Презентация к отдельным этапам урока русского языка для 8 класса Второстепенные члены предложений
Ясное, без единого облачка небо поднималось над теплоходом (Д. Гранин).небо — поднималось ясное, без облачка над теплоходом единого
В лесу огонь пожара бураном размело. (Д. Кедрин) размело в лесу огонь бураном пожара
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Характе-ристикиДополнениеОпределение Обстоятельство1. Чтообозначаетпредметпризнак предметапризнаки,условиядействия 2. ВидыПрямоеи косвенноеСогласованноеНесогласованноеПриложениеМесто, время, цель, причина,образ действия, условие, уступки3. На какиевопросыотвечаетКого? Чего?Кому? Чему?Кого? Что?Кем? Чем?О ком? О чем?какой? Чей?Где? Когда?Зачем?Почему?Каким образом?4. Чем вы-ражаетсяСуществительным,местоимением и другимичастями речиПрилага-тельным,местоиме-ниемСущест-витель-ным, гла-голом Существи-тельнымСуществительным, наречиеми другими частямиречи
Составьте предложения с данными словосочетаниями. От чего зависит падежная форма прямого дополнения?Понял задачу — не понял задачи; принёс тетрадь — не принёс тетради; выполнил упражнение — не выполнил упражнения;отгадал загадку — не отгадал загадки; обеспечил успех — не обеспечил успеха; нарушал порядок — не нарушал порядка.
К выделенным словам подберите из скобок подходящее по смыслу определение. Предложения запишите. Над согласованными определениями надпишите - с., над несогласованными — н. с.1) Дорожки устилали осенние листья (золотые, из золота).2) Тётя относилась к Наташе с любовью (материнской, матери).3) Мы ели свежий кисель (вишнёвый, из вишни).4) Инструменты положили кипятить (хирурга, хирургические).5) Одежда вся промокла. Одежда продаётся в магазине (детская, ребенка).
Члены предложения, совмещающие в себе два значения.Второстепенные члены предложения, явившиеся на приём к Синтаксису, быстро заняли свои места на стульях с надписями: «дополнение», «определение», «обстоятельство». Синтаксис уже начал речь, когда увидел, что форма у дороги до сих пор не садится.— Занимайте скорее место,— предложил Синтаксис.— А я не знаю, куда садиться,— отвечал смущенный член предложения.— Как не знаете? — удивился Синтаксис.— Вы отвечаете на вопрос где? и обозначаете место — садитесь на стул Обстоятельства.— Н о я отношусь к слову дом (дом у дороги), отвечаю ещё на вопрос какой? И поэтому должен быть ещё и Определением, ведь слово дом — предмет, а не действие.— Вот загвоздка,— проговорил Синтаксис,— это и Определение, и Обстоятельство вместе? А садитесь-ка Вы на два стула! Так и сидят на двух стульях члены предложения, совмещающие в себе два значения: дополнения и определения (мысль о поездке — о чём?, какая?), дополнения и обстоятельства (оповестить через газету — через что?, как?), определения и обстоятельства (дом у дороги — какой?, где?).Одно значение член предложения имеет сам, а второе приносит слово, к которому он относится.