Рабочая программа по русскому языку по учебнику А.К.Аксёновой,Э.Я.Якубовской для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 3 класс (надомное обучение)
МКОУ БГО Боганская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Утверждаю
на заседании МО УНК
« » ___________ 2014г.
Руководитель МО УНК ____(Барышникова Н.Н.)
« »__________2013г.
Зам .директора по УВР
_________( Титова Т.В.)
« » __________2014 г.
Директор МКОУ БГО
Боганская СОШ _______(Быков В .Н.)
Рабочая программа по русскому языку
по учебнику А.К.Аксёновой,Э.Я.Якубовской
для специальных (коррекционных) образовательных
учреждений 3 класс
надомное обучение
Составила: учитель начальных
классов БарышниковаН.Н
.(1 квалификационная категория)
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2006.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник А.К.Аксеновой, Э.В.Якубовской «Русский язык». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение», 2014г.
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие фонетико-фонематических представлений;
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
развитие речи, владение техникой речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.
Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).
Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащихся, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны уметь: составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении; анализировать слова по звуковому составу; различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные; определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме; списывать текст целыми словами; писать под диктовку текст (2025 слов), включающий изученные орфограммы. Учащиеся должны знать: алфавит.
Программа рассчитана на 170 часов, по 5 часов в неделю.
Содержание программы
ПОВТОРЕНИЕ
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб грибы).
СЛОВО
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов: называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?; нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая); согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ. Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?). Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
СВЯЗНАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях самостоятельно). Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя. Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
ПИСЬМО И ЧИСТОПИСАНИЕ
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма. Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений: 1-я группа и, й, ш, п, т, н, г, р, у; 2-я группа л, м, ц, щ, ь, ы; 3-я группа б, а, ю, ф, б, в, д, з; 4-я группа с, е, ё, ч, ъ, я; 5-я группа э, х, ж, к; письмо заглавных букв: 1-я группа И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А; 2-я группа О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я; 3-я группа У, Н, К, Ю, Р, В; 4-я группа Г, П, Т, Б, Ф, Д. Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя. Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
УСТНАЯ РЕЧЬ
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и. Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок). Повторение пройденного за год.
Календарно – тематическое планирование
по предмету «Письмо и развитие речи». 3 класс
Учебное пособие: «Русский язык». Учебник для 3класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: А. К. Аксёнова. Э.В.Якубовская.
№ урока
Дата
Фактическая дата
Тема урока
I четверть – 45 часов
Предложение ( повторение) – 15ч
1
1.09
Предложение.
Выборочное написание предложений о предмете.
2
3.
·09
Дополнение предложений подходящими по смыслу словами.
Работа с деформированным предложением.
Работа с деформированным предложением.
3
8.09
Составление предложений по опорным картинкам.
Составление предложений по опорным картинкам.
4
10.09
Расчленение сплошного текста на предложения.
Расчленение сплошного текста на предложения.
Составление предложений, используя вопросы.
5
15.09
Составление предложений, используя вопросы.
Составление предложений по картинке.
6
17.09
«Предложение».
«Предложение»
Деление текста на предложения.
Звуки и буквы – 85ч
7
22.09
Определение звуков и букв.
Определение звуков и букв.
8
24.09
Диктант
Слова сходные по звучанию.
Сходные по буквам слова
9
29.09
Сходные по буквам слова.
Алфавит (порядок букв в русском языке).
10
1.10
Составление списка учащихся по алфавиту.
Расположение слов в алфавитном порядке.
Знакомство с книгой «Орфографический словарь для школьников».
11
6.10
Гласные звуки и буквы.
Согласные звуки и буквы.
12
8.10
Сопоставление гласных и согласных звуков.
Сопоставление гласных и согласных звуков.
Слогообразующая роль гласных.
13
13.10
Деление слова на слоги.
Работа с деформированным текстом.
14
15.10
Гласные буквы И, Е.
Гласные буквы Ё, Ю.
Гласные буквы Я, Э.
15
20.10
Ударение в слове. Знак ударение.
Ударение в слове. Знак ударение.
16
22.10
Гласные ударные и безударные
Контрольный диктант по теме: « Гласные и согласные звуки и буквы»
17
27.10
Анализ контрольного диктанта по теме: «Гласные и согласные звуки и буквы»
Упражнения в постановке ударения в словах.
18
29.10
Упражнения в постановке ударения в словах.
Составление предложений по вопросам.
Составление предложений по вопросам.
II четверть – 35 часов
19
10.11
Ударение в словах-омографах (замок – замок).
Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах.
20
12.11
Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах.
Слог как часть слова. Слогообразующая роль гласных.
Деление слов на слоги.
21
17.11
Деление слов на слоги.
Перенос части слова при письме.
Перенос части слова при письме.
22
19.11
Правило переноса, где слог – гласная буква.
Контрольный диктант по теме: «Перенос слов при письме».
23
24.11
Работа над ошибками по теме: «Перенос слов при письме»
Составление рассказа по картинке.
24
26.11
Твердые и мягкие согласные (понятие).
Твердые и мягкие согласные (понятие).
Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости гласными е, ё, ю, я, и.
25
1.12
Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости гласными е, ё, ю, я, и.
Упражнения в написании слов с твердыми и мягкими согласными.
Упражнения в написании слов с твердыми и мягкими согласными.
26
3.12
Мягкий знак на конце слова. Образование слов с мягким знаком.
Мягкий знак на конце слова. Образование слов с мягким знаком.
27
8.12
Мягкий знак в середине слова.
Мягкий знак в середине слова.
28
10.12
Мягкость согласных перед гласными и, ю, я, е, ё и буквой ь.
Мягкость согласных перед гласными и, ю, я, е, ё и буквой ь.
Правописание жи – ши.
29
15.12
Правописание жи – ши.
Правописание ча – ща.
30
17.12
Правописание ча – ща.
Правописание чу – щу.
Правописание чу – щу.
31
22.12
Закрепление по теме: «Гласные после шипящих».
Закрепление по теме: «Гласные после шипящих».
32
24.12
Контрольный диктант по теме: «Гласные после шипящих».
Анализ контрольного диктанта
III четверть – 50 часов
33
12.01
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне.
34
14.01
Парные звонкие и глухие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные.
Различие слов с парными звонкими и глухими согласными Б-П, Д -Т, К-Г.
35
19.01
Различие слов с парными звонкими и глухими согласными Б-П, Д -Т, К-Г.
Произношение и правописание слов с парными согласными .
36
21.01
Произношение и правописание слов с парными согласными Ж – Ш, З-С, В-Ф.
Парные звонкие и глухие согласные в середине слова.
Парные звонкие и глухие согласные в середине слова.
37
26.01
Звонкие и глухие согласные на конце слова.
Звонкие и глухие согласные на конце слова.
38
28.01
Сопоставление согласных букв на конце слова и перед гласными в форме одних и тех же слов.
Объяснения в написании слов со звонкой и глухой согласной на конце.
39
2.02
Проверка написания путём изменения формы слова (гриб-грибы).
Написание звонких и глухих согласных на конце слова.
40
4.02
Контрольный диктант по теме: «Звонкие и глухие согласные на конце слова».
Анализ контрольного диктанта по теме: «Звонкие глухие согласные на конце слова»
41
9.02
Составление рассказа по вопросам.
Понятие о разделительном мягком знаке.
42
11.02
Понятие о разделительном мягком знаке.
Правило переноса слов с разделительным «Ь» знаком.
43
16.02
Разделительный мягкий знак в словах, обозначающих много предметов.
Разделительный мягкий знак в словах, обозначающих много предметов.
44
18.02
Правописание слов с разделительным Ь знаком.
Правописание слов с разделительным Ь знаком.
Дифференциация разделительного Ъ и Ь смягчающего.
45
24.02
Дифференциация разделительного Ъ и Ь смягчающего.
Контрольный диктант по теме:«Разделительный мягкий знак ».
46
25.02
Анализ контрольного диктанта по теме: «Разделительный мягкий знак»
Подбор слов на изученные орфограммы.
Слова, обозначающие названия предметов.
47
2.03
Слова, обозначающие названия предметов.
Классификация слов и постановка вопросов к словам кто это? что это?
48
4.03
Классификация слов и постановка вопросов к словам кто это? что это?
Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам.
Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам.
49
10.03
Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам.
Изменение слов, обозначающих названия предметов, по вопросам.
50
11.03
Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных.
Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных.
Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц.
51
16.03
Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц.
Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках, в названиях городов, сел. Закрепительные упражнения.
52
18.03
Контрольный диктант по теме: «Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц».
Анализ контрольного диктанта по теме: «Большая буква в именах людей, кличках животных»
Дифференциация изученных орфограмм.
IV четверть – 40 часов.
53
1.04
Понятия о словах, обозначающих действие, умение находить их в тексте.
Вопросы что делает? что делал? что будет делать? Дописывание предложений.
Вопросы что делает? что делал? что будет делать? Дописывание предложений.
54
6.04
Вопросы: что сделал? что сделает? Постановка вопросов.
Вопросы: что сделал? что сделает? Постановка вопросов.
55
8.04
Изменение слов, обозначающих действия, по числам.
Изменение слов, обозначающих действия, по числам.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
56
13.04
Согласование со словом, обозначающим предмет и действие предмета.
Согласование со словом, обозначающим предмет и действие предмета.
57
15.04
Понятия о словах, которые обозначают названия признаков.
Понятия о словах, которые обозначают названия признаков.
Подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков.
58
20.04
Подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков.
Сравнивание двух предметов по их качествам(снег белый, а уголь чёрный)
59
22.04
Согласование слов, обозначающих признаки со словами, обозначающие название предметов.
Согласование слов, обозначающих признаки со словами, обозначающие название предметов.
60
27.04
Постановка вопросов к словам, обозначающих названия признаков.
Постановка вопросов к словам, обозначающих названия признаков.
Составление предложений по картинкам и схемам.
61
29.04
Контрольный диктант по теме: «Слова, обозначающие названия признаков».
Анализ контрольного диктанта по теме: «Слова, обозначающие названия признаков»
Предложение – 18ч
62
5.05
Дополнение предложения подходящими по смыслу словами.
Понятие о предлоге. Правописание предлогов.
Понятие о предлоге. Правописание предлогов.
63
8.05
Составление предложений по деформированному тексту.
Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов.
64
12.05
Дописывание предложений. Подбор нужных предлогов.
Правильное употребление предлогов в предложениях.
Контрольный диктант по теме: «Предлоги».
65
13.05
Анализ контрольного диктанта по теме: «Предлоги»
Правописание слов с непроверяемыми гласными в корне.
66
15.05
Согласование слов в предложении. Составление предложений с употреблением родительного (Кого? Чего?) падежа
Составление предложений с употреблением винительного (Кого? Что?) падежа
Составление предложений с употреблением дательного(Кому? Чему?) падежа.
67
18.05
Составление предложений с употреблением творительного(Кем? Чем?) падежа
Составление предложений с употреблением предложного ( О ком? О чём?) падежа
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать,
68
20.05
Повторение по теме:” Звуки и буквы”.
Повторение по теме:”Слово”.
юђЗаголовок 115