Иппотерапия как форма активной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями в условиях КППК (методическая разработка для организации занятий иппотерапией)


Иппотерапия как форма активной коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями в условиях КППК(методическая разработка для организации занятий иппотерапией) Номинация «Лучшая идея в области специального образования и специальной психологии 2013/2014 учебного года» Шалтеев Ермек Рамазанович,КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции Костанайского района» Управления образования акимата Костанайской области,заведующий Информационная справка о КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции Костанайского района» Управления образования акимата Костанайской области Дата основания: 1 апреля 2004 годаЦель деятельности КППК: способствовать совершенствованию развивающей и предметно-пространственной среды в условиях КППК.Основные задачи КППК:оказание комплексной коррекционной психолого-педагогической поддержки обучающимся с нарушениями речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с трудностями в обучении, общении, поведении;разработка и составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, возможностей личности ребенка;проведение коррекционно-развивающего обучения в форме индивидуальных, групповых занятий;получение педагогами и родителями теоретических и практических знаний, освоение практических умений, необходимых  для организации социально-психологической помощи детям с отклонениями в развитии;оказание информационной, учебно-методической помощи педагогам организаций образования и родителям по вопросам психофизического состояния, возможностей развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями;принятие мер по социальной защите, реализация прав и свобод личности ребенка;посредничество между личностью ребенка и КППК, школой, семьей, средой;укрепление материально-технической базы. Мониторинг заболеваний обучающихся в КГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции Костанайского района» 2012 год:с ЗПР – 38 ребенка (46,3%);с НОДА – 18 детей (21,9%);РДА – 2 ребенка (2,4%);из них – детей-инвалидов – 28 (34,1%).2013 год:с ЗПР – 37 детей (44%);с НОДА – 20 детей (23,8%);РДА и эмоционально-волевая сфера – 3 ребенка (3,6%);из них – детей-инвалидов – 34 (40,5%).Рост процента детей-инвалидов на 6,4% . Организация занятий иппотерапией в условиях КППК КППК ИДЕЯ осуществление взаимодействия с организациями образования и медицины изучение теоретических и практических основ иппотерапии изучение мненияродителей изучение возможностейматериальной базы реализация идеи Организация занятий иппотерапией в условиях КППК изучение теоретических и практических основ иппотерапии результаты исследований в области иппотерапии история иппотерапии в мире история иппотерапии в Казахстане возможность организации занятий иппотерапией в условиях КППК (мнение родителей, материальная база, осуществление взаимодействия и т.д.) РАЗРАБОТКА ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ИППОТЕРАПИЕЙ Взаимодействие КППК с организациями образования и медицины для проведения занятий иппотерапией Управление образования(согласование, финансирование) Отдел образования Костанайского района(согласование, финансирование, заключение договоров и т.д.) РГКП «Казак тулпары» Костанайского района (МТБ,инструкторы, проведение занятий) Затобольский Медицинский Центр (обследование, сопровождение занятий, медконсультации) Акимат Костанайского района(согласование, финансирование) Школьные и дошкольные учреждения района и области (развитие иппотерапии как дополнительного или инклюзивного образования) Психолого-медико-педагогическаяконсультация (обследование, направление на занятия) Костанайский государственный педагогический институт (научное сопровождение опыта) НПО (развитие и внедрение опыта иппотерапии) Организация занятий иппотерапией в условиях КППК1.Согласование проекта организации занятий со всеми структурами исполнительной власти, образования, медицины, родителями.2.Разработка Положения.3.Сбор медицинских документов о допуске детей к посещению занятий иппотерапией.4.Определение контингента детей для занятий (распределение по диагнозам, возрасту, времени занятий).5.Организация занятий совместно с РГКП «Казак тулпары». 6. Составление расписания занятий.7.Осуществление сопровождения занятий специалистом ЛФК.8.Контроль проведения и посещения занятий.9.Организация методической, медицинской, научной поддержки специалистам КППК, родителям, различным структурам по иппотерапии.7.Анализ динамики развития детей, посещающих занятия иппотерапией. Разработка идеи организации занятий иппотерапией в условиях КППК (краткое представление) Иппо́терапия (от др.-греч. ἵππος «лошадь») – метод реабилитации посредством лечебной верховой езды Уникальность иппотерапии:биомеханическое воздействие на организм человека: передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе;движения мышц спины лошади оказывают массирующее и мягкое разогревающее (температура лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека) воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, что усиливают кровоток в конечностях;езда стимулирует развитие мелкой моторики, усидчивость и улучшает гармоничное восприятие окружающего мира у пациентов, в том числе с нарушением психики различной тяжести;происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь. Иппотерапия в Казахстане общественный фонд "Шын Журектен" (Алматы);конно-спортивный клуб "Живая нить« (Талды-Курган);центр иппотерапии на базе городского ипподрома (Шымкент);реабилитационный центр иппотерапии (Караганда);республиканский реабилитационный центр «Балбулак» (Алматы);«Молодежное общество инвалидов» (Жамбылская область) РГКП «Казак тулпары» Костанайского района, п.Заречный Показания для проведения иппотерапии с детьми:нарушения опорно-двигательного аппарата, возникшие вследствие параличей, полиомиелита и других поражений центральной нервной системы, например, ДЦП;искривление осанки;нарушение мозгового кровообращения;поражения органов чувств: слепота, глухота;различные формы нарушения интеллекта, возникшие в результате органических или генетических заболеваний, например, синдром Дауна;нарушения психоэмоциональной сферы: аутизм, неврозы, шизофрения;послеоперационная реабилитация. Принципы иппотерапии 1.Не навредите.2.Определите свою цель.3.Не перегрузите подопечного.4. Все занятия должны проходить в присутствии врача.5.Учитывайте возможность усиления нагрузки.6.Занятия ездой на лошади должны приносить радость.7.Основные всадники – это дети с ограниченными возможностями и особенностями развития.Основные принципы психотерапевтического воздействия:единство места и действующих лиц;единство времени;единство действий. Противопоказания к занятиям иппотерапиейПротивопоказаний к занятиям иппотерапией немного: гемофилия;ломкость костей;заболевания почек Упражнения для занятий иппотерапией Упражнения для занятий иппотерапией разрабатываются индивидуально для каждого ребенка в зависимости от его заболевания. Но существуют стандартные схемы, на основе которых и разрабатывают индивидуальные занятия.ЭТО упражнения:на расслабление;на растяжение;на укрепление. ЪҲ䐆ਂуЄЂǻĀḨĂⵁă䖺䄄섅Ŀƿǀ척Nj澟ǿ̿쎀쎁οl1284562208067Picture 6l1284562208067࠽ঀ൦ྴH䐈ఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿ Иппотерапия при ДЦП Детский церебральный паралич – это недуг, который вызывается поражением нейронов головного мозга. Нарушается тонус мускулатуры, изменяется осанка, координация движений, постепенно искривляется позвоночник, неправильно формируются суставы. Езда верхом подключает множественные мышечные группы, массирует внутреннюю поверхность голеней и бедер, положительно влияет на психическое состояние ребенка. Упражнения позволяют разрушить уже существующие стереотипные движения в обеих конечностях детей. Иппотерапия при аутизме При аутизме животное в некотором роде представляет собой передатчик между ребенком и окружающим миром. Взаимодействие с лошадью происходит на невербальном уровне, ребенок как бы остается внутри своего комфортного мира и одновременно выходит из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптируется в ней. Во время занятий ребенка не вырывают из его закрытого мирка, однако ему приходится реагировать на внешние факторы. Иппотерапия, наряду с медицинским воздействием, включаетпсихологический компонент, влияющий на формирование школьной готовности детей с ЗПР.СПОСОБСТВУЕТ:формированию учебной мотивации детей;созданию ситуации успеха, что способствует повышению самооценки;развитию такого важного качества, как принятиеучебной задачи;развитию и формированию уровня обобщения, зрительногоанализа;точному и прочному запоминанию учебного материала;развитию моторных навыков как условия формирования мелкой моторики рук;стабилизации эмоционального состояния детей. Иппотерапия при ЗПР Ожидаемые результаты занятий иппотерапией: увеличение подвижности и объема движений, снижение спастичности, улучшение координации движений, улучшение равновесия, улучшение мелкой моторики (работы мышц кистей и пальцев) и возможностей выполнения бытовых процедур;повышение устойчивости к физическим нагрузкам;нормализация мышечного тонуса;увеличение активности, появление уверенности в своих силах, улучшение обучаемости и внимательности;снижение возбудимости, уменьшение страхов, агрессивности, замкнутости;расширение круга общения, обучение новым умениям и навыкам.  Спасибо за внимание!