Статья Формирование медиакультуры в подростковой среде
ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКУЛЬТУРЫ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Г.Е.Зелинская, педагог-организатор МБУ ДО «Центр технологического обучения» г. Пензы, редактор детско-юношеской газеты «Пятый угол»
Когда я думаю о современной России, я вижу своих учеников, которым, я точно знаю, не все равно, какой будет наша страна. Учеников, которые считают, что могут средствами массовой информации заявить о своей позиции, рассказать о том, что им интересно, что их волнует, что возмущает.
Я глубоко убеждена в том, что через СМИ можно формировать позицию молодежи. Мы живем в информационном обществе, которое отложило свой отпечаток на способ восприятии детьми окружающего мира: сознание стало клиповым, то есть ребенок воспринимает информацию небольшими, логически законченными порциями, в виде мини-историй – клипов. Соответственно и мы, педагоги, основываясь на современных научных исследованиях, обязаны учитывать эту особенность детей и не обвинять их в тупости, а капельным способом влиять на формирование их личности. Создание детских и молодежных СМИ для этого – идеальный вариант.
Это подтверждает и многолетний опыт медиаобразования - направления в педагогике, основной задачей которого является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, к ее пониманию и осознанию её последствий. Знание того, как функционируют медиа, как мы взаимодействуем с ними и как мы можем использовать их с максимальной пользой, становится необходимым компонентом компетентности современного человека вообще и педагога в частности. Оно характеризует его медиакультуру. И формировать ее надо уже в школе.
Решается эта задача разными путями, один из которых – использование возможностей автономной формы медиаобразования, которая основывается на развитии интереса школьников к созданию и участию в издании собственных средств массовой информации. Это так называемая предметная модель изучения СМИ, когда в качестве основного объекта изучения выступают сами средства массовой коммуникации и их особенности.
Именно это направление мы используем в своей деятельности по развитию детско-юношеских СМИ в Пензенской области. Занятия журналистикой развивают у детей нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию, а в некоторых случаях помогает профессиональному самоопределению. Опыт работы редакции детско-юношеской газеты «Пятый угол», которая стала центром развития юнкоровского движения в области, подтверждает это.
Школа юных журналистов создавалась в Межшкольном учебном комбинате (ныне – Центр технологического обучения) в начале 90-х годов прошлого века, когда термин «медиаобразование» редко упоминался в педагогических кругах. Глобальные перемены в жизни общества заставляли искать новые формы работы с детьми. Одной из них стала журналистика. Она дала возможность определенной части подростков реализовать себя не только через музыку, танец и спорт, но и через слово. Осознание специфичности этого направления в образовании пришло к нам в процессе формирования методов работы с юнкорами, зарождения традиций, изучения опыта других регионов, формирования взаимоотношений с социокультурными и властными структурами.
Мы впервые в нашей области опробовали проект создания не только образовательного, но и социально значимого пространства самореализации личности подростка. Маршрут фестиваля детско-юношеских СМИ «Журналистский марафон», который проводится раз в два года, проходит через станции «Мы помним», «Малая родина», «Зеленая планета», «Пресс-клуб», «Мы вместе!», «Сделаем мир лучше», «Юнкоровские старты», «Проба пера», на каждой из которых юные журналисты становятся организаторами или участниками соответствующих теме станции мероприятий, рассказывают о них на страницах своих школьных газет. Через создание медиатекстов ребята вовлечены в социальную деятельность. Они становятся участниками множества самых разных событий, о которых они не только рассказывают, но и дают им свою оценку, высказывают свое мнение, анализируют и сопоставляют. Они сами создают те информационные потоки, которые отражают жизнь и настроение подростковой среды на страницах газеты «Пятый угол».
Именно эта газета стала объединяющей силой, собравшей вместе все школьные пресс-центры области. Проект развития детско-юношеских СМИ в Пензенской области, который редакция реализует при поддержке министерства образования пензенской области и Управления образования г. Пензы, позволил создать условия для формирования единого информационного пространства подростковой среды, главным элементом которой является школьная пресса. И сегодня мы можем говорить об устойчивой динамике ее развития: в 2004 году на конкурс школьных изданий было представлены 22 газеты, в 2009 году в «Каталог школьной прессы» вошли около 100, в прошедшем учебном году в области издавались 168 газет, в создании которых принимали участие 1350 юных журналистов.
Для умелого применения этой силы потребовалось создание координирующего центра, и он был создан на базе редакции газеты «Пятый угол». Сейчас это структурное подразделение Центра технологического обучения г. Пензы. Центр развития детско-юношеских СМИ осуществляет свою деятельность по четырем направлениям: это методическое направление, организационное, коммуникативное и профориентационное.
Это целая система работы как с юными корреспондентами школьных пресс-центров, так и с их руководителями. Юные журналисты из разных школ области становятся участниками творческих конкурсов - «Проба пера», «Хочу рассказать», «Альтернатива», «Дорога к храму», профессионально-познавательных игр «Посвящение в журналисты» и «ЮНЖУРик», конкурса профессионального мастерства «Юнкор-профи», пресс-конференций с известными людьми, деловых игры и профессиональных тренингов. В прошедшем учебном году всего было проведено 20 таких мероприятий, в которых приняли участие более 600 человек.
Для руководителей школьных пресс-центров проводятся консультации, обучающие семинары, помогаем с методической литературой. Этой работе мы придаем особое значение, так как выпуском школьных газет занимаются педагоги, не имеющие опыта работы в прессе. А без учета специфики технологии выпуска газеты, знаний особенностей журналисткой работы на успех рассчитывать трудно. Чтобы решить эту проблему, была разработана социально-педагогическая программа «Шаг навстречу», регулярно проводятся учебно-методические семинары «Медиаобразование: формы работы». Сейчас вместе с кафедрой журналистики педагогического института Пензенского государственного университета мы ведем подготовительную работу по созданию программы специальных курсов для педагогов, занимающихся журналистикой со школьниками.
Таковы некоторые аспекты предметной модели изучения СМИ, реализуемой редакцией газеты «Пятый угол» на базе Центра развития детско-юношеских СМИ ЦТО г. Пензы. Мы отдаем себе отчет в том, что в современном мире ситуация в информационном пространстве меняется стремительно. А это значит, что признавая важную роль СМИ в процессе образования подрастающего поколения, необходимо системно и грамотной выстраивать отношения юных потребителей информации с огромным ресурсом газет, журналов, кино, сети Интернет. Потреблению информации надо учить так же терпеливо и продуманно, как музыке и живописи. Нужна комплексная программа по медиаобразованию, охватывающая разные категории детей и подростков, учитывающая разные условия их обучения и воспитания. Тезисно основные направления этой программы могли бы выглядеть так.
Убедить ребенка в необходимости расширения диапазона его информационных интересов. Приучить его обращаться за информацией к СМИ, направляя при этом его интерес не только на развлечение, но и на познание.
И здесь должны активнее использоваться возможности интегрированного медиаобразования - находить как можно больше точек соприкосновения учебного предмета и «внешних» информационных потоков.
Развивать у детей критическое мышление как средство «информационной зашиты», умение вести активную оборону от информационных потоков.Активную – потому что от потока нужно не отгораживаться, а смело черпать из него, фильтровать и брать по возможности все, что в нем найдется разумного и полезного.
Для этого нужно познакомить ребенка с «кухней» создания информационных потоков, с функционированием и особенностями системы СМИ, дать им возможность самим поучаствовать в создании информации.
И здесь большие возможности у предметной модели медиаобразования с ее разнообразными активными формами работы.
Взаимосвязь между этими задачами очевидна. И обозначить её можно как общественно-просветительскую деятельность, распространяемую на детей и на взрослых. Этот процесс и представляет собой медиаобразование – формирование новой культуры общения со СМИ – медиакультуры.