Программа ГОЛ «Большое космическое путешествие — галактика. На пыльных тропинках далёких планет…».(2 этап)

Утверждено на заседании «Утверждаю»:
районной оздоровительной комиссии начальник ГОЛ «Страна Детства»
«___» мая 2012 г. _____________ Байдосова С.В.
Заместитель Главы администрации «___»_________ 2012г.
Ленинского района
председатель районной
оздоровительной комиссии
___________Овчинникова Л.А.



Отдел образования администрации Ленинского района
МБОУ-СОШ № 55





Программа городского оздоровительного лагеря
«Большое космическое путешествие - галактика».
2 этап проекта
«На пыльных тропинках далёких планет».






Составители:
Байдосова С.В.,
начальник ГОЛ
Пушкарева Т.В.,
зам. начальника ГОЛ






Екатеринбург - 2012
Содержание программы.
Пояснительная записка.
Цели и задачи организации работы лагеря.
Содержание программы.
Механизм реализации программы.
Условия реализации программы.
Подведение итогов.
Педагогический мониторинг.
Прогнозируемый результат.
Список литературы.



















Пояснительная записка.
Летние каникулы даны школьникам для укрепления здоровья, восстановления сил после долгого учебного года, поэтому важна правильная организация активного и познавательного отдыха. Как правило, активный отдых детей проходит в детских лагерях различного типа. Городской лагерь дневного пребывания – это уникальная среда для формирования у детей здорового образа жизни, нравственного, гражданского и творческого развития. Это наиболее простой на сегодня и для многих единственный выход (ребёнок не отрывается далеко от семьи, днём находится под присмотром педагогов, занят полезным делом, своевременно накормлен, и вечером видит и общается с родителями; да и дневное общение чаще с привычным кругом друзей). Как ребёнок заполнит и запомнит свое детство, то он внесет и во взрослую жизнь. Дети – наше будущее. Каким будет будущее – такой будет и Россия.
С целью организации летнего отдыха детей на базе МБОУ-СОШ № 55 посёлка «Совхозный» организуется детский городской оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Страна Детства». Предполагается за одну смену оздоровить порядка 90 учащихся. Возраст детей от 6 лет 6 месяцев до 15 лет. Продолжительность смены 18 дней. Из будущих первоклассников и учеников нашей школы созданы 3 отряда по традиционному возрастному принципу и 1 отряд вожатых. Лагерь оборудован спальнями, игровой комнатой, спортивной площадкой, спортивным залом, столовой, творческими мастерскими.
Мы продолжаем выбранную тематику в прошлом году в честь пятидесятилетнего юбилея первого полета человека в космос и в связи с годом российской космонавтики – в 2011 году, среднесрочный проект «Большое космическое путешествие – галактика». Часть детей из года в год посещают наш лагерь, с удовольствием участвовали в нескольких лагерных проектах (строили страну детства, путешествовали морем), стали более эрудированы – пора перейти к другим испытаниям – изучать и осваивать космос Первый этап (подготовительный – «Академия подготовки космонавтов») – мы будущие космонавты – стартовал в прошлом году, и теперь (нас ждёт открытый неизведанный космос) – в этом году дети отправятся в путешествие к далеким неизвестным планетам.
При разработке программы мы предусмотрели, чтобы каждый ребенок активно участвовал в жизни лагеря, отряда; строил свои отношения со сверстниками, детьми и взрослыми на основе взаимопонимания и творчества приобретал новые знания и практические навыки, развивал физическую подготовку. Сюжетно-ролевая игра поможет максимально раскрыть творческие резервы личности, способствует развитию самостоятельности, смелости, ответственности, настойчивости, самоконтроля, умений действовать вместе сообща, в интересах коллектива Путешествие нацеливает на развлечения, чувства радостного времяпрепровождения и достижения успеха в начатом деле. Тематика носит познавательный характер и учитывает возрастные особенности членов отряда, их интеллектуальное развитие.
Визитка
Летний городской оздоровительный лагерь «Страна Детства»
с дневным пребыванием детей(6лет 6месяцев -17 лет)
1 смена (1.06 – 27.06.2012) – оздоровительная – 18 дней
3 отряда по 27 человек + 1 отряд вожатых – 9 ч, в целом 90 человек
На территории МБОУ-СОШ № 55
г. Екатеринбург, ул. Городская 2-б
тел.221-42-14

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











Цели и задачи программы.
Основная идея программы – реализация интересов детей на основе предоставления им возможностей самостоятельного выбора способов самореализации и самоопределения в условиях временного пребывания детей в городском лагере.
Цель программы – создание условий для оздоровления и содержательного досуга детей через массовое и активное включение в программу деятельности с целью поиска, развития каждым личностных потребностей и осознания своей роли в жизни общества (социализация).
Задачи программы:
Организовать общественно-полезную и досуговую деятельность (интересный, полноценный отдых) ребёнка через сюжетно-ролевую игру с использованием познавательной и воспитывающей функций через совместную деятельность детей и взрослых с коллективами учреждений внешкольного воспитания, учреждений культуры, общественными объединениями.
Создать условия для реализации дополнительного образования детей, приобретенных знаний, умений и навыков, способствующие раскрытию и развитию творческого потенциала и личных интересов (саморазвития и самосовершенствования).
Способствовать формированию самостоятельности и ответственности за свою деятельность, патриотического чувства и гражданского сознания, через познание истории страны и истории освоения космического пространства.
Развить опыт неформального общения, взаимодействия и сотрудничества; прививать культуру досуговой деятельности детей
Расширить рамки общения с социумом, представления детей об окружающем мире с помощью осознанного понимания потребностей заботы о своём здоровье и необходимости ведения здорового образа жизни.









Содержание и формы реализации
программы.
Реализация целей и задач смены осуществляется в организации сюжетно-ролевой игры-путешествия по программе «Большое космическое путешествие - галактика».
Легенда – над территорией лагеря неожиданно появилось неопознанное небесное тело, похожее на метеорит. В нём оказалось послание с неизвестной далёкой планеты с просьбой о помощи. Планете грозит экологическая катастрофа – принято решение оказать посильную помощь
Идея проекта «Большое космическое путешествие – галактика» – в процессе полёта-путешествия открыть и исследовать планеты галактики, оказать помощь внеземным цивилизациям, посадив земные растения на других планетах, познакомиться и подружиться с представителями галактики.
На первом этапе «Академия подготовки космонавтов» – мы будущие космонавты. Идея – подготовка к полёту:
открылась «Школа юных космонавтов» (дети узнали много космических историй и познакомились с языком космонавтов),
построили космические корабли на космодроме,
собрали и рассмотрели галактику для будущих полетов,
в течение смены собрали альбом с животными и растениями Страны Детства, сказочных персонажей (собери в полёт друзей), которых покажут на других планетах во время путешествия-полёта в дальнейшем...
накопили семена наших растений для помощи другим планетам
кроме этого каждое утро встречались на энергетической зарядке, так как для полёта нужны силы – сделали акцент на развитии физических возможностей, занимались активно спортом
Второй этап – полёт: «На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы»:
- все участники станут членами экипажей Страны детства – отправятся в полёт с целью оказания помощи иным цивилизациям,
- на 3 космических аппаратах откроют (узнают названия) и исследуют планеты галактики
- оставят на память наши семена растений и саженцы, чтобы везде цвели сады,
- получат талисманы-ключи необходимые для оказания экологической помощи неизвестной потерянной планете
- новые участники путешествия пройдут ускоренное обучение в школе юных космонавтов
- откроется космическая гостиная (ходим в гости друг к другу с концертами, играми)
- будут поддерживать постоянную связь с домом, отправляя сообщения о своём самочувствии
Участниками игры становятся все жители лагеря: дети, педагоги, администрация. Все учащиеся делятся на три возрастные группы. Каждый экипаж планирует свою работу с учётом общелагерного плана, в соответствии с основными целями воспитательного процесса реализуя основные направления деятельности:
Гражданственно-патриотическое;
Интеллектуально-познавательное;
Спортивно-оздоровительное;
Творческое
Трудовое
Шефско-волонтерская инициатива

Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
Школа
Филиал МУК КДЦ Дружба библиотека бассейн школы №181
ДК п.Совхозный: им. Решетникова: тренировки
Мастер-классы Пушкинский день соревнования
Кукольные спектакли викторины
Игровые программы выставки с обзором книг










Механизм реализации. Логика развития смены.
Успешность воспитательной деятельности коллектива реализуется при условиях:
Защита прав и интересов ребёнка
Доброжелательность
Соблюдение конфиденциальности
Сотрудничество и содействие
Смена протекает в несколько периодов:
Подготовительный – сбор материала, разработка проекта и программы, подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы, проведение установочного семинара для педагогов (на каждом отряде работает 1-2 учителя-воспитателя и 2-3 помощника из числа старших детей (11-13 лет вожатые), которые участвуют в работе отрядов-экипажей и занимаются помощью в организации и проведении мероприятий), оформление смены.
Организационный – период адаптации ребёнка к новым условиям жизнедеятельности, дети выбирают роли с учётом интересов и возможностей. В это время происходит запуск космического путешествия, оформляются отрядные уголки
Основной – период создания внутри детского коллектива благоприятных условий для проявления детских способностей. Период развития основного сюжета игры на данном этапе. Каждый ребёнок с учётом своих интересов, возможностей и желаний принимает участие в отрядных и общелагерных мероприятиях – набирает звёзды личных достижений (добавляя и своему отряду), собирает портфолио своих работ.
Заключительный – период подведения итогов данного этапа игры, отмечается участие и деятельность каждого ребёнка, по результатам накопленных отличий на диагностических экранах выделяются и награждаются самые активные участники и отряды-экипажи. Проводится опрос, анализируются анкеты и результаты реализации игры.
Все строения и должности в лагере переименовываются в соответствии с космической терминологией.









Структурный словарь лагеря.
Центр управления полётами (ЦУП) – штаб лагеря, высший орган управления всеми членами игры
Начальник центра (космодрома)– начальник лагерной смены.
Навигатор – зам. начальника ЛОЛ
Космический слёт – планёрка
Большой Совет – орган управления, руководящий между общими сборами, входят дети активисты и воспитатели, тесно контактируют с ЦУП
Совет космонавтов – детский орган управления, под руководством инструкторов и звездочётов
Актив космонавтов – инициативные дети отрядов
Экипаж космонавтов:
Звездочеты – воспитатели.
Инструкторы – вожатые.
Капитан – командир отряда
Зам. капитана – заместитель командира
Пилоты: – дети активисты
Бортмеханик – ответственный за труд
Бортинженер – ответственный за творчество
Бортврач – ответственный за чистоту
Бортпроводник – ответственный за спорт
Космонавты – дети.
Комета – почта
Метеорит – личные достижения космонавтов
Звёздный дождь – трудовой десант
Космодром – место сбора всех участников проекта, ежедневное построение отрядов-экипажей
Космополе – спортивные площадки
Испытание невесомостью – занятия на стадионе
Космический экстрим – спортивный час
Энергетическая зарядка – утренняя зарядка
Космическая гостиная – игровая комната
Модуль – комнаты отдыха
Отсек – мастерские
Лунная соната – музыкальный отсек
Пластилиновый космос – отсек для трудового обучения
Полёт творчества – отсек творчества – рисования
Моя родная планета Земля – отсек фольклора
Энергоблок - столовая



Задача звездочётов, инструкторов и капитанов – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на космическом слёте анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело. Звездочёты, инструкторы, капитаны отрядов входят в Большой Совет и принимают решения по подведению итогов, проведению мероприятий, инициативы и активности экипажей.
Стратегию участия в деле отрядов организуют звездочёты и инструкторы совместно с активом космонавтов.
Схема управления и самоуправления.

ЦУП
(штаб лагеря – высший орган управления)
Начальник центра
Навигатор


Общий сбор


Космический слёт Большой Совет
Звездочёты актив капитаны
Инструкторы космонавтов


Совет космонавтов
Зам.капитана
Пилоты

бортпроводник бортмеханик бортврач бортинженер

Органы самоуправления лагеря.
Актив космонавтов создаётся для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей. В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами и взрослые. Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:
-оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел;
-создание в лагере условий для развития физического, творческого, интеллектуального потенциала детей;
-содействие в создании благоприятного психологического климата.
В актив лагеря входит Совет космонавтов. В отрядах выбирают командира, зам. командира, ответственные за различные направления деятельности (санитары, творческая группа, физорг.) Каждый член актива имеет право:
- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения;
- на защиту своих интересов.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


















Художественное оформление смены.
Информационный стенд:
Название смены
Режим дня
План смены
План мероприятий на текущий день
Законы и заповеди
Словарик лагеря
Герб, гимн, флаг
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде звёздного неба – галактики – в верхней части имеются планеты, по которым проходит путешествие и другие космические тела – спутники, кометы, встречающиеся в пути, космические корабли для накопления достижений отряда: звёзды разного цвета и формы, в нижней части – космическая станция Страны Детства.
Всего планет 8: Дружбы, Понимания, Взаимовыручки, Уважения, Доброты, Удачи, Здоровья и Помощи. Экипажи космонавтов первым открывший планету (победивший в общелагерном деле), устанавливает на планете свой флажок и все красочно оформляют планету в зависимости от темы дня и условных символов. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.
Рядом со звездным небом (галактикой) планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
Каждый член космического корабля от капитана до космонавта должен соблюдать Законы и Заповеди.
Законы:
Закон точного времени. Время дорого у нас береги каждый час.
Закон творчества. Творить всегда, творить везде, творить на радость людям.
Закон молчания. Если человек поднимает руку, ему есть что сказать, а потому «тишина»
Закон дружбы. Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
Закон безопасности.
Заповеди:
Экипаж – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Каждый отряд создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает вахтовый журнал-альбом, где отражает жизнь экипажа каждый день – это отрядное оформление, согласно названию каждого отряда.
Отрядный уголок:
Название
Девиз
Песня
Личные метеориты – достижения, собирая звёзды на хвост
Диагностика настроений – Мониторинг настроения – цветные лучики солнца – сигналы корабля:
красный, оранжевый – восторженное и отличное настроение
желтый – радостное и хорошее настроение
белый – грустное настроение
Экран чистоты – на чистой планете будут счастливы дети:
Космический скафандр – за чистоту
Инопланетянин – надо постараться
Пищевой энергоблок (аккумулятор корабля) и его оформление поможет нам в полёте и отобразит качество приготовления пищи, оцениваемое каждым ребёнком ежедневно плодами разного цвета, которые приклеиваются к экрану питания – «Через тернии к звёздам» - это питание для космических кораблей.
Цветные пятна – показатель оценивания пищевых ощущений:
красный – очень вкусно
оранжевый, желтый – вкусно
зелёный – можно лучше
Конечно, создатели программы не отрицают, за долгие 18 дней полёта станция «Страна Детства» может столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть и космические пираты, и НЛО, и метеоритные дожди и солнечные затмения, и неожиданный водопад звёзд и другие непредвиденные обстоятельства, но этим игра и интересна.





Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Чёткое представление целей и постановка задач.
Конкретное планирование деятельности.
Кадровое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы.
Педагогические условия.
Материально-техническое обеспечение.
За время работы летнего лагеря у нас сложились определенные традиции:
Организация жизнедеятельности ГОЛ школы № 55 в условиях сюжетно-ролевой игры.
Свобода выбора каждым отдельным участником смены творческих, спортивных или прикладных занятий, в течение смены работают мастерские:
- м. трудового обучения «Пластилиновый космос»,
- м. музыкальная «Лунная соната»,
- м. творчества (рисования) «Полёт творчества»,
- «Школа юного космонавта»,
- для занятий спортом «Космический экстрим»,
- для занятий фольклором «Моя родная планета Земля».
Спортивные праздники.
Открытие и закрытие летней оздоровительной смены.
Тематические мероприятия с учётом традиций нашего лагеря, посёлка, края, страны (Открытие лагерной смены, Международный день защиты детей, Всемирный день охраны окружающей среды, Пушкинский день России, день Здоровья, день Памяти и скорби – совместно с ветеранами поселка (ТОС)).
Поздравление именинников.
Приобщение ребят к трудовым делам.
Кадровые условия – в соответствие со штатным расписанием в реализации программы участвуют педагоги школы (учителя начальных классов и учителя-предметники среднего и старшего звена 2,1 и высшей категории):
Директор МБОУ СОШ № 55 – функционирование зданий и сооружений
Начальник ГОЛ «Страна Детства»
Заместитель руководителя ЛОЛ – выполнение программы
Завхоз
Руководители творческих объединений
Инструктор по физкультуре
Воспитатели


Правовыми основами ГОЛ являются нормативно-правовые документы:
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН
Кодекс законов о труде
Закон РФ «О защите прав ребёнка»
Постановление Главного Государственного Санитарного врача Российской Федерации от 19.04.2010 № 25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10»
Письмо Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России от 30 марта 2012г. № 06-634 «Об организации отдыха и оздоровления детей в 2012 году»
Постановление Правительства Свердловской области от 07.03.2012 № 220-ПП « О мерах по обеспечению отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2012-2014 году»
Постановление Администрации города Екатеринбурга от 26.03.2012 №1109 «Об организации оздоровления труда и отдыха детей и подростков в 2012 году»
Распоряжение главы Администрации Ленинского района от 27.04.2012 №432/65-РА «Об организации оздоровления труда и отдыха детей и подростков в 2012 году»
Положение о городском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.
Правила внутреннего трудового распорядка в летнем городском оздоровительном лагере.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Должностные инструкции работников.
Заявления от родителей.
Методические условия предусматривают:
1. Должностные инструкции всех участников процесса.
2. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
3. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
4. Проведение ежедневных планёрок.
5. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.





Педагогические условия.
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение.
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий (спортзал, спортплощадка, спортинвентарь; кружковые комнаты, актовый зал, игровая комната, игротека, библиотека)
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских и письменных принадлежностей.
Аудиоаппаратура: музыкальный центр, телевизор, DVD-диски
Методическая литература, сценарии праздников, тематических дней
Призы и награды для стимулирования.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










Подведение итогов.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Система успешности и личного роста.
Для экипажей космонавтов разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый космонавт может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целом корабля, которые прикрепляет на свой личный – именной метеорит (в отрядных уголках). Если ребенок-космонавт набирается 5 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду для отрядных достижений и повышает свое звание.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах. Для этого предусмотрен личный рост ребят (звания):
5 звёзд – космонавт-механик
10 звёзд – космонавт-изобретатель – выдумщик и разработчик игр, идей
15 звёзд – космонавт-организатор – организует и планирует игры и испытания, управляет летательным аппаратом
20 звёзд – космонавт-исследователь – помогает друзьям следить за здоровьем, любит эксперименты, в дальнейшем будет исследовать космическое пространство
25 звёзд – космонавт-пилот – координирует действия отряда-экипажа, будущий капитан космического корабля или заместитель, возможно вожатый на следующем этапе
В ходе совместной деятельности (общение, игра) ребята смогут проявить свои интеллектуальные, физические и творческие возможности, собрать портфолио творческих работ, одержать свои «личные» победы и принести победу своему отряду-экипажу – победа одна на всех!
Коллективная система роста.
В конце смены подводятся итоги: подсчитывается количество появившихся отличительных знаков каждого отряда-экипажа, тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой и присваивается звание «Лучший экипаж космонавтов» по номинациям:
Самый творческий – фантазёры – цветы на планетах-путешествий
Самый активный – звёздный – звёзды приносимые детьми и победы отряда
Самый трудовой – упорство и труд всё перетрут – саженцы на планетах
Самый спортивный – сильные, смелые, ловкие, умелые – кометы и спутники, встречающиеся в пути

При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.
















Педагогический мониторинг.
Критерии эффективности программы.
Для того чтобы программа была эффективно реализована, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа летнего отдыха, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Программа «Большое космическое путешествие – галактика» закрепит результаты прошлых лет, и даст толчок к развитию новых творческих способностей.
Педагогический мониторинг проводится в течение всей смены. Ведётся отслеживание достижений как личностных – звезды на метеоритах, так и отрядных.
Не только достижения входят в диагностику, но и эмоции, настрой Мониторинг настроения – цветные лучики солнца, мониторинг питания – для заправки кораблей. Цветные пятна – показатель самочувствия и оценивания пищевых ощущений.
Проведение анкетирования среди детей и родителей на разных этапах смены позволяет вносить корректировку в развитие программы. Например:

Входная анкета «Что я жду от лета?
Эту анкету можно провести в форме игры-знакомства с дошкольниками и первоклассниками, имеющими трудности в письме.
Как меня зовут друзья и дома?
Что я умею и люблю делать?
Ты с удовольствием пошёл в городской лагерь?
Чему я хотел бы научиться в лагере (петь, танцевать, играть в спортивные игры, дружить)?
Мой девиз в жизни
Есть ли у меня знакомые, друзья в лагере и хотел бы я приобрести еще друзей?
Если бы тебе разрешили, что бы ты делала в лагере целый день?
Промежуточная анкета.
Эту анкету проводят в середине смены, чтобы скорректировать работу – если необходимо.
Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?
Интересно ли тебе в лагере? Что ты больше всего любишь делать в лагере: петь, рисовать, танцевать, смотреть телевизор, играть, заниматься спортом, что-то другое?
Если бы тебе разрешили, чтобы ты делал в лагере целый день?
Чего в лагере нет, но тебе хотелось бы?
Ты рассказываешь дома о лагере? Что?
Хочется ли тебе идти домой после лагеря?
Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?
Итоговая анкета-отзыв о ГОЛ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




Эту анкету предлагается заполнить каждому ребенку в конце смены, чтобы учесть его мнение при организации следующего лагеря.
1. Фамилия, имя 2. Сколько дней ты провёл в лагере? 3. Если бы время вернулось назад, ты пошёл бы в лагерь ещё раз?
4. Какому занятию ты бы посвятил больше времени? - свободное время - общение с друзьями - спорт - клуб - игры - купание - просмотр фильмов - твой вариант
5. Выбери три самых интересных занятия. 6. От чего можно было бы отказаться в следующий раз? 7. Чтобы ты изменил в режиме дня на месте директора? 8. Какие темы ты хотел бы обсудить в следующий раз?
9. Если бы у тебя был выбор, с каким человеком ты провёл бы весь день? - с другом - с мэром города - со знаменитым артистом - в одиночестве - с родителями - с воспитателем
- с вожатым - твой вариант
10.Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?





Прогнозируемый результат.
В прогнозируемый результат заложено огромное количество положительных эмоций, которые получат дети в ходе смены.
Активно участвуя в жизни лагерной смены, дети и взрослые обретают чувство единения, сопричастности к большому коллективу единомышленников. Успешность ребят в различных мероприятиях повышает социальную активность, даёт уверенность в своих силах и талантах. Дети научатся общаться в коллективе и между собой. Возьмут с собой на память не только памятные подарки, но и заслуженные звезды на кометах личных достижений.
Дети сформируют представление и приобретут навыки здорового образа жизни через хорошую организацию питания, наблюдения воспитателей, правильно организованные спортивные мероприятия, своевременное выявление проблем здоровья (если есть).
Участники проекта в процессе осуществления экскурсии, поездок, тематических мероприятий обретут новые знания о родном крае и научатся бережно и с любовью относиться к малой Родине, расширят представление об окружающем мире. Система интересных, разнообразных по содержанию мероприятий будет способствовать активизации творческой и общественной деятельности.
При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум села: Дом культуры, библиотека. Также планируются поездки в театры, музеи.
Предполагается, что среднесрочный проект «Большое космическое путешествие-галактика», не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и они с удовольствием будут участвовать в продолжении игры.
Примечание: при составлении примерного плана не учитывались все до одной поездки, например в зоопарк; поздравления именинников. В ходе работы летнего лагеря в планировании возможны корректировки в зависимости от ситуации, дни могут варьироваться.





Литература:
Артамонова Л.Е. Летний лагерь: организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. 1-11 классы. (Мозаика детского отдыха) – Москва: ВАКО, 2006
Володченко В.Ю., Юмашев В.Б. Выходи играть во двор. Если хочешь быть здоров) – Москва: Молодая гвардия, 1989
Горбунова Н.А. Школьный лагерь. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003
Завуч начальной школы. Научно-практический журнал – 2008 - № 2
Иванова Т.А. Сценарии праздников. – Москва: Аркти, 2005
Летний лагерь на базе школы: нормативные материалы, документы, планы, сценарии мероприятий. 1-5 классы/Савченко Е.В., Жиренко О.Е., Лобачева С.И.,Гончарова Е.И. (Мозаика детского отдыха) – Москва: ВАКО, 2007
Поломис Карел. Дети в пионерском лагере: трудовая деятельность, соревнования и состязания, игры. – Москва: Профиздат, 1989
Программа Космодром Аль-Рос. МОУ СОШ № 93. – Екатеринбург, 2010
Программа Большое космическое путешествие. МОУ Боголюбовская СОШ – с.Боголюбовка, 2009











8.25 – 8.30 Сбор космонавтов.
Горн трубит пора, пора! С добрым утром, детвора!
8.30 – 8.45 Энергетическая зарядка
В невесомости непросто делать всем зарядку,
Если утром встало солнце – стройся по порядку.
Зарядились на весь день – нам теперь летать не лень.
8.45 - 9.00 Утренняя поверка - линейка
Экипажи, на поверку!
ЦУП заданья должен дать:
Рассказать, что будем делать, как играть, что убирать!
9.00 – 9.30 Космический завтрак
Космозавтрак вам не шутка – он заправка для желудка.
9.30 - 13.00 Общелагерные дела – «Космостарты»
Выходить в открытый космос
Будем каждый день, друзья!
Ведь без игр и без движенья
Нам прожить никак нельзя.
13.00 - 13.30 Астрономический обед
Звездочёты и командиры,
Инженеры и бортврач
В этот час прервем работу -
На обед помчимся мы!
13.30-14.00 Отрядное дело – «Тоска по дому»
Можем рисовать, творить,
Можем просто говорить,
Можем книги почитать,
Поиграть и помечтать.
14.00 – 15.50 Сон космонавтов
Сладок сон после обеда, тише – не буди соседа!
15.50 - 16.05 «Приведи в порядок себя и свою планету»
У экипажей есть заданье-
Убраться нужно заодно
Выполняем указанья
Вместе, дружно, хорошо!
16.05 – 16.30 Полдник землян
Вот и снова горн поёт – сладкий чай в столовой ждёт.
16.30 -17.00 «Экипаж одна семья»
Всё сумели сделать за день, подведём итоги дня
А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"
Говорим мы на прощанье

Ежедневно:
Энергетическая зарядка
Раз в неделю:
Спортивный час «Испытание невесомостью»
Кукольные спектакли совместно с ДК
Мастер – классы - ДК
1 июня
«Здравствуй, Галактика!»:
концерт, игры ДК, конкурс рисунков на асфальте посвященный Международному Дню защиты детей
Игра-знакомство
Операция «Декорирование космических кораблей»
«Школа юных космонавтов»

4 июня
Старт смены
«Большое космическое путешествие – галактика»
«Встреча на
планете ДРУЖБА»
5 июня
Планета ПОНИМАНИЯ
Учебный театр.
«Космические гонки»
6 июня
«Лунная мозайка»:
Игра-конкурс «По следам Пушкинских сказок»
ШЮК
Мастерские
«Космич.экстрим»
7 июня
Планета ВЗАИМОВЫРУЧКИ
«Звёздный дождь»
ДЦ Арлекино «Весёлые старты Дяди Стёпы»
Гостиная ПДД
8 июня
Исследования на ближайших космообъектах.
Посещение ТЮЗ, театр кукол.
Межлагерная Спартакиада

9 июня
Планета УВАЖЕНИЯ
«Символика страны, лагеря, отрядов
Конкурс рус.народ песен и частушек ко Дню независимости
«Мы летим к другим планетам»


13 июня
Конкурс рисунков и поделок «Космос»
ШЮК
Театр Алиса сказка-игра «Неволшебная история»
Гостиная ППБ
14 июня
Путешествие в Салют
«Мадагаскар3» 3Д

15 июня
Планета ДОБРОТЫ
«Полёт фантазии»
«Звёздный дождь»
Мастерские
«Космический экстрим»


18 июня
Планета УДАЧИ
«Незнайка-космонавт»
Домашний кинотеатр
«Космическое путешествие с героями любимых мультфильмов!
19 июня
«Космические истории»
Мастерские
«Космический экстрим»
Выставка и изготовление цветов – мастер-класс
20 июня
Посещение театра «Щелкунчик»
«Сказки кукольного королевства»
21 июня
Планета ЗДОРОВЬЯ
«Звёздный дождь»
ШЮК
Мастер-класс
22 июня
День памяти и скорби. Митинг возле памятника
Конкурс рисунков « Мы защитим мир»
Ролевая игра

25 июня
Космические рекорды «Самый, самый..»
Подготовка к закрытию
«Космическое путешествие к.
26 июня
Планета ПОМОЩИ
«Война роботов на последней планете»
Мастерские

27 июня
Закрытие лагерной смены (ДК)
Концерт «Все звёзды»
Операция «Оставь за собой порядок»


Автореферат для защиты
Пушкарёва Татьяна Валерьевна, второй год выполняю обязанности зам. нач. ГОЛ «Страна Детства». С целью организации летнего отдыха детей на базе МБОУ-СОШ № 55 посёлка «Совхозный» ежегодно организуется детский ГОЛ с дневным пребыванием «Страна Детства» - район экологически чистый, отдалён от промышленных предприятий. Рядом имеется лесопарковая зона местного значения, река Патрушиха, стадион, сквер школы
Предполагается за одну смену оздоровить порядка 90 детей, будут созданы 3 отряда по традиционному возрастному принципу и 1 отряд вожатых.
Мы продолжаем выбранную тематику прошлого году – среднесрочный проект «Большое космическое путешествие – галактика».
Цель программы – создание условий для оздоровления и содержательного досуга детей через массовое и активное включение в программу деятельности с целью поиска, развития каждым личностных потребностей и осознания своей роли в жизни общества (социализация).
Задачи программы:
Организовать общественно-полезную и досуговую деятельность (интересный, полноценный отдых) ребёнка через сюжетно-ролевую игру с использованием познавательной и воспитывающей функций через совместную деятельность детей и взрослых с коллективами учреждений внешкольного воспитания, учреждений культуры, общественными объединениями.
Создать условия для реализации дополнительного образования детей, приобретенных знаний, умений и навыков, способствующие раскрытию и развитию творческого потенциала и личных интересов (саморазвития и самосовершенствования).
Способствовать формированию самостоятельности и ответственности за свою деятельность, патриотического чувства и гражданского сознания, через познание истории страны и истории освоения космического пространства.
Развить опыт неформального общения, взаимодействия и сотрудничества; прививать культуру досуговой деятельности детей
Расширить рамки общения с социумом, представления детей об окружающем мире с помощью осознанного понимания потребностей заботы о своём здоровье и необходимости ведения здорового образа жизни.
Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.
Школа
Филиал МУК КДЦ Дружба библиотека бассейн школы №181
ДК п.Совхозный: им. Решетникова: тренировки
Мастер-классы Пушкинский день соревнования
Кукольные спектакли викторины
Игровые программы выставки с обзором книг
Легенда – над территорией лагеря неожиданно появилось неопознанное небесное тело, похожее на метеорит. В нём оказалось послание с неизвестной далёкой планеты с просьбой о помощи. Планете грозит экологическая катастрофа – принято решение оказать посильную помощь
Идея проекта «Большое космическое путешествие – галактика» – в процессе полёта-путешествия открыть и исследовать планеты галактики, оказать помощь внеземным цивилизациям, посадив земные растения на других планетах, познакомиться и подружиться с представителями галактики.
На первом этапе «Академия подготовки космонавтов» – мы будущие космонавты – стартовал в прошлом году:
открылась «Школа юных космонавтов» (дети узнали много космических историй и познакомились с языком космонавтов),
построили космические корабли на космодроме,
собрали и рассмотрели галактику для будущих полетов,
в течение смены собрали альбом с животными и растениями Страны Детства, сказочных персонажей (собери в полёт друзей), которых покажут на других планетах во время путешествия-полёта в дальнейшем...
накопили семена наших растений для помощи другим планетам
кроме этого каждое утро встречались на энергетической зарядке, так как для полёта нужны силы – сделали акцент на развитии физических возможностей, занимались активно спортом
Второй этап – полёт: «На пыльных тропинках далёких планет останутся наши следы» (нас ждёт открытый неизведанный космос):
- все участники станут членами экипажей Страны детства – отправятся в полёт с целью оказания помощи иным цивилизациям,
- на 3 космических аппаратах откроют (узнают названия) и исследуют планеты галактики
- оставят на память наши семена растений и саженцы, чтобы везде цвели сады,
- получат талисманы-ключи необходимые для оказания экологической помощи неизвестной потерянной планете
- новые участники путешествия пройдут ускоренное обучение в школе юных космонавтов
- откроется космическая гостиная (ходим в гости друг к другу с концертами, играми)
- будут поддерживать постоянную связь с домом, отправляя сообщения о своём самочувствии
Участниками игры становятся все жители лагеря: дети, педагоги, администрация.
Все строения и должности в лагере переименовываются в соответствии с космической терминологией.


Структурный словарь лагеря.
Центр управления полётами (ЦУП) – штаб лагеря, высший орган управления всеми членами игры
Начальник центра (космодрома)– начальник лагерной смены.
Навигатор – зам. начальника ЛОЛ
Космический слёт – планёрка
Большой Совет – орган управления, руководящий между общими сборами, входят дети активисты и воспитатели, тесно контактируют с ЦУП
Совет космонавтов – детский орган управления, под руководством инструкторов и звездочётов
Актив космонавтов – инициативные дети отрядов
Экипаж космонавтов:
Звездочеты – воспитатели.
Инструкторы – вожатые.
Капитан – командир отряда
Зам. капитана – заместитель командира
Пилоты: – дети активисты
Бортмеханик – ответственный за труд
Бортинженер – ответственный за творчество
Бортврач – ответственный за чистоту
Бортпроводник – ответственный за спорт
Космонавты – дети.
Комета – почта
Метеорит – личные достижения космонавтов
Звёздный дождь – трудовой десант
Космодром – место сбора всех участников проекта, ежедневное построение отрядов-экипажей
Космополе – спортивные площадки
Испытание невесомостью – занятия на стадионе
Космический экстрим – спортивный час
Энергетическая зарядка – утренняя зарядка
Космическая гостиная – игровая комната
Модуль – комнаты отдыха
Отсек – мастерские
Лунная соната – музыкальный отсек
Пластилиновый космос – отсек для трудового обучения
Полёт творчества – отсек творчества – рисования
Моя родная планета Земля – отсек фольклора
Энергоблок - столовая
Задача звездочётов, инструкторов и капитанов – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на космическом слёте анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело. Звездочёты, инструкторы, капитаны отрядов входят в Большой Совет и принимают решения по подведению итогов, проведению мероприятий, инициативы и активности экипажей.
Стратегию участия в деле отрядов организуют звездочёты и инструкторы совместно с активом космонавтов.
Схема управления и самоуправления.

ЦУП
(штаб лагеря – высший орган управления)
Начальник центра
Навигатор


Общий сбор


Космический слёт Большой Совет
Звездочёты актив капитаны
Инструкторы космонавтов


Совет космонавтов
Зам.капитана
Пилоты

бортпроводник бортмеханик бортврач бортинженер

Органы самоуправления лагеря.
Актив космонавтов создаётся для решения вопросов организации, содержания деятельности лагеря, развития позитивных личностных качеств детей. В состав актива входят воспитанники лагеря, выбранные отрядами и взрослые. Актив, как форма самоуправления детей по защите прав и интересов, действует в целях:
-оказания помощи в проведении оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и творческих дел; создание в лагере условий для развития физического, творческого, интеллектуального потенциала детей; содействие в создании благоприятного психологического климата.
В актив лагеря входит Совет космонавтов. В отрядах выбирают командира, зам. командира, ответственные за различные направления деятельности (санитары, творческая группа, физорг.) Каждый член актива имеет право:
- на участие в обсуждении всех дел лагеря и свободное высказывание своего мнения; на защиту своих интересов.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде, в виде звёздного неба – галактики – в верхней части имеются планеты, по которым проходит путешествие и другие космические тела – спутники, кометы, встречающиеся в пути, космические корабли для накопления достижений отряда: звёзды разного цвета и формы, в нижней части – космическая станция Страны Детства.
Всего планет 8: Дружбы, Понимания, Взаимовыручки, Уважения, Доброты, Удачи, Здоровья и Помощи. Экипажи космонавтов первым открывший планету (победивший в общелагерном деле), устанавливает на планете свой флажок и все красочно оформляют планету в зависимости от темы дня и условных символов. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой. Коллективная система роста.
В конце смены подводятся итоги: подсчитывается количество появившихся отличительных знаков каждого отряда-экипажа, тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой и присваивается звание «Лучший экипаж космонавтов» по номинациям:
Самый творческий – фантазёры – цветы на планетах-путешествий
Самый активный – звёздный – звёзды приносимые детьми и победы отряда
Самый трудовой – упорство и труд всё перетрут – саженцы на планетах
Самый спортивный – сильные, смелые, ловкие, умелые – кометы и спутники, встречающиеся в пути
Каждый отряд создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает вахтовый журнал-альбом, где отражает жизнь экипажа каждый день – это отрядное оформление, согласно названию каждого отряда.
Отрядный уголок:
Название, Девиз, Песня
Личные метеориты – достижения, собирая звёзды на хвост
Диагностика настроений – Мониторинг настроения – цветные лучики солнца – сигналы корабля:
красный, оранжевый – восторженное и отличное настроение
желтый – радостное и хорошее настроение
белый – грустное настроение
Экран чистоты – на чистой планете будут счастливы дети:
Космический скафандр – за чистоту
Инопланетянин – надо постараться
Пищевой энергоблок (аккумулятор корабля) и его оформление поможет нам в полёте и отобразит качество приготовления пищи, оцениваемое каждым ребёнком ежедневно плодами разного цвета, которые приклеиваются к экрану питания – «Через тернии к звёздам» - это питание для космических кораблей.
Цветные пятна – показатель оценивания пищевых ощущений:
красный – очень вкусно оранжевый, желтый – вкусно
зелёный – можно лучше
Система успешности и личного роста.
Для экипажей космонавтов разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый космонавт может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целом корабля, которые прикрепляет на свой личный – именной метеорит (в отрядных уголках). Если ребенок-космонавт набирается 5 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду для отрядных достижений и повышает свое звание.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах. Для этого предусмотрен личный рост ребят (звания):
5 звёзд – юный космонавт
10 звёзд – космонавт-изобретатель – выдумщик и разработчик игр, идей
15 звёзд – космонавт-организатор (пилот) – организует и планирует игры и испытания, управляет летательным аппаратом
20 звёзд – космонавт-исследователь – помогает друзьям следить за здоровьем, любит эксперименты, в дальнейшем будет исследовать космическое пространство
25 звёзд – космонавт-координатор – координирует действия отряда-экипажа, капитан космического корабля
В ходе совместной деятельности (общение, игра) ребята смогут проявить свои интеллектуальные, физические и творческие возможности, собрать портфолио творческих работ, одержать свои «личные» победы и принести победу своему отряду-экипажу – победа одна на всех! Активно участвуя в жизни лагерной смены, дети и взрослые обретают чувство единения, сопричастности к большому коллективу единомышленников. Успешность ребят в различных мероприятиях повышает социальную активность, даёт уверенность в своих силах и талантах, дети научатся общаться в коллективе и между собой. Возьмут с собой на память не только памятные подарки, но и заслуженные звезды на кометах личных достижений.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 142415