Рекомендации по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Мир особого ребенка
Мир особого ребёнка - он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка - допускает лишь своих!
Современная система российского специального образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитание и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Каждый ребёнок имеет возможность обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности учащегося образовательных учреждений, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение детей с ОВЗ не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечения успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) коррекционной педагогической работы.
В данной статье мне хочется поделиться особенностями сопровождения ребёнка с ОВЗ в условиях реализации индивидуальной адаптированной общеразвивающей программы «Компьютерная графика».
Компьютерные технологии обладают ценностью не только как предмет изучения нового, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Информационные технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять все возникающие в связи с этим проблемы, однако осознание того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, творчества, игры, даёт ему веру в свои силы. Умение работать с изображениями в растровом графическом редакторе, позволяет учащемуся повысить свою самооценку, легче адаптироваться в социуме.
Работа с ребенком с ОВЗ проводится по основным этапам:
Диагностический. Для успешности воспитания и обучения учащегося необходима правильная оценка его возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования осуществляются методом беседы с родителями и наблюдением за ребенком.
В нашем случае ОВЗ с заболеванием вида G-40. Это ребенок, для которого характерен основной общий недостаток – нарушение стандартных форм познавательной деятельности, замедленности, инертности протекания мыслительных процессов. Эмоционально - волевая сфера тоже в ряде случаев нарушена, что проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности.
2. Консультативно-проективный этап. На этом этапе обсуждаем возможные варианты решения проблемы, определяем наиболее эффективные методы и приёмы работы, составляем индивидуальную программу, уточняем сроки.
3. Деятельностный этап. В ходе этого этапа реализуется индивидуальная адаптированная программа сопровождения ребенка с ОВЗ.
На данном этапе разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Важным принципом для определения и реализации индивидуального маршрута является: принцип доступности и систематичность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов ребенка; принцип создание ситуации успеха; принцип гуманности и реалистичности; содействие и сотрудничества учащегося и педагога.
Анализируя занятия и полученные результаты учащейся на протяжении всего курса обучения, прослеживается положительная динамика:
в развитии устойчивости внимания;
выбор правильного цветного тона что способствует различным эффектам и может даже гарантировать успех в разнообразных начинаниях;
точно определяет предмет по контуру,
проявляет индивидуальность;
формирует изобразительные умения и навыки.
4. Консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса. Они имеют всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в ДОУ.
В нашем случае образовательный продукт каждого занятия ребенок сохраняет на съемном носителе и уносит домой. Совместно с родителями просматриваем все работы и предлагаем заявить о себе, представив на выставку свои интересные работы. Длительный период старались повысить мотивацию успеха учащейся, но она не проявляла активности и даже отказывалась в категоричной форме.
Первую ее работу отправили на дистанционный конкурс по согласованию с мамой. В результате радость от полученного результата создала ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащейся, проявления положительных эмоций.
49682401774825003055620181991000-575945182308500Вышеизложенная система обучения ребенка с ОВЗ на основе единства диагностики и коррекции - развивающей деятельности; индивидуальных маршрутов обучения компьютерной программы, возможности наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка привели к определённым результатам и к концу учебного года, уже сама учащаяся проявила интерес и желание принять участие во Всероссийских дистанционных конкурсах компьютерной графики: 9779013970Компьютерный коллаж. «Охранник»
0Компьютерный коллаж. «Охранник»
20794701170259Компьютерный коллаж. «Новогодний калейдоскоп»
00Компьютерный коллаж. «Новогодний калейдоскоп»
9779027495500
Таким образом дети ОВЗ очень чутки, они хорошо понимают, что у них не получается быть как все. Их любят, им помогают, но они чувствуют-знают, что не могут делать то, что легко делают все окружающие дети. И это ведет к дезориентации и ребенка с ОВЗ и его родителей: упускается возможность полноценной коррекции, а упущенное время уходит безвозвратно. И это страшно, это преступление. И наша задача помочь таким детям.
И нужно-то не так много: чтобы на них не "махали рукой", чтобы ими и с ними занимались - доброжелательно и умело.
Бобченок Т.М. –педагог доп. образования
МБОУДО ДДТ «Радуга» города Кургана