Разработка на тему Тест как эффективная форма проверки
Кирсанова Н.С.
Тест как эффективная форма проверки
знаний учащихся начальной школы
В теоретической и практической педагогике важное место всегда принадлежало проблеме контроля, учета и оценки достижений учащихся в учебном процессе, ибо они являются необходимым компонентом последнего. Актуальность данной проблемы сохраняется в силу ее многогранности и сложности разрешения.
Школьные достижения представляют собой систему определенным образом связанных элементов. К таким элементам относятся: освоение учащимися основных понятий конкретных учебных дисциплин, сформированность умственных и практических умений и навыков и т. д.
Образовательная практика свидетельствует о том, что наиболее эффективным методом оценивания учебных достижений учащихся является тестирование.
Слово «тест» (Р.Пенто и М.Гравитц) произошло из старофранцузского языка и имеет синоним «чашка» (лат. Testa – ваза из глины). Этим термином обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, используемые алхимиками для проведения опытов.
Тест в психолого-педагогическом понимании этого слова означает проверку, испытание, но это не простое установление факта наличия или отсутствия какого-либо качества или свойства. Тест не является аналогией экзаменационным вопросам, анкетам, головоломкам и пр. В его основе лежит специально подготовленный и испытанный набор знаний, позволяющих объективно и надежно оценивать исследуемые качества и свойства на основе использования статистических методов.
Тестя занимают уникальную нишу в средствах педагогической диагностики и мониторинга качества образования вследствие своей высокой объективности, надежности и процедурной динамичности. При проведении массовых измерений уровня учебных достижений они более эффективны, чем традиционные средства педагогических измерений. Тестирование может осуществляться в бланковой или компьютерной форме.
Специфика теста по сравнению с другими формами педагогической диагностики более всего проявляется в форме учебных заданий. А поскольку тестирование – форма массового контроля, то содержание и форма тестов должны быть согласованы и тщательно продуманы задолго до начала тестирования.
Педагогический тест представляет собой систему заданий в тестовой форме, каждое из которых имеет эталон правильного ответа. Принято выделять две принципиально различные формы тестовых заданий: открытую и закрытую. Ответ на задание открытой формы требуется вписать. Тестовые задания закрытой формы содержат списки ответов, из которых требуется выбрать правильные. Среди заданий закрытой формы можно выделить несколько субформ: задания с простым выбором правильных ответов из списка, задания на установление правильной последовательности, задания на соответствие, а также задания на количественные, логические и иерархические сравнения. Все эти субформы различны по принципам формирования вопроса-задания или ответов. Однако они родственны тем, что всегда имеется возможность угадать правильный ответ( или ответы) в списке представленных вариантов ответов. Классификация тестовых заданий по некоторым критериям приводятся, например, в работах В.С.Аванесова, П.Клайна, А.Н.Майорова.
Форму тестового задания выбирают с учетом специфики содержания контролируемого учебного материала, приобретенных умений и навыков. В свою очередь сложность заданий регулируется с учетом целей тестирования и подготовленности контингента тестируемых. Регулирование сложности тестовых заданий возможно различными способами, априорными (до проведения тестирования), так и апостериорными (после проведения тестирования). Среди априорных способов оценки сложности тестового задания чаще всего используют информационный или логический подходы. Первый из них основан на подсчетах количества базовых учебных элементов, владение которыми позволяет успешно справиться с заданием. Второй способ основан на подсчетах количества существенных логических операций, необходимых при выполнении задания. Апостериорные (после проведения тестирования) способы учитывают статистические результаты измерений. Существенными факторами успешного выполнения тестового задания являются также новизна его формулировки для испытуемого и количество времени, отведенного на его выполнение.
При проведении массовых педагогических измерений (например, при оценивании состояния образования в районе, регионе) необходимо обеспечить примерно равные условия для всех участников тестирования. Для этих целей стараются применять наиболее простые и доступные формы и формулировки тестовых заданий. Вместе с тем следует избегать примитивных формулировок тестовых заданий, что не позволяет полноценно оценивать уровень учебных достижений обучаемых.
Рассмотрим примеры тестов, которые могут быть использованы для оценки учебных достижений учащихся начальной школы.
Открытая форма:
Пример 1.
а) Впишите недостающее слово:
Уравнение – это ________________________, содержащее неизвестное число.
б) Дополните запись, чтобы получилось уравнение.
а+…=8 10-в…2 с…4=9 …+7=11
Пример 2.
Закончите предложение:
а) Погода – это сочетание _______________________
б) Наука о погоде называется ___________________
Закрытая форма:
Пример 3.
а) Найдите соответствующую пару
Животные, у которых 6 ног.
Насекомые водные жители, их тело покрыто скользкой чешуей
Животные, тело которых покрыто перьями
Птицы животные, тело которых покрыто шерстью
б) Перед группой слов укажите номер ответа, соответствующего данной группе
Шмель, бабочка, голубянка, жук-плавунец, муха, комар, стрекоза
Окунь, треска, сом, камбала, форель
Волк, носорог, жираф, заяц, леопард
Клест, дятел, перепел, кукушка, попугай
Звери 1
Насекомые 2
Птицы 3
Рыбы 4
Пример 4.
а) Среди данных выражений укажи номер частного:
48:16+4
48-16:4
(48-16):4
(48+16)*4
б) Обведи номер выражения, в котором действие сложения выполняется первым, а умножение вторым:
(… - …) + … * …
(… + …) : … * …
… *… - … + …
… * (… + …) : …