Конспект занятия по познавательному развитию Весенние чудеса в средней группе.

Тема: «Весенние чудеса»».
Группа: средняя
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Задачи
Обучающие:
- формировать знания детей о весеннем времени года;
- продолжать знакомить с названиями времен года, их последовательностью;
-  познакомить с изменениями в жизни некоторых лесных животных весной;
- уточнить имеющиеся представления об изменениях, происходящих в природе весной;
- активизировать словарь детей по теме «Весна»;
-формировать у детей умение слушать и понимать обращенную к ним речь - отвечать на вопросы, участвовать в коллективном разговоре;
Развивающие:
-развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, -развивать эстетическое восприятие красоты природы,
-совершенствовать грамматический строй речи,
 -способствовать возникновению и установлению детьми причинно-следственных связей;
Воспитательные:
-воспитывать доброе, бережное отношение к природе, умение ценить её красоту;
Оборудование: Магнитофон (аудиозапись весеннего ручейка и звуков весеннего леса), мультимедийный проектор.
Демонстрационный материал:
Картинки- слайды времен года (осень, зима, весна, лето), ветра, дождя, солнца, скворечника со скворцом. Веточки тополя с распустившимися листочками; картина – слайд «Весенний лес»; картинки- слайды животных: (медведь, волк, лиса, заяц) цветов: (подснежник, мать-и- мачеха, тюльпаны, нарциссы.
Предварительная работа: наблюдения в природе; заучивание стихотворений, загадок о весне, первоцветах; рассматривание альбома «Весна»; составление описательных рассказов о весне, чтение художественной литературы по теме, прослушивание аудиозаписей «Звуки природы»
Ход образовательной деятельности
Вступительная часть
Педагог: Подходи ко мне дружок
Становись скорей в кружок.
Справа друг и слева друг,
Каждый каждому тут друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Педагог: Ребята, отгадайте загадку:
Я раскрываю почки
В зеленые листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня  ВЕСНА. 
Основная часть
Педагог: - Ребята, вы любите чудеса? А что такое «чудеса»? (Ответы детей). Да, чудо это что-то необычное и очень интересное. 
Педагог: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Посмотрите внимательно! Что вы видите? (Дети с помощью наводящих вопросов педагога описывают состояние погоды). (Педагог показывает слайды двух времен года: осень и зима). Педагог: Теперь посмотрите на эти картинки. Похожи они на то, что вы видели за окном? ( Дети- нет).
Каждое время года приходит к нам со своими подарками. Что нам дарит осень?
Дети: Фрукты, ягоды, грибы, красивые разноцветные листья.
Педагог: А с чем приходит к нам зима?
Дети: Со снегом, зимними забавами, новогодним праздником.
( Педагог выставляет слайд- весны).
 Скажите, ребята,  что  изменилось? (ответы детей). Солнышко поднялось выше и светит ярче, стало теплее, снег тает, текут ручьи, слышно пение птиц, из-под снега появилась зеленая травка.
Я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать, так это или не так.



Артикуляционная разминка: Ши-ши-ши – солнце в небе выше? (Дети повторяют предложение с
утвердительной     интонацией).                                           На первом предложении педагог дает  образец, проговаривая утверждение вместе с детьми. Ло-ло-ло – и на улице тепло? Ки-ки-ки – зажурчали ручейки? Цы-цы-цы – запели звонко птицы? Ты-ты-ты – скоро вырастут цветы? На-на-на – это к нам пришла весна! 


Педагог: Ребята, время года, которое наступило сейчас, называется весна. Весна приходит после зимы.
(педагог показывает слайды: осень, зима, весна)
(для закрепления педагог предлагает детям восстановить последовательность времен года : осень, зима, весна).

Педагог: ребята, солнышко весной какое ?
Дети: , ласковое, яркое, весеннее, лучистое, теплое
Педагог:  первое чудо весны – это теплое солнце. А что происходит дальше?
Дети: снег тает.
Педагог: а почему снег тает?
Дети: Потому что солнце греет.
Педагог: Снег тает и превращается во что?
Дети: в воду, появляются лужи и ручейки.
Педагог: А что вы любите делать с ручейками и лужами?
Дети: Ходить по лужам, пускать кораблики.
Педагог: Играть с ручейками и лужами это опасное или безопасное занятие?
Дети: Опасное.
Педагог: Почему?
Дети: Можно промочить ноги и заболеть.
Педагог: Что надо сделать, что бы, не намочить ноги?
Дети: Надеть резиновые сапоги. Не ходить по глубоким лужам.
Педагог: Молодцы. Это уже второе чудо весны - звонкие ручейки, лужицы.


Педагог: - Чтобы узнать, что еще бывает весной, и лучше это запомнить, я предлагаю вам отгадать загадки.

Невидимка озорной: Все играет он с травой, Листья в воздухе кружит И куда-то все спешит.   (Ветер) 

Он прилетает каждый год Туда, где его домик ждет. Песни звонко запевает, Весну зазывает.      (Скворец)

Педагог: Эта птица называется скворец. Скворец одним из первых прилетает после зимы в родные края и радует нас своими песнями, зовет весну.

Побежали по дорожке Серебристых нитей ножки.   (Дождь)

 Весной бывает гроза. Из туч вместо снега идет дождь, и гремит гром. Давайте поиграем! Становитесь в кружок и повторяйте за мной. Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения).
Физкультминутка:
Дождь, дождь! Надо нам  Расходиться по домам                 - хлопки ладонями по спине Гром! Гром! Как из пушек. Нынче праздник у лягушек.            - поколачивание кулачками Град! Град! Сыплет град, Все под крышами сидят.               - постукивание пальцами Только мой братишка в луже Ловит рыбу нам на ужин.              - поглаживание спины ладонями

Педагог: еще одна загадка
Ярко лучами сияя, Землю оно согревает. Светит нам в оконце. Что же это?   (Солнце).

Педагог: Молодцы!
Ребята, вы знаете, что весну ждали не только мы с вами, но и звери. Хотите побывать в весеннем лесу и узнать какие чудеса там происходят? (Ответы детей).
(Дети слушают аудиозапись весеннего ручейка, звуков весеннего леса).
Что вы услышали? (Ответы детей).
А хотите почувствовать весну? (Ответы детей).
Воспитатель вносит распустившиеся веточки тополя и предлагает детям вдохнуть их запах.
- Почувствовали вы весну? Чем она пахнет? (Ответы детей).
А мы с вами отправляемся в весенний лес, (слайд- весенний лес).
Давайте узнаем, что чудесного происходит в жизни лесных животных.
 Каких лесных животных вы знаете. Это какие животные дикие или домашние? Чем отличаются дикие животные от домашних? (Ответы детей).
Отгадайте, какие животные живут в нашем лесу:
Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала.(лиса)
На гору бегом, с горы кувырком.(заяц)
Косолапый и большой,  Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мёд,  Ну-ка, кто же назовет? (Медведь) 
Серый, страшный и зубастый  Произвел переполох.  Все зверята разбежались.  Напугал зверят тех (Волк)


Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной Иголок очень много,  А нитки ни одной. (ёж) 
(Педагог вместе с детьми рассматривают слайды с изображением лесных животных).
Педагог: весной случается вот какое чудо: у животных появляются детёныши. Выходит из берлоги медведица с малышами.
Как зовут детёнышей медведицы? (Ответы детей).
У зайчихи рождаются . (Ответы детей).
У лисы - . (Ответы детей).
У волка - . (Ответы детей).
Детёныши диких животных пока ещё маленькие и нуждаются в заботе их родителей. Как вы думаете, чем питаются животные весной? (Ответы детей).
- Весной, когда ещё не сошёл весь снег, животные раскапывают корешки и едят их, выискивают в гнилых, старых пнях личинок.

Педагог: Ребята, как вы думаете, какое еще весенние чудеса бывают?
Дети: Появляются листья на деревьях.

Педагог: Правильно, весна деревья одела в зеленый наряд, землю укрыла травой. Вот сколько весна нам подарков принесла. 

Педагог: Посмотрите пригорок, снег почти уже весь сошел. А это что за чудо?
Дети: Подснежник.
Педагог: Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.

Педагог: А какие еще цветы расцветают самыми первыми.
Дети:  ответы
Педагог: Мать-и-мачеха, тюльпаны, нарциссы, .




Педагог: какие вы молодцы! Похоже, что мы на сегодня узнали все весенние чудеса. Пора возвращаться в детский сад. Сейчас мы закроем глаза, я посчитаю до трёх и мы все снова окажемся в нашей группе. Один, два, три
Рефлексия
Педагог: вам понравилось в весеннем лесу? А что вы сегодня узнали интересного? А что вам в сегодняшней прогулке по лесу понравилось больше всего? (Ответы детей).
Педагог: у  весны много дел: пригреть землю ясным солнышком и оживить её после долгого сна. Разлить ручьи, птиц с юга встретить, зверей из спячки разбудить, украсить землю первыми цветами да выпустить из почек клейкие листочки. Да, весна замечательное время года! Вся природа просыпается от зимнего сна и оживает. Сегодня, когда мы пойдём с вами на прогулку, давайте возьмём фотоаппарат, и все «чудеса» весны, которые мы увидим, сфотографируем. Вы согласны?















Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №104 г.Сочи
354200 Краснодарский край, город Сочи, улица Калараш, дом 143
Тел./ факс 8(862)270-99-85






Конспект НОД
«Весенние чудеса»










Воспитатель
Мелехова Ольга Александровна


Сочи 2018
































15