Доклад по методической теме Здоровьесберегающие технологии в начальной школе
Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках, как одна из форм педагогических технологий »
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Что такое здоровьесберегающая технология? Здоровьесберегающая технология – это: 1. Условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); 2. Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); 3. Соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка; 4. Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. 5. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности. В условиях современной социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает. Результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20–25% первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Это свидетельствует о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Ведущим фактором здоровья ребенка, его социально-психологическая адаптация во многом определяется средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, так как с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. Как писал всемирно известный хирург и один из первых русских ученых-педагогов Н.И. Пирогов, «все будущее жизни находится в руках школы... прямое назначение школы, примиренной с жизнью, – быть руководителем жизни на пути к будущему». Стоит отметить, что задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. И решение этой задачи, прежде всего, связано с применением здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Здоровый ученик с удовольствием включается в любую деятельность, он оптимистичен, жизнерадостен. При планировании работы образовательного учреждения с усилением внимания к вопросам здоровьесбережения необходимо, во исполнение принципа «Не навреди!» Использование здоровьесберегающих технологий способствует: – созданию благоприятной эмоциональной атмосферы, придающей и вселяющей уверенность в своих силах; – повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса; – сбережению и укреплению физического здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, делят на три основные группы: 1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. Прежде всего, это правильная организация урока, которая дает возможность поддерживать высокую работоспособность и предупреждать утомления. 2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащихся. 3. Психолого-педагогические технологии. В первую очередь использование игровых технологий, нестандартных уроков (уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-экскурсии и другие), уникальных задач и увлекательных заданий, интерактивных обучающих программ и проч. Основное – это создание благоприятного эмоционального климата. Отсутствие прямого принуждения, демократический стиль, приоритет положительного стимулирования, право ребенка на ошибку, на собственную точку зрения способствую формированию здоровой психики и, как итог, высокого уровня психологического здоровья. Все средства и методы должны быть направлены на то, чтобы ученики испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке. Особое место среди здоровьесберегающих технологий занимают технологии личностно-ориентированного обучения, которые учитывают индивидуальность ученика, способствуют раскрытию его творческих возможностей, позволяют любому ученику проявлять инициативу, самостоятельность. Личностно-ориентированные технологии предполагают использование индивидуальных заданий разных типов и уровней сложности, индивидуальный темп работы, самостоятельный выбор учеником учебной деятельности, проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями являются физкультминутки. Описания их содержания можно найти в рекомендациях физиологов и гигиенистов. При выполнении нескольких физических упражнений или гимнастики для глаз учитываются три условия: 1. Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.). 8 2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной – от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне. 3. Учителю, проводящему физкультминутки, необходимо выработать для каждого класса 2–3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности. Таким образом, здоровьесберегающие технологии позволяют одновременно решать задачи охраны здоровья учащихся как в психологическом, так и в физиологических аспектах.
В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как культура поведения, усвоение этических норм, сформированность ценностного отношения к собственному здоровью. Один из главных секретов хорошего физического самочувствия младших школьников и высокой активности в учебном процессе состоит в использовании рационально подобранных игр оздоровительной направленности.
Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям:
-Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
-Игровые оздоровительные технологии.
-Веселыефизминутки на уроках в начальной школе.
-Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
-Формирование навыков здорового образа жизни.
Большое внимание уделяю рассаживанию учащихся.
Рассаживая учащихся, принимаю во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух. Детей небольшого роста усаживаю ближе к доске, более рослых – сзади. Один раз в месяц меняю местами учеников, не нарушая принципов правильной осанки. Такая смена мест, во-первых, исключает одностороннюю ориентацию головы и туловища относительно доски; во-вторых, создает более равномерные условия освещения. Постоянно забочусь о сохранении психического здоровья детей, повышаю устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебного процесса провожу физкультминутки на уроках. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутка – лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
Гимнастика для глаз. Специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятие утомления глаз.
1.Раз – налево, два направо, А теперь по кругу смотрим,
Три – наверх, четыре вниз. Чтобы лучше видеть мир.
2. Массировать движениями пальца в течение минуты.
3. Сесть, голова не подвижна, медленно перевести взгляд с пола на потолок и обратно, затем справа налево и обратно.
Гимнастика для глаз
1. по тренажёрам В. Ф. БазарногоГлазами водят по:
- горизонтали,
- вертикали,
- овалу по часовой стрелке,
- овалу против часовой стрелки,
- восьмёрке.
Физкультурно – спортивные. Это традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседания, ходьба и.т.д)
Двигательные действия и задания. Загадываю загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении. В основном такие физкультминутки использую на уроках окружающего мира.
Дыхательная гимнастика:
Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания.
Шарик. Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт: один, два, три, четыре, - дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.
Гимнастика для пальчиков рук.
1. Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут элемент писать.
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают.Так повторяется несколько раз.)
2.Две веселые лягушки ни минуты не сидят –
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.
(Дети сжимают кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы и кладут ладони на парту. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся
Формирую здоровый образ жизни младшего школьника на уроках математики. В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащемуся осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. На этом этапе я знакомлю и обсуждаю с учащимися конкретные привычки здорового образа жизни. Таким образом, математическая задача формирует у младшего школьника сложное психическое «новообразование» – ответственное отношение к здоровью.
В своей работе я стараюсь использовать следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей: 1. Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, игровых технологий, развивающего обучения, и др.). 2. Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности обучающихся.. 3. Создание комфортного психологического климата. 4. Соблюдение СанПиН и правил охраны труда. 5. Чередование различных видов деятельности на уроке. 6. Использование аудиовизуальных средств обучения. Ведь, как известно, лучший вид отдыха – смена деятельности. Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке я, обязательно провожу динамические паузы, физминутки, минутки релаксации. Физкультминутки – это неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий. Считаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Для этого я использую приемы здоровьесберегающих технологий 1. Включаю элементы личностно-ориентированного обучения: • Создание ситуации выбора и успеха. Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль. Необходимо, чтобы каждый ученик поверил в себя, в свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества. Поэтому на уроках я стараюсь создать благоприятный фон, доброжелательную обстановку, чтобы дети в полной мере могли раскрыть свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Для этого применяю различные приемы. 1) Создание у ребенка субъективного переживания успеха: – снятие страха («Ничего страшного»); – авансирование («У тебя получится»); – внушение («Приступай же»); – высокая оценка детали («Вот это у тебя получилось замечательно»); – усиление мотива («Нам это нужно для…»). 2) Создание возможности почувствовать свою интеллектуальную состоятельность: – ошибки – это нормальное и нужное явление, вы учитесь; – формирование веры в успех; – отметка достижений; – концентрация внимания на уже достигнутых в прошлом успехах. • Организация учебного сотрудничества. • Использование приемов рефлексии. – Что на вас произвело наибольшее впечатление? – Что получилось лучше всего? – Какие задания показались наиболее интересными? – Что вызвало затруднения? – Над чем хочется поразмышлять? – Какой совет дали бы себе? – Кому захотелось сделать комплимент? – Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?
• Физкульминутки • Упражнения, корректирующие осанку. • Гимнастика для глаз. • Дыхательная гимнастика. • Массаж пальчиков • Аутогенные тренировки (упражнение на расслабление мышц и зажимов). – Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись пения птиц). – Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечутптицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза. Следующая аутогенная тренировка (настрой на урок математики): • Формулы самовнушения. Я – способный! Я – со всем справлюсь! Мне нравится учиться! Я – хороший ученик! Я хочу много знать! Я буду много знать!
Провожу классные часы на тему: «Осанка», «Как избежать болезни», «Путешествие в страну здоровячков» и другие.
Вывод Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья, повышению качества знаний. Я планирую продолжать целенаправленную работу по сохранению здоровья детей в последующие годы и очень хотела бы, чтобы работа была продолжена моим преемником при переходе детей в среднее звено обучения. В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»
Список литературы:
1. В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер»,
Москва, «Вако» 2007
2. Сборник «Внеклассные мероприятия», Москва, «Вако» 2006
3. Безруких М.М., Филлипова Т.А. «Разговор о правильном питании»
4. Начальная школа, 2004 № 7 «Уроки здоровья»
5. Интернет-ресурсы