательный процесс специального (коррекционного) учреждения VIII вида:
Конституция РФ
Закон «Об образовании РФ»
Конвенции о правах ребенка
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 №212, от 23.12.2002 №919, от 01.02.2005 № 49)
Письмо МО РФ от 31.01.2000. № 31ю-50-758/26-6 «О внесении изменений и дополнений в типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
Инструктивное письмо МО и ПО РФ от 04.09.97. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»
Приказ МО и ПО РФ от 22.08.97 № 1792 «О нормализации учебной нагрузки обучающихся в образовательных учреждениях» Санитарных правил и норм СанПиН 2.4.2. – 576-96
Письмо МО и ПО РФ и МЗ РФ от 29.09.97 № 15/736-2 «Разъяснения по вопросу о наполняемости классов компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях и о нормализации учебной нагрузки обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-VIII видов»
Письмо МО РФ от 30.03.2000г. № 27/909-6 «О направлении рекомендаций по формированию штатной численности работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
Письмо МНО РСФСР от 14.11.88 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»
Письмо МО и ПО РФ от 01.10.97 № 15/736-6 «Об учебных планах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»
Письмо Министерства образования РФ от 19.06.2003г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»
Постановление Правительства ХМАО-Югры от 02.04.2008г. № 68-п «О правилах приема детей в бюджетные специальные (коррекционные) образовательные учреждения ХМАО-Юргы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Приоритетный национальный проект «Образование»
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Основные стратегические документы, определяющие развитие образования ХМАО – Югры:
«Концепция развития образования Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры до 2020 года»;
«Стратегия развития образования Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры до 2015 года».

1.Современное состояние воспитательно-образовательного процесса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Существующие традиционные подходы к организации воспитательного процесса (а также педагогические технологии) не обеспечивают в полном объеме учета всех этих факторов. Воспитание часто сводится к отработке тех форм и моделей поведения, которые, с точки зрения воспитывающего взрослого, правильны и необходимы.
В настоящее время воспитательный процесс в школе-интернате осуществляется в следующих формах:
1.Работа с педагогическими кадрами:
МО классных руководителей.
Открытые мероприятия.
Индивидуальная работа.
Диагностика педагогического коллектива.
2. Работа с учащимися:
По направлениям воспитательной работы.
Работа Совета учащихся.
Индивидуальная работа.
Совет профилактики.
3.Работа с родителями:
Общешкольный родительский комитет.
Школьные мероприятия.
Внешкольные мероприятия.
Совет профилактики.
Индивидуальная работа.
4.Работа с внешними организациями.

Вместе с тем, при анализе воспитательной работы были выявлены определенные проблемы:
Проблема совершенствования воспитательного процесса и применяемых воспитательных технологий.
Проблема совершенствования содержания компонентов базовой культуры личности обучающегося с умственной отсталостью.
Проблема качества системы социально-правового воспитания.
Недостаточно эффективна специальная работа по развитию интеллектуальной, личностной и коммуникативной рефлексии.
Использование традиционных форм организации воспитательного процесса.
Проблемы материально финансового обеспечения воспитательного процесса.

Соответственно выявленным проблемам было разработано содержание программы воспитательно-образовательного процесса на период 2010-2015 годов. Вся программа работы предусматривает поэтапность деятельности.


2. Концептуальные основы воспитательно-образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание. Сегодня наше общество изменилось. Мы переживаем, период переоценки ценностей: старые постулаты преданы забвению, новые пока ещё не чётко сформулированы. «Напряженные социальные отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку при понижении уровня общей культуры в обществе» - все это ставит ребенка в тяжелое положение.
Ряд дополнительных сложностей и противоречий для образовательных учреждений возник в связи с формированием рыночных отношений. Коммерция и предпринимательство все более становятся реальностью, от которой нельзя просто отмахнуться. Педагогическая суть здесь проста: воспитание с учетом условий рынка и рыночных отношений, сопряжение целей и средств и содержания воспитания с учетом этих факторов. Рынок давно диктует цивилизованному миру, как жить и что делать. Наш рынок сформулировал проблему: «Кого и для чего воспитывать?» Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, но, необходимо учитывать его при разработке новых подходов к воспитательной работе.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного воспитанника своего собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. В настоящее время недостаточно просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Развивающее образование предполагает в первую очередь саморазвитие личности, раскрытие потенциальных возможностей и способностей индивида, какими бы особенностями (недостатками) он ни обладал. Раскрыть внутренние цели и желания ребенка, сделать его готовым к успешному освоению социального опыта, развить адекватную рефлексию, научить жить в мире реальности и т.п. – все это становится возможным при условии четкого представления воспитателем стратегии воспитательного процесса.
С учетом такого подхода вырисовывается ряд общих положений, которые могут быть основой организации воспитательной работы в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната. Среди них наиболее актуальными являются понятие о «интеграции», «социализации» как процессе вхождения ребенка в социальную среду, усвоения им социального опыта, освоение и приобретение системы социальных связей. Ориентируясь на положение Л.С. Выготского о том, что «ребенок усваивает только тот опыт, который был им воспринят», в процессе социализации можно выделить два аспекта:
а) усвоение ребенком социального опыта, форм, способов, моделей поведения;
б) воспроизведение системы социальных связей, форм, моделей поведения в активной деятельности ребенка в социальной среде.
Однако наши воспитанники развиваются в условиях деформированного процесса социализации:
в условиях интернатных учреждений, где семья заменена учреждением;
в условиях «социального сиротства»;
в ситуации ограниченной социальной активности, недостаточного
включения ребенка в различные виды практической деятельности;
в условиях ограниченных сфер реализации усвоенных социальных норм и социального опыта и пр.
Все это значительно затрудняет процесс эффективности становления личности ребенка.
Кроме названных, имеется и ряд других факторов, которые также отрицательно сказываются на усвоении детьми социального опыта. К ним относятся следующие:
- у большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии;
- односторонность, бедность мотивационной сферы; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину;
- поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться; эмоциональная нестабильность, искаженная потребность в любви;
- неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защитных образований», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других;
- тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления, для того, чтобы побыть одному, уединиться;
- иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие бережливости и ответственности;
- инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
- «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Все эти черты – своего рода защита ребенка от мира взрослых, неумелая попытка школьника противостоять тем ситуациям, в которые он попадает.
Теоретическую основу предлагаемой комплексно-целевой программы воспитания составляет ряд научных теорий и концепций, которые обобщены со следующих позиций:
- средствами образования (воспитания) можно создать условия для развития и коррекции ребенка независимо от его стартовых возможностей, т.е. от степени выраженности дефекта;
- воспитатель может создать условия ребенку с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечат ему формирование успешного жизненного пути, т.е. именно воспитатель создает ситуацию, в которой формируются или не формируются основные механизмы регуляции поведения;
- нормальное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, рассматривается как процесс, направленный на то, чтобы человек состоялся, на развитие его личности, т.е. речь, идет о саморазвитии как фундаментальной способности человека становится субъектом собственной жизни, как обязательной составляющей полноценного формирования личности ребенка;
- обязательным условием успешного развития является тесный, здоровый, эмоциональный (душевный, духовный) контакт ребенка с взрослым.

При разработке программы воспитательно-образовательного процесса мы опираемся на принципы воспитательной деятельности с детьми с проблемами в развитии, предложенные Коняевой Н.П.:

принцип педагогического стимулирования социальных проб - предусматривает создание условий для самооценки учащимся своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его общественных связей. В процессе включения в эти сферы у детей формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду;
принцип вариативности организации в работе с детьми - требует учета всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогащения и возвышения. Пробуждение новых интересов. Создание условий для выбора учащимися форм участия школы-интерната;
принцип организации личного пространства ребенка - требует создания таких условий, когда воспитанник может уединиться, оформить свое личное место; учета индивидуального темпа и режима проживания, предоставления возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с его потребностями, сохранять границы собственного «я», свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей;
принцип сочетания взаимной заботы и требовательности - требует создания такого стиля отношений в группах воспитанников, при которых каждый, ощущая себя достаточно защищенным, в то же время стремится к сохранению гуманистических нравственных норм в коллективе учебно-воспитательного учреждения, определения общих целей педагогов и учащихся. Организации их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи; исключения проявлений признаков презрения, оскорбительности, формирования толерантности к непривычному поведению других людей. Признания их права на такое поведение;
принцип нравственного обогащения социальной среды - требует постоянного внесения в жизнедеятельность детей общечеловеческих ценностей, образцов культуры, обогащения нравственного опыта воспитанников. Упрочнения и развития нравственных норм в окружении детей, формирования у них нравственных привычек. Развития нравственных убеждений. При этом сами дети выступают в качестве субъекта формирования нравственно обогащенной среды;
принцип развития самодеятельности и инициативы детей - требует активного участия воспитанников в решении вопросов жизнедеятельности коллектива учреждения. Развития для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, для освоения воспитанниками организаторских ролей в различных видах деятельности; поддержки различных инициатив, направленных на достижения значимых целей.
19.Содержание программы воспитательно-образовательного процесса школы-интерната по основным направлениям деятельности

3.1. Этапы реализации программы воспитательно-образовательного процесса
Содержание программы воспитательно-образовательного процесса представляем поэтапно, определяя цель, задачи и результаты каждого этапа.
I этап. Организационный – (2010 – 2011).
Цель - разработка основ воспитательной программы школы-интерната.
Задачи:
1. Повышение профессионального и культурного уровня педагогов-воспитателей по вопросам воспитания обучающихся с умственной отсталостью.
2. Определение путей и форм взаимодействия субъектов воспитания.

Результаты:
Определение цели и задачи школьного коллектива воспитательно-образовательного процесса.
Владение информацией о физическом, нравственном и умственном развитии детей, профессиональном уровне педагогических кадров по проблеме воспитания обучающихся в коррекционном учреждении.

II этап. Практико-ориентированный (2011 – 2014гг.).
Цель – совершенствование воспитательной системы школы за счёт внутренних и внешних резервов.

Задачи:
Отработка достижений I этапа.
Внедрение новых воспитательных технологий в образовательный процесс, разнообразие форм внеурочной работы.
Развитие общешкольного коллектива через укрепление традиций, развитие ученического самоуправления, повышение интеллектуального, познавательного уровня всей воспитательной деятельности школы.
Повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому, нравственному, правовому, физическому воспитанию.
Усиление роли семьи в воспитании детей и укрепления взаимодействия семьи и школы.

Результаты:
Удовлетворённость учащимися воспитательно-образовательным процессом.
Расширение системы кружковых занятий по интересам, способствующих личностному и физическому развитию детей.
Создание условий для участия семей в воспитательном процессе, привлечение родителей к участию в управлении школой.

III этап. Заключительный (2014 – 2015гг.)
Цель – провести анализ результатов деятельности участников образовательного процесса по реализации программы воспитательной работы школы-интерната.

Задачи:
Провести мониторинг деятельности участников воспитательно-образовательного процесса.
Определить направления деятельности участников воспитательно-образовательного процесса на следующем этапе функционирования системы воспитания.

Результаты:
Отчет деятельности педагогического коллектива.
Публикации авторских наработок по результатам деятельности.
Участие в грантовой деятельности района, округа ХМАО.

Настоящая Программа требует со стороны педагогических работников творческого подхода, предоставляет участникам воспитательного процесса возможность выбора целесообразных форм и методов педагогического взаимодействия с учетом конкретных условий и предполагает взаимодействие педагогических работников с семьей, детскими и молодежными общественными объединениями, учреждениями социокультурной сферы, другими заинтересованными, принимающими участие в воспитании детей. Развитие воспитательного пространства школы-интерната направлено на оптимальное использование педагогических возможностей социальной среды и консолидацию сил всех субъектов воспитания.
Воспитание – процесс длительный, поэтому в школе чётко сформирована система воспитательной работы в соответствии с Концепцией модернизации образования РФ, Программой развития в системе образования России.
Мы предлагаем системный подход к планированию воспитательного процесса в школе-интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Во-первых, это облегчит планирование работы воспитателей.
Во-вторых, каждому педагогу представится возможность раскрыть диапазон его возможностей, разбудить желание пробовать и придумывать эффективные методы и модели в работе с детьми, укрепить веру в своей значимости как профессионала, как личности в целом.
Система воспитательной работы в школе – интернате определяет содержание и основные направления воспитательной работы и ориентирована на формирование личности выпускника, обладающего социальными и образовательными компетентностями, позволяющими ему жить в изменяющемся мире. Она представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области воспитания, обеспечить единство системы обучения и воспитания в образовательном учреждении, перенос акцента с обучения на воспитание в процессе образования в соответствии с Концепцией модернизации Российского образования.

Воспитательная система школы основана на интеграции урочной и внеурочной деятельности, взаимодействии школы с культурными и общественными организациями и объединениями, единого социального заказ семьи, учащихся, общества. Представляем содержание системы воспитательно-образовательного процесса образовательного учреждения (табл. 1).


Таблица 1.
Система воспитательно-образовательного процесса
образовательного учреждения
Элементы системы
Функции элементов

Воспитательное занятие
Переориентация занятия, сознания педагога с информационного подхода на деятельностный

Внеурочная работа
Расширение социального пространства обучающихся

Дополнительное образование
Развитие способностей обучающихся по интересам

Социальная линия воспитания
Социализация на каждом этапе жизни в основных сферах жизнедеятельности, участие в конкурсах, фестивалях и т.п.

Семейное воспитание
Формирование позиции родителей (опекунов) на развитие, обучение и определение жизненного пути своих детей



Программа воспитательно-образовательного процесса строится в соответствии с целью и задачами Программы развития школы.
Цель Программы развития школы:
Создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели школы-интерната на основе интеграции содержания образования и технологий современного общего и профильного образования, обеспечивающей комплекс условий для формирования социально-адаптированной личности с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи Программы развития школы:
Укрепление и развитие целостной психолого-педагогической системы школы-интерната.
Обеспечение качественного образования и воспитания в школе-интернате через вариативность, профильность, современное информационно-методическое и технологическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

Цели, задачи Программы развития школы обуславливают основные направления воспитательно-образовательного процесса школы-интерната.

Становление личностной позиции, основ социального поведения (личностное развитие):
Осознание детьми позиций: «Я сам», «Какой Я», «Я и другие», «Я и мир».
Формирование основ личностной самооценки воспитанника «Как я изменился».
Развитие внутренней убеждённости в востребованности ребёнка как личности «Наш дом скучал без тебя».

Охрана здоровья, физическое развитие:
Формирование привычки к здоровому образу жизни.
Тренировка силы, воли и физического совершенства, основ красоты и здоровья.
Формирование правильного взаимоотношения полов.
Воспитание основ интимно-личностного поведения.

Патриотическое и правовое воспитание:
Формирование основ жизнеобеспечения.
Формирование основ социализации и общения в контексте поведения в обществе.
Становление основ национального самосознания.
Знакомство с основами правового воспитания «Кодекс товарищества» и законодательство.
Формирование потребности учиться, как основы стабильности будущей жизни.
Привитие умения ориентироваться в гражданском законодательстве о правах и обязанностях детей в нашей стране.
Формирование представления о правонарушениях и ответственности за него.
Знакомство с символикой. Обычаями и обрядами нашей страны.
Формирование жизненной позиции «Я – Гражданин России».

Семейное, половое воспитание:
Знакомство с понятием «семья»;
Знакомство с семейными традициями (праздники, юбилеи, памятные даты и.т.д.)
Подготовка к семейной жизни.

Трудовое воспитание, профориентация
Отработка навыков самообслуживающего труда.
Формирование профессионального самоопределения.
Организация ремонтной бригады детского дома.
Воспитание умения ухаживать за жилищем.
Воспитание осмысления практической значимости учебных знаний.
Знакомство с широким аспектом творческих профессий, их значение для жизни человека.
Знакомство с видами профессий, трудом и зарплатой.
Формирование представления о связи между благополучием человека и его зарплатой.

Эстетическое воспитание.
Развитие у воспитанников чувства прекрасного, гармоничного.
Формирование художественных вкусов; умения правильно понимать и оценивать произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Созидательный аспект - «Я – творец». Эстетика и настроение: развитие умения управлять красотой во благо себя и других.
Формирование потребности к прекрасному.
Развитие умения, самостоятельно заниматься, каким – либо видом творчества.
Знакомство с основами народного творчества, промыслами.
Развитие стремления осознавать прекрасное, стремление быть красивым и приумножать красоту.


3.2. Содержание воспитательно-образовательного процесса на ступени начального образования

Основные мотивы деятельности воспитанников на ступени начального образования:
потребности во внешних впечатлениях, которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
потребность, настойчивое стремление быть школьником, познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания;
потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно-значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:
Игра – в её наиболее развёрнутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация, дидактическая. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребёнка в самых общих, в самых основных смыслах человеческой деятельности.
Учебная деятельность - как ведущая в развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через неё отрабатывается вся система отношений ребёнка с окружающими взрослыми.

Для воспитанников начального звена наибольшее значение имеет их приспособленность к режиму школы-интерната; они очень чутко реагируют на оценку взрослого, им хочется быть хорошими; они хотят учиться. Школа для большинства из них – это загадочная и притягательная страна. Представляем содержание деятельности по направлениям воспитательно-образовательного процесса на ступени начального образования (табл. 2).

Таблица 2.
Воспитательно-образовательный процесс
на ступени начального образования


Направления воспитательной работы
Содержание направления

1
Основы личностного развития и формирования коммуникативных моделей поведения

диагностический аспект;
становление ребёнка как личности в группе, развитие чувства умелости как основа для профилактики чувства неполноценности;
партнёрские отношения в школе-интернате.


2
Охрана здоровья, физическое развитие


я отвечаю за своё здоровье;
физическое совершенство моего организма;
отработка санитарно-гигиенических навыков до автоматизма.



3
Развитие основ творческого восприятия и воображения

развитие механизмов творческого восприятия, мышления в процессе изобразительной деятельности (конструирования, рисования, аппликации);
формирование основ музыкального восприятия и адекватного реагирования;
психодрама: куклы, театр, сюжетно-ролевые игры и пр.;
приобщение воспитанников к активному участию художественных кружков;
воспитание умения ценить мастерство.


4
Трудовое воспитание
личная гигиена;
самообслуживающий труд;
общеполезная деятельность;
учебные навыки и умения;
привитие любви к труду и желания трудиться;
воспитание уважения к людям труда; формирование представления об ответственности;
воспитание умения выполнять поручения до конца, ответственное отношение к порученному;
воспитание умения работать в коллективе на общее благо;
Воспитание умения выполнять элементарные работы в школе-интернате.


5
Основы социализации и общения

воспитание общественной активности;
знакомство с навыками коммуникативного поведения, способы общения, навыки речевого обращения в различных ситуациях;
развитие умения использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб; умение вести диалог, беседу, избежать конфликтных ситуаций;
привитие знаний и умений следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице, в магазине, в больнице, в библиотеке, транспорте; как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку




Содержание воспитательно-образовательного процесса на ступени основного общего образования

На ступени общего образования происходит совершенствование мотивов деятельности и преобразование самой деятельности в сознании обучающихся. У учащихся 5-7 классов желание учиться уже исчезает, оценка взрослого не так важна. Однако резко возрастает мнение коллектива сверстников, «кодекс товарищества оказывает формирующее значение в разрешении различных конфликтов и организации поведения воспитанников.
В среднем звене основное внимание должно быть направлено на отработку уже имеющихся моделей поведения, но в проблемных ситуациях. Воспитанник должен ставиться в ситуацию выбора, а не «слепого» исполнителя воли воспитателя. Большое значение для этой возрастной группы имеет признание обществом результатов трудовой и учебной деятельности; поэтому вопросы трудового воспитания и профессионального ориентирования приобретают особое значение.
Старшее звено - работа с подростками. Возраст подростка – это агрессивно-беспомощный возраст, когда вокруг много сверстников, друзей, а ты остаёшься наедине с самим собой. Как проявить своё «Я», если ещё толком не знаешь себя, если не хватает опыта, знаний, навыков? Он смотрит на взрослого и решает копировать его, быть похожим. Только его похожесть лишь внешняя; Что лежит внутри взрослого ещё недоступно. Поэтому, вслед за получившим внутренний импульс желанием только что родившегося «Я» перевернуть весь мир появляется неуверенность в собственных возможностях, силах, способностях. «Исчезает состояние внутреннего равновесия, душевного комфорта, рождается ощущение беспомощности. Вот и возникает так называемый подростковый кризис, который нередко сопровождается состоянием агрессивности, злобы, жестокости или апатии и депрессии».

Основные мотивы деятельности:
потребность занять своё место в коллективе; стремление как можно лучше соответствовать их представлениям о лидере;
ориентация на оценки, суждения сверстников, а не взрослого, требования коллектива становятся важнейшим фактором психического развития;
возникает потребность личностной самооценки, потребность к «взрослости», самостоятельности, «самоутверждению»;
стремление выйти за рамки школы и приобщиться к жизни и деятельности взрослых. Неудовлетворённость этого стремления создаёт у подростка конфликт со средой, с самим собой, толкает на бродяжничество (надо загружать активной деятельностью).

Основные виды деятельности:

Учебная деятельность, но не скучная и однообразная и утомительная, а то будет обратный эффект. Живая, нацеленная на потребность и нужды подростка, значимая для него;
Интимно-личное общение (быть с другим, уметь получать от этого удовлетворение, быть значимым в чьих-то глазах);
Деятельность общения, особенно с другим подростком, компанией друзей; «кодекс товарищества» доминирующий и организующий мотив поведения подростка.
Основными мотивами деятельности подростка являются желание занять своё место в мире взрослых, утвердиться в компании сверстников, быть уверенным в своей компании и т.п.
Ведущей деятельностью становится интимно – личное общение (общение с другом, с друзьями через позицию своих настроений и желаний), учебно – профессиональная деятельность в большой степени ориентирована на помощь подростку в его профессиональном самоопределении. Как свидетельствует опыт, большое значение для этого возраста приобретает молодёжная культура, под которой подразумевается «торопливое подражание подростка взрослому. Они мгновенно реагируют на всё новое, но стремятся создать своё социальное пространство, в котором он будет самим собой. Пространство это очень разнородно, т.к. сами подростки тоже очень отличаются между собой. Объединяет их лишь одно – ярко выраженное стремление к самостоятельности. Поэтому необходимо оказывать помощь в создании молодёжью своей культуры.
Воспитательная работа осуществляется по тем же направлениям, что и в средней школе. Однако она имеет своё специфическое содержание, выраженное в ориентированности организации воспитательных мероприятий на наиболее значимые – для формирования личности подростка:
Работа по профессиональному самоопределению во всей её полноте;
Работа над подростковой культурой, включающая в себя сбалансированное развитие разных сфер культур: академическое и художественное творчество, образование, библиотеки и музеи, национальное творчество, а также новаторские направления: молодёжные театры, новейшая электронная музыка, художники – авангардисты, модельеры – экспериментаторы и т.п.
Вот что должно привлечь наших воспитанников к общению с воспитателем. В ходе обсуждения «последних» самых модных в своём месте «течений» - воспитатель будет иметь возможность и уже имеющийся опыт и пробудить в подрастающем человеке желание более глубоко и основательно познать то, что уже создало общество. Содержание работы на ступени основного образования представлено в таблице 3.


Таблица 3.
Воспитательно-образовательный процесс
на ступени основного образования


Направления воспитательной работы
Содержание направления

1.
Формирование личностной позиции образа «Я» (личностное развитие)







Развитие эмоционально-волевых аспектов личности – как основы развития регулирующей функции образа «Я».
развитие мотивационно – потребностной сферы, формирование позитивного
формирование привычки заниматься спортом.
развитие умений и навыков рационального и бережного отношения к своему здоровью.
профилактическая работа по развития чувства неприятия «вредных привычек», неупорядоченной половой жизни.


2.
Профессиональное самоопределение, экономическое воспитание. Трудовое воспитание и основы жизнеобеспечения


























осознание ценности честного (общественно-полезного) труда.
общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование перспектив её изменения.
осознание необходимости в профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации.
общая ориентировка в мире профессионального труда; выделение дальней профессиональной цели (мечты) и её согласование с другими важными жизненными целями.
воспитание убеждений в престижности, выбранной ими профессии;
воспитание уважения к своему «Я» через избранную трудовую профессию.
воспитание умения работать в коллективе, оценивать результаты своего труда (воспитание культуры молодого рабочего);
воспитание социальных норм поведения в труде, отвечающих запросам общества

3.

Основы правового и патриотического воспитания
формирование системы нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения.
формирование в сознании воспитанников понятия ЗАКОН.



4.
Эстетическое воспитание

развитие у воспитанников чувства прекрасного и гармоничного;
формирование здоровых художественных вкусов, умения правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.;
формирование интеллектуальной и эмоциональной отзывчивости по отношению к объектам эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное;
развивать и совершенствовать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствие, радость, восхищение и пр.) добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведение искусства или окружающую обстановку.


5.
Семейное, половое воспитание
знакомство с традициями современной среды.
воспитание правильного взаимоотношения в семье.
подготовка к семейной жизни.


6.
Охрана здоровья и физическое развитие

формирование привычки заниматься спортом.
развитие умений и навыков рационального и бережного отношения к своему здоровью.
профилактическая работа по развития чувства неприятия «вредных привычек», неупорядоченной половой жизни.




Технологии воспитательно-образовательного процесса школы-интерната по основным направлениям деятельности

Для успешной реализации идей воспитательной концепции в работе школы-интерната необходимо внедрять современные педагогические технологии воспитательного процесса. Представляем сводную информацию о технологиях, планируемых для внедрения в воспитательный процесс учреждения (табл. 4).

Таблица 4.
Технологии воспитательно-образовательного процесса школы-интерната
Название технологии
Цель технологии

Здоровьесберегающие технологии

Совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов, система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьника на всех этапах его обучения и развития. (Л.Ф.Тихомирова).

Современные информационно-коммуникационные технологии

- использование готовых электронных продуктов;
- использование мультимедийных презентаций; - использование ресурсов сети интернет;
- использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (ПО, для интерактивной доски)


Игровые технологии
- в игре взрослый работает на партнерских началах с детьми, выполняя одну из игровых ролей;
- игра стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы;
- игра позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;
- игровой процесс вариативен, он в принципе не может быть детально спрогнозирован, поэтому требует от педагога гибкости мышления и готовности вместе с детьми проходить образовательный путь;
- в игре цель обучения смещается с содержания предмета на методы, принципы и способы мышления;
- игровые технологии создают широкие возможности для формирования у детей информационной культуры благодаря использованию в учебном процессе информационно-коммуникативных технологий.




3.5. Примерный годовой план воспитательной работы школы-интерната
Сентябрь
1.
«Корабль в страну Знаний» (школьная линейка ко Дню знаний»

2.
Неделя ПДД: «Безопасное колесо»

3.
День профилактики вредных привычек
«Страшное зелье»

4.
Акция «Чистый дом».


5.
День здоровья.

(Согласно плана мероприятий по Центру здоровья)

Октябрь
1.
День учителя «Мы желаем счастья Вам»

2.
Неделя экологического воспитания:
«Сохраним планету нашу»

3.
Праздник осени «Волшебница-осень»

4.
День профилактики правонарушений
«Я и закон»

5.
«Страницы истории России» (праздник, посвящённый Дню народного единства»

6.
Акция «Чистый дом».


7.
День здоровья.
(Согласно плана мероприятий по Центру здоровья)

Ноябрь
1.
Осенние каникулы

2.
День профилактики вредных привычек
«Мы выбираем жизнь»

3.
Акция «Чистый дом».


4.
День здоровья.
(Согласно плана мероприятий по Центру здоровья)

Декабрь
1.
День профилактики правонарушений
«Статьи закона»

2.
Дни краеведения «Югра – край, в котором я живу» (дни, посвящённые Юбилею округа)

4.
«Королевский бал» (новогодний праздник для учащихся 1-5 классов)

5.
«Новогодняя дискотека 2011» (новогодний праздник для учащихся 6-10 классов)


Зимние каникулы

6.
Акция «Чистый дом».


7.


День здоровья.
(Согласно плана мероприятий по Центру здоровья)

Январь
1.
День профилактики вредных привычек
«Если хочешь быть здоров»

2.
Неделя знаний: «Знание-сила»
(предметные дни)

3.
Акция «Чистый дом».

4.
День здоровья.
(Согласно плана мероприятий по Центру здоровья)

Февраль
1.
Неделя межличностных отношений: «В гармонии с самим собой»


Дополнительные зимние каникулы
(1 класс)

2.
День профилактики правонарушений «Не повторяя чужих ошибок»

3.
День защитника Отечества: «Отчизны верные сыны»

4.
Неделя празднования Масленицы
«Где тепло, там и добро»

5.
Акция «Чистый дом».


6.

День здоровья.
(Согласно плана мероприятий по Центру здоровья)

Март
1 .
Праздник 8 Марта «Посвящается самым прекрасным»

3.
Неделя трудового обучения и воспитания
«Город мастеров»

4.
Весенние каникулы.

5.
Акция «Чистый дом».

6.


День здоровья.
(Согласно плана мероприятий по Центру здоровья)

Апрель
1.
День смеха и шуток.

2.
День детской книги: «Книга – великое чудо из всех чудес».

3.
День профилактики вредных привычек
«Твой выбор»

4.
Неделя знаний: «Чему учат в школе» (1-4 классы).

5.
Акция «Чистый дом».

6.
День здоровья.
(Согласно плана мероприятий по Центру здоровья)

Май
1.
Неделя нравственно-патриотического воспитания: «Нам есть чем гордится и есть что беречь». Акция: «Милосердие»

2.
День семьи. День открытых дверей
«Наш дом»

3.
День профилактики правонарушений (экскурсия)

4.
Последний звонок и Выпускной бал:
«Когда уйдём со школьного двора»

5.
Акция «Чистый дом».

6.
День здоровья.
(Согласно плана мероприятий по Центру здоровья)



Ожидаемые результаты реализации программы воспитательно-образовательного процесса и проектирование деятельности по достижению заявленных результатов

Совершенствование структуры управления развитием воспитательной системы

· Изучение и обобщение опыта работы классных руководителей и воспитателей

· Совершенствование и развитие органов самоуправления

· Обеспечение нормативно-правовой базы воспитательного процесса

· Разработка различных проектов по направлениям воспитательной системы

· Разработка программ воспитательной работы класса

· Проведение конкурса программ ВР класса

· Развитие психолого–медико-педагогической службы

· Мониторинг воспитательной работы

· Развитие системы школьных социально-значимых традиций

Развитие системы дополнительного образования

· Разработка программ дополнительного образования

· Разработка мониторинга дополнительного образования

· Развертывание сети дополнительных образовательных услуг

· Интеграция программ общего и дополнительного образования детей

· Изучение потребностей и возможностей учащихся с особыми образовательными потребностями в развитии дополнительных образовательных услуг

Развитие общей и индивидуальной профессиональной культуры педагогов

· Пополнение банка данные методических и дидактических материалов воспитательного процесса

· Работа творческих групп по разработке и реализации проектов, реализующих целевую программу воспитания МСКОУ 8 вида

· Участие в конкурсах профессионального мастерства

· Совершенствование методической работы педагогов

Приобщение учащихся к общечеловеческим нравственным ценностям, воспитания гражданственности.

· Разработка проектов по гражданскому воспитанию

· Разработка научно обоснованных технологий по получению информации по определению уровня воспитанности учащихся с ограниченными возможностями и системы показателей, обеспечивающих прогноз повышения уровня воспитанности

· Развитие новых форм работы с родителями для эффективного взаимодействия школы и семьи по воспитанию детей с ограниченными возможностями.

· Развития школьного музея декоративно-прикладного искусства

Программы воспитателей и педагогов дополнительного образования

Название программы

Формирование графических навыков у учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Развитие мелкой моторики у младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида

Формирование основ социализации и общения у воспитанников коррекционной школы VIII вида

«Большие права для маленьких детей»

Формирование основ экологического воспитания у детей среднего звена коррекционной школы-интерната VIII вида

Формирование нравственных качеств, норм, понятий, правил у детей среднего школьного возраста

Формирование основ социализации и общения у воспитанников коррекционной школы VIII вида

Духовно-нравственное воспитание учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида

Формирование личностного развития

Формирование основ и навыков личной гигиены воспитанников младшего школьного возраста коррекционной школы VIII вида

Развитие культуры жизнедеятельности школьников среднего звена коррекционной школы VIII вида

«Быть здоровым – здорово!»

Формирование основ экологического воспитания у воспитанников коррекционной школы VIII вида

Формирование нравственных качеств, норм, понятий, правил у детей старшего школьного возраста коррекционной школы

«Лучики добра»

Формирование основ экологического воспитания у учащихся коррекционной школы VIII вида

Формирование основ экологического воспитания у детей младшего школьного возраста

«Учимся делать здоровый выбор»

Программа по физическому воспитанию

«Домашний мастер»

ИЗО «Радуга»

«Творчество – дети – фантазия»

«Хореография»

«Мой компьютер»


Модель выпускника специальной (коррекционной)
школы-интерната VIII вида

Познавательный потенциал:
Выпускник школы имеет знания, умения и навыки, соответствующие базовому уровню по всем предметам, а по отдельным предметам расширенному или углублённому уровню;
Для выпускника характерно умение учиться, т.е. самостоятельно овладевать знаниями; у него сформирована потребность к самообразованию и саморазвитию;
Знает уровень своих способностей, интеллектуальных возможностей, интересов, умеет рефлектировать и прогнозировать результаты своей учебной деятельности;
Обладает достаточно высокими и устойчивыми познавательными интересами, стремлением наиболее глубоко овладеть определёнными знаниями и умениями, необходимыми для дальнейшего овладения профессиональной и трудовой деятельностью.

Ценностный потенциал:
Выпускник школы воспринимает человеческую жизнь как главную ценность;
Имеет развитое чувство патриотизма, готов отстаивать честь своей страны в труде, спорте;
Имеет полное представление об ответственности;
Занимает активную жизненную позицию;
Владеет профессиональными навыками в соответствии с личностными запросами и задачами;
Умеет осмыслить свою гражданскую позицию в обществе, реально оценить происходящее в мире.
Физический потенциал:
Выпускник школы – физически развитая личность, умеющая заботиться о своём здоровье;
Владеет навыками отдельных видов спорта;
Важным приоритетом является здоровый образ жизни.

Коммуникативный потенциал:
Выпускник школы умеет устанавливать контакты, анализировать свои поступки;
Адекватно оценивает любую ситуацию и умеет находить достойный выход из неё;
Уважает иные взгляды, культуры, обычаи;
В условиях меняющейся ситуации способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, построить новый проект своих действий.
Таким образом, воспитательный процесс направлен на формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, что соответствует требованиям Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года


























Литература
1 И.В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И.Ю. Соколова Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М., «Илекса» 2001.
2. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ (письмо от 15.01.03 № 13-51-08/13), Вестник образования 7/2003.
3. Об организации работы по реализации подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» федеральной целевой программы «Дети России» на 2003-2006 годы (приказ от 20.03.03 № 1086), Вестник образования 10/2003.
4. Журналы: Завуч 2002-2003 Завуч начальной школы 2003 Воспитание школьников 2003
Классный руководитель 2002-2003
Заместитель директора по воспитательной работе 2004
5. М.И.Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, Академия развития 2003.
6. В.О. Кутьев Внеурочная деятельность школьников. Москва, «Просвещение» 1993.
7. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. Сборник документов, составление и комментарии Ф.Ф. Водоватова, Л.В. Бумагиной Москва, 2000.
8. Н.Д. Соколова, Л. В. Калинникова Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Москва, 2001.
9. А.С. Белкин нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. Москва, «Просвещение», 1982.
10. Под редакцией Пузанова Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Изд. Центр «Академия», 2000.
11. Т.И. Пороцкая Работа воспитателя вспомогательной школы. М.,«Просвещение», 1984.
12. М.Г. Яновская Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М., «Просвещение» 1994.
13. Бухвалов Воспитание личности в коллективе. Москва, Центр «Педагогический поиск» 2001.
14. В.Ф. Мачихина Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. М.: 1983 г.
15. И.М. Бгажнокова. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. Дефектология, №5, 1995 г.
16. Б.И. Пинский. Коррекционно-воспитательное значение труда для труда психического развития учащихся вспомогательной школы. М.: 1995 г.
17. Т.А. Девяткина и др. Социально-бытовая ориентировка в С(К)ОУ VIII вида – М.: Гуманитарное изд. Центр ВЛАДОС, 2004
18. Конституция РФ
19. Конвенция о правах ребенка



























Заголовок 2 Заголовок 315