Доклад Годовой отчет младшей группы за 2014-2015 уч.год


Годовой отчет работы в младшей группы МКДОУ д/с «Аяс»
за 2014-2015 уч.годМладшую группу за 2014-2015 учебный год посещало всего - 15 детей.
Из них:
Девочки - 6 чел.
Мальчики - 9 чел.
В начале года в группе было всего - 9 детей, за год прибыло в группу 6 детей. Один ребенок выбыл в МКДОУ д/с «Дамырак», по причине направления по очереди в ДОУ.
Возраст детей:
Дети до 2 лет -
Дети от 2 лет –
Дети от 3 лет -
Социальный паспорт семей воспитанников
Социальный  статус семей по роду деятельности:
Рабочие –4
Служащие –0
семьи с родителями бюджетниками – 6
Предприниматели – 0
Безработные –5
Распределение семей по количеству детей в семье:
однодетные - 9,
двухдетные -3,
многодетные – 3.
семьи, у которых детский сад посещают два ребенка- 3
Распределение родителей по уровню образования.
высшее- 2
среднее - специальное- 5
среднее - 4
родители – студенты - 4
Социальный статус семей по составу:
полные - 10 детей,
неполные (с одним родителем) - 5 детей,
семьи без родителей (опекуны) – 0
мамы – одиночки - 4 детей,
папы – одиночки -1 ребенок.
Материальное положение семей.
малообеспеченные семьи - 1
безработные – 5
семьи социального риска-2
Адаптационный период в группе:
40 % детей прошли с легкой степенью , 40% средней степенью адаптации и 20% тяжелой степени. Период адаптации длился примерно 7-15 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое последующим быстро нормализовалось. В первые, дни были недостаточно активны, плакали. По происшествию недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Из детей Сайхан, Айсланы нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках у ребят была игрушку принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, которую организовывала, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались за помощью взрослого. Сидели на коленях у воспитателя или младшего воспитателя. К тяжелой степени можно отнести Настю и Октаргай – дети были подавлены. Ребята часто плакали. В течение всего периода адаптации поведение каждого ребенка во все режимные моменты фиксировалось в адаптационный лист.
Зона развивающей среды.
Все зоны развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе под редакцией М. А. Васильевой.
Сенсомоторный уголок с материалами М.Монтессори предназначен главным образом:
Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.) ;Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;
Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).
В игровой зоне игрушки: машины – самосвалы, грузовики, легковые автомобили (в них дети легко могут катать кукол), мягкие игрушки. Здесь же находится игровой строительный материал разного размера для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.
Уголок ИЗОРанний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти.
Книжный уголок
Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию. Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.
Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие воспитывать коммуникативные качества, самостоятельность. Доставить радость детям. Используя свои знания и опыт, я пришла к выводу, что театрализованная деятельность может помочь и решить проблемы по раскрепощению ребенка, обучению чувствования, пробуждению эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания.
Театрализованная деятельность сосредотачивает в себе средства выразительности, способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знаний об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ним. Игра драматизация, по моему мнению, оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Нами замечено, что театрализованные игры всегда радуют, смешат детей, пользуются у них неизменной любовью, так как они видят окружающий мир через образы, краски, звуки.
Анализ знаний и умений детей по всем пяти областям показал следующее.
Воспитание и обучение детей проводится по программе дошкольного образования «От рождения до школы» - под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В соответствии с данной программой была составлена учебная нагрузка для детей первой младшей группы, был определен базовый минимум содержания знаний детей, составлена сетка занятий, режим.
Программа содержит новые идеи создания психологического комфорта в интеграции пяти образовательных областей («Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум») .При работе с детьми используются современные технологии, такие как социоигровой подход (использование преимущественно игровых, сюжетных и интегрированных форм образовательной деятельности, игры на прогулке, музыкальные, хороводные, п/игры имитационного характера, сюжетно-ролевые) здоровьесберегающие технологии, образовательная деятельность проводится с использованием мультимедийной и аудисистемы, дидактического материала, мольбертов, магнитных досок, различных игрушек, пособий и др.
К началу учебного года нами была подготовлена развивающая среда, которая была разделена на центры с учетом возрастного подхода и в соответствии с принципом зонирования. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
Образовательная область «Здоровье»
Для обеспечения условий физического развития ребенка на третьем году жизни был использован индивидуальный подход для каждого ребенка. За детьми в течение года был предусмотрен полноценный гигиенический подход, четкое выполнение режима, охрана жизни и нервной системы, предупреждение утомления и травматизма, развитие двигательной памяти. Так как двигательные умения детей еще неустойчивы, физические упражнения с ними проводились в игровой форме, подражая движениям взрослого или при имитации движений животных. Физические упражнения организовались в игровой форме на утренней гимнастике и в специально отведенные дни. Для обеспечения физического развития с учетом индивидуальных особенностей развития двигательной активности, организовались подвижные игры «Птички», «Пчелки», «Зайчик в домике», «Гуси», «Догони мяч», «Лиса и цыплята», «Кто пройдет тише» по национально - региональному компоненту тувинские – народные игры «Аскак кадай», «Согур аза», «Чинчи чажырары», «Ортеннежир» и др. с игровым материалом. Ребята приучались выполнять упражнения сообща, подражая воспитателю.
Методами наглядного показа и поддержки ребята обучались основным навыкам личной гигиены: умению правильно мыть руки, насухо их вытирать, есть самостоятельно и аккуратно; правильно и по назначению пользоваться чашкой, ложкой, салфетками; учили тщательно и бесшумно пережевывать пищу.
Формировался навык самостоятельного одевания и раздевания; умения аккуратно складывать одежду, помогать друг другу.
Уделялось внимание и безопасной жизнедеятельности детей в течение дня,
в помещении и на прогулке. На протяжении всего года учились соблюдать правила поведения во время игр с песком, с мелкими предметами. На конец года стоит отметить, что дети гармонично физически развиваются, с желанием двигаются, им интересно выполнять разнообразные физические упражнения, они научились действиям с физкультурными пособиями. В соответствии с возрастными возможностями у них развивается координация движений, способны быстро реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое. Научились выполнять задания, действовать, в общем, для всех темпе. С большим желанием вступают в игровые действия с другими детьми.
Образовательная область «Коммуникация»
Обучая ребят разговорной речи, учитывалась особенность словарного запаса и возможности ребенка в произношении звуков в словах. Для развития речи использовались все режимные моменты и бытовые ситуации. На занятиях ребят учили правильно произносить слова, понимать и обозначать словом свойства и качества предметов, уметь их обобщать, развивали артикуляционный аппарат и связную речь, учили правильно повторять сказанное и услышанное, словами передавать свои эмоции и просьбы. Правильно называть окружающие предметы, людей, животных, растения; ребят учили понимать вопрос и отвечать на него.
К концу года ребята научились внимательно слушать и эмоционально отзываться на сюжет художественного произведения, заучивать наизусть маленькие стихотворения, повторять последние слова, фразы. Могут поделиться информацией, пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает). Сопровождают речью игровые и бытовые действия.
Могут поделиться информацией (кто-то пришел; кто, что взял).  Слушают небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Пользуются речью как средством общения со сверстниками.Для развития координации движения рук, мелкой моторики, а также для совершенствования памяти , внимания , умение согласовывать движение и речь провели следующие мероприятия:
- проводились пальчиковые игры с детьми: «Водичка, водичка…», «Зайчики», «Мышки», «Пальчик-мальчик», «Моя семья», «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая» и т. д.- Ежедневно проводились игры для рук и пальцев с использованием массажных мячей, складывание рисунка из 2-4 частей, игры в пластилин, перекладывание мелких предметов с одной емкости на другую; настольные игры «Собери картинку», «Мы на рыбалке», «Лото»; игры с кубиками, игры с прищепками, счётными палочками. К 70- летию Великой Победы в группе сделали фотовыставку «Дети – Герои Войны!», а также провели занятие, посвященное героям Великой Отечественной войны.
Образовательная область «Познание»
На протяжении всего учебного года детей учили и совершенствовали выполнение действий с предметами, отличающимися по величине, размеру, цвету, форме, замечать изменения в погоде и различия в природе. Узнают и называют некоторых домашних и диких животных, их детенышей. Различают некоторые овощи, фрукты (2-3 вида). Имеют элементарные представления о природных сезонных явлениях (идет дождь, снег, дует ветер, на улице холодно, снег тает или растаял). Большое внимание уделялось развитию сенсорной моторики кисти рук, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук. Ребят учили усидчивости, последовательности в выполнении задания, понимать причинную связь между действиями предметов. Многие ребята к концу года могут выполнять действия с предметами: одевать куклу, убирать игрушки, замечать непорядок в окружении. Учили ребят поддерживать естественное желание ребенка исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения, мыть и убирать игрушки, разбирать машины.
В ФЭМП дети научились группировать предметы по цвету, размеру, форме. Различают один и много предметов. Различают большие и маленькие предметы, называют их размер. Узнают шар и куб. Знают и называют и используют детали строительного материала.
Чтение художественной литературы:
Дети слушают доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы. При повторном чтении проговаривают слова, небольшие фразы. Читают наизусть стихотворения (Маршака, А. Барто).  Рассматривают иллюстрации в знакомых книжках с помощью педагога.
Художественное творчество:
Художественно-эстетическое развитие имеет большое значение для всестороннего развития дошкольника. В нашей группе оно развивалось через образовательную область «Художественное творчество». Рисование и лепка проводились один раз в неделю, аппликация один раз в две недели. Дети знают, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать. Из детей особенно хорошо знают и различают цвета Ланайа, Оелуна, Сухбат. В течение года у ребят развивалось желание и интерес рисовать, поэтому все дети с удовольствием идут на занятие продуктивными видами деятельности. Ребят учили навыкам владения карандашом, фломастером, кистью, гуашью для рисования, содействовали освоению детьми простейшими элементами рисунка: мазок, линия, проводить на листе бумаги вертикальные и горизонтальные прямые. На занятиях рисованием детей учили нетрадиционным техникам рисования: ватными палочками, пальчиками рук. Дети могут нарисовать пальчиками: ягоды, следы, бусинки, цветочки, траву.
Умеют раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка глины маленькие комочки, сплющивают их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая, их друг к другу. Лепят несложные предметы; аккуратно пользуются пластилином. На занятиях лепкой ребята лепили предметы круглой, овальной формы методом скатывания между ладонями, соединению частей предметов. Например: дети с удовольствием лепят оладушек, печенье, пирожков. Ребята раскатывали палочки, сплющивали и соединяли их концы, знакомили с правилами пользования материалами для лепки (лепить на специальной доске, вытирать руки после работы, готовое изделие ставить на подставку).

Образовательные области «Социализация», «Безопасность», «Труд» входят в социально-личностное развитие детей. Оно направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:- развитие игровой деятельности детей;- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); Через художественные произведения, прогулки закрепляли представления детей о правилах дорожного движения, развивали наблюдательность, внимание к движению на дороге.В течение года проводилась культурно – досуговая работа: физкультурные развлечения, праздники «Новый год», «Золотая осень», «Светофор – друг ребят». Ко дню здоровья для детей провели беседу «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу» Особенно традиционно отмечали малыши свои дни рождения. Дети и родители угощали детей сладостями. Сами дети выступили в драматизациях сказок «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок»»Курочка Ряба». Воспитателями группы был показ кукольного театра с би-ба-бо «Три медведя» и «Семеро козлят и волк».
Образовательная область «Социум».
У детей формировались элементарные способы общения: доброжелательно здороваться, отвечать на приветствие другого человека, вежливо выражать свою просьбу, благодарить. Побуждали ребят к взаимодействию друг с другом и с незнакомыми взрослыми, умению без напоминания убирать свой стульчик и вещи в отведенное место. В течение года проводилась активная работа с родителями: работа по благоустройству детского сада, (где родители собрали добровольное пожертвование сумму денег для ремонта группы), планировалась работа по консультированию родителей, проведению родительских собраний.
Анализ результатов мониторинговой деятельности показал, что младшей группе созданы удовлетворительные условия для всестороннего развития и воспитания детей. Из детской кожуунной библиотеки ко дню матерей побывали в гостьях сотрудники, где показали маленьким зрителям сказку «Три поросенка», сотрудники подарили детям много детских книг. Из ДК побывали артисты со своей сказкой «Уш чуул эртемниг оол», ко дню 8 марта воспитанники из детской музыкальной школы показали детям свой увлекательный концерт.
Сравнительный анализ уровня развития детей на начало и конец учебного года:
Проведена диагностика развития детей на начало и на конец года. Здесь мы видим, что уровень развития детей в конце года выше, чем в начале года.
( приложения прилагается )Сделали выводы по диагностике: надо больше работать по развитию речи, играть в словесные игры, развивать словарный запас детей.
Оздоровительная работа в группе:
В период подъема простудных заболеваний в группе проводились дополнительные профилактические мероприятия:
-постепенно контролировались прогулки, закаливающие мероприятия;
- кварцевание;
-проветривание, питьевой, двигательный режим. Всё это способствовало снижению заболеваемости.
Для того, чтобы дети не болели, проводились закаливающие процедуры:
- утренняя гимнастика, разные формы проведения;
-фиточаи с шиповником.
- облегченная форма одежды;
- ходьба в носочках по паласу на физкультурных занятиях;
- сон с доступом воздуха;
- прогулки.
На начало учебного года посещаемость детей была низкая, к концу года средний показатель посещаемости составляет 70-80%.
Форма работы с родителями
В начале учебного года был составлен план работы с родителями. В нём наметили мероприятия различного характера: информационного, познавательного, ознакомительного и просветительского. Одним из наиболее важных моментов в работе с родителями - ежедневное информирование их о том, как ребёнок провёл день, чему научился. Очень удобно начали учебный год с проведенного нами анкетирования, из личных бесед с родителями наших воспитанников, мы сумели правильно построить работу с детьми. Раздали анкеты для родителей «Знакомство». Из анкеты узнали, как ласково называет ребенка дома родители, как засыпает, навыки самообслуживания, его любимые игрушки, каковы любимые занятия дома, что хотели получить от пребывания ребенка в д/саду и. т д В   группе систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями (индивидуальные беседы, консультации, советы родителям и т.д.) В начале учебного года был составлен план работы с родителями, в них было указаны все совместные мероприятия, консультации, родительские собрания, наглядно-стендовая информация «Уголок для родителей». К сожалению, родители за прошедший учебный год неактивно приняли участие жизни детского сада в различных мероприятиях, праздниках, спортивных развлечениях.
В 2014-2015 учебном году было проведено родительские собрания родителей младшей группы по теме «Мы рады знакомству», «Как играть с детьми младшего дошкольного возраста», итоговое родительское собрание.
А также для родителей группы проводятся индивидуальные и групповые консультации о повышении грамотности в вопросах образования и расширения представлений в сфере педагогических знаний. Проводились консультации «Развитие детей в театрализованной деятельности», «Кризис 3х лет», «Заботимся о здоровье детей весной» и т.д.
Также в первом полугодии прошли мероприятия, где родители принимали участия в осеннем празднике и новогоднем утреннике. Совместно с родителями старшей группы в семейной спортивной эстафете «Папа, мама, я – спортивная семья» приняли участие родители нашего воспитанника Донгак Алдын-Байыр, где заняли III место.
Достижение воспитанников:
Во Всероссийском творческом конкурсе «Рассударики» в номинации «Рисунок» наша воспитанница Ооржак Челээш стала победителем, где заняла III место.
Монгуш Ланайа участвовала в кожунном конкурсе рисунков «Ребенок в мире красок», стала победителем - заняла II место.
Вывод и дальнейшие перспективы на следующий год:
Таким образом, в нашей группе, мы создали благоприятную обстановку для детей в целях проявления двигательной, игровой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам деятельности. Однако ещё остается проблемой привлечение всех родителей к участию в образовательном процессе. В связи с этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь дошкольному учреждению в создании необходимых для этого условий. Сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе, поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями. Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знаниями о развитии ребенка, умением применять их в общении. Находить и применять инновационные методы и подходы по своему приоритетному направлению, продолжать работу по внедрению привычки здорового образа жизни среди детей и родителей. Необходимо в будущем постоянно проводить работу с родителями по профилактике ОРВИ и простудных заболеваний.
- Укрепление здоровья, развития двигательной и гигиенической культуры детей.
- Изучение новинок методической литературы.
- В работе с родителями планируем включать родителей в организации совместных праздников, досугов, спортивных развлечений.