экзаменационный материал по биологии в 11 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей «Эрудит»
Контрольно-измерительные материалы по биологии в форме ЕГЭ
для проведения промежуточной аттестации
для учащихся 11 химико-биологическом классе
УМК Захаров. Учебник: В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонов, Е.Т. Захарова. Биология общая биология 10-11 классы.
Автор-составитель:
учитель биологии
Бобровская Елена Васильевна
Контрольно-измерительный материал
Биология, 11 класс
I вариант
Инструкция для учащихся
Тест состоит из частей А, В, С. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время. Желаем успеха!
Часть А.
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов. . Например, А1. а
А1. Наиболее острая форма борьбы за существование: 1) межвидовая; 2) внутривидовая; 3) с условиями неорганической природы; 4) межвидовая и внутривидовая
А2. Наиболее эффективной преградой для свободного скрещивания особей популяций выступает изоляция: 1) географическая; 2) репродуктивная; 3) экологическая; 4) этологическая
А3. С позиций эволюционного учения Ч.Дарвина любое приспособление организмов является результатом: 1) дрейфа генов; 2) изоляции; 3) искусственного отбора; 4) естественного отбора
А4. Область распространения северного оленя в зоне тундры - это критерий :1) экологический; 2) генетический; 3)морфологический; 4) географический
А5. Что представляет собой дивергенция? 1) схождение признаков неродственных видов; 2) расхождение признаков у родственных видов; 3) приобретение узкой специализации; 4) образование гомологичных органов.
А6. Микроэволюция завершается образованием новых: 1) семейств; 2) отрядов; 3) видов; 4) популяций.
А7. Конвергенция – это: 1) Схождение признаков, 2) Расхождение признаков, 3) Преобразование строения и функций организма, 4) Верного ответа нет
А8. Макроэволюция: 1) совокупность эволюционных процессов, происходящих внутри вида, 2) происходит быстро и внезапно, 3) надвидовая эволюция, 4) доступна для наблюдения
А9. Какие из перечисленных органов являются гомологичными? 1) жабры рака и легкие кошки, 2) хобот слона и рука человека, 3) лапа крота и лапа обезьяны, 4) глаз кальмара и глаз млекопитающего
А10. Появление какого признака у человека относят к атавизмам: 1) аппендикса, 2) шестипалой конечности, 3) многососковости, 4) дифференциации зубов
А11. Какая пара водных позвоночных животных подтверждает возможность эволюции на основе конвергентного сходства?: 1) синий кит и кашалот, 2) голубая акула и дельфин афалина, 3) морской котик и морской лев, 4) европейский осетр и белуга
А12. Форма естественного отбора, приводящая к закреплению новой нормы реакции, называется отбором 1) искусственным, 2) половым, 3) стабилизирующим, 4) движущим
А13. Назовите форму естественного отбора, благодаря которой число глаз и количество пальцев на конечностях позвоночных животных остается в течение длительного времени постоянным.1) движущий отбор,2) стабилизирующий отбор, 3) дизруптивный отбор, 4) половой отбор
А14. Творческий характер естественного отбора в эволюции проявляется в 1) обострении конкуренции между видами, 2) ослаблении конкуренции между популяциями, 3) обострении конкуренции между особями одного вида, 4) возникновении новых видов
А15. Назовите форму естественного отбора, примером которой служит следующее явление: в результате покосов, осуществляемых в середине лета, возникают две сезонные расы погремка лугового: раннецветущая и поздноцветущая.1) движущий отбор,2) стабилизирующий отбор, 3) дизруптивный отбор, 4) половой отбор
А16. Назовите форму естественного отбора, результатом которой является утрата крыльев у части птиц и насекомых.1) движущий отбор, 2) стабилизирующий отбор, 3) дизруптивный отбор, 4) половой отбор
А17. Рост растений происходит благодаря делению, росту и дифференциации клеток ткани 1) покровной, 2) механической, 3) фотосинтезирующей, 4) образовательной
А18. Садовую землянику размножают с помощью надземных побегов – усов, чтобы 1) облегчит уход за растениями, 2) получить потомство с новыми признаками, 3) повысить устойчивость к заболеваниям, 4) ускорить получение плодов
А19. Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы чешуи лука? 1) хлоропласты, 2) ядро, 3) цитоплазма, 4) вакуоли с клеточным соком
А20. Что представляет собой почка растений? 1)зародыш с запасом питательных веществ, 2)зачаточный побег, 3)видоизмененный стебель, 4)часть стебля с листьями
А21. С помощью стебля осуществляется связь между 1) главным и боковыми корнями, 2) цветками и насекомыми, 3) корнями и листьями, 4) листьями и воздушной средой
А22. В процессе фотосинтеза растения 1) обеспечивают себя органическими веществами, 2) окисляют сложные органические вещества до простых, 3) поглощают кислород и выделяют углекислый газ, 4) расходуют энергию органических веществ.
А23. От жабр у рыб по сосудам течет: 1) венозная кровь, 2) гемолимфа, 3) артериальная кровь, 4) смешанная кровь
А24. Одним из паразитов человека является: 1) белая планария, 2) свиной солитер, 3) пресноводная гидра, 4) пиявка
А25. К типу Споровики относится: 1) дизентерийная амеба, 2) инфузория туфелька, 3) малярийный плазмодий, 4) лямблия кишечная
А26. Моллюск малый прудовик является промежуточным хозяином: 1) бычьего цепня, 2) эхинококка, 3) печеночного сосальщика, 4) острицы
А27. Кровеносная система есть у: 1) кишечнополостных, 2) круглых червей, 3) плоских червей, 4) кольчатых червей
А28. Наличие паутинных желез это признак: 1)скорпионов, 2) клещей, 3)пауков, 4)клопов
А29. У человека углеводы пищи начинают перевариваться в: 1) двенадцатиперстной кишке, 2) желудке, 3) ротовой полости, 4) толстом кишечнике
А30. Гормон, содержащий йод, вырабатывает: 1) поджелудочная железа, 2) гипофиз, 3) надпочечники, 4) щитовидная железа
А31. Для определения скорости свертывания крови надо делать анализ на: 1) гемоглобин, 2) сахар, 3) протромбин, 4) лейкоцитоз
А32. Гуморальная регуляция организма осуществляется посредством: 1) ферментов, 2) гормонов, 3) пигментов, 4) витаминов
А33. Утрачивают ядра в процессе специализации: 1) эритроциты человека, 2) нейроны, 3) клетки камбия, 4) мышечные клетки
А34. Организм как единую систему отражает следующая последовательность понятий: 1) органы-ткани-организм-клетки-молекулы-системы органов, 2) молекулы-тканиклетки-органы-системы органов-организм, 3) молекулы-клетки-ткани-органы-системы органов-организм, 4) системы органов-организм-ткани-клетки-молекулы
А35. Контролируют и регулируют деятельность организма человека системы: 1) пищеварительная и нервная, 2) кровеносная и эндокринная, 3) нервная и эндокринная, 4) кровеносная и выделительная
А36. Начальная часть тонкого кишечника человека называется: 1) слепая кишка, 2)аппендикс, 3) двенадцатиперстная кишка, 4) желчный проток
Часть В В1. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при фотосинтезе? A) поглощается кислород, Б) выделяется углекислый газ, B) поглощается углекислый газ , Г) выделяется кислород, Д) органические вещества образуются, Е) органические вещества расходуются
В2. Выберите преобразования, характеризующие прогрессивную эволюцию рептилий. A) Кожное дыхание, Б) Развитие плотной яйцевой оболочки, B) Появление второго круга кровообращения, Г) Холодноковность, Д) Усиление функции легких, Е) Возникновение неполной перегородки в желудочке сердца
В3. Укажите 3 признака класса паукообразных. A) Включают три отряда, Б) Дышат легочными мешками и (или) трахеями, B) Замкнутая кровеносная система, Г) Имеют 3 пары ходильных ног, Д) Раздельнополые, внутреннее оплодотворение, Е) Гермафродиты
В4. Установите соответствие между ФОРМОЙ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА А) движущая форма естественного отбора, Б) стабилизирующая форма естественного отбора и ее ОСОБЕННОСТЯМИ : 1.Выступает в качестве творческой силы эволюции; 2.Наблюдается в том случае, если условия внешней среды длительное время остаются достаточно постоянными; 3.Создается впечатление, что популяция или вид не изменяются; 4. От поколения к поколению происходит изменение признака в определенном направлении.
В5. Установите соответствие между ФОРМАМИ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ: А-ароморфозы, Б- идиоадаптации, В- дегенерации и ПУТЯМИ ЭВОЛЮЦИИ 1.Появление фотосинтеза; 2.Возникновение 4-х камерного сердца у птиц; 3.Появление покровительственной окраски у животных; 4. Исчезновение кишечника у ряда паразитических червей; 5.Возникновение плода у покрытосеменных; 6.Исчезновение корней у ряда растений-паразитов; 7.Возникновение приспособления у покрытосемянных растений к опылению ветром; 8.Формирование плоской формы тела у камбалы
В6.Установите соответствие между СПОСОБОМ ОПЫЛЕНИЯ: А) насекомыми, Б) Ветром и ХАРАКТЕРИСТИКОЙ РАСТЕНИЯ 1) имеют яркоокрашенный венчик, 2) цветки мелкие, невзрачные, образуют соцветия, 3) растут группами, образуя заросли или рощи, 4) зацветают обычно раньше, чем распускаются листья, 5) в цветках содержится нектар или пыльца, 6) образуют много мелкой сухой пыльцы
В7. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции, начиная с характеристики фона среды.
А) сохранение темных бабочек в результате отбора, Б) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды, В) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей, Г) отлов светлых бабочек птицами, Д) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную
В8. Установите последовательность ваших действий при вегетативном размножении комнатного растения, например, традесканции.
А) Накрыть черенок стеклянной банкой, Б) Посадить черенки наклонно в увлажненный песок, В) Нарезать стеблевые черенки с 3 – 4 листьями, Г) При появлении придаточных корней пересадить растения в горшки.
Часть С С1. Клубни картофеля при долгой варке становятся рассыпчатыми. С чем это связано?
С2. Замороженные яблоки при оттаивании выделяют сладковатый сок. С чем это связано?
С3. Какие части корня обозначены на рис. Цифрами 1,3,5? Какие функции они выполняют?
С4. Чем опасно для человека отравление угарным газом?
Контрольно-измерительный материал
Биология, 11 класс
2 вариант
Инструкция для учащихся
Тест состоит из частей А, В, С. Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как Вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у Вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые Вы уверены. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у Вас останется время. Желаем успеха!
Часть А.
К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов. . Например, А1. а
А1. Миграции особей популяции как фактор эволюции приводит к: 1) расселению особей на новые территории, 2) уменьшению или увеличению численности популяции; 3)обновлению генофонда популяции, либо образованию новой популяции; 4) распаду родительской популяции на несколько более мелких дочерних популяций
А2. Приспособленность организмов к среде обитания результат: 1) стремления особей к самоусовершенствованию; 2)деятельности человека; 3) модификационной изменчивости; 4) взаимодействия движущих сил эволюции
А3. Отбор при котором в популяции сохраняются особи со средней нормой показателя признака, называют: 1) стабилизирующим; 2) движущим; 3) искусственным; 4) методическим
А4. Исходная единица систематики организмов: 1) вид; 2) род; 3)популяция; 4) отдельная особь
А5. Основатель научной систематики ( классификации); 1) Дж. Рей; 2) К.Линней; 3) Ж.Б.Ламарк; 4) Ч. Дарвин
А6. Пример экологического (симпатрического) видообразования - это формирование: 1) видов вьюрков на Галапагосских островах; 2) форм прострела: западной и восточной; 3) многих культурных видов растений; 4) видов лютика: ползучего, прыщинца, едкого.
А7. Какой из перечисленных показателей не характеризует биологический прогресс? 1) экологическое разнообразие, 2) забота о потомстве, 3) широкий ареал, 4) высокая численность
А8. Основные ароморфозы, появляющиеся у птиц, – это: 1) трехкамерное сердце, два круга кровообращения, 2) четырехкамерное сердце, теплокровность, 3) трехкамерное сердце, холоднокровность, 4) двухкамерное сердце, один круг кровообращения
А9. Остаток третьего века в углу глаза человека – пример: 1) рудимента, 2) аналогичного органа, 3) атавизма, 4) гомологичного органа
А10. Макроэволюцией называют историческое изменение: 1) биоценозов, 2) популяций, 3) надвидовых таксонов, 4) видов
А11. Частные морфологические изменения, обеспечивающие приспособленность организмов к определенным условиям среды, называют: 1) идиоадаптациями, 2) ароморфозами, 3) конвергенцией, 4) дивергенцией
А12. Аналогичные органы: 1) передняя конечность летучей мыши и кита, 2) передняя конечность лягушки и крыло птицы, 3) крыло бабочки и крыло птицы, 4) усики гороха и колючки кактуса
А13. Развитие у отдельных людей большого числа сосков – пример: 1) ароморфоза, 2) рудимента, 3) атавизма, 4) идиоадаптации
А14. Примером действия стабилизирующей формы естественного отбора является 1) формирование яркого хвоста у самцов павлина, 2) возникновение штаммов бактерий, устойчивых к антибиотикам, 3) промышленный меланизм у бабочек, 4) высокая частота аномальных хромосом в эмбрионах при самопроизвольных выкидышах
А15. Назовите форму естественного отбора примером, которой служит следующее явление: наибольшая гибель детенышей млекопитающих наблюдается в тех семьях, размер которых больше или меньше среднего значения. 1) движущий отбор, 2) стабилизирующий отбор, 3) дизруптивный отбор, 4) половой отбор
А16.Форма естественного отбора, направленная на сохранение в популяции среднего значения признака, называется отбором 1) движущим, 2) стабилизирующим,3) дизруптивным, 4) половым
А17. Что представляет собой клубень картофеля? 1) корневище, 2) корнеплод, 3) сочный плод, 4) видоизмененный побег
А18. Корневые волоски обеспечивают 1) рост корня в толщину, 2) рост корня в длину, 3) защиту корня от соприкосновения с почвой, 4) поглощение корнем из почвы воды и минеральных солей
А19. Что представляет собой побег? 1)стебель с расположенными на нем листьями и почками, 2) видоизмененный корень, 3) конус нарастания, 4) часть корня с корневыми волосками
А20. Цветок орган размножения растения, так как в нем образуются 1) половые клетки, 2) споры, 3) лепестки, 4) чашелистики
А21. Проникновению света в основную ткань листа способствуют 1) устьица, 2) межклетники, 3) клетки проводящей ткани, 4) клетки кожицы
А22. Органические вещества из листьев во все органы передвигаются по 1) клеткам сердцевины, 2) сосудам древесины, 3) клеткам коры, 4) ситовидным трубкам
А23. Развитие с неполным превращением характерно для: 1) саранчи, 2) бабочек, 3) мух, 4) жуков
А24. Трахеи являются органами дыхания у: 1) стрекозы, 2) речного рака, 3) острицы, 4) устрицы
А25. Теплокровными являются: 1) скат и акула, 2) кит и афалина, 3) крокодил и игуана, 4) шмель и пчела
А26. К неплацентарным животным относится: 1) морская корова, 2) муравьед, 3) гиппопотам, 4) варан
А27. Лучше всего кора головного мозга развита у: 1) пресмыкающихся, 2) млекопитающих, 3) птиц, 4) земноводных
А28.Прогрессивной чертой, возникшей впервые у птиц в процессе эволюции, является: 1) появление легких, 2) два круга кровообращения, 3) постоянная температура тела, 4) появление коры головного мозга
А29. Примером нарушения гуморальной регуляции организма является: 1) задержка роста у детей, 2) отдергивание руки от огня, 3) дрожь, 4) приступ кашля
А30. За барабанной перепонкой органа слуха человека расположены: 1) внутреннее ухо, 2) среднее ухо и слуховые косточки, 3) вестибулярный аппарат, 4) наружный слуховой проход
А31. Заболевание «куриная слепота» возникает при авитаминозе: 1)В, 2)А, 3) С, 4) РР
А32. На нарушения функций почек в анализе мочи указывают: 1) соли, 2) мочевина, 3) белок, 4) мочевая кислота
А33. 2. Искусственный иммунитет против оспы возникает при введении: 1) антител, 2) ослабленных возбудителей болезни, 3) антибиотиков, 4) специфических лекарственных препаратов
А34. Наиболее часто заражение ВИЧ происходит при: 1) вскармливании младенца грудным молоком, 2) поцелуях, 3) рукопожатии больного человека, 4) инъекциях наркотиков
А35. Связь, образующаяся при формировании условного рефлекса, называется 1) прерывистой, 2) постоянной, 3) длительной , 4) временной
А36. Клетки крови, участвующие в процессе свертывания это: 1)эритроциты, 2) лимфоциты, 3) тромбоциты, 4) лейкоциты
Часть В
В1. Выберите наиболее существенные эволюционные приобретения млекопитающих. A)Плацента, Б) Возникновение реакций матричного синтеза, B) Теплокровность, Г) Прикрепленность к месту обитания, Д) Связь с водой, Е) Дифференциация зубов
В2. Выберите признаки, характерные для типа кишечнополостных.А) Развиваются из трех зародышевых листков, Б) Размножаются почкованием и половым путем, В) Есть стрекательные клетки, Г) Органы дыхания трахеи, Д) Встречаются в морях и пресных водах, Е) Нервная система представлена брюшной нервной цепочкой
В3. Установите соответствие между признаками естественного отбора и формой отбора, для которой этот признак характерен. ФОРМА ОТБОРА: А) Движущий, Б) Стабилизирующий
ПРИЗНАК ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА : 1) Направлен на смещение среднего значения признака, 2) Происходит при изменении условий существования, 3) Устраняет особей с существенными отклонениями от среднего значения признака, 4) Направлен на сохранение установившейся в популяции нормы реакции, 5) Приводит к закреплению новой формы реакции
В4. Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом. ВИД ОТБОРА: А) естественный, Б) искусственный
ХАРАКТЕРИСТИКА 1) действует в природе постоянно; 2) сохраняет особей с признаками, интересующими человека; 3) сохраняет особей с полезными для них признаками; 4) обеспечивает формирование приспособленности; 5) приводит к возникновению новых видов; 6) способствует созданию новых пород животных;
В5.Установите соответствие между ПРОЦЕССАМИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: А) Фотосинтез, Б) Дыхание, ПРИЗНАКОМ РАСТЕНИЙ для которого он характерен. 1) образование органических веществ, 2) расщепление органических веществ, 3) выделение кислорода, 4) поглощение кислорода, 5) освобождение энергии, 6) запасание энергии
В6. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса. А) борьба за существование; Б) размножение особей с полезными изменениями; В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений; Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями; Д) закрепление приспособленности к среде обитания;
В7. Установите последовательность расположения слоев на распиле дерева, начиная с наружного. А) луб, Б) камбий, В) сердцевина, Г) древесина, Д) пробка
В8 Определите последовательность прохождения порции крови по кругам кровообращения у шимпанзе, начиная с левого желудочка сердца. А)Правое предсердие, Б) Аорта, В) Левый желудочек, Г) Легкие, Д) Левое предсердие, Е) Правый желудочек
Часть С
С1. Опытные садоводы вносят удобрения в бороздки, расположенные по краям приствольных кругов плодовых деревьев, а не распределяют их равномерно. Объясните почему.
С2. Яблоки многих сортов при долгом хранении становятся рыхлыми. Как объяснить это явление?
С3. Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1,2,3, и функции, которые они выполняют.
С4 . Почему у спортсменов жизненная емкость легких выше, чем у не тренированных людей?
Информационные источники
Тесты по теме «Анатомия человека» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тесты по ботанике и зоологии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Тесты по ботанике , зоологии, эволюции
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Иллюстрации:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15