Применение ИКТ на внеурочных занятиях с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Денисенко Людмила Ивановна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ коррекционной школы-интернат №8,
г. Саяногорска, Республики Хакасия
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), инвалид, ИКТ – компетентность, компьютерная грамотность, внеурочные занятия, информатика.Основным ожидаемым результатом освоения адаптированных основных общеобразовательных программ общего образования является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач.
Так как информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека, то развитие ИКТ – компетентности у детей с ОВЗ является одной из гланых задач коррекционно - развивающего обучения.
Инвалидность, ограниченные возможности здоровья не должны становиться причиной исключения человека из жизни общества. Обучающихся необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять грамотно эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию компьютерной грамотности. Формирование у обучающихся ИКТ-компетентности необходимо проводить как в учебное (на уроках математики, письма, чтения, и т.д.), так и во внеучебное время (кружок по информатике), тем самым достигается гармоничное единство между приобретением знаний обучающихся и формирование эмоционально-ценностного отношения к информационно – коммуникационным технологиям. Сегодня в коррекционной школе реализуются четыре основных формы работы обучающихся с применением средств ИКТ: работа в адаптированных обучающих программных средах, проектная деятельность, работа с предметными тренажерами, коммуникация на учебных сайтах.
Знакомство со многими инструментами ИКТ целесообразно начинать на занятиях по внеурочной деятельности.
Для формирования ИКТ – компетентности обучающихся используются мультимедийные презентации, электронные учебные пособия, предметные обучающие системы, компьютерные обучающие игры, видеоролики. На занятиях дети работают с компьютером, на интерактивной доске, рисуют на графических планшетах, исследуют объекты через цифровой микроскоп, работают с документ – камерой, веб-камерой, микрофоном, принтером, сканером, фотоаппаратом, видеокамерой. Используются: среда для программирования ПервоЛого, графический редактор Paint, программа для создания презентаций Microsoft Power Point, программа для создания видеороликов Microsoft Movie Maker, средства Интернет.
Так как основной формой обучения детей с ОВЗ является практическая деятельность, поэтому ведущую роль необходимо отводить проектной технологии. А если быть точнее, то - совмещению традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычное занятие или урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности.
Система работы по развитию ИКТ – компетентности обучающихся состоит из 3 этапов: 1) формирование базовых теоретических знаний, которые нацелены на всеобщее понимание; 2) решение практических заданий, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений обучающихся по информатике; 3) выполнение проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение. Например, изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки - беджа (проект «Моё имя»); совместное заполнение базы данных обо всех обучающихся кружка при помощи компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная книжка»); оформление и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового редактора (проект «Наши рецепты») и др.
Внешний результат любого проекта можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. А вот внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Повысить уровень информационной грамотности позволяет так же технология программированного обучения В.П. Беспалько. Усвоение учебного материала происходит с помощью обучающей программы (работа с предметными тренажерами). Для детей предлагается материал занятия как последовательная серия сравнительно небольших порций учебной информации, подаваемых в определенной логической последовательности: информационный блок; тестово - информационный блок (проверка усвоенного материала); коррекционно-информационный блок (в случае неверного ответа – дополнительное обучение); проблемный блок: решение задач на основе полученных знаний; блок проверки и коррекции.
Работая на компьютере обучающийся с ОВЗ получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, которую может получить также из компьютерных программ без участия педагога. Компьютер проверит все ответы, укажет на ошибки, подскажет, как их исправить. Ученики более охотно отвечают компьютеру и не боятся ошибиться. Компьютер способствует формированию у обучающихся рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий. Использование информационных технологий позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения, даёт возможность решать более интересные и сложные проблемы.
Возможности Интернет помогают детям с ОВЗ приобрести навыки общения с окружающими и, как следствие, побороть свои страхи и комплексы. Можно выделить следующие формы общения в Интернете: телеконференция, чат, блог, ICQ, голосовые сервисы Mail.Ru Агент, Skype и переписка по электронной почте. Интернет сегодня – целый мир, посредством которого, можно обмениваться информацией со всеми жителями нашей планеты.
Что бы детям принять себя такими, какие они есть, быть уверенным в себе и чувствовать себя полноценным членом общества, необходимо искать новые пути интеграции их в социум.
Некоторые веб-сайты в сети Интернет, специально созданные для людей – инвалидов, стараются способствовать социальной адаптации, получению профессионального образования, трудоустройству, самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья. На таких сайтах можно получить бесплатную юридическую помощь, узнать про дистанционное обучение, познакомиться, найти нужную и полезную информацию.
Например, российский интернет-портал для инвалидов «Ты можешь всё!»: http://www.disability.ru/news/; Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья: http://www.dislife.ru/; сайт для людей с ограниченными возможностями здоровья «Дверь в мир»: http://doorinworld.ru/; Сайт для инвалидов и тех, кто рядом с ними http://www.inva-life.ru/; Сообщество людей с ограниченными возможностямиhttp: //www.invaforum.ru/ и другие.
Коммуникация на учебных сайтах позволяет увеличивать круг общения, находить новых друзей, открывать новые увлечения, решать сложные жизненные задачи и помогать другим. Это возможность избавиться от одиночества, измениться и жить интересной, наполненной и плодотворной жизнью, принося любовь и радость своим близким.
Адаптация к миру компьютеров не только облегчает ребенку с ОВЗ вхождение во взрослую жизнь, но и способствовует эффективности обучения с помощью компьютера. Становится неоспоримым утверждение, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни.
Список литературы:
Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
Ильин Г.Л. – Проектное образование как способ осмысления развития ребенка. // Школьные технологии. – 2007.
Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия: «Оценка качества образования» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Московский центр качества образования, 2008. – 96 с.
Коротков А.М. Компьютерное обучение: система и среда //Информатика и образование, 2000. – №2.
Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебн. Пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с.